Действия на востоке в 1944-45 годах

 

В Финском заливе

 

В начале 1944 г. ОКМ было принято решение усилить части флота, действовавшие в Финском заливе, отрядом эскадренных миноносцев. Корабли этого класса обладали достаточным воору­жением, скоростью и живучестью для выполнения таких задач, как скрытые и массированные минные постановки, артиллерийская поддержка сухопутных войск, сопровождение ценных конвоев и многое другое. Кроме того, нараставшая активность советского флота не исключала возможности боевых столкновений с анало­гичными кораблями другой стороны.

Из всех соединений, находившихся в распоряжении Началь­ника эсминцев, выполнить этот приказ могла лишь 6-я флотилия (командир - капитан 1 ранга Фридрих Коте). Она к тому времени пополнилась новыми кораблями типа "Нарвик" и действовала в Скагерраке. Корабли типа "Маас" были признаны не вполне под­ходящими вышеуказанным требованиям, и взамен их состав соеди­нения пополнили закончивший ремонт "Z-25" и только что вошедшие в строй "Z-35" и "Т-30". Последними 19 февраля в Тал­лин прибыли флагманский "Z-28" и "Z-39", после чего флотилия, пережившая, по сути, свое второе рождение, сразу же приступила к активной боевой деятельности.

Основным ее районом стал Финский залив, где опасность подстерегала буквально на каждом шагу. Залив изобиловал мина­ми, а советская авиация господствовала в воздухе. Базами флоти­лии в этот период служили порты Таллин и Палдиски. Первооче­редной задачей кораблей Коте, с которой они успешно и без потерь справились, было усиление передового минного заграждения "Зееигель". Дважды (в ночь на 11 и 16 марта) "Z-28", "Z-25", "Z-39" вы­ходили на постановки и осуществляли их в соответствии с планом. В дальнейшем до 26 апреля флотилия в составе "Z-28", "Z-35", "Z-39" и "Т-30" еще шесть раз принимала участие в подобных ак­циях, но теперь основную роль в постановках играли минные за­градители "Линц", "Бруммер" и "Роланд". Дважды в этот период (12 марта и в конце мая) эсминцы совершали обстрелы позиций со­ветских войск в районе Нарва - Йыесу.

Первые потери 6-я флотилия понесла 23 июня, когда одиноч­ный советский бомбардировщик типа "Бостон" добился попадания пятисоткилограмовой бомбы в стоявший на якоре в Палдиски "Z-39". Взрыв, произошедший в центре корпуса, нанес кораблю тяжелые повреждения и вызвал пожар. В результате эсминец вышел из строя на долгие месяцы.

Однако, несмотря на этот факт, состав соединения Коте не уменьшился благодаря прибытию недавно вступившего в строй "Z-36". Первой задачей флотилии в новом составе явилось сопро­вождение тяжелого крейсера "Лютцов" к остову Уте. По плану опе­рации "Таннен Вест" корабли должны были по первому приказу способствовать оккупации вермахтом Аландских островов. Такой приказ предусматривалось отдать в случае заключения перемирия между СССР и Финляндией, однако, это событие произошло не­сколько позже. Тем не менее эсминцы продолжали патрулирование в этих водах до конца июля, пока новый приказ не изменил в корне не только задачи, но и район действий флотилии.

31 июля "Z-28", "Z-25", "Z-35" и "Z-36" прибыли в Ригу и не­которое время занимались сопровождением войсковых транспор­тов, шедших в направлении Лиепаи. Обстановка на суше вызвала серьезные опасения командования. 31 июля советские части вышли к морю западнее Риги в районе Тукумса. Для поддержки контруда­ра сухопутных войск в Рижский залив прибыл тяжелый крейсер "Принц Ойген", и все корабли флотилии приняли 20 - 21 августа са­мое активное участие в успешной ликвидации советского прорыва. В день окончания операции "Z-35" получил повреждения от удара о грунт при швартовке. Оставшиеся три эсминца в начале следую­щего месяца вернулись в Палдиски.

Выход Финляндии из войны заставил немцев поторопиться с эвакуацией своих войск из этой страны. "Z-28" и "Z-36" 3 сентября прикрывали погрузку частей германского гарнизона Котки в то время как "Z-25" в устье Финского залива осуществлял поиск тор­говых судов бывшего союзника. 4 сентября им был захвачен паро­ход "Наяден", который стал, по-видимому, последним призом, захваченным кригсмарине во второй мировой войне. 17 сентября эсминцы прибыли в Тотенхафен, который на долгое время стал но­вой базой флотилии.

Конец сентября был весьма насыщен событиями. "2-25" и "Z-28" в числе последних покинули Таллин и доставили 21 сентября в Лиепаю 140 солдат и 230 беженцев. Затем флотилия уже в составе всех четырех кораблей сопровождала крейсер "Принц Ойген" и "Лютцов", прикрывая переход четырех последних транспортов с войсками из Финляндии.

Использование эсминцев для обстрела береговых целей во­зобновилось в октябре и продолжалось до конца войны. На протя­жении этого времени германские сухопутные части неоднократно прижимались противником к морю, и только благодаря стараниям флота они могли продолжать успешное сопротивление.

В этом же месяце разгорелись упорные бои в районе Клайпе­ды и полуострова Сырве. Корабли 2-й боевой группы, куда входи­ла и 6-я флотилия, убывали из этих районов только на период пополнения боезапаса. Несмотря на тот огромный вред, который они приносили противнику, последний не прилагал серьезных уси­лий для ликвидации этой поддержки. Лишь в одном случае совет­ской авиации удалось вывести из строя крупный корабль. Им стал "Z-28". 24 октября эсминец подвергся серии последовательных атак штурмовиков из состава 7-го гв. и 35-го авиаполков ВВС КБФ, ко­торые добились попадания в него пяти бомб ФАБ-100. К счастью для немцев, лишь одна из них взорвалась непосредственно в корпу­се эсминца, разрушив штурманскую, рубку. В результате взрыва пять человек погибло, четверо было выброшено за борт и пропало без вести. Тяжело поврежденный "Z-28" убыл для ремонта в Свинемюнде, но его место сразу же занял только вступивший в строй "Z-43". Более успешными оказались действия трех кораблей флотилии ("Z-35", "Z-36", "Z-43") в период с 19 по 23 ноября при эвакуации германского гарнизона Сырве.

 

Гибель эсминцев "Z-35" и "Z-36"

 

С целью воспрепятствовать выходу советских кораблей из Финского залива на просторы Балтики германское командование решило удлинить минное заграждение "Насхорн" в западной части залива. Эта задача была возложена на капитана 1 ранга Коте с эс­минцами "Z-35" (лидер), "Z-36", "Z-43" миноносцами "Т-23" и "Т-28". Новое минное заграждение получило условное наименова­ние "Нил".

"Удлинение заграждений, расположенных вдали от берегов, замечает по этому поводу Фридрих Руге,- дело очень рискованное и должно проводиться лишь при соблюдении совершенно опреде­ленных правил предосторожности" (Руге Ф. Война на море - М., 1957.- С. 337). Стремясь во что бы то ни ста­ло выполнить поставленную задачу, Коте пренебрег грозившей опасностью. Операция проводилась в ночь на 12 декабря в слож­ных погодных и навигационных условиях. Запрет кораблям флоти­лии включать радиолокационные станции затруднял определение своего местонахождения. Командирам эсминцев оставалось упо­вать исключительно на расчеты флагманского штурмана - "Z-35" с единственно работающей РЛС, действовал как навигационный ли­дер. Такая самонадеянность флагмана не могла в конечном итоге не привести к трагедии: в результате штурманской ошибки эскад­ренные миноносцы "Z-35" и "Z-36" подорвались на немецких же минах заграждения "Насхорн" и затонули.

События развивались следующим образом. В 01:15 12 декаб­ря корабли вышли в назначенный район и получили приказ пере­строиться для начала постановки: миноносец "Т-23", не имевший на борту мин, вел колонну, за ним следовали "Т-28", "Z-43", "Z-35", "Z-36". Каждый из эсминцев нес по 68 мин EMF/VES, миноносец "Т-28" - 46 мин EMR. Командир "Т-23" капитан-лейтенант Вейнлиг в нарушение распоряжения Коте все же включил радиолокаци­онную станцию и гидролокатор. Оказалось, что миноносец находится значительно севернее, чем подразумевалось, то есть в опасной близости от минного поля "Насхорн". В 01:30 "Т-23" от­вернул вправо и потерял визуальный контакт с флотилией. Коман­диры "Т-28" и "Z-43" также поняли опасность своего положения и в 01:51 изменили курс на юг. "Т-28" просигналили лидеру о своих действиях по радиотелефону. Все еще уверенный в расчетах штур­мана флотилии, капитан 1 ранга Коте потребовал продублировать сигнал. Однако прежде чем успели это сделать "Z-35" подорвался на минах. Сигнальщики "Т-28" и "Z-43" зафиксировали слабый взрыв по его корме. В 01:53 командир флотилии отдал приказ "стоп".

Какие повреждения получил лидер 6-й флотилии, не известно до сих пор. "Z-35" отклонился влево и окутался дымом. Коте при­казал "Т-23" подойти для оказания помощи его кораблю. Не успел миноносец выполнить этот приказ, как вдоль корпуса "Z-35" по­следовала целая серия взрывов. "Z-43" запросил находившийся на левой раковине поврежденного лидера эсминец "Z-36", принял ли тот сигнал Коте, и в 02:00 получил ответ: "Я слышал командира флотилии..." Радиотелефон внезапно замолчал - "Z-36" тоже на­скочил на мину и почти мгновенно исчез в огне и дыму. Последо­вал новый взрыв - флагманский "Z-35" подорвался еще раз и опрокинулся на левый борт... Больше его никто не видел.

Вернувшиеся на базу в 23:50 12 декабря "Z-43", "Т-23" и "Т-28" не спасли в ту ночь ни одного моряка с затонувших эсмин­цев. Волны мешали спуску шлюпок, сильный ветер гнал уцелевшие корабли к минному полю. Поэтому пришлось отказаться от всяких попыток спасения. Долгое время немцы предполагали, что "Z-35" и "Z-36" погибли со всеми командами, однако позже стало известно, что 67 человек смогли достичь финского берега, а еще около 150 подобрали советские катера.

 

Действия в 1945 году

 

После трагической гибели Коте в распоряжении нового ко­мандира флотилии капитана 1 ранга Хейнца Петерса (Капитан 1 ранга Петере официально вступил в должность командира 6-й флотилии в феврале 1945 г.) реально ос­тавались лишь "Z-25" и "Z-43". В середине января в непосредственное подчинение перешел окончивший ремонт "Пауль Якоби", но уже 4 января он получил повреждения при столкновении с конвоируемым пароходом, и на месяц вышел из строя. В этот пе­риод на ослабленную флотилию легла большая нагрузка. Кроме выполнения эскортных задач по маршруту Лиепая - Готенхафен "Z-25" активно участвовал в артиллерийской поддержке прорыва германских войск с косы Куриш-Нерунг у Кранца между 29 января и 6 февраля. Положение несколько облегчалось с прибытием 5 фев­раля в Готенхафен 4-й флотилии ("Z-38", "Z-34"), которая сразу же активно вступила в боевые действия. В феврале она сопровождали многочисленные конвои в Лиепаю, и кроме того "Z-43" и "Z-38" огнем своих орудий активно содействовали восстановлению сухо­путного сообщения между Пиллау И Кенигсбергом 23 февраля. Не­однократно корабли подвергались обстрелу советской береговой артиллерии и атакам самолетов, однако всякий раз им удавалось избежать сколько-нибудь серьезных повреждений.

Менее удачливым оказался "Z-28". Окончив ремонт, он сразу приступил к выполнению эскортных функций на линии Готенха­фен - Засниц. Эсминец успел сопроводить только один караван и уже в ночь на 6 марта Засниц атаковало около 200 британских тя­желых бомбардировщиков "Ланкастер". Корабль получил попада­ние трех бомб в котельное отделение, его корпус разломился пополам, носовая часть окончательно затонула только утром. 150 немецких моряков погибли.

Стремительное наступление советских войск в Восточной Пруссии и Восточной Померании постоянно увеличивало объем задач, стоявших перед германским флотом на Балтике. 6 марта 2-я боевая группа перебазировалась из уже блокированного с суши Готенхафена в Свинемюнде. Порт 12 марта подвергся налету 661 бомбардировщика 8-й воздушной армии США, однако соеди­нение потерь не понесло. Тем не менее угроза захвата с суши сразу же нависла и над этой базой. С 7 марта "Якоби", а позднее и при­соединившийся "Z-34" вели обстрел сухопутных целей в районе го­рода Диевенов, До 19 марта отряд в составе "Z-43", "Z-34" и "T-33" поддерживали, а затем и эвакуировали защитников Кольберга.

И все же местом главных событий с этого момента и до конца вой­ны стала Данцигская бухта, а точнее район Готенхафена и полу­острова Хель.

В середине марта в результате кровопролитных боев с частя­ми Красной Армии у этой крупной военно-морской базы скопилось значительное количество солдат VII-го танкового корпуса и бе­женцев из числа гражданского населения. В создавшейся ситуации только флот мог воспрепятствовать немедленному падению города. С 11 марта поддержку сухопутным войскам начали оказывать крейсер "Принц Ойген", эсминец "Якоби" и миноносец "Т-23". "Z-38" действовал самостоятельно и периодически привлекался к обстре­лам целей с якорных стоянок у Пиллау и в Кенигсбергском мор­ском канале. Впоследствии число кораблей постоянно возрастало. 20 марта туда прибыли "Z-25" и "Z-31", а спустя два дня "Лютцов" в охранении "Z-34", "Z-43" и "Т-33". С увеличением числа действо­вавших эсминцев более слабо вооруженные "Якоби", "Гальстер" и "Z-25" были выделены для сопровождения конвоев и наиболее цен­ных судов, курсировавших на линии Готенхафен - Копенгаген. Впрочем, и эти корабли в период нахождения в порту также участ­вовали в бомбардировках наземных целей.

Все-таки усилий германских корабельных соединений было недостаточно, чтобы предотвратить падение Готенхафена 28 мар­та. На протяжении всего этого времени эсминцы неоднократно становились объектами нападений с воздуха, однако большие по­тери немцам доставили случайные разрывы собственных снарядов в стволах орудий. Положение дел изменилось лишь в начале апреля после того, как решением советского командования была создана специальная группа авиации для борьбы с крупными кораблями кригсмарине. В нее вошли 12-й гв. авиаполк пикирующих бомбар­дировщиков, 7-й гв. и 35-й штурмовые полки ВВС КБФ.

Последним успехом германского флота в Данцигской бухте явилось проведение операции "Вальпургиева ночь". В течении ран­них часов 5 апреля из района Оксыва (севернее Готенхафена) на 27 десантных баржах, 25 военных катерах и многих других подруч­ных плавсредствах на косу Хель было эвакуировано 8000 солдат и 30.000 беженцев. "Лютцов", "Якоби", "Z-31" и "Z-38" осуществляли прикрытие этой крупномасштабной перевозки.

На кораблях накапливались повреждения, а боезапас все уменьшался. На 1 апреля на каждом эсминце оставалось в среднем 450 снарядов главного калибра. Спустя восемь дней командир бое­вой группы вице-адмирал Тилле был вынужден отдать приказ на отход соединения в Свинемюнде. На переходе "Лютцов", "Принц Ойген" и эскортировавшие их "Z-31" и "Z-38" подверглись серии воздушных ударов. В результате одного из них две бомбы среднего калибра угодили в корпус "Z-31". Несмотря на тяжелые поврежде­ния эсминец, смог поддерживать скорость 16 узлов и своим ходом дойти до Свинемюнде. В тот же день советские штурмовики пото­пили у Хеля плавучую базу "Франкен", обеспечивающую до этого действия эсминцев. Из двух оставшихся в районе Хеля эскадренных миноносцев "Z-43" также был поврежден авиацией 9 апреля. Одна из бомб упала рядом с корпусом корабля, вторая же попала в ко­тельное отделение N1, но не взорвалась. На следующий день зло­получный корабль подорвался на мине, выставленной, по-види­мому, советской подводной лодкой "Л-21". Ввиду полной потери хода, он был отбуксирован "Т-33" в Варнемюнде.

Авиация являлась не единственным противником для немец­ких кораблей в этом районе. "Z-34", прошедший небольшой ремонт в начале месяца, 12 апреля заменил "Z-43" и "Z-39". На протяжении трех дней его зенитчики сумели удачно отбиться от всех атак с воз­духа. Около 23:10 15 апреля, когда эсминец находился на рейде Хе­ля, сигнальщики заметили две быстро движущиеся тени. На корабле была объявлена тревога, но даже энергичное маневриро­вание, предпринятое в последний момент, не спасло корабль от по­падания торпеды в левый борт. Атака советских торпедных катеров "ТК-131" и "ТК-141" увенчалась полным успехом. Взрыв пришелся в район между 3-м и 4-м отсеками. Вышли из строя обе машины, а также динамо-машина и практически все средства управления кораблем. Лишь мощные водоотливные средства, ко­торыми отличались все "нарвики", позволили избежать затопления. С рассветом неподвижный корабль подвергся новым атакам штурмовиков и истребителей. Потери личного состава после ноч­ных событий и попадания одного авиационного реактивного сна­ряда составили 8 убитых и 16 раненых. 17 апреля "Т-36" отбуксиро­вал тяжело поврежденный "Z-34" в Свинемюнде. Этот случай за­ставил германское командование отказаться от постоянного пат­рулирования силами эскадренных миноносцев в Данцигской бухте.

Немногочисленные оставшиеся в строю корабли за исключе­нием "Z-25" и "Галъстпера", находившихся в Копенгагене, теперь были объединены под флагом 4-й флотилии и продолжали базиро­ваться на Свинемюнде. Порт постоянно подвергался воздушным ударам английской (16 апреля) и советской (20, 24 и 27 апреля) авиации, однако, эсминцам удавалось избежать новых серьезных повреждений. Требовавшие ремонта "Z-31" и "Z-33" совершили пе­реход в Киль, куда вслед за ними на буксире у "Якоби" должен был отправиться и "Z-43". Известие о разрушительном налете, которо­му подвергся этот порт в ночь на 3 мая, заставило переадресовать корабль в более спокойное место. В тот же день "Z-43" бросил якорь в бухте Хельсингера. По-видимому, к этому моменту у не­мецких моряков уже не оставалось никаких иллюзий относительно скорого финала борьбы. Вечером команда сошла на берег и взо­рвала корабль. "Z-43" стад 25-м и последним германским эскадрен­ным миноносцем, погибшим во второй мировой войне.

На оставшемся "Якоби" в ночь на 4 мая в результате сабота­жа был уничтожен гирокомпас. Утром часть экипажа предъявила командиру ультиматум, что корабль больше не должен совершать походов ни к Хелю, ни к берегам Курляндии. Находившийся на борту эсминца командир 6-й флотилии капитан 1 ранга Петере принял решительные меры к восстановлению порядка. В тот же день мятеж был подавлен, а военный суд в Мурвике, куда прибыл "Пауль Якоби", приговорил трех зачинщиков к расстрелу. Тем не менее по техническим причинам до конца войны корабль больше так и не вышел в море.

Тем временем оставшиеся боеспособными "Z-38" и "Z-39" продолжали оставаться в Свинемюнде, откуда вели энергичную поддержку сухопутных войск. Крупные воздушные налеты 3 и 4 мая заставили немцев в конце концов очистить и эту базу. При выходе из порта штурмовики 7-го гв. авиаполка потопили миноно­сец "Т-36", однако обоим боеспособным эсминцам и поврежденно­му "Z-34" удалось достичь Копенгагена. Утром 5 мая туда же прибыл из Скагеррака оставшиеся корабли 5-й флотилии -"Риделъ", "Лоди", "Ин" а также миноносцы "Т-17", "Т-19". В тот же день они вместе с находившимся в порту ранее "Галъапером", "Z-25", "Т-23", "Т-28", "Т-35" и транспортами вышли в море для еще одного похода к Хелю.

В этот момент на полуострове скопилось значительное число почти безоружных солдат, раненных и лиц гражданского населе­ния. Несмотря на очевидную близость окончания войны, герман­ские эсминцы совершили еще два (7 - 8 мая - "Z-38", "Z-39", "T-33" и 8 - 9 мая - "Галъстер", "Ян", "Z-25", "Т-23", "Т-28", "Т-17", "Т-19", "Т-35") рейса к блокированному полуострову, подвергая при этом. себя немалому риску. Только в результате последнего было вывезе­но около 20 тыс. человек. Этот отряд еще находился в море, когда утром 9 мая было получено известие о капитуляции. Эсминцы при­были в Киль. На следующий день на всех кораблях кригсмарине были спущены германские флаги. На этом боевая карьера герман­ских эскадренных миноносцев закончилась.

В 1944-45 гг. Восточная Балтика оставалась единственным ТВД, где крупные корабли германского флота могли действовать практически под носом у противника без риска быть немедленно уничтоженными. За весь вышеописанный период советской стороне неоднократно удавалось производить болезненные уколы против­нику, но ни один из них не оказался достаточным для потопления корабля размером более миноносца. Вместе с тем, ситуация скла­дывавшаяся в прибрежных районах, диктовала активное примене­ние оставшихся сил флота. Эти два обстоятельства дали возмож­ность кригсмарине успешно проявить себя после застоя и рада не­удач 1942-43 гг. и еще раз доказать пользу и необходимость круп­ных надводных кораблей при ведении войны на море.