Cavendish-Vindictive

 

В 1917 году Королевский флот остро нуждался в кораблях авианосного класса. В частности, в британском флоте на авиацию возлагались большие надежды в решении бытовавшей тогда так называемой «ютландской проблемы разведки» (Jutland Scouting Problem). Эта проблема возникла в связи с тем, что в состоявшемся годом ранее бою в проливе Скагеррак только отсутствие у англичан должной разведки позволило немцам избежать генерального сражения и ускользнуть в свои базы. 31 мая-1 июня 1916 года, когда произошел знаменитый Ютландский бой, в распоряжении Гранд Флита находились два гидроавиатранспорта, возможностями которых командование флотом, тем не менее, пренебрегло. Campania опоздал с выходом в море и затем без всяких видимых причин возвращен в базу, а с находившегося в составе разведывательного соединения вице-адмирала Д. Л. Битти (Vice-Admiral David LongfieldBeatty)Engadine был выпущен только один самолет. Но даже этот единственный разведывательный полет имел несомненный успех. Экипаж самолета Short-184 обнаружил корабли противника и передал три сообщения на Engadine. Однако ретрансляция полученных сообщений с гидроавиатранспорта на флагманский линейный крейсер Lion заняла слишком много времени и информация запоздала. Вполне вероятно, что при широком использовании авиации для разведки, а также для корректировки артиллерийской стрельбы и выполнения других вспомогательных функций Гранд Флит смог бы одержать в Ютландском бою решительную победу. По крайней мере, для этого имелись все предпосылки.

Помимо разведывательных функций авиация широко применялась для борьбы с немецкими дирижаблями, в 1916-1917 годах нанесшими значительный ущерб бомбардировками английских городов. К этому времени уже стало ясно, что в боевых условиях самолеты с колесным шасси имеют ряд преимуществ перед гидропланами. Важнейшими из них являлись более высокие скорость и маневренность, а также независимость от состояния моря. В связи с этим большинство британских флагманов считало необходимым иметь в составе флота корабль с полетной палубой, специально предназначенный для несения самолетов с возможностью их взлета и посадки даже в плохую погоду.

Этим единственным авианосным кораблем со сплошной полетной палубой должен был стать Argus, бывший пассажирский лайнер Conte Rosso, заложенный в июне 1914 года по заказу Италии и приобретенный Адмиралтейством в 1916 году для переоборудования его в авианосец. Однако завершение строительства этого корабля намечалось только в ноябре 1917 года (как выяснилось впоследствии, и эти планы Адмиралтейства оказались чересчур оптимистичными). Чтобы исправить положение и как можно быстрее дать флоту так необходимую ему авианосную боевую единицу, Первый морской лорд адмирал Дж. Джеллико (First Sea Lord Sir John Jellicoe) 14 марта 1917 года приказал начать перестройку в авианосец легкого линейного крейсера Furious (одного из трех кораблей типа Courageous), даже несмотря на то, что на нем уже начался монтаж носовой башни 457-мм орудий. В ходе переоборудования носовую башню демонтировали, а вместо нее соорудили ангар на десять самолетов, крыша которого образовывала полетную палубу длиной 228 футов (69.5 м) и шириной 50 футов (15.2 м). Однако и этим дело не ограничилось. 16 июня 1917 года во время встречи Третьего морского лорда контр-адмирала Л. Хэлси (Third Sea Lord Sir Lionel Halsey) с командующим Гранд Флитом адмиралом Д. Битти в ответ на нарекания последнего на недостаток в составе флота кораблей авианосного класса Хэлси предложил переоборудовать в авианосец один из находившихся в постройке крейсеров типа Raleigh. В июле 1917 года крейсер Cavendish, заказанный последним частной верфи Harland&Wolff в Белфасте, находился в достаточно высокой степени готовности, опережая по объёму выполненных работ почти все остальные «систершипы», когда в Адмиралтействе приняли решение о перестройке его в крейсер-авианосец с ангаром на шесть самолетов, включив его в программу развития флота 1917 года. Помимо практического значения, заключавшегося в скорейшем увеличении авианосных сил флота, переоборудование крейсера с самого начала носило экспериментальный характер. Отделом военного кораблестроения тогда разрабатывался проект нового авианосного корабля, корпус и система бронирования которого основывались на базе чертежей крейсеров типа Raleigh (будущий авианосец Hermes), однако по поводу того, каким должен стать этот корабль, мнения специалистов разделились. Перестраивая Cavendish, англичане собирались таким образом выяснить, которая из двух существовавших тогда концепций авианосца (со сплошной полетной палубой или с раздельными взлетной и посадочной палубами) является единственно верной, а конструктивная идентичность крейсера и проектируемого авианосца должна была обеспечить сопоставимость результатов. В случае неудачи эксперимента Cavendish можно было снова переоборудовать в крейсер. В связи с этим Главный конструктор флота д'Эйнкурт подготовил проект перестройки корабля, утвержденный уже в августе 1917 года. Работы по переоборудованию крейсера начались в декабре того же года, и в следующем году он был спущен на воду уже как авианосец. В июне 1918 года корабль переименовали в Vindictive, a осенью он первым из единиц своего типа вошел в строй за месяц до прекращения военных действий, принять участие в которых ему уже не довелось. Официально этот корабль классифицировался как «легкий крейсер, оснащенный как авианосец» и должен был служить в качестве запасного плавучего аэродрома для посадки самолетов с других кораблей. В действительности же изъяны «авианосной» конструкции делали посадку самолетов на Vindictive невозможной и она осуществлялась только однажды. В качестве авианосного корабля Vindictive использовался недолго, и уже к середине 20-х годов он был вновь переоборудован в крейсер.