Бронирование

 

Несмотря на то, что бронирование крейсеров типа Hawkins осуществлялось по стандартной схеме, широко применявшейся в то время в британском Королевском флоте для защиты легких крейсеров, эти корабли были достаточно надежно защищены. Поверхность надводного борта защищалась броней практически по всей длине корпуса, а ниже ватерлинии нижняя кромка броневого пояса достигала уровня прикрывавшей машинно-котельные отделения (МКО) конструктивной подводной защиты — булей. Незащищенными оставались лишь незначительные участки борта в оконечностях, где верхняя кромка бронирования уступами спускалась до уровня главной палубы.

Толщина поясной брони на протяжении борта варьировалась. Главный броневой пояс, прикрывавший ватерлинию, в районе МКО достигал по высоте уровня верхней палубы. Суммарную толщину брони в три дюйма (76.2 мм) на этом участке (около трети длины корабля) составляли 50.8-мм наклонный пояс из НТ-стали (сталь высокого напряжения — High Tensile Steel) и 25.4-мм обшивка из стали того же сорта (по другим данным, внешний слой брони образовывали плиты из никелевой стали, а внутренняя обшивка формировалась двумя слоями корабельной стали толщиной по 12.5 мм). Далее к оконечностям районы артиллерийских погребов защищались 51-63-мм поясной броней. Бронирование носовой оконечности, где, как и в корме, ширина броневого пояса была наименьшей, по толщине не превышало 38 мм, что должно было предотвратить поступление воды внутрь корпуса через осколочные пробоины, которые могли уменьшить скорость корабля. В корме призванная защитить рулевую машину поясная броня выполнялась 57-мм. Верхний броневой пояс, прикрывавший верхний участок борта от среза полубака до находившегося в позиции «А» носового орудия №1, имел толщину 50.8 мм. Кроме того, бортовое бронирование крейсеров дополнялось защитой конструктивной: на этих кораблях, имевших смешанное угольно-нефтяное отопление, вернулись к старой практике дополнительной защиты котельных и части машинных отделений, использовав в этом качестве угольные бункеры. О конструктивной противоторпедной защите уже говорилось выше.

Горизонтальное бронирование «хокинсов» являлось, скорее, местным, что вполне соответствовало стандартам периода Первой мировой войны. По всей длине корабля палуба выполнялась 13-мм, более толстой броней защищались только два участка: над МКО толщина бронеплит составляла 38 мм, а над помещением рулевой машины — 25.4 мм.

По традиции боевая рубка крейсеров защищалась 76-мм броней. Щиты орудийных установок главного калибра имели толщину 25 мм.

Новацией в этой стандартной схеме стало оригинальное решение местного бронирования артиллерийских погребов, вокруг которых концентрировалась так называемая «коробчатая» броневая защита. Погреба боезапаса как бы замыкались в броневые «короба», выполненные по периметру из 13-мм (0.5 дюйма), а сверху из 25-мм брони. Эта, по оценке современников, «легкая и экономичная форма внутренней броневой защиты» затем неоднократно использовалась на многих последующих типах британских крейсеров. Однако не следует забывать, что хваленые броневые «короба» «хокинсов» являлись лишь дополнительной защитой погребов боезапаса при достаточно сильном бортовом бронировании, в то время как строившиеся вслед за ними по проекту того же Главного конструктора флота д'Эйнкурта «вашингтонские» крейсера типа County, получив усиленную систему местного бронирования, но практически не имевшие бортовой брони, оказались, по сути, безбронными.