Энергетическая установка

 

Крейсера типа Hawkins имели четырехвальную паротурбинную установку, состоявшую из располагавшихся в двух машинных отделениях четырех турбоагрегатов (по два в каждом отделении). В свою очередь каждый агрегат состоял из турбины высокого (ТВД) и турбины низкого (ТНД) давления, соединенных с турбиной крейсерского хода и, через одноступенчатый редуктор, с одним из гребных валов. Внешняя пара гребных валов приводилась в движение турбоагрегатами носового машинного отделения, а внутренняя — турбоагрегатами кормового отделения. Hawkins и Cavendish в процессе строительства были оснащены турбинами Parsons, остальные — турбинами Brown-Curtis. Согласно оригинального проекта 1915 года, суммарная мощность турбин должна была составлять 60000 л.с.

Турбины приводились в действие паром от расположенных в трех котельных отделениях 12 водотрубных котлов фирмы Yarrow с трубками малого сечения и принудительной тягой системы Howdens. Несмотря на то, что нефтяное отопление уже давно доказало свои преимущества перед угольным, в период Первой мировой войны уголь по-прежнему являлся значительно более востребованным топливом, чем нефть. Достаточно вспомнить, что двигательные установки практически всех торговых судов того времени продолжали отапливаться углем. К тому же он являлся сравнительно легкодоступным и более дешевым топливом, поскольку в Британии вся нефть была привозной, а высококачественный уголь добывался в самой метрополии. Поэтому опасения за надежность нефтяных коммуникаций империи продолжали довлеть над умами британских адмиралов и во время войны. Не желая ставить предназначавшиеся для действий в отдаленных океанских районах крейсера в зависимость от одного из видов топлива, а также с целью облегчения снабжения на них было предусмотрено смешанное угольно-нефтяное отопление. В связи с этим в двух котельных отделениях устанавливались восемь отапливаемых нефтью водотрубных котлов с рабочим давлением 16.5 атмосфер, в то время как в третьем, кормовом котельном отделении установили четыре работавших на угле водотрубных котла, для которых для повышения эффективности сгорания угля была предусмотрена возможность впрыскивания нефти.

В 1917 году было решено увеличить мощность машин находившихся в постройке крейсеров с 60000 до 70000 л.с. посредством повышения паропроизводительности котлов и замены лопаток турбин. Это должно было увеличить скорость хода кораблей приблизительно на один узел. Однако указанные мероприятия удалось осуществить только на трех единицах серии, поскольку Hawkins и Cavendish находились в достаточно высокой степени готовности, исключающей подобную модернизацию.

Нормальный запас топлива крейсеров согласно проекту составлял 1000 т нефти и 860 т угля. Максимально корабли могли принять до 1480 т нефти, что, при неизменной величине запаса угля, обеспечивало дальность плавания 5400 морских миль на 14-узловой крейсерской скорости. Максимальная скорость, показанная на испытаниях первыми вошедшими в строй кораблями этого типа (переоборудованным в авианосец Vindictive и крейсером Hawkins), энергетическая установка (ЭУ) которых осталась неизменной и полностью соответствовала оригинальному проекту, не достигла проектного 30-узлового показателя. Так, на проходивших при полном водоизмещении испытаниях крейсера Hawkins мощность машин превысила проектную (61000 л.с.), однако максимальная скорость при этом составила всего 28.7 узла (при 400 оборотах винта в минуту)- На крейсере Raleigh ЭУ была модернизирована в соответствии с решениями, принятыми в 1917 году, поэтому на ходовых испытаниях, проходивших в сентябре 1920 года, крейсер, как и ожидалось, показал более высокие скоростные качества, развив при мощности машин 70000 л.с. 31-узловую скорость. Оставшаяся пара крейсеров, как уже говорилось, была переведена на нефтяное отопление. Четыре котла кормового котельного отделения №3 со смешанным отоплением заменили двумя стандартными нефтяными водотрубными котлами того же типа, что и остальные восемь, установленные в носовых котельных отделениях. Освободившееся пространство котельного отделения №3 использовалось в качестве дополнительной топливной цистерны, вследствие чего возросший запас топлива составил 2150 т. Паропроизводительность десяти котельных установок позволяла машинам крейсеров развивать мощность до 65000 л.с., и на ходовых испытаниях они достигли одинаковой максимальной скорости хода — 30.5 узла.

Позднее аналогичным образом был доработан под единый топливный стандарт и Hawkins. Во время модернизационных работ, проводившихся на крейсере в октябре 1928 — ноябре 1929 годов, убрали все угольные котлы, а опустевшее котельное отделение №3 целиком приспособили под нефтяной танк. С оставшимися восемью модернизированными нефтяными котлами мощность машин крейсера упала до 55000 л.с., а скорость составила всего 29.5 узла, но при возросшем до 2600 т запасе топлива Hawkins имел дальность плавания почти на 20% большую, чем у всех крейсеров своего типа.