HMS Hawkins

 

Как и все корабли своего типа, Hawkins был заказан в декабре 1915 года военной верфи Королевского флота Chatham Dock Yard. Корабль заложили 3 июня 1916 года, а во время спусковой церемонии, состоявшейся 1 октября 1917 года, ему присвоили имя адмирала Дж. Хокинса (Хокинс, Джон (John Hawkins, 1532-1595), английский адмирал, пират, с 1571 — главный судостроитель Англии. Поставил промысел и торговлю чернокожими рабами на широкую коммерческую основу. Первый рейс в Африку совершил на деньги лондонских купцов в 1562-1563 годах, причем успех экспедиции был настолько велик, что вскоре получил предложение большой группы заинтересованных лиц и, в том числе, английской королевы возглавить новую экспедицию. Елизавета I предоставила Хоукинсу корабль и право поднять свой флаг. Возглавленная им экспедиция совершила новый рейс за рабами в 1584 на пяти кораблях, капитаном одного из которых являлся знаменитый Ф. Дрейк. После выгодной продажи захваченных рабов на островах Карибского бассейна, флотилия Хокинса предприняла попытку нападения на испанский город Санта-Хуан де Улиа, но в состоявшемся морском сражении с испанским флотом англичане потеряли три корабля. Тем не менее, Хокинсу удалось захватить в плен группу богатых испанцев и получить за них солидный выкуп. Этот инцидент послужил началом длительной войны между Англией и Испанией в 1585-1600 годах. Став главным кораблестроителем Англии, ответственным за строительство и снаряжение кораблей для королевского военно-морского флота, Хокинс довел их численность до 25 в 1588, вооружив большим количеством орудий. Им была организована постройка серии новых галеонов типа Revenge, он неустанно заботился о здоровье и хорошей оплате труда моряков и кораблестроителей, а в 1590 совместно с Дрейком из собственных средств основал фонд помощи больным и престарелым морякам. В сражении с «Непобедимой армадой» командовал кораблем Victory. После победы над испанским флотом возведен в рыцарское достоинство. В 1590 организовал блокаду Азорских островов у берегов Африки, захватывая идущие с товарами испанские суда. Умер в ночь перед морским сражением во время последнего своего плавания, начатого вместе с Дрейком с целью захвата и грабежа острова Пуэрто-Рико и других испанских колоний).

Постройка крейсера была закончена 19 июля 1919 года, спустя восемь месяцев после окончания войны, и 25 июля он первым из крейсеров своего типа вошел в строй. Кораблю присвоили тактический номер (Pennant Number) D86 и направили на Дальний Восток в состав сил Китайской станции (China Station) в качестве флагманского корабля 5-й эскадры легких крейсеров (5th LCS), базировавшейся на Гонконг. Китайская военно-морская станция являлась составной частью британского Дальневосточного флота (Eastern Fleet), в некоторой степени игравшего роль противовеса сильному флоту Японии. Главными базами Дальневосточного флота являлись Гонконг в Китае и Сингапур в Малайе.

В состав британских дальневосточных сил Hawkins прибыл в октябре 1919 года. 5-я эскадра крейсеров выполняла на Дальнем Востоке аналогичные функции, что и 8-я в Вест-Индии, поэтому в круг обязанностей флагманского корабля эскадры также входила представительская деятельность. С этой целью Hawkins посетил в 1920 году и Японию, произведя на японское военно-морское руководство столь сильное впечатление, что оно немедленно задалось задачей проектирования и постройки легкого крейсера, который превосходил бы как британские «хокинсы», так и уже заложенные в Соединенных

Штатах крейсера типа Omaha. Такими крейсерами стали вооруженные 200-мм орудиями и построенные в 1922-1927 годах первые японские тяжелые (по классификации Лондонского договора 1930 года) крейсера типов Furutaka и Aoba.

Помимо представительской, кораблям 5-й эскадры приходилось нести и боевую службу. В те годы, и это явление не изжито еще и в наши дни, акватории Желтого и Восточно-Китайского морей являли собой широкое поле деятельности китайских пиратов. Поэтому для экипажа Hawkins выходы на боевое патрулирование также не были редкостью.

Служба крейсера на Дальнем Востоке продолжалась девять лет. 25 июня 1928 года в качестве флагманского корабля 5-й крейсерской эскадры его сменил Kent, «вашингтонский» крейсер первой серии County, только что прибывший из метрополии. В сентябре Hawkins оставил дальневосточные воды и уже в октябре прибыл на верфь в Четеме для модернизации. Ремонтно-модернизационные работы на корабле продолжались до ноября 1929 года, затем он вошел в состав Атлантического флота (Atlantic Fleet) в качестве флагманского корабля 2-й эскадры крейсеров (2-nd CS), сменив крейсер Vindictive, назначенный к выводу в резерв. В составе 2-й эскадры крейсер находился до 5 мая 1930 года, после чего в первый раз был выведен в резерв. В сентябре (по другим данным, в ноябре) того же года получил назначение в 4-ю крейсерскую эскадру (опять же в качестве флагманского корабля) из состава Ост-Индской военно-морской станции (East Indies Station) британского Восточного флота. Главными базами Восточного флота являлись Аден на юге Аравийского полуострова и Коломбо на острове Цейлон. Последний и был местом базирования 4-й эскадры. В ее составе Hawkins находился до декабря 1934 года, затем вернулся в Англию и в апреле 1935 года вновь был выведен в резерв.

На этот раз пребывание в резерве было значительно более длительным, ведь именно в это время в Адмиралтействе решался вопрос, как быть с оказавшимися «лишними» согласно договорному лимиту водоизмещения тяжелыми крейсерами типа Hawkins. В соответствии с постановлениями Лондонского договора на корабле в 1936 году демонтировали 190-мм орудийные установки главного калибра. Кроме того, известно, что в сентябре 1938 года он использовался в качестве учебного корабля.

К началу 1939 года будущее крейсера, наконец, было определено, и он прибыл на верфь в Четеме для переоборудования в легкий крейсер. Однако реализации этих планов помешало скорое начало войны, и на крейсер вернули его прежнее вооружение. Hawkins вновь вступил в строй в декабре 1939 года, а в начале января 1940 года последовало его назначение в Южноамериканскую дивизию крейсеров (South American Cruiser Division) (Южноамериканская дивизия крейсеров была создана в первые дни войны и находилась в подчинении командующего Южно-Атлантической военно-морской станцией (South Atlantic Station). Штаб района размещался во Фритауне (Сьерра-Леоне), а командующим станцией в этот период являлся вице-адмирал Г. д'Ойли-Лайон. Главной задачей дивизии являлось обеспечение безопасности коммуникаций в самых южных районах Атлантики и вдоль атлантического побережья Южной Америки). Корабли этой дивизии совсем недавно, 13 декабря 1939 года, покрыли себя неувядаемой славой в бою с германским «карманным» линкором Admiral Graf Spee, получив при этом тяжелые повреждения. В результате в январе 1940 года на ремонт в метрополию ушли разбитый в бою с немецким рейдером тяжелый крейсер Exeter и не участвовавший в сражении, но также требовавший серьезного ремонта тяжелый крейсер Cumberland. Вслед за ними туда же отправился и флагманский легкий крейсер Ajax, а остававшийся в ее составе легкий крейсер Королевского Новозеландского флота (Royal New Zealand Navy RNZN) Achilles, на который временно перенес свой флаг командир дивизии контр-адмирал Г. Хэрвуд (Н. Н. Harwood), вскоре должен был уйти в Новую Зеландию. 29 января 1940 года на крейсере Hawkins был поднят контр-адмиральский флаг, и он стал флагманским кораблем Южноамериканской дивизии. При этом на Hawkins были переведены многие члены экипажа HMNZS Achilles.

Больше года крейсер занимался охраной судоходства от возможного появления германских рейдеров в Южной Атлантике. Наиболее масштабной за этот период, пожалуй, являлась поисковая операция, которая проводилась с конца июля 1940 года силами Южно-Атлантической станции по обнаружению одного из наиболее удачливых «корсаров» Третьего рейха — рейдера Thor (Schiff 10/Raider «E», командир — капитан 1-го ранга Отто Кёхлер). Отправившись в рейд 6 июня 1940 года, Thor открыл боевые действия в Атлантике 1 июля, а к концу месяца на его боевом счету уже числились пять потопленных грузовых судов, общей вместимостью 25911 Брт, и одно (9289 Брт), захваченное в качестве приза и отправленное во французский порт Лориан. Кроме того, 28 июля в бою с рейдером получил серьезные повреждения входивший в состав Южноамериканской дивизии вспомогательный крейсер Alcantara, с трудом добравшийся до Рио-де-Жанейро.

В начавшейся поисковой операции британское командование задействовало значительные силы. В районе Фритауна патрулировали тяжелый крейсер Dorsetshire, легкий Delhi и вспомогательный крейсер Maloja, а у Саймонстауна — тяжелый крейсер Cumberland, уже возвратившийся из метрополии после ремонта. Наконец, в южных и западных районах Южной Атлантики действовали корабли Южноамериканской дивизии — тяжелый крейсер Hawkins и легкий Dragon. Несмотря на то, что в сентябре и октябре 1940 года Thor частенько находился в «зоне ответственности» дивизии, крейсируя между Пернамбуко и островом Вознесения и время от времени приближаясь к побережью Бразилии, поиски рейдера оказались безрезультатными. Они не имели успеха также и в ноябре, когда общее количество британских крейсеров, задействованных в операции, достигло десяти, а к кораблям Южноамериканской дивизии присоединился легкий крейсер Enterprise. Активное участие в операции принимали также британские вспомогательные крейсера Asturias, Carnarvon Castle и Queen of Bermuda.

В декабре те же поисковые силы искали уже не только Thor, но и германский тяжелый крейсер Admiral Scheer (бывший «карманный» линкор), который, по предположениям британского Адмиралтейства, находился в Южной Атлантике. Тем не менее, ни один из этих германских кораблей так и не был обнаружен, а рейдер Thor, задав 5 декабря жестокую трепку еще одному британскому вспомогательному крейсеру, Carnarvon Castle, продолжил войну с судоходством противника в Южной, а затем и в Центральной Атлантике. Его рейд завершился 30 апреля 1941 года возвращением на родину. Всего им было потоплено 12 судов общим водоизмещением 96602 Брт.

В начале февраля 1941 года Hawkins перешел в Индийский океан для участия в операции Breach, которая проводилась в рамках начавшегося из Кении наступления британских и южно-африканских войск против Итальянского Сомали. Для осуществления плана операции, которым предусматривалось проведение рейда на порт Могадишо с целью его минирования, было сформировано Соединение К (Force К), в состав которого и вошел Hawkins. 2 февраля палубная авиация авианосца Formidable забросала минами гавань и рейд Могадишо, после чего девять «альбакоров» обстреляли портовые сооружения. Единственными результатами рейда стали большие жертвы среди туземного населения и серьезные проблемы по разминированию поставленных самолетами магнитных мин, с которыми англичане столкнулись после падения города.

На этом участие крейсера Hawkins в Восточноафриканской кампании не закончилось. 10 февраля начались бои в районе ранее блокированного британскими кораблями сомалийского порта Кисимайо. Город-порт обороняла 22-тысячная группировка противника — шесть итальянских колониальных бригад и такое же количество подразделений туземных войск. В качестве отвлекающего удара британское командование планировало провести обстрел с моря небольшого порта Брава, но не исключалась возможность выделения кораблей и для обстрела Кисимайо. С целью обеспечения огневой поддержки наступающих войск, командующий Ост-Индским флотом вице-адмирал Литэм (C-in-C East Indies Vice-Adm Leatham) сформировал Соединение Т (Force Т) в составе авианосца Hermes, тяжелых крейсеров Shropshire и Hawkins, легких Ceres и Capetown, эсминца Kandagar. Командовал соединением командир Shropshire кэптен Дж. Эделстен (Capt. J. Edelsten).

10-11 февраля два германских и восемь итальянских судов сделали попытку прорваться сквозь кольцо блокады из Кисимайо в Могадишо или в Диего-Суарес на французском острове Мадагаскар, подконтрольном лояльному странам Оси правительству Виши. Однако базировавшаяся на прибывшем в район боевых действий с опозданием авианосце Hermes 814-я эскадрилья FAA (12 самолетов Swordfish) сходу включилась в действия по обеспечению блокады побережья, и большинство судов противника были сразу обнаружены. Благодаря донесениям пилотов палубной авиации крейсер Hawkins 12 февраля задержал и отконвоировал на базу пять итальянских транспортов общей вместимостью 28055 Брт. Команда германского судна снабжения Uckermark (7021 Брт) (Не следует путать с другим германским судном снабжения, знаменитым Altmark (10850 Брт), позднее переименованным в Uckermark и погибшим от взрыва в японском порту Иокогама 30 ноября 1942 года. Кстати, этот же взрыв стал причиной пожара и гибели германского рейдера Thor, уже упоминавшегося в нашем рассказе. Затопившийся лее у африканских берегов Uckermark — бывший сухогруз из построенной для немецкой компании HAPAG в 1930 году серии из шести транспортных судов. Два однотипных с Uckermark судна в годы войны были переоборудованы в рейдеры — Orion (бывший Kurmark) и Widder (бывший Neumark)) при приближении британского крейсера предпочла затопить свой корабль. Моряками с Hawkins были спасены все 37 членов команды, а также любимец экипажа — попугай-ара. Еще два беглеца, немецкий и итальянский пароходы, были настигнуты уже на подходе к Могадишо и уничтожены бомбами авиации и огнем орудий. В результате только двум «итальянцам» удалось добраться до Диего-Суареса. При огневой поддержке корабельной артиллерии Кисимайо был взят 14 февраля. Очередь Могадишо настала 25 февраля.

В первой половине 1941 года в Индийском океане заметно активизировались действия германских надводных рейдеров. И если вспомогательные крейсера Atlantis, Pinguin и Orion не оказали существенного влияния на ход Восточноафриканской кампании, то появление здесь в начале февраля тяжелого крейсера Admiral Scheer под командованием капитана 1-го ранга Теодора Кранке не могло не сказаться на дислокации сил британского флота. Особую важность для англичан в это время представляла проводка конвоя WS.5B (20 войсковых транспортов, 11 из которых водоизмещением от 17000 до 27000 т). Конвой вышел 15 февраля из Дурбана в Аден в сопровождении тяжелого крейсера Королевского Австралийского флота (Royal Australian Navy RAN) Australia и легкого крейсера Emerald. Крейсер Hawkins присоединился к эскорту WS.5B 21 февраля у Момбасы, когда Emerald с четырьмя транспортами ушел в Бомбей. 20-22 февраля Admiral Scheer, следуя из района Сейшельских островов, потопил в северной части Мозамбикского пролива три торговых судна, два из которых успели передать в эфир сообщения о нападении. Радиосигналы потопленных судов принял находившийся на патрулировании в этом районе легкий ПВО Black Prince, голландская канонерская лодка Soemba, по разным данным, от восьми до десяти американских эсминцев 20-го и 34-го дивизионов, а также два эскортных миноносца.

Операция Neptune началась 6 июня. Час «Ч» на участке «Юта» был назначен на 06.30 утра. Незадолго до 06.00 корабли контр-адмирала Дейо открыли огонь по береговым батареям противника, прикрывавшим участок побережья от мыса Барфлер на севере до устья реки Вир. Контрбатарейный огонь Группы артиллерийской поддержки был настолько точен, что, несмотря на ограниченность времени огневой подготовки, большинство германских батарей вскоре были подавлены. Тем не менее, прямые попадания, зафиксированные самолетами-корректировщиками, не выводили батареи полностью из строя, и уже через несколько часов или на следующий день они пытались возобновить обстрел находившихся у побережья кораблей и судов, но и тогда быстро подавлялись кораблями поддержки. В дальнейшем стрельба велась также по заявкам береговой корректировочной станции. Первыми целями для крейсера Hawkins стали две четырехорудийные батареи противника, одна — 155-мм, другая — 76-мм калибра, расположенные в одной-двух милях от Гранкана. После нескольких прямых попаданий на крейсер сообщили, что батареи подавлены. 7 июня «работа» группы контр-адмирала Дейо началась в 05.00 и продолжалась до сумерек. В ночь с 7 на 8 июня, когда бомбардировочная авиация Люфтваффе совершила первый налет на стоянку судов у участка «Юта», крейсера Hawkins и Enterprise, не имевшие установок для постановки дымовой завесы, только чудом не были поражены, а эсминец Meredith потоплен планирующей бомбой. 8 и 9 июня корабли Группы продолжали поддерживать высадку и наступление частей американского 7-го корпуса. В дальнейшем, по завершении первой фазы операции Overlord, Hawkins в течение пяти недель июня-июля 1944 года служил в качестве базы для тральщиков и катеров флота вторжения. В конце июля крейсер прибыл в Розайт, где в период с сентября по ноябрь он был переоборудован для выполнения функций учебного корабля на реке Клайд. В этом качестве он использовался до начала июня 1945 года, затем выведен в резерв и вскоре разоружен. До 1947 года корабль находился в Фалмуте. Во время весенних артиллерийских учений этого года он использовался в качестве корабля-цели, затем в мае стал объектом бомбардировки на проходивших в районе Спитхеда учениях Королевской авиации (RAF). 21 августа старый крейсер продан на слом фирме Arnott Young & Со. В декабре 1947 года Hawkins совершил свой последний переход на верфь в Далмюре. Разделочные работы начались в том же месяце.