HMS Vindictive

 

Крейсер был заказан частной кораблестроительной верфи компании Harland & Wolff в Белфасте, Северная Ирландия, последним из пятерки «хокинсов» в апреле 1916 года. Поскольку темпы строительства на этой частной верфи были достаточно высокими, к лету 1917 года крейсер опережал по степени готовности почти все корабли своего типа. Это и стало одной из причин выбора его для переоборудования в авианосец в июле 1917 года, когда в Адмиралтействе было решено таким способом увеличить крайне необходимые британскому флоту авианосные силы. При спуске на воду, который был произведен 17 января 1918 года, корабль получил, как и намечалось, «адмиральское» название по имени известного мореплавателя и авантюриста XVI века Т. Кэвендиша (Кэвендиш, Томас (Thomas Cavendish, 1560-1592), английский мореплаватель и приватир, третьим в мире совершивший кругосветное плавание. Получил образование в Оксфорде, затем служил на флоте. В 1585 получил свидетельство приватира, которым ему разрешался захват испанских судов, и принял участие в рейде английской эскадры к берегам Северной Америки. По возвращении из рейда, решив повторить кругосветное плавание Ф. Дрейка, снарядил на свои средства три корабля. Эта небольшая флотилия, имея на борту 123 чел., вышла из Плимута 21 июля 1586 и направилась к о-вам Зеленого Мыса, затем, минуя мыс Кабу-Фрпу (Бразилия), прошла вдоль восточного побережья Патагонии и Магеллановым проливом в Тихий океан. Двигаясь на север вдоль побережья южноамериканского континента, англичане совершили несколько нападений на испанские суда и поселения. Затем, повернув на запад, экспедиция побывала на Марианских, Филиппинских и Молуккских островах и пришла к о. Ява, пересекла Индийский океан и вокруг мыса Доброй Надежды на единственном уцелевшем корабле Desire с 40 моряками команды вернулась в Плимут в сентябре 1588. Кругосветное плавание было совершено за рекордно короткий срок — два года и 50 дней. Однако, кроме вновь открытых бухты Порт-Дизайр (Пуэрто-Десеадо, Аргентина) и о. Св. Елены, сведения о которых тщательно скрывались португальцами, других научных результатов экспедиция не имела. Новая кругосветная экспедиция Кэвендиша, на этот раз на пяти кораблях, начавшаяся в 1591, из-за плохой организации, нехватки провизии и разбросавшего корабли жестокого шторма была прервана, не дойдя до Магелланова пролива. Кэвендиш умер на обратном пути в Англию. Командиром одного из его кораблей являлся Р. Хокинс, открывший во время этого плавания в юго-западной части Атлантики Фолклендские (Мальвинские) острова). Однако в ходе достройки, в июне 1918 года, Cavendish переименовали в Vindictive (Таким образом, крейсер-авианосец стал пятым с 1779 года кораблем Королевского флота, носившим название Vindictive. Кроме имени, был изменен числившийся за кораблем тактический номер: вместо номера 31 он получил номер 48) в честь старого британского крейсера (типа Arrogant, строился в 1896-1900 годах), отличившегося в операциях по блокированию баз германских подводных лодок в Зеебрюгге и Остенде в апреле и мае 1918 года. Наконец, 21 октября 1918 года постройка Vindictive была завершена, и 1 ноября он вошел в строй, будучи зачислен в состав Авианосной эскадры (Flying Squadron) Гранд Флита, базировавшейся на Скапа Флоу. В тот же день на посадочную палубу корабля была произведена первая и единственная удачная посадка истребителя Sopwith Pup, которую совершил Уильям Уэйвел Уэйкфилд (William Wavell Wakefield, Lord Kendal).

Восемнадцать дней спустя Vindictive прибыл в Скапа-Флоу. Авиагруппу крейсера-авианосца составляли четыре самолета Grain Griffin (по другим данным, самолеты Sopwith Camel) и один Sopwith Pup. Однако уже первые полетные испытания, произведенные на корабле в составе флота, показали его полную непригодность как авианосца. Поэтому в течение нескольких последних недель войны, пока длилось перемирие, Vindictive служил базой для гидросамолетов, а его посадочную палубу использовали в качестве площадки для технического обслуживания самолетов.

К моменту окончания Первой мировой войны в составе Королевского флота находился лишь один полноценный авианосец. Это был вошедший в строй в сентябре 1918 года Argus. Два крейсера-авианосца, Furious и Vindictive, не имевшие сплошных полетных палуб, являли собой (по крайней мере, в то время) тупиковое звено развития авианосных кораблей. Первый из них не был в состоянии принимать самолеты, второй — совершенно непригоден для роли авианосца. В связи с этим в Адмиралтействе приняли решение перестроить имевший достаточно большие размеры Furious по образцу Argus, перенеся надстройки в сторону борта и оборудовав корабль сплошной полетной палубой. В отношении Vindictive в мае 1919 года был вынесен окончательный вердикт: ему предстояла обратная перестройка в крейсер.

Тем не менее, перестроечные работы пришлось отложить на неопределенное время, а сам корабль, авиационную группу которого увеличили до 12 самолетов, 2 июля был направлен на Балтику в рамках союзной интервенции против русской революции.

Власти Великобритании из соображений престижа и неких высших геополитических соображений считали необходимым обозначить свое военное присутствие в Балтийском регионе, где возникли «политические осложнения», связанные с новообразованными независимыми государствами — Эстонией, Латвией и Литвой, находящейся на их территории огромной германской армией под командованием генерала Р. фон дер Гольца, а также с воевавшей против всех Красной Армией, которая уже вела наступление в Эстонии. В связи с этим в марте 1919 года сюда была направлена британская эскадра под командованием контр-адмирала У. Коуэна (Rear-Adm. Walter Cowan). В состав этой эскадры и направлялся теперь авианосец Vindictive.

Однако служба корабля на Балтике не задалась с самого начала. Из-за грубой навигационной ошибки уже 6 июля Vindictive сел на мель в районе Ревеля (Таллина) и сошел с нее с большим трудом только через восемь дней, в течение которых для облегчения корабля с него сняли 2200 т снабжения, боеприпасов и несколько орудий. Полученные в результате аварии повреждения обшивки устранялись в Ревеле с 15 июля. 20-го крейсер-авианосец передал колесные самолеты своей авиационной группы на импровизированный аэродром в Койвисто (Финляндия), а гидропланы — на базовую стоянку гидроавиации о. Бьёрке. Один Sopwith 2F.1 Camel (борт N6616) был передан Эстонии. На нем летал флай-коммандер К. Эмери, откомандированный из Королевских Воздушных Сил (Royal Air Force RAF) в качестве главного инструктора создававшейся тогда эстонской авиации. В конце июля Vindictive пришел в Копенгаген, где принял на борт очередную партию самолетов Sopwith Camel и Sopwith Strutter, доставленную незадолго перед тем из Британии авианосцем Argus. A 30 июля корабль уже находился в Бьёрке, откуда и была проведена единственная боевая операция, в ходе которой участвовавшие в ней самолеты стартовали с палубы Vindictive — налет на Кронштадт.

Перед началом операции на корабле удлинили стартовую палубу. Налет производился двумя группами самолетов, его целью являлась база Красного Флота в Кронштадте. Первые девять машин сбросили на Кронштадт 13 бомб, затем с палубы Vindictive стартовали оставшиеся три самолета, каждый из которых нес по одной бомбе. В результате бомбардировки возникли пожары портовых сооружений, а танкер «Татьяна» (1898 год, 2775 т) получил повреждения от взрыва бомбы. Участвовавшие в операции самолеты совершили посадку в Койвисто, откуда продолжали наносить бомбовые удары по городу, крепости и базе флота в Кронштадте до середины ноября. Особенно интенсивными они были в августе и сентябре (иногда до 3-5 налетов в день). В отдельных налетах, как, например, 13 и 15 сентября, участвовало до пяти самолетов. От взрывов бомб получили повреждения учебное судно «Заря Свободы», транспорт «Эрви», буксир «Котлин», блокшив №4, баржа, плавкран, сооружения порта и города, имелись жертвы среди мирного населения. 17 сентября зенитным огнем береговых и корабельных средств был подбит один самолет, который приводнился у форта Риф, где его захватили красноармейцы. Последний налет вражеской авиации состоялся 11 ноября. Кроме налетов на Кронштадт, английские самолеты в августе-октябре вели бои с силами Красного воздушного флота, действовавшими против кораблей и войск противника. Все это время Vindictive базировался на Бьерке, где служил в качестве плавмастерской для ремонта самолетов, а также базового корабля для восьми британских торпедных катеров, совершивших 18 августа смелый рейд на Кронштадт (В нашей литературе (в частности, в книге Курочкина Д.В. — см. перечень литературы) можно найти любопытное сообщение о нанесении 6 августа пилотами Онежского гидроотряда «удара возмездия» по обнаруженному ими в бьеркских шхерах Vindictive. Удар наносился четырьмя гидросамолетами под прикрытием двух истребителей, крейсер-авианосец, якобы, был подожжен прямым попаданием бомбы, выведен из строя и вскоре отправлен на ремонт в Англию. Бомбовый удар по Vindictive, возможно, и наносился, хотя это сообщение нигде не подтверждено, как нет подтверждения и факту вывода корабля из строя. Косвенным подтверждением может служить разве то, что Vindictive больше не использовался в качестве авианосца, хотя это вполне можно отнести также на счет его полной непригодности к выполнению функций авианосного корабля, почему он и использовался только как авиатранспорт. К тому же «скорая отправка на ремонт выведенного из строя корабля» слишком уж затянулась — более чем на четыре месяца, в течение которых Vindictive продолжал находиться на Балтике, совершая самостоятельные переходы между Бьерке, прибалтийскими государствами и Копенгагеном. А выведение в резерв по прибытии в Англию в декабре 1919 года объясняется предстоящей перестройкой корабля в крейсер, которая, кстати, вместе с первым ремонтом была проведена лишь через три года, после нескольких походов корабля в Средиземное море и более длительного плавания в Гонконг).

Очередная стоянка Vindictive в Копенгагене в ноябре 1919 года отмечена вспышкой недовольства команды корабля. Адмирал Коуэн славился как ярый сторонник «строжайшей дисциплины» и завел на вверенной ему эскадре такие порядки, что вызвал настоящий матросский мятеж экипажей эсминцев и крейсера-авианосца. Непосредственной причиной для выступления на последнем послужил отказ от увольнения на берег команды 10 и 11 ноября в связи с большим объёмом работ на корабле. 11 ноября свыше четырехсот матросов собрались на палубе и потребовали встречи с адмиралом. Некоторое время спустя команда успокоилась и разошлась, но на следующий день 14 зачинщиков беспорядков были арестованы. 14 ноября Vindictive оставил Копенгаген и возвратился в Бьерке.

В декабре в Бьерке был получен приказ о возвращении в метрополию. После того, как были ликвидированы обе британские базы — гидросамолетов и катеров — Vindictive зашел на обратном пути в Ригу, передав в состав нарождающейся латвийской авиации три взятых с аэродрома в Койвисто самолета Sopwith Camel (всего Латвия получила 11 «сопвичей»: семь «кэмелов» и четыре «стрэттера»). Спустя неделю корабль прибыл в Девонпорт, а в сочельник (24 декабря) 1919 года выведен в резерв в Портсмуте.

Решение об обратной перестройке корабля вновь «временно» отложили. Более чем трехлетнее пребывание Vindictive в составе Резервного флота прерывалось короткими походами в Средиземное море в качестве войскового транспорта (так было, например, в феврале 1920 года). В этот же период корабль совершил и более длительное путешествие на Дальний Восток. 20 октября 1922 года Vindictive вышел из Портсмута и, пройдя по маршруту Суэцкий канал — Коломбо — Сингапур, 4 декабря прибыл в Гонконг. Спустя неделю, 11 декабря, корабль отправился в обратный путь и по тому же маршруту вернулся в Портсмут 27 января 1923 года. Два дня спустя он перешел на верфь в Четеме, где с 1 марта, наконец, начались столь долгое время откладывавшиеся работы по ремонту и перестройке корабля (по другим данным, работы производились Портсмутской верфью).

Перестройка длилась до апреля 1925 года, на год дольше, чем планировалось. Два месяца спустя, в июне 1925 года, Vindictive был назначен для проведения экспериментов с новым типом катапульты, крейсер оснастили экспериментальной пусковой установкой и всем необходимым для полетов авиационным оборудованием, а также двумя гидросамолетами. Испытания начались 30 октября и продолжались в течение месяца. По их завершении крейсер получил назначение в состав сил Китайской станции и, приняв на борт в качестве авиационной группы шесть гидросамолетов, 1 января 1926 года вновь отправился в Гонконг, куда и прибыл в феврале.

Главной задачей кораблей Китайской станции являлась охрана судоходства в районе Шанхая. Поэтому крейсеру Vindictive пришлось неоднократно принимать участие в патрулировании района и акциях против китайских пиратов, совершавших нападения на торговые суда. Так, в ноябре 1926 года Vindictive совместно с легким крейсером Despatch производил поиск парохода Sunning, захваченного пиратами на маршруте между Шанхаем и Кантоном. В ходе операции к ним присоединился авианосец Hermes, морские пехотинцы которого и произвели арест пиратов. В конце марта 1927 года крейсер вместе с авианосцем Argus вел патрулирование в районе Шанхая и Усуна. Патрулирование района продолжалось до конца июня. С июля 1927 года до 14 марта следующего года самолеты с Vindictive совместно с авиационной группой авианосца Argus базировались в Шанхае, принимая активное участие в подавлении возникших в городе беспорядков. В качестве аэродрома использовался городской ипподром.

В середине марта 1928 года Vindictive был отправлен в метрополию и в начале мая прибыл в Чегем. Здесь он прошел очередной ремонт, длившийся до августа, а затем был назначен флагманским кораблем 2-й эскадры крейсеров в составе Атлантического флота, сменив в этом качестве отправившийся на длительный ремонт легкий крейсер Curacoa. Служба в составе 2-й эскадры продолжалась около полутора лет. За этот период крейсер дважды побывал в составе эскадры в Средиземном море. Случалось это во время ежегодных совместных летних маневров Средиземноморского и Атлантического флотов.

30 июля 1929 года на борту Vindictive произошел несчастный случай. На крейсере велись приготовления к проведению ежегодной показательной Недели флота, в ходе которой должны были состояться увеселительные демонстрационные мероприятия с участием самолетов авиационной группы Vindictive. В процессе снаряжения предназначенных для этой цели специальных бомб произошел взрыв, в результате которого погиб один матрос, а двое были тяжело ранены. Погибший, перезаряжая одну из бомб, по ошибке установил вместо капсюля взрыватель, взорвавшийся при работе. Адмиралтейство поначалу попыталось скрыть причины и последствия взрыва, однако на проходившем в августе того же года судебном процессе выяснились все обстоятельства происшествия, получившего широкую огласку.

К суду привлекли ведавшего бомбовым погребом лейтенанта, которого обвинили по трем статьям: выдача ключа от бомбового погреба одному из летчиков и его допуск в погреб без сопровождения; разрешение на использование бомбового взрывателя без проверки допустимости производившихся с ним работ; недонесение «по команде» об изъятии бомбы из погреба. В ходе судебного процесса лейтенанта признали виновным по всем трем статьям. По приговору суда он был списан с корабля и получил строгий выговор. Кроме того, суд вынес по этому делу частное определение: «Странные порядки установлены на крейсере в отношении пользования ключами погребов и входа в них».

В конце 1929 года Vindictive передал базировавшиеся на нем бортовые самолеты на базу и 31 декабря (по другим данным, в начале 1930 года) был снова выведен в резерв. В течение последующих пяти с половиной лет, до середины 1935 года, он, как и прежде, эпизодически использовался в качестве войскового транспорта.

В мае 1936 года крейсер вновь оказался на верфи в Портсмуте, где в соответствии со статьями Лондонского договора 1930 года началось его переоборудование в учебный корабль. Работы были закончены 7 сентября 1937 года, а уже 9 сентября Vindictive вышел в своё первое учебное плавание в Средиземное море. По возвращении в начале декабря он прошел очередной ремонт, длившийся чуть более месяца, и в середине января 1938 года отправился в Вест-Индию. И в дальнейшем учебные походы корабля перемежались короткими ремонтами. Следующий состоялся в марте, после чего Vindictive в мае-июне совершил плавание по Северному и Балтийскому морям, после ремонта в августе — сентябрьский тур с визитами в порты метрополии, а в ноябре-декабре корабль снова ходил в Средиземное море. Затем последовали очередной месячный ремонт с середины декабря до середины января 1939 года и более длительный рейс в Вест-Индию, завершившийся в апреле. Последний предвоенный учебный поход планировалось провести по Балтийскому морю, однако в связи с ухудшением политической ситуации в этом районе, корабль в мае-конце июля 1939 года совершил плавание вокруг Британских островов.

В конце июля Vindictive должен был пройти очередной ремонт, но приближение войны изменило эти планы, и в сентябре 1939 года на верфи в Девонпорте началось новое переоборудование корабля в рамках подготовки к проведению масштабной операции на Балтике, получившей кодовое название Catherine. Адмиралтейство намеревалось в начале 1940 года отправить в Балтийское море эскадру линкоров с целью лишить Германию контроля над его акваторией и блокировать перевозки необходимой немцам шведской железной руды из Лулео. Эскадра должна была состоять из трех линкоров типа Queen Elizabeth, трех тяжелых и шести легких крейсеров, двух крейсеров ПВО, 16 (позднее 24) эсминцев и, кроме того, заградителя, восьми тральщиков, гидроавиатранспорта, четырех войсковых транспортов и двух плавмастерских. Одной из них и должен был стать Vindictive. Проектом перестройки предусматривалась установка на корабле дополнительной броневой палубы, что являлось наиболее трудоемкой задачей, а также, в окончательном варианте, довольно сильного зенитного вооружения. Однако в январе 1940 года проведение операции было отложено на неопределенный срок, после чего переоборудование Vindictive велось по несколько измененному проекту. Была ли установлена на корабле броневая палуба — неизвестно (наоборот, есть данные, что от этой затеи отказались из-за нехватки брони), но одно совершенно очевидно: в результате переоборудования Vindictive флот получил весьма полезную ремонтную единицу и не менее необходимый ему корабль ПВО.

По окончании работ Vindictive вошел в состав Флота метрополии в конце марта 1940 года. По иронии судьбы первая боевая операция, в которой довелось участвовать плавмастерской, была связана именно с поставками в Германию шведской руды. Мудро отказавшись от авантюрной по своему характеру операции на Балтике, англичане, вместе с тем, не проявили должной инициативы в отношении альтернативного зимнего пути перевозок руды через порты Северной Норвегии. Этим и воспользовались немцы, первыми проведя в начале апреля захват норвежских портов в ходе операции Weserubung. Спохватившись, союзники нанесли ряд имевших временный успех ударов по германским силам вторжения, и произвели высадку войск в портах Северной и Центральной Норвегии. Vindictive также был направлен в Норвегию в качестве ремонтного корабля, прибыв в середине апреля 1940 года в Варангер-фьорд, откуда его вскоре перевели в Скьел-фиорд на Лофотенских островах. Здесь до 22 апреля экипаж плавмастерской под непрерывными бомбежками производил ремонт поврежденных британских кораблей, одним из которых был отличившийся в боях в Нарвике эсминец Eskimo. Затем Vindictive использовался в качестве войскового транспорта, приняв на борт штурмовой батальон шотландских гвардейцев и войдя в состав соединения адмирала флота лорда Корка и Оррери (Admiral of the Fleet William Henry Boyl, Lord Cork and Orrery), командующего силами союзников в районе Нарвика. 24 апреля корабли соединения обстреляли Нарвик, однако от высадки находившегося в готовности на борту плавмастерской штурмового отряда адмирал Корк в силу ряда причин отказался.

Функции войскового транспорта Vindictive продолжал совмещать с ремонтной службой и в дальнейшем. В частности, 2 мая экипаж плавмастерской произвел ремонт поврежденного в этот день германскими 88-мм снарядами польского эсминца Blyskawica. В Харстаде (архипелаг Вестеролен к северо-востоку от Лофотенов), куда вскоре перевели плавмастерскую, Vindictive выполнял еще и функции штабного корабля. Здесь же счастливо избежал повреждений во время жесточайшего налета бомбардировочной авиации Люфтваффе 25 мая. Четыре дня спустя, 29 мая, корабль принял участие в эвакуации войск из Бодё, перевезя в Скала Флоу 1000 солдат.

В начале июня Флот метрополии приступил к осуществлению операции стратегического значения Alphabet, цель которой заключалась в эвакуации союзных экспедиционных войск из Норвегии. Со 2 июня началась погрузка войск на 15 транспортов. Прикрытие осуществляло эскортное соединение контр-адмирала Вивиана (Rear-Adm. Vivian), в состав которого входил и Vindictive. 4-6 июня первый конвой из шести войсковых транспортов (Group I - бывшие пассажирские лайнеры Monarch of Bermuda, Batory, Sobeski, Franconia, Lancastria и Georgic, на борту которых находились 15000 человек) и плавмастерской Vindictive (с 306 солдатами на борту) вышел из Нарвика. Конвой проследовал сначала к одному из пунктов сбора, где к нему должен был присоединиться эскорт. Однако в связи с нехваткой боевых кораблей, плавмастерской пришлось принять на себя функции единственного эскортного корабля. Транспорты прибыли в Скала Флоу 8 июня без всяких происшествий. По другим данным, на маршруте конвой был взят под эскорт линкором Valiant и другими кораблями Флота метрополии, и 11 июня без потерь вошел в реку Клайд.

В июле 1940 года Vindictive был направлен во Фритаун (Сьерра-Леоне), а в ноябре 1942 года переведен в захваченный союзниками Мерс-эль-Кебир. На переходе из Фритауна Vindictive и плавбаза Hecla неоднократно подвергались торпедным атакам субмарин противника. 11 ноября Hecla была потоплена шестью торпедами германской подводной лодки U.515 к западу от Гибралтара. Vindictive приступил к выполнению функций ремонтного корабля в Мерс-эль-Кебире в декабре 1942 года.

Весной 1944 года Vindictive вернулся в метрополию, где, базируясь на порты побережья Английского Канала, с апреля использовался в качестве плавбазы эсминцев, участвовавших в операции по высадке союзных войск во Франции Neptune/Overlord. С начала июня возросла интенсивность налетов германской авиации на стоянки кораблей обеспечения операции, в конце месяца к воздушным налетам добавились атаки немецких взрывающихся катеров Linsen и человекоуправляемых торпед Marder. А вскоре, в начале августа, немцы продемонстрировали еще одну новинку — тихоходные торпеды с большой дальностью действия Dackel, которые в конце пути начинали описывать циркуляцию в поисках цели. Торпедные атаки происходили почти каждый день, ими были потоплены или повреждены много боевых и вспомогательных кораблей союзников. Не избежал этой участи и Vindictive, который был торпедирован 9 августа. Тем не менее, корабль оставался в Канале до октября 1944 года, когда он был отправлен на ремонт, а в декабре пришел в Скала Флоу, где продолжал выполнять функции плавбазы эсминцев до июля 1945 года.

С июля Vindictive базировался на порты южного побережья, в августе был выведен в резерв, а 9 сентября корабль исключили из списков флота. В декабре 1945 года его назначили на слом. 24 января 1946 года корабль продан фирме Hughes Bolckow, и в феврале Vindictive прибыл в Блайт для разделки на металл.