HMS Frobisher
Четвертый крейсер серии, будучи заложен 2 августа 1916 года на верфи Королевского флота Devonport DockYard в Плимуте, сошел на воду лишь почти четыре года спустя после закладки — 20 марта 1920 года. При этом он также получил имя одного из адмиралов королевы Елизаветы — М. Фробишера (Фробишер Мартин (ок. 1535-1594), английский мореплаватель и полярный исследователь, вице-адмирал. В течение трех лет занимался поиском Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. В 1676 обогнул на корабле Gabriel южную оконечность Гренландии и достиг пролива, приведшего его, как ему казалось, к берегам Азиатского материка (Баффинова Земля). Впоследствии этот пролив был назван его именем, а открытая им земля была не материком, а полуостровом, который сам Фробишер назвал Мета-Инкогнита (Неведомая Цель). Второе плавание совершил в следующем году, однако не смог пройти пролив до конца из-за льдов и снова вернулся в Англию. В 1578 правительство предоставило ему целую флотилию из 15 кораблей. Экспедиция достигла пролива, но не смогла даже войти в него из-за льдов и шторма. Пройдя дальше на юг, обнаружили новый пролив, названный впоследствии Гудзоновым. Налетевший шторм рассеял корабли флотилии, один погиб, остальные поодиночке вернулись в Англию. Отчаявшись, Фробишер оставил эту затею и занялся каперством в Вест-Индии. В 1588 отличился в Гравелинском сражении с «Непобедимой армадой». Погиб у берегов Франции при нападении на Брест во время войны французского короля Генриха IV Бурбона против католической лиги). Период достройки корабля растянулся еще на четыре с половиной года, до 3 октября 1924 года. При вступлении в строй Frobisher получил тактический номер D81 и направление в качестве флагманского корабля в 1-ю эскадру крейсеров (1-st Cruiser Squadron) из состава британского Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet).
Средиземное море всегда имело огромное значение для Великобритании, поскольку являлось средоточием морских коммуникаций, связывавших метрополию с самыми отдаленными заморскими владениями Британской империи. В британском Адмиралтействе Средиземноморье по традиции рассматривалось как главный потенциальный театр военных действий и до начала XX столетия сосредоточенные здесь военно-морские силы, призванные охранять эту «пуповину» имперских коммуникаций, всегда значительно превосходили флот метрополии. И только с приходом на пост Первого морского лорда Дж. Фишера началось сосредоточение главных сил британского флота в отечественных водах. Однако и после Первой мировой войны Средиземноморский флот Британии сохранял главенствующее значение. Состав флота продолжали комплектовать лучшими кораблями, сюда направлялись лучшие командиры, а командующим Средиземноморским флотом обычно становился претендент на пост Первого морского лорда. Ежегодно проводились совместные учения Средиземноморского и Атлантического флотов, для чего из метрополии в Средиземноморье отправлялись лучшие корабли.
В составе 1-й эскадры Frobisher служил чуть более двух лет, до конца 1926 года, затем был временно направлен в состав Китайской станции. На Дальний Восток крейсер прибыл в самом начале 1927 года, практически сразу включившись в действия сил станции. 21 марта 1927 года экипаж корабля принял участие в акции против китайских пиратов в заливе Биас, в ходе которой три сотни моряков из состава экипажей пяти британских кораблей уничтожили 40 джонок.
В том же году Frobisher прибыл в метрополию. Во время последовавшего ремонта корабль оснастили катапультой, после чего в феврале 1928 года крейсер вернулся в Средиземноморье в состав 1-й эскадры. Возвратился в Англию через два с половиной года (после Лондонской конференции 1930 года) и был выведен в резерв. В течение последующих двух лет крейсер вводился в строй лишь однажды для участия в первом после окончания Первой мировой войны визите английских кораблей в Киль в июле 1931 года. Вместе с Frobisher в визите принимали участие тяжелые крейсера Norfolk и Dorsetshire, которые в это время совершали круиз по Балтийскому морю.
Год спустя, в июне 1932 года, началось переоборудование крейсера в учебный корабль, закончившееся в декабре. С этого времени и до июля 1937 года Frobisher регулярно совершал три ежегодных учебных похода — весной в Вест-Индию, летом в Скандинавию, а осенью в Средиземное море. 17-22 мая 193 7 года представлял учебные корабли Королевского флота на торжествах и состоявшемся 20 мая грандиозном морском параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга VI.
В июле 1937 года Frobisher вновь был выведен в резерв ввиду предстоящей ему перестройки в легкий крейсер. Однако корабль продолжал отстаиваться в резерве последующие два года, попав, наконец, на верфь в самом преддверии войны. Но с началом Второй мировой войны все прежние планы рушились, и до конца года работы на крейсере так и не были начаты.
От модернизации вооружения крейсера в конце концов отказались, решив вернуть на него прежнее вооружение. Военное положение обусловило длительность сроков проведения работ, которые, начавшись 5 января 1940 года, длились до января 1942 года. После месяца интенсивных занятий в Скапа Флоу по подготовке экипажа в феврале, Frobisher вошел в строй в марте и был направлен в 4-ю эскадру из состава Восточного флота. В том же месяце крейсер оставил метрополию и, обогнув Африку, прибыл в Индийский океан в апреле, усилив находившиеся здесь силы британского флота под командованием вице-адмирала Дж. Сомервилла (Vice-Adm. J. Somerville) вскоре после того, как они понесли существенные потери в результате рейда японских соединений адмиралов Нагумо и Куриты в восточную часть Индийского океана.
Вместе с кораблями 4-й эскадры крейсеров контр-адмирала Рида (Rear-Adm. Read), в состав которой входил также Hawkins, Frobisher в течение двух лет занимался охраной караванов судов от рейдеров противника. Эскортная служба корабля дважды прерывалась недолгими месячными ремонтами: в сентябре 1942 и в мае 1943 годов. В декабре 1943 года крейсер обнаружил в тысяче миль от атолла Адду поврежденный французский эсминец Le Triomphant и отбуксировал его в Диего-Суарес. Как и Hawkins, Frobisher был отозван из 4-й эскадры в начале 1944 года и после очередного ремонта, также длившегося месяц, в феврале (по другим данным, крейсер находился в Индийском океане до марта 1944 года) прошел Суэцким каналом в Средиземное море, а оттуда прибыл в Британию.
В апреле Frobisher прошел новый ремонт, а затем занимался подготовкой к операции Neptune/Overlord в Скапа Флоу и Гриноке. В ходе операции, начавшейся 6 июня, крейсер находился в составе Группы артиллерийской поддержки (Force D) контр-адмирала Паттерсона (Rear-Adm. Patterson), действовавшей в английской зоне высадки на участке «Су-орд» . Корабли группы поддерживали огнем высадку частей 2-й британской армии, обстреливая германские батареи в районе Уистрема.
С12 июля находившийся на якорной стоянке у Уистрема Frobisher выполнял функции штабного корабля флотилии десантных судов. 18 июля получил бомбовое попадание с одинокого немецкого бомбардировщика. Бомба взорвалась в носовой части спардека, в районе орудия №2. Повреждения корабля оказались невелики, лишь выведено из строя орудие главного калибра, но потери экипажа составили шесть человек убитыми. Три недели спустя, в ночь на 9 августа, Frobisher получил еще одно попадание, на этот раз циркулирующей торпеды Dackel, выпущенной немцами по якорной стоянке с большой дистанции. Попадание пришлось в борт перед носовой надстройкой, в результате чего вновь пострадало орудие №2, данные о потерях в экипаже отсутствуют. Кроме того, был серьезно поврежден корпус, поэтому корабль отправили на ремонт, и через два дня он прибыл в Четем под эскортом эсминцев. В сентябре крейсер перевели в Розайт для дальнейшего ремонта и переоборудования в учебный корабль.
В течение нескольких первых месяцев после вступления в строй в качестве учебного корабля Frobisher совершал плавания вокруг британских островов, затем в октябре 1945 года был отправлен в учебный поход в Средиземное море, из которого возвратился в декабре. Трехмесячное учебное плавание в Вест-Индию длилось с января до конца марта 1946 года, еще раз в Вест-Индию Frobisher ходил в первом квартале 1947 года. Этот поход оказался последним, и в мае корабль был выведен в резерв. Затем последовало исключение из списков флота, а 26 марта 1949 года корабль продали на слом корпорации BISCO (British Iron & Steel Corporation). Полтора месяца спустя, 11 мая, Frobisher прибыл для разделки на верфь Cashmore's Newport Yard.