Пигмеи класса крейсеров

 

Атмосфера в западной части Тихо­го океана продолжала накаляться. В начале 30-х годов либеральные проза­падные круги Японии, державшие страну в русле политики коллективной безопасности Лиги Наций, уступили власть представителям японского на­ционального движения «Кодо Ха», сто­ронникам идеи создания «Великой Восточной Азии» под японским про­текторатом. Немедленно был взят курс на милитаризацию страны. В 1931 году Япония имела готовыми и в построй­ке 6 линкоров и 4 линейных крейсера периода первой мировой войны, 4 со­временных авианосца, 12 тяжелых и 19 легких крейсеров, 62 эскадренных миноносца и 63 субмарины, превосхо­дя по основным классам кораблей силы колониальных флотов Франции и Голландии, британской дальневосточ­ной эскадры и флотов Австралии и Но­вой Зеландии вместе взятых. Полити­ка европейских держав, владевших территориями в этом регионе, поража­ла своей неопределенностью. Европей­цы возлагали большие надежды на Лигу Наций, выступавшую гарантом против любой агрессии. Кроме того, превалировала идея, что баланс сил в Европе сможет предотвратить любые изменения на Тихом океане.

Сочтя себя достаточно сильной, Япо­ния в 1931 году вторглась в Манчжурию, нарушив подписанный ею в 1922 году Пакт Девяти, гарантировавший неруши­мость границ и независимость Китая. Проигнорировав дипломатические проте­сты правительств европейских держав и США, японцы в том же году захватили и Шанхай. Комиссия Лиги Наций осуди­ла действия Японии и потребовала от нее уйти из Манчжурии. В ответ Япония вышла из Лиги Наций и объявила, что с 1936 года перестает выполнять договора об ограничении морских вооружений. В связи с этим ожидалось, что следую­щим объектом агрессии станут Филип­пины, которые были окружены контроли­руемыми Японией островами.

Только теперь, в середине 30-х годов, голландцы с горечью осознали, как мало было сделано для обороны их заморских территорий, богатых сырьем и поэтому столь желанных для Японии. Окончатель­но устаревшие крейсера типа Java и пред­ставлявший собой очень удачный тип ко­рабля своего класса De Ruyter, который, тем не менее, не был запущен в серию, не мог­ли противостоять своим многочисленным японским оппонентам. Тем более, что осно­ву крейсерского флота Японии составляли тяжелые крейсера, каждый из которых превосходил любой из голландских крейсе­ров по всем параметрам. Правда, в проти­вовес им в середине 30-х годов голландцы начали разработку проекта трех необычных линейных крейсеров, которые должны были своими высокими боевыми каче­ствами компенсировать отсутствие в соста­ве голландского флота «вашингтонских крейсеров». Эти «охотники за тяжелыми крейсерами» проектировались при учас­тии немецких фирм с явным подражани­ем линейным крейсерам типа Scharnhorst. Новые голландские крейсера не предназ­начались для линейных сражений и при водоизмещении 28318 т (27950 ст.т) долж­ны были развивать скорость 34 узла и не­сти 225 (254)-мм броневой пояс, 127 (100)-мм бронепалубу и 250-100 (305)-мм защиту башен, девять 280-мм и двенад­цать 120-мм орудий. Забегая вперед, можно сказать, что эти корабли действи­тельно заложили в феврале 1940 года и на­меревались ввести в строй в 1944 году, но, не имея опыта в постройке подобных крейсеров, Голландия рассчитывала зака­зать машины и главную артиллерию в Гер­мании. После срыва переговоров в Берлине, голландцы обратились к Италии. Одна­ко прежде чем из Рима пришел ответ, в мае 1940 года произошло немецкое вторже­ние. Следует также отметить, что эти кораб­ли, если бы они были построены, явля­лись бы ровесниками американских ли­нейных крейсеров типа Alaska и вполне соответствовали им по водоизмещению, скорости, вооружению и концепции. Но пока этот проект не существовал даже на бумаге и Голландия могла надеяться только на помощь флотов Англии и Франции, чьи владения также оказа­лись под угрозой захвата Японией.

Не меньшую тревогу, чем крейсера, вызывали японские суперэсминцы. По­строенные во второй половине 20-х го­дов два десятка кораблей «специально­го типа» Fubuki имели водоизмещение до 2000 т, были вооружены шестью 127-мм орудиями и девятью торпедными аппаратами и развивали 38-узловую скорость. А намечавшиеся к постройке эсминцы типа Kagero должны были превзойти своих предшественников по всем показателям. Голландские же ко­рабли этого класса (4 единицы типа Van Ghent 1926-27 г.г. и столько же типа Van Galen — 1928-30 г.г.) максимальным водоизмещением 1640-1650 т имели на вооружении только четыре 120-мм ору­дия и шесть ТА, а их максимальная ско­рость не превышала 36 узлов.

В 1931 году под впечатлением роста японских вооружений в Голландии была принята новая программа строительства флота, предложенная министром Нацио­нальной обороны Нидерландов Деккером. В рамках этой программы немед­ленно приступили к разработке проекта 2500-тонного лидера флотилии минонос­цев в Ост-Индии, который должен был обладать достаточной огневой мощью и скоростью, чтобы хоть как-то уравнове­сить превосходство японцев. За основу проекта приняли разработки конструк­торских бюро двух английских корабле­строительных фирм — Thornycroft и Yarrow, из-за чего первоначально гол­ландский проект получил характеристи­ки, близкие показателям английских эс­минцев типа A (Acasta Class) — I (Icarus Class) и лидера эсминцев Dubrovnik, не­задолго перед тем построенного фирмой Yarrow для Королевского флота Югославии. Однако голландцев, проектировав­ших свои корабли (их должно было быть два) для подавления хорошо вооружен­ных японских эсминцев, не удовлетво­рило предложенное проектом вооружение из восьми 120-мм орудий. Поэтому для обеспечения превосходства над вероят­ным противником в качестве главной артиллерии было принято меньшее коли­чество уже испытанных орудий крейсер­ского калибра (6x150 мм). Кроме того, в процессе проектирования решили защи­тить корабли тонкой, но достаточно об­ширной по площади броней. Конструкто­ры считали (и в дальнейшем это под­твердилось на практике), что в случае ар­тиллерийской дуэли с легкими силами противника эта защита может сыграть немаловажную роль.

Результатом всех этих изменений (голландцы умудрились впихнуть в минимальное водоизмещение своих ли­деров кроме торпедных аппаратов и ба­тареи зенитных орудий еще и гидроса­молет!) стал приблизительно 40-процен­тный прирост водоизмещения сравни­тельно с первоначальным, а также сни­жение проектной скорости, которую, тем не менее, удалось сохранить на доста­точном для совместных действий с эс­минцами уровне. Вместе с тем увели­ченное водоизмещение, использование бронирования и крейсерского калибра артиллерии позволяло отнести новые голландские корабли к классу легких крейсеров. Согласно принятым Лондон­ским соглашением 1936 г. нормам, они относились к категории III-b, т.е. легких надводных кораблей стандартным во­доизмещением 3001-10000 т с главной артиллерией калибром до 155 мм (эс­минцы и лидеры относились к катего­рии III-c, к которой причисляли корабли водоизмещением до 3000 т и с артилле­рией до 155 мм). Таким образом в 1935 году Объединенным проектным бюро кораблестроения в Гааге (Nederlandschen Vereinigten Scheepsbouw Bureaux) под руководством инженеров-кораблестроите­лей Г.Хоофта (G.Hooft) и В.М.Голландера (W.M.Hollander) был разработан самый удачный, по мнению морских экспертов, проект легкого крейсера с минимальным водоизмещением.

 

Постройка

 

Хроническая нехватка средств за­медлила проектные работы и только в 1935 году, по их окончании, парламент утвердил средства на строительство крейсеров, получивших названия в честь знаменитых голландских адми­ралов. Они должны были заменить два старых броненосца береговой обороны начала века — Hertog Hendrik (1902) и Jacob van Heemskerck (1906). Из полити­ческих соображений новые корабли гол­ландского флота первоначально (в пери­од парламентских обсуждений и выде­ления финансовых средств, при цере­монии закладки) именовались лидера­ми эсминцев, и только к моменту вво­да в строй первого из них — крейсера Tromp (1938 г.) — их начали классифи­цировать как легкие крейсера.

Первым на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij (NSM) в Ам­стердаме был заложен крейсер, получив­ший имя Tromp. Он уже вошел в строй, когда в октябре 1938 года на той же вер­фи началась, наконец, постройка Jacob van Heemskerck. Нападение гитлеровс­кой Германии в мае 1940 года застало корабль недостроенным, на нем отсут­ствовало вооружение и системы управ­ления огнем. Крейсеру удалось уйти в Англию, где он был направлен на до­стройку на военную верфь в Портсмуте. В связи с отсутствием предусмотренно­го проектом вооружения и оборудования, Jacob van Heemskerck было решено пере­вооружить по британским стандартам и в октябре 1940 года корабль ввели в строй в качестве крейсера ПВО.

 

Общее описание

 

Облик крейсеров этого типа выдавал их «близкое родство» с современными им эскадренными миноносцами. Об этом свидетельствовали и приземистый корот­кий силуэт кораблей, такие же невысокие надстройки, единственная, короткая, усе­ченная в сторону кормы, дымовая труба и почти полное отсутствие грот-мачты. Их типичной особенностью являлась П-образная ферма, на которой монтировались корабельные краны и торчала тонкая штанга, заменявшая грот-мачту. В отли­чие от других голландских кораблей этого класса, форштевень «тромпов» был слег­ка наклонен и килевая часть носа имела небольшой подъем. Типично крейсерская срезанная корма отличалась от ложкооб­разной формы кормовой оконечности у «яв» и De Ruyter. Крейсера типа Tromp имели двухвальную установку и один полубалансирный руль.

Высокая мореходность обеспечива­лась протяженным более чем на 1/2 длины полубаком. Высота борта со­ставляла 7,52 м. Корпус набирался по продольно-поперечной схеме и разде­лялся на 17 водонепроницаемых отсе­ков. Его подводную часть на протяже­нии 57% длины усиливало двойное дно. Корабли имели два боковых киля длиной почти 50 м. По тем же причи­нам, что у De Ruyter, 4-тонные становые якоря находились в нишах, но Heemskerck во время его достройки в Англии лишился этого отличительного «национального признака» и до конца жизни проходил с тривиальными, явно английскими, высокорасположенными якорными клюзами.

Строившиеся по одному проекту ко­рабли в силу обстоятельств внешне зна­чительно отличались друг от друга. Tromp был построен с незначительными изменениями базового проекта. Его стандартное водоизмещение составляло 3787 т, полное — 4807 (4215) т. Полная длина корабля равнялась 132 (131,95) м, длина между перпендикулярами — 125 (130) м, ширина — 12,40 (12,43) м, осад­ка при стандартном водоизмещении 4,20 (4,32) м, при полном — 4,6 (4,47) м.

Недостроенный в связи с германс­ким нападением Heemskerck заканчи­вался постройкой в Великобритании и в связи с переоборудованием его в крей­сер ПВО подвергся значительной пере­стройке. Изменены надстройки и удли­нен полубак, а бортовое бронирование продлено дальше в корму. Крейсер полу­чил характерную для английских легких крейсеров башенноподобную ходовую рубку и более короткую, чем у систершипа, дымовую трубу. Стойки корабель­ных кранов также были наполовину укорочены. Кормовой комплекс надстро­ек соединялся с палубой полубака более широким, от борта до борта, шельтерде­ком. Корабль получил радарное оборудование при вводе в строй, в отличие от Tromp, на котором РЛС появились лишь после модернизации 1944-45 гг.

В результате этих изменений стан­дартное водоизмещение крейсера соста­вило 3765 т, полное — 4860 т. Полная длина корабля достигала 131,95 м, дли­на между перпендикулярами — 129,85 м, осадка при стандартном водоизмеще­нии 4,12 м, при полном — 5.08 м.

 

Энергетическая установка

 

Котельная установка крейсера типа Tromp состояла из четырех водотрубных котлов типа Werkspoor-Yarrow, отапливае­мых мазутом и расположенных в двух раздельных котельных отделениях. Нагре­вательная поверхность водогрейных тру­бок составляла 3800 м2, рабочее давление пара — 28,12 кг/см2. Имелись также два вспомогательных нефтяных котла с дав­лением пара 3 кг/см2. Паропроизводительность котельной установки равнялась 66000 кг пара в час. Пар подавался к двум ТЗА типа Werkspoor-Parsons, распо­ложенных линейно в двух машинных от­делениях. Турбины состояли из ступеней высокого, среднего и низкого давления, а также агрегата заднего хода. Турбина но­сового МО работала на правый вал, кор­мового — на левый. Диаметр трехлопастных винтов, выполненных из марганце­вой бронзы, составлял 3,9 м.

Общая мощность двигательной ус­тановки равнялась 56000 л.с., что по­зволяло развивать скорость 33,5 (32,5) уз., которая и стала «паспортной», хотя оба крейсера на испытаниях показали одинаковую скорость 34,5 уз., «выжав» из своих машин свыше 60000 л.с. (на­пример, мощность машин крейсера Tromp на одном из пробегов достигла 62160 л.с.).

Топливные танки и резервуары с за­пасами воды находились в междудонном пространстве двойного дна. Нормальный запас топлива на крейсере Tromp состав­лял 860 т мазута, т.е. 885 м3, из которых 149 м3, являлись балластом. Heemskerck забирал 820 м3 мазута, в том числе бал­ластных 84 м3. Запас нефти для вспомо­гательных котлов составлял 35 м3 для Tromp и 51 м3 для Heemskerck. Объемы технической и питьевой воды для крей­серов определялись, соответственно, в 50/26 м3 и 64/20 м3.

При полном запасе топлива даль­ность плавания составляла 1400 мор. миль на скорости 32 уз. На крейсерских скоростях 10 и 12 уз. этот показатель возрастал соответственно до 8000 и 6000 мор. миль.

 

Бронирование

 

Проектом предусматривалось легкое бронирование крейсеров, которое, тем не менее, должно было в достаточной мере предохранять корабли от воздействия артиллерии легких сил противника и не препятствовать достижению необходи­мой для действий в составе минонос­ной флотилии скорости.

Броневой пояс толщиной 16 мм (по другим данным, 15 мм), тянувшийся по ватерлинии от барбетов носовых артустановок до кормы, являлся конструк­тивным элементом корпуса и представ­лял собой утолщенную обшивку борта. Главная броневая палуба толщиной 25 (25-15) мм не достигала бортов, опираясь на продольные противотор­педные переборки, образующие внутрен­нюю броневую коробку. Артиллерийские погреба получили локальное бронирова­ние (25 мм в районе носовых погребов и 16 мм — кормового погреба). С целью усиления защиты подводной части кор­пуса корабль имел двойное дно с до­вольно большой для своего класса протя­женностью (57% длины).

Бронирование рубок управления и КДП составляло 12 (11-25) мм, защи­та артиллерии главного калибра и сна­рядных элеваторов — 16 (15-25) мм, барбеты установок ГК — 12 мм. Ком­муникационные трубы защищались 25-мм броней.

Бронирование выполнялось из зака­ленной крупповской стали и его масса составляла 450 т, т.е. 13% стандартного водоизмещения. Тем не менее, крейсера были уязвимы даже для огня эсминцев, но противоосколочная броня ограничи­вала размеры разрушений при попада­нии снарядов мелкого калибра.

 

Вооружение

 

Согласно проекту, вооружение «тром­пов» должно было состоять из шести 150-мм орудий, почти такой же как у крейсера De Ruyter батареи из восьми 40-мм зенитных автоматов, четырех 12,7-мм зенитных пулеметов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Про­ектом предусматривалось также авиа­ционное вооружение.

Вооружение крейсера Tromp в основ­ном соответствовало проектному. Артил­лерию главного калибра составляли шесть 150-мм 50-калиберных орудий Bofors в трех двухорудийных установках типа Мк 11 производства голландской фирмы Wilton-Fijenoord. Баллистические данные этих орудий были идентичны показателям главного калибра крейсера De Ruyter и, кроме того, угол возвышения установок Мк 11 также составлял 60'. Вес одного орудия достигал 7,38 т, а в целом двухорудийная башенноподобная уста­новка весила 70,1 т. Боезапас главного калибра крейсера — 1200 выстрелов.

В отличие от De Ruyter, главная ар­тиллерия «тромпов» была расположена по «погонной» схеме, т.е. две из трех ба­шен располагались в носовой части ко­раблей, что больше соответствовало на­ступательной тактике эсминцев.

А вот на состав батареи главного зе­нитного калибра оказала влияние пере­грузка, появление которой было крайне нежелательно, поскольку тогда неизбеж­но снижалась скорость и корабли просто не могли бы выполнять те функции, ради которых они строились, т.е. дей­ствовать в составе флотилии эсминцев. Здесь следует напомнить, что уже проек­тная скорость «тромпов» опустилась до минимального «миноносного» значе­ния в результате установки на этих, по сути, увеличенных лидерах брони и ар­тиллерии крейсерского калибра. Поэтому возникновение строительной перегрузки было почти неизбежно и, повторяю, крайне нежелательно. В итоге Tromp вместо восьми получил только четыре 40-мм орудия Bofors улучшенной моде­ли Мк IV в двух спаренных установках. Угол возвышения «бофорсов» составлял 90', а боезапас — 4000 снарядов. Как и на De Ruyter, зенитные орудия были сгруппированы в одном месте — на кормовой надстройке, хотя при столь ог­раниченном количестве стволов гово­рить о каком-то более удачном располо­жении зенитной артиллерии не прихо­дится. И даже несмотря на некоторое до­полнение зенитного вооружения крейсе­ра двумя спарками 12,7-мм пулеметов Vickers, нельзя не отметить его слабость по сравнению с De Ruyter.

По той же причине — из стремления как можно больше облегчить корабли и дать им возможность развить как можно большую скорость — голландцы верну­лись к старой, архаичной схеме обеспече­ния полетов бортовой авиации. Согласно проекту, крейсер был оснащен гидроса­молетом разведчиком Fokker C.XIW (Здесь хотелось бы в качестве версии привести собственное мнение о наличии и использовании бортовой авиации на голландских кораблях. Уже в процессе работы над монографией, в результате детального изучения источников и фотографий, а также консультаций со знатоками, неожиданно появились сомнения: а была ли вообще авиация на голландских крейсерах. Ни одного сообщения о запуске разведчика в боевой обстановке, никаких следов самолетов на фотографиях (кроме презен­тационных, сделанных в периоды ввода кораблей в строй) и полное отсутствие комментариев источ­ников на этот счет! И это при всем при том, что в голландском флоте авиацией были вооружены (во всяком случае, по проекту) даже эсминцы (вот он — голландский феномен!). Голландцы нашпи­говывали свои корабли самолетами с оглядкой на современные флоты ведущих морских держав. Но в отличие от голландских, корабли Великобрита­нии, США и прочих оперировали в океанских про­сторах вдали от своих баз и аэродромов и до появ­ления радара бортовая авиация являлась глазами флота. Другой вопрос, нуждались ли в ней кораб­ли ост-индской эскадры. Они должны были дей­ствовать в лабиринте тысяч больших и малых ос­тровов Зондского архипелага и при наличии дос­таточного количества самолетов морской авиации как сухопутного, так и морского базирования не нуждались в дополнительном оснащении борто­выми разведчиками. Тем более, что голландские корабли не имели ангаров и при открытом хране­нии самолетов в условиях влажных тропиков ма­шины выходили из строя. Отсюда, на мой взгляд, вполне логично сделать вывод, что корабельные разведчики имелись только на флагмане — обору­дованном катапультой легком крейсере De Ruyter (да и в этом случае есть данные, что из двух штат­ных самолетов на крейсере имелся только один). Со всех остальных кораблей машины бортовой авиации, очевидно, сдавались в подразделения базовой авиации либо на хранение в береговые ар­сеналы, тем самым избавляя командиров кораб­лей и командование ост-индской эскадры от го­ловной боли за сохранность ценной матчасти, а экипаж — от неизбежных аварий, связанных с ее использованием. Косвенным подтверждением этой версии может служить тот факт, что с голлан­дских эсминцев самолеты сняли еще перед войной (Valecne Lode, т.4). Что касается крейсера Tramp, то, если он даже и был оснащен самолетом (что также не подтверждается фотографиями), думаю, что он неизбежно должен был лишиться его после перехода в Ост-Индию, хотя бы с целью столь же­ланного облегчения корабля. Высказав эти кра­мольные мысли, повторяю, это личное мнение и в основном тексте монографии изложение ведется в полном соответствии с первоисточниками), но авиационная катапульта для его запус­ка проектом не предусматривалась. Два корабельных крана были смонтированы на П-образной ферме практически у сре­за полубака. Их позиция позволяла об­служивать часть плавсредств и гидроса­молет, находившийся на шельтердеке (навесной палубе), соединявшем палубу полубака с кормовой надстройкой.

В отличие от остальных голландских крейсеров довоенной постройки и, как ока­залось, единственным среди них, Tromp имел торпедное вооружение. Два трехтруб­ных 533-мм торпедных аппарата распола­гались побортно на главной палубе перед кормовым комплексом надстроек. Но по объективным причинам торпедное вооружение на нем оставалось недолго. При пер­вой же модернизации (в 1942 г.) встал воп­рос о снятии торпедных аппаратов для об­легчения корабля и некоторое время спу­стя они действительно были сняты.

Jacob van Heemskerck прибыл в Ан­глию вооруженным только шестью одно­ствольными 20-мм пушками Hispano-Suiza, прикрытыми куполообразными щитами из плексигласа. Эта мелкокалиберная артиллерия, производившаяся в Голландии по лицензии, до войны шла на вооружение строившихся в Схидаме торпедных катеров и летающих лодок типа Dornier Do-14 К. По некоторым дан­ным, предназначенные для Heemskerck 150-мм орудия при эвакуации Голлан­дии в 1940 году попали в Ост-Индию и были установлены в двухорудийных башнях на батареях береговой обороны. Крейсер был достроен как корабль ПВО. Вместо шестидюймовок он полу­чил десять британских 102-мм зениток QF MkXVI с длиной ствола 45 калибров на двухорудийных станках MkXIX. Три таких установки смонтировали на штат­ных позициях ГК крейсера, а остальные две разместили над фундаментами тор­педных аппаратов. Фактический калибр ствола 102-мм орудия составлял 101,6 мм (4 дюйма), его общая длина равнялась 4838,7 мм (47,63 калибров), а длиной в 45 калибров (4572 мм) был канал ствола. Вес двухорудийной уста­новки с размещенными в общей люль­ке орудиями колебался между 14,225 и 15,75 т (16,6 т) и зависел от типа спус­кового механизма, размеров щита и на­личия системы контроля огня (СКО), с которой вес установки достигал 17,2 т. Углы возвышения/снижения орудий со­ставляли +80'/-10'. Теоретическая скоро­стрельность 4-дюймовок 20 выстрелов в минуту, хотя на практике этот показа­тель никогда не превышал 12 в/мин. Общее количество боезапаса — 2352 снаряда массой 15,88 кг и весом патро­на 30,82 кг, из которых 4,0-4,76 кг при­ходилось на заряд. Снаряды четырех­дюймовых орудий снаряжались корди­том SC. Дальность стрельбы составляла 19470 (18150) м при угле возвышения 45' и 12200 (11890) м при максималь­ном угле возвышения 80'.

Состав вспомогательной зенитной ар­тиллерии неоднократно менялся. При вступлении в строй в 1940-41 гг. ее состав­ляли «пом-помы» и 20-мм «эрликоны». Счетверенная установка зенитных авто­матов «пом-пом» MkVIII на станке MkVII располагалась в самом конце кормовой надстройки. 40-мм орудие MkVIII с дли­ной ствола 40 калибров весило 270 кг, а вся четырехствольная установка с СКО — 11 т. Масса 40-мм снаряда — 0,98 кг, заряда — 0,95 кг. Углы возвыше­ния/снижения установки также составля­ли +80'/-10', а дальность эффективного огня при различных углах стрельбы (+45'/ +80') — 3473/1554 м. Скорострельность — 90-115 в/мин.

Вместо Hispano-Suiza установили шесть 20-мм Oerlikon MklV/Mk III, распо­лагавшиеся парами: первые две — на крыльях мостика, еще одна — на верх­ней палубе. Впоследствии их планиро­вали заменить восемью «эрликонами» в 4-х спаренных установках MkV.

Для борьбы с подводными лодками крейсер был оснащен двумя бомбосбра­сывателями. Торпедные аппараты и гидросамолет не устанавливались.

 

Зенитное вооружение крейсеров типа Tromp

Название корабля

Год

102 мм (II) Vickers QF

MkXVI/L45

40 мм (II) Bofors MklV

40 мм (II) Bofors MkV

40 мм (I) Bofors MkVI

40мм (IV) Vickers MkVIII

20 мм (1)

Oerlikon MklV

20 мм (II)

Oerlikon MkV

20 мм (I) Hispano-Suiza

76 мм (I)

Vickers Mk III

12,7 мм (II) Vickers Mk III

12,7 мм (I) Browning

7,7 мм (I) Lewis

76 мм

(I) США

Tromp

1938-

1941

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1942

 

2

 

 

 

6(4?)

 

 

2(11)

2(11)

2(11)

4(11)

 

1943

 

2

 

 

 

6

 

 

2

 

2

4(7)

 

1944

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

2

 

 

1945

2

6 (+2?)

2

 

2

1947

 

 

2

2

 

2

 

 

2

 

 

 

2

1948-

1968

 

 

2

2

 

2

 

 

2

 

 

 

2

Jacob

van

Heemskerck

1940

10(10)

 

 

 

1(10)

6(10)

 

6 (05-08)

 

 

 

 

 

1941-

1944

10

 

 

 

1

6

 

 

 

 

 

 

 

1945

10

 

4

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

1946

10

 

4

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

1947

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

1970

10

 

4

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

В скобках указан месяц установки вооружения или количественные данные, вызывающие сомнение (знак вопроса)

 

 

Система управления огнем, радары и прочее оборудование

 

Крейсера типа Tromp предполагалось оборудовать двумя КДП с 6-метровыми дальномерами, размещенными на боевой рубке и на площадке ажурного пилона, смонтированного на кормовой надстрой­ке. Но в результате изменения проекта кормовой дальномер на крейсере Tromp заменили 4-метровым дальномером в бронированном кормовом пункте управ­ления. Именно из этого КДП управляли огнем «бофорсов». На ажурном пилоне был установлен репитер гирокомпаса.

Перестроенный в крейсер ПВО Heemskerck получил 2 ПУАЗО с директо­рами Mk III (High-Angle-Firing-Director Mk III) на носовой и кормовой надстрой­ках. Следует сказать несколько слов о си­стеме управления огнем 102-мм зениток Mk III, в общем аналогичной СУАО пер­вых английских крейсеров ПВО. Орудия наводились вручную, данные направле­ния на цель и угла возвышения посту­пали в боевые посты по телефону, что в сумятице боя нередко приводило к неиз­бежным ошибкам и погрешностям. Тем не менее, вышколенная непрестанными учениями прислуга орудий в основном справлялась со своими обязанностями.

Для управления стрельбой ГК по надводным целям на Jacob van Heem­skerck был установлен радар «тип 271» (SurfaceWarning radar Type 271), рабо­тавший в дециметровом диапазоне. Для нормальной работы РЛС передатчик и антенна были объединены под общим радиопрозрачным кожухом, напоминаю­щим фонарь маяка, в связи с чем этот радар получил прозвище Lighthouse («фонарь»). Приемопередающую антенну установили на марсе фок-мачты.

Радар воздушного обнаружения «тип 279» (Air-Warning radar Type 279) являл­ся развитием первого английского радара «тип 79Y», принятого на вооружение в 1940 году после окончания практических испытаний, проходивших на легком крей­сере Sheffield. На Heemskerck его установи­ли на топе фок-мачты.

 

Радарное вооружение крейсеров типа Tromp во время войны

Название

корабля

Год

А тип 279

(Англия)

А тип SC-3

(США)

А тип 281

(Англия)

В тип СО

(США)

С тип 293

(Англия)

С тип 277

(Англия)

D тип 271

(Англия)

О тип РС

Мк 3 (США)

Е тип 285

(Англия)

Е тип 282

(Англия)

Tramp

1945

 

+ (04)

 

+ (04)

 

 

 

+ (04)

 

 

Jacob

van

Heemskerck

1941

+ (02)

 

 

 

 

 

+ (02)

 

 

 

1942

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

1943

+

 

+ (04)

 

 

 

+ (04)

 

+ (04)

 

1944

+ (06)

 

 

 

 

 

 

 

+

 

1945

 

 

+

 

+ (02)

+ (02)

 

 

+

+ (02)

Примечания:

1. А — радар воздушного обнаружения;

В — радар надводного обнаружения;

С — универсальный радар (надводного и воздушного обнаружения);

D — радар управления огнем артиллерии ГК;

Е — радар управления огнем зенитной артиллерии.

2. В скобках указан месяц установки или снятия радаров.

 

Предусмотренное проектом прожектор­ное оборудование в полном составе име­лось только на крейсере Tromp. Два 1200-мм прожектора размешались на площадке, смонтированной на тыльной стороне ды­мовой трубы, третий был установлен на фок-мачте. На Jacob van Heemskerck англи­чане оставили только два таких прожектоpa, располагавшихся на специальной кон­струкции позади дымовой трубы.

Сжатый воздух, необходимый для обслуживания корабельного оборудова­ния, обеспечивали 2 компрессора высокого напряжения немецкой фирмы Junkers и электрокомпрессор фирмы Reavelli. На пе­реоборудованном по английским стандар­там Heemskerck те же функции выполня­ли два компрессора фирмы Waller и один типа Admiralty ASC3. Дополнительное компрессорное оборудование на обоих ко­раблях состояло из трех переносных ком­прессоров Stork-Ganz-Jendrassik с 4-тактными двигателями.

В связи с предстоящей службой в тропиках крейсера оборудовались высоко­производительными холодильниками и испарителями фирмы Weir. Немецкого же производства — бременской фирмы Atlas-Werke — были и две электрогидрав­лические рулевые машинки.

Во время стоянки в Галифаксе в июне 1940 года Heemskerck был оснащен размаг­ничивающим устройством.

 

Модернизации и перемены в вооружении в ходе службы

 

Основная модернизация крейсера Tromp была проведена во время ремонта повреждений, полученных 20 февраля 1942 года в бою в проливе Бадунг. На австра­лийской верфи Cockatoo Yard в Сиднее с крейсера сняли краны, гид­росамолет (см. примечание 10) и бронированный кормовой КДП. Фок-мачта была укорочена и про­жекторная площад­ка на ней оказа­лась почти на уров­не среза дымовой трубы. В дальней­шем мачту значи­тельно видоизме­нили, а перед кор­мовым КДП по­явилась короткая стойка для растяжки антенны. Вооружение крейсера усилили шестью 20-мм одноствольными зенит­ками Oerlikon MklV/Mk III (по другим данным, сначала были установлены 4 «эрликона», остальные два Tromp полу­чил позднее вместе с радарами). Две из них разместили на второй и третьей башнях ГК, остальные — на надстрой­ках. Кормовой дальномер с 4-метровой базой установили на решетчатом пилоне (как и предусматривалось первоначаль­ным проектом), а обе спаренные уста­новки «бофорсов» — в диаметральной плоскости, друг за другом. Некоторые ис­точники (3. Фрейвогель и др.) сообщают, что с целью уменьшения прироста водо­измещения и чтобы освободить место для установки 4 бомбометов тогда же были сняты торпедные аппараты. Од­нако это сообщение не подтверждается фотографиями уже модернизированного крейсера осенью 1942 года, на которых торпедное вооружение еще присутствует. То же касается и прожекторного оборудования.

В ноябре 1942 года Tromp получил два английских 76-мм зенитных орудия Vickers Mk III, а 12,7-мм пулеметы замени­ли двумя одноствольными пулеметами Browning того же калибра. Некоторое время в состав зенитного вооружения входили четыре 7,7-мм пулемета, сня­тые в 1943 году.

В 1944-45 гг. во время ремонта в Сиднее на крейсере произошли новые изменения. Зенитную артиллерию вновь усилили еще двумя, но уже американс­кими 76-мм зенитками. Избавились от мелкокалиберной артиллерии (0,5-дюй­мовые «браунинги»). Очевидно, имен­но тогда были сняты торпедные аппара­ты и все прожектора, а прожекторную площадку позади дымовой трубы заня­ли два дополнительных 20-мм «эрликона» (при условии, что в 1942 году их было установлено только 4). Несколько позднее на крейсере часть «эрликонов» заменили двумя одноствольными «бофорсами» MkVI/Mk III.

Тогда же в Сиднее Tromp получил радиолокационное оборудование амери­канского производства. На носовом КДП был установлен артиллерийский радар FC (Fire Control) Mk3. Перед фок-мачтой появилась специальная треногая конст­рукция (так называемая «радарная мачта») с радаром воздушного обнаружения SC-3 (Search control), а на топе фок-мачты смонтировали радар над­водного обнаружения SG (Search Guard).

В 1947 году прежние спаренные 40-мм автоматы Hazemeyer-Bofors за­менили таким же количеством полно­стью стабилизованных спаренных ус­тановок Bofors MkV с радаром «тип 282». С этих пор зенитное вооружение крейсера состояло из 4 спаренных и 2 одноствольных Bofors, четырех 76-мм зениток и двух одноствольных «эрликонов».

В 1948 году на дымовой трубе был установлен ветровой дефлектор (как на De Ruyter).

Модернизации Jacob van Heemskerck тоже были достаточно многочис­ленными. Первая из них состоялась вскоре после ввода в строй, когда выяс­нилось необходимость модернизации радарного вооружения крейсера ПВО. Зенитная радарная установка «тип 279» требовала разнесения передающей и приемной антенн, в связи с чем над укороченными стойками кранов была смонтирована треногая грот-мачта, на которой установили приемную антенну РЛС. Передающая антенна находилась на топе фок-мачты.

Во время модернизации в Сиднее весной 1943 года вместо директоров Mk III установили универсальные директоры HAGS MklV с радаром «тип 285», демонтировав радар «тип 271» («фонарь»). Устаревший к этому време­ни радар «тип 279», был заменен более совершенным «тип 281» с аналогич­ным размещением передающей и при­емной антенн на верхушках мачт.

Во время ремонта 1944-45 гг. на верфи Cammel Laird в Ливерпуле были сняты грот-мачта (растяжка ан­тенны крепилась теперь на кронштей­не с тыльной стороны трубы) и про­жекторная площадка позади дымовой трубы, несколько удлинен полубак, а шельтердек стал сплошным, без выре­зов. Вспомогательное зенитное воору­жение составили 3 20-мм спаренные установки Oerlikon, заменившие оди­нарные, и 2 40-мм спарки Bofors MkV с радаром «тип 282», сменившие «пом-пом». Две такие же (по другими данным это были «обычные» дву­ствольные «бофорсы») разместили побортно в районе миделя. Модерни­зация радарного оснащения заключа­лась в установке на фок-мачте двух новых радаров. Универсальный ра­диолокатор «тип 293» мощностью 500 кВт, поступивший на вооружение в 1944 году, работал на длине волны 10 см. Радар имел небольшую округлую антенну, получившую жаргонное на­звание «головка сыра». Разработанный на его основе универсальный 10-см локатор «тип 277» имел принци­пиально новую антенну непрерывно­го сканирования. Он мог обнаружи­вать как надводные, так и воздуш­ные цели, и достаточно точно опреде­лять высоту полета последних.

В послевоенный период вспомога­тельная артиллерия крейсера ПВО со­стояла из четырех спарок «бофорсов» и доведенных до намечавшегося коли­чества (4 х II) «эрликонов». Корабль получил более современное радарное вооружение. Позднее, в 50-е годы, ко­личество 20-мм стволов вновь было сокращено (до 4).

 

Экипаж и плавсредства

 

Штатный состав экипажа крейсера Tromp в мирное время насчитывал 309 (308, 295) человек. С началом войны его численность возросла до 360 человек. Для обслуживания разнока­либерной зенитной артиллерии на Heemskerck требовалось большее коли­чество артиллерийской прислуги, по­этому и количественный состав экипа­жа крейсера ПВО был несколько выше: в разное время его численность колеба­лась между 380 и 393 (420) человек. Размещение экипажа осталось тради­ционным. Известно, что на крейсере Heemskerck были проблемы с размеще­нием многочисленной прислуги зенит­ной артиллерии.

Состав корабельных плавсредств крейсера Tromp был обычным для гол­ландского флота: 2 моторных катера (ко­мандирский и рабочий) размещались на шлюпбалках по обе стороны дымо­вой трубы, 3 шлюпки класса 83 и одна класса В2, обслуживавшиеся грузовыми кранами, располагались на рострах по­зади трубы и, наконец, 2 яла, также на шлюпбалках, на шкафуте. В 1946 году (по другими данным, еще в 1942, когда были сняты краны) шлюпки и ялы за­менили плотами.

Van Heemskerck в 1941 году полу­чил оснастку по британским стандар­там — два 25-футовых моторных кате­ра, 16-футовый моторный «скиммер» и такая же рабочая шлюпка, распола­гавшиеся на шлюпбалках у дымовой трубы и на шкафуте. В ходе службы ос­нащение крейсера дополнили спаса­тельные плоты. Некоторые источники утверждают, что после 1945 года на па­лубе корабля уже не оставалось ни од­ной единицы из первоначального со­става плавсредств (3. Фрейвогель). Од­нако эти данные не подтверждаются фотографиями середины 50-х годов, где в районе дымовой трубы отчетливо видны шлюпбалки.

 

Окраска

 

До войны Tromp имел светло-шаро­вую окраску, а после начала военных дей­ствий на Тихом океане, как и все голлан­дские крейсера, получил стандартный ка­муфляж (см. крейсера типа Java). В соста­ве английского флота оба крейсера были камуфлированы по британским стандар­там. Первые утвержденные Адмиралтей­ством камуфляжи появились во второй половине 1941 года и в течение войны ис­пользовали свыше 20 официальных цве­тов в различных формах и сочетаниях. В 1945 году крейсера получили английскую светло-серую окраску Admiralty Standard с широкой темной полосой на бортах. По возвращении после войны в состав гол­ландского флота «тромпы» вновь стали светло-шаровыми, а на бортах носовой части крейсеров появились нанесенные белой краской тактические номера. Таки­ми же они оставались и со вступлением Нидерландов в НАТО.