Пигмеи класса крейсеров
Атмосфера в западной части Тихого океана продолжала накаляться. В начале 30-х годов либеральные прозападные круги Японии, державшие страну в русле политики коллективной безопасности Лиги Наций, уступили власть представителям японского национального движения «Кодо Ха», сторонникам идеи создания «Великой Восточной Азии» под японским протекторатом. Немедленно был взят курс на милитаризацию страны. В 1931 году Япония имела готовыми и в постройке 6 линкоров и 4 линейных крейсера периода первой мировой войны, 4 современных авианосца, 12 тяжелых и 19 легких крейсеров, 62 эскадренных миноносца и 63 субмарины, превосходя по основным классам кораблей силы колониальных флотов Франции и Голландии, британской дальневосточной эскадры и флотов Австралии и Новой Зеландии вместе взятых. Политика европейских держав, владевших территориями в этом регионе, поражала своей неопределенностью. Европейцы возлагали большие надежды на Лигу Наций, выступавшую гарантом против любой агрессии. Кроме того, превалировала идея, что баланс сил в Европе сможет предотвратить любые изменения на Тихом океане.
Сочтя себя достаточно сильной, Япония в 1931 году вторглась в Манчжурию, нарушив подписанный ею в 1922 году Пакт Девяти, гарантировавший нерушимость границ и независимость Китая. Проигнорировав дипломатические протесты правительств европейских держав и США, японцы в том же году захватили и Шанхай. Комиссия Лиги Наций осудила действия Японии и потребовала от нее уйти из Манчжурии. В ответ Япония вышла из Лиги Наций и объявила, что с 1936 года перестает выполнять договора об ограничении морских вооружений. В связи с этим ожидалось, что следующим объектом агрессии станут Филиппины, которые были окружены контролируемыми Японией островами.
Только теперь, в середине 30-х годов, голландцы с горечью осознали, как мало было сделано для обороны их заморских территорий, богатых сырьем и поэтому столь желанных для Японии. Окончательно устаревшие крейсера типа Java и представлявший собой очень удачный тип корабля своего класса De Ruyter, который, тем не менее, не был запущен в серию, не могли противостоять своим многочисленным японским оппонентам. Тем более, что основу крейсерского флота Японии составляли тяжелые крейсера, каждый из которых превосходил любой из голландских крейсеров по всем параметрам. Правда, в противовес им в середине 30-х годов голландцы начали разработку проекта трех необычных линейных крейсеров, которые должны были своими высокими боевыми качествами компенсировать отсутствие в составе голландского флота «вашингтонских крейсеров». Эти «охотники за тяжелыми крейсерами» проектировались при участии немецких фирм с явным подражанием линейным крейсерам типа Scharnhorst. Новые голландские крейсера не предназначались для линейных сражений и при водоизмещении 28318 т (27950 ст.т) должны были развивать скорость 34 узла и нести 225 (254)-мм броневой пояс, 127 (100)-мм бронепалубу и 250-100 (305)-мм защиту башен, девять 280-мм и двенадцать 120-мм орудий. Забегая вперед, можно сказать, что эти корабли действительно заложили в феврале 1940 года и намеревались ввести в строй в 1944 году, но, не имея опыта в постройке подобных крейсеров, Голландия рассчитывала заказать машины и главную артиллерию в Германии. После срыва переговоров в Берлине, голландцы обратились к Италии. Однако прежде чем из Рима пришел ответ, в мае 1940 года произошло немецкое вторжение. Следует также отметить, что эти корабли, если бы они были построены, являлись бы ровесниками американских линейных крейсеров типа Alaska и вполне соответствовали им по водоизмещению, скорости, вооружению и концепции. Но пока этот проект не существовал даже на бумаге и Голландия могла надеяться только на помощь флотов Англии и Франции, чьи владения также оказались под угрозой захвата Японией.
Не меньшую тревогу, чем крейсера, вызывали японские суперэсминцы. Построенные во второй половине 20-х годов два десятка кораблей «специального типа» Fubuki имели водоизмещение до 2000 т, были вооружены шестью 127-мм орудиями и девятью торпедными аппаратами и развивали 38-узловую скорость. А намечавшиеся к постройке эсминцы типа Kagero должны были превзойти своих предшественников по всем показателям. Голландские же корабли этого класса (4 единицы типа Van Ghent 1926-27 г.г. и столько же типа Van Galen — 1928-30 г.г.) максимальным водоизмещением 1640-1650 т имели на вооружении только четыре 120-мм орудия и шесть ТА, а их максимальная скорость не превышала 36 узлов.
В 1931 году под впечатлением роста японских вооружений в Голландии была принята новая программа строительства флота, предложенная министром Национальной обороны Нидерландов Деккером. В рамках этой программы немедленно приступили к разработке проекта 2500-тонного лидера флотилии миноносцев в Ост-Индии, который должен был обладать достаточной огневой мощью и скоростью, чтобы хоть как-то уравновесить превосходство японцев. За основу проекта приняли разработки конструкторских бюро двух английских кораблестроительных фирм — Thornycroft и Yarrow, из-за чего первоначально голландский проект получил характеристики, близкие показателям английских эсминцев типа A (Acasta Class) — I (Icarus Class) и лидера эсминцев Dubrovnik, незадолго перед тем построенного фирмой Yarrow для Королевского флота Югославии. Однако голландцев, проектировавших свои корабли (их должно было быть два) для подавления хорошо вооруженных японских эсминцев, не удовлетворило предложенное проектом вооружение из восьми 120-мм орудий. Поэтому для обеспечения превосходства над вероятным противником в качестве главной артиллерии было принято меньшее количество уже испытанных орудий крейсерского калибра (6x150 мм). Кроме того, в процессе проектирования решили защитить корабли тонкой, но достаточно обширной по площади броней. Конструкторы считали (и в дальнейшем это подтвердилось на практике), что в случае артиллерийской дуэли с легкими силами противника эта защита может сыграть немаловажную роль.
Результатом всех этих изменений (голландцы умудрились впихнуть в минимальное водоизмещение своих лидеров кроме торпедных аппаратов и батареи зенитных орудий еще и гидросамолет!) стал приблизительно 40-процентный прирост водоизмещения сравнительно с первоначальным, а также снижение проектной скорости, которую, тем не менее, удалось сохранить на достаточном для совместных действий с эсминцами уровне. Вместе с тем увеличенное водоизмещение, использование бронирования и крейсерского калибра артиллерии позволяло отнести новые голландские корабли к классу легких крейсеров. Согласно принятым Лондонским соглашением 1936 г. нормам, они относились к категории III-b, т.е. легких надводных кораблей стандартным водоизмещением 3001-10000 т с главной артиллерией калибром до 155 мм (эсминцы и лидеры относились к категории III-c, к которой причисляли корабли водоизмещением до 3000 т и с артиллерией до 155 мм). Таким образом в 1935 году Объединенным проектным бюро кораблестроения в Гааге (Nederlandschen Vereinigten Scheepsbouw Bureaux) под руководством инженеров-кораблестроителей Г.Хоофта (G.Hooft) и В.М.Голландера (W.M.Hollander) был разработан самый удачный, по мнению морских экспертов, проект легкого крейсера с минимальным водоизмещением.
Постройка
Хроническая нехватка средств замедлила проектные работы и только в 1935 году, по их окончании, парламент утвердил средства на строительство крейсеров, получивших названия в честь знаменитых голландских адмиралов. Они должны были заменить два старых броненосца береговой обороны начала века — Hertog Hendrik (1902) и Jacob van Heemskerck (1906). Из политических соображений новые корабли голландского флота первоначально (в период парламентских обсуждений и выделения финансовых средств, при церемонии закладки) именовались лидерами эсминцев, и только к моменту ввода в строй первого из них — крейсера Tromp (1938 г.) — их начали классифицировать как легкие крейсера.
Первым на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij (NSM) в Амстердаме был заложен крейсер, получивший имя Tromp. Он уже вошел в строй, когда в октябре 1938 года на той же верфи началась, наконец, постройка Jacob van Heemskerck. Нападение гитлеровской Германии в мае 1940 года застало корабль недостроенным, на нем отсутствовало вооружение и системы управления огнем. Крейсеру удалось уйти в Англию, где он был направлен на достройку на военную верфь в Портсмуте. В связи с отсутствием предусмотренного проектом вооружения и оборудования, Jacob van Heemskerck было решено перевооружить по британским стандартам и в октябре 1940 года корабль ввели в строй в качестве крейсера ПВО.
Общее описание
Облик крейсеров этого типа выдавал их «близкое родство» с современными им эскадренными миноносцами. Об этом свидетельствовали и приземистый короткий силуэт кораблей, такие же невысокие надстройки, единственная, короткая, усеченная в сторону кормы, дымовая труба и почти полное отсутствие грот-мачты. Их типичной особенностью являлась П-образная ферма, на которой монтировались корабельные краны и торчала тонкая штанга, заменявшая грот-мачту. В отличие от других голландских кораблей этого класса, форштевень «тромпов» был слегка наклонен и килевая часть носа имела небольшой подъем. Типично крейсерская срезанная корма отличалась от ложкообразной формы кормовой оконечности у «яв» и De Ruyter. Крейсера типа Tromp имели двухвальную установку и один полубалансирный руль.
Высокая мореходность обеспечивалась протяженным более чем на 1/2 длины полубаком. Высота борта составляла 7,52 м. Корпус набирался по продольно-поперечной схеме и разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. Его подводную часть на протяжении 57% длины усиливало двойное дно. Корабли имели два боковых киля длиной почти 50 м. По тем же причинам, что у De Ruyter, 4-тонные становые якоря находились в нишах, но Heemskerck во время его достройки в Англии лишился этого отличительного «национального признака» и до конца жизни проходил с тривиальными, явно английскими, высокорасположенными якорными клюзами.
Строившиеся по одному проекту корабли в силу обстоятельств внешне значительно отличались друг от друга. Tromp был построен с незначительными изменениями базового проекта. Его стандартное водоизмещение составляло 3787 т, полное — 4807 (4215) т. Полная длина корабля равнялась 132 (131,95) м, длина между перпендикулярами — 125 (130) м, ширина — 12,40 (12,43) м, осадка при стандартном водоизмещении 4,20 (4,32) м, при полном — 4,6 (4,47) м.
Недостроенный в связи с германским нападением Heemskerck заканчивался постройкой в Великобритании и в связи с переоборудованием его в крейсер ПВО подвергся значительной перестройке. Изменены надстройки и удлинен полубак, а бортовое бронирование продлено дальше в корму. Крейсер получил характерную для английских легких крейсеров башенноподобную ходовую рубку и более короткую, чем у систершипа, дымовую трубу. Стойки корабельных кранов также были наполовину укорочены. Кормовой комплекс надстроек соединялся с палубой полубака более широким, от борта до борта, шельтердеком. Корабль получил радарное оборудование при вводе в строй, в отличие от Tromp, на котором РЛС появились лишь после модернизации 1944-45 гг.
В результате этих изменений стандартное водоизмещение крейсера составило 3765 т, полное — 4860 т. Полная длина корабля достигала 131,95 м, длина между перпендикулярами — 129,85 м, осадка при стандартном водоизмещении 4,12 м, при полном — 5.08 м.
Энергетическая установка
Котельная установка крейсера типа Tromp состояла из четырех водотрубных котлов типа Werkspoor-Yarrow, отапливаемых мазутом и расположенных в двух раздельных котельных отделениях. Нагревательная поверхность водогрейных трубок составляла 3800 м2, рабочее давление пара — 28,12 кг/см2. Имелись также два вспомогательных нефтяных котла с давлением пара 3 кг/см2. Паропроизводительность котельной установки равнялась 66000 кг пара в час. Пар подавался к двум ТЗА типа Werkspoor-Parsons, расположенных линейно в двух машинных отделениях. Турбины состояли из ступеней высокого, среднего и низкого давления, а также агрегата заднего хода. Турбина носового МО работала на правый вал, кормового — на левый. Диаметр трехлопастных винтов, выполненных из марганцевой бронзы, составлял 3,9 м.
Общая мощность двигательной установки равнялась 56000 л.с., что позволяло развивать скорость 33,5 (32,5) уз., которая и стала «паспортной», хотя оба крейсера на испытаниях показали одинаковую скорость 34,5 уз., «выжав» из своих машин свыше 60000 л.с. (например, мощность машин крейсера Tromp на одном из пробегов достигла 62160 л.с.).
Топливные танки и резервуары с запасами воды находились в междудонном пространстве двойного дна. Нормальный запас топлива на крейсере Tromp составлял 860 т мазута, т.е. 885 м3, из которых 149 м3, являлись балластом. Heemskerck забирал 820 м3 мазута, в том числе балластных 84 м3. Запас нефти для вспомогательных котлов составлял 35 м3 для Tromp и 51 м3 для Heemskerck. Объемы технической и питьевой воды для крейсеров определялись, соответственно, в 50/26 м3 и 64/20 м3.
При полном запасе топлива дальность плавания составляла 1400 мор. миль на скорости 32 уз. На крейсерских скоростях 10 и 12 уз. этот показатель возрастал соответственно до 8000 и 6000 мор. миль.
Бронирование
Проектом предусматривалось легкое бронирование крейсеров, которое, тем не менее, должно было в достаточной мере предохранять корабли от воздействия артиллерии легких сил противника и не препятствовать достижению необходимой для действий в составе миноносной флотилии скорости.
Броневой пояс толщиной 16 мм (по другим данным, 15 мм), тянувшийся по ватерлинии от барбетов носовых артустановок до кормы, являлся конструктивным элементом корпуса и представлял собой утолщенную обшивку борта. Главная броневая палуба толщиной 25 (25-15) мм не достигала бортов, опираясь на продольные противоторпедные переборки, образующие внутреннюю броневую коробку. Артиллерийские погреба получили локальное бронирование (25 мм в районе носовых погребов и 16 мм — кормового погреба). С целью усиления защиты подводной части корпуса корабль имел двойное дно с довольно большой для своего класса протяженностью (57% длины).
Бронирование рубок управления и КДП составляло 12 (11-25) мм, защита артиллерии главного калибра и снарядных элеваторов — 16 (15-25) мм, барбеты установок ГК — 12 мм. Коммуникационные трубы защищались 25-мм броней.
Бронирование выполнялось из закаленной крупповской стали и его масса составляла 450 т, т.е. 13% стандартного водоизмещения. Тем не менее, крейсера были уязвимы даже для огня эсминцев, но противоосколочная броня ограничивала размеры разрушений при попадании снарядов мелкого калибра.
Вооружение
Согласно проекту, вооружение «тромпов» должно было состоять из шести 150-мм орудий, почти такой же как у крейсера De Ruyter батареи из восьми 40-мм зенитных автоматов, четырех 12,7-мм зенитных пулеметов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Проектом предусматривалось также авиационное вооружение.
Вооружение крейсера Tromp в основном соответствовало проектному. Артиллерию главного калибра составляли шесть 150-мм 50-калиберных орудий Bofors в трех двухорудийных установках типа Мк 11 производства голландской фирмы Wilton-Fijenoord. Баллистические данные этих орудий были идентичны показателям главного калибра крейсера De Ruyter и, кроме того, угол возвышения установок Мк 11 также составлял 60'. Вес одного орудия достигал 7,38 т, а в целом двухорудийная башенноподобная установка весила 70,1 т. Боезапас главного калибра крейсера — 1200 выстрелов.
В отличие от De Ruyter, главная артиллерия «тромпов» была расположена по «погонной» схеме, т.е. две из трех башен располагались в носовой части кораблей, что больше соответствовало наступательной тактике эсминцев.
А вот на состав батареи главного зенитного калибра оказала влияние перегрузка, появление которой было крайне нежелательно, поскольку тогда неизбежно снижалась скорость и корабли просто не могли бы выполнять те функции, ради которых они строились, т.е. действовать в составе флотилии эсминцев. Здесь следует напомнить, что уже проектная скорость «тромпов» опустилась до минимального «миноносного» значения в результате установки на этих, по сути, увеличенных лидерах брони и артиллерии крейсерского калибра. Поэтому возникновение строительной перегрузки было почти неизбежно и, повторяю, крайне нежелательно. В итоге Tromp вместо восьми получил только четыре 40-мм орудия Bofors улучшенной модели Мк IV в двух спаренных установках. Угол возвышения «бофорсов» составлял 90', а боезапас — 4000 снарядов. Как и на De Ruyter, зенитные орудия были сгруппированы в одном месте — на кормовой надстройке, хотя при столь ограниченном количестве стволов говорить о каком-то более удачном расположении зенитной артиллерии не приходится. И даже несмотря на некоторое дополнение зенитного вооружения крейсера двумя спарками 12,7-мм пулеметов Vickers, нельзя не отметить его слабость по сравнению с De Ruyter.
По той же причине — из стремления как можно больше облегчить корабли и дать им возможность развить как можно большую скорость — голландцы вернулись к старой, архаичной схеме обеспечения полетов бортовой авиации. Согласно проекту, крейсер был оснащен гидросамолетом разведчиком Fokker C.XIW (Здесь хотелось бы в качестве версии привести собственное мнение о наличии и использовании бортовой авиации на голландских кораблях. Уже в процессе работы над монографией, в результате детального изучения источников и фотографий, а также консультаций со знатоками, неожиданно появились сомнения: а была ли вообще авиация на голландских крейсерах. Ни одного сообщения о запуске разведчика в боевой обстановке, никаких следов самолетов на фотографиях (кроме презентационных, сделанных в периоды ввода кораблей в строй) и полное отсутствие комментариев источников на этот счет! И это при всем при том, что в голландском флоте авиацией были вооружены (во всяком случае, по проекту) даже эсминцы (вот он — голландский феномен!). Голландцы нашпиговывали свои корабли самолетами с оглядкой на современные флоты ведущих морских держав. Но в отличие от голландских, корабли Великобритании, США и прочих оперировали в океанских просторах вдали от своих баз и аэродромов и до появления радара бортовая авиация являлась глазами флота. Другой вопрос, нуждались ли в ней корабли ост-индской эскадры. Они должны были действовать в лабиринте тысяч больших и малых островов Зондского архипелага и при наличии достаточного количества самолетов морской авиации как сухопутного, так и морского базирования не нуждались в дополнительном оснащении бортовыми разведчиками. Тем более, что голландские корабли не имели ангаров и при открытом хранении самолетов в условиях влажных тропиков машины выходили из строя. Отсюда, на мой взгляд, вполне логично сделать вывод, что корабельные разведчики имелись только на флагмане — оборудованном катапультой легком крейсере De Ruyter (да и в этом случае есть данные, что из двух штатных самолетов на крейсере имелся только один). Со всех остальных кораблей машины бортовой авиации, очевидно, сдавались в подразделения базовой авиации либо на хранение в береговые арсеналы, тем самым избавляя командиров кораблей и командование ост-индской эскадры от головной боли за сохранность ценной матчасти, а экипаж — от неизбежных аварий, связанных с ее использованием. Косвенным подтверждением этой версии может служить тот факт, что с голландских эсминцев самолеты сняли еще перед войной (Valecne Lode, т.4). Что касается крейсера Tramp, то, если он даже и был оснащен самолетом (что также не подтверждается фотографиями), думаю, что он неизбежно должен был лишиться его после перехода в Ост-Индию, хотя бы с целью столь желанного облегчения корабля. Высказав эти крамольные мысли, повторяю, это личное мнение и в основном тексте монографии изложение ведется в полном соответствии с первоисточниками), но авиационная катапульта для его запуска проектом не предусматривалась. Два корабельных крана были смонтированы на П-образной ферме практически у среза полубака. Их позиция позволяла обслуживать часть плавсредств и гидросамолет, находившийся на шельтердеке (навесной палубе), соединявшем палубу полубака с кормовой надстройкой.
В отличие от остальных голландских крейсеров довоенной постройки и, как оказалось, единственным среди них, Tromp имел торпедное вооружение. Два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата располагались побортно на главной палубе перед кормовым комплексом надстроек. Но по объективным причинам торпедное вооружение на нем оставалось недолго. При первой же модернизации (в 1942 г.) встал вопрос о снятии торпедных аппаратов для облегчения корабля и некоторое время спустя они действительно были сняты.
Jacob van Heemskerck прибыл в Англию вооруженным только шестью одноствольными 20-мм пушками Hispano-Suiza, прикрытыми куполообразными щитами из плексигласа. Эта мелкокалиберная артиллерия, производившаяся в Голландии по лицензии, до войны шла на вооружение строившихся в Схидаме торпедных катеров и летающих лодок типа Dornier Do-14 К. По некоторым данным, предназначенные для Heemskerck 150-мм орудия при эвакуации Голландии в 1940 году попали в Ост-Индию и были установлены в двухорудийных башнях на батареях береговой обороны. Крейсер был достроен как корабль ПВО. Вместо шестидюймовок он получил десять британских 102-мм зениток QF MkXVI с длиной ствола 45 калибров на двухорудийных станках MkXIX. Три таких установки смонтировали на штатных позициях ГК крейсера, а остальные две разместили над фундаментами торпедных аппаратов. Фактический калибр ствола 102-мм орудия составлял 101,6 мм (4 дюйма), его общая длина равнялась 4838,7 мм (47,63 калибров), а длиной в 45 калибров (4572 мм) был канал ствола. Вес двухорудийной установки с размещенными в общей люльке орудиями колебался между 14,225 и 15,75 т (16,6 т) и зависел от типа спускового механизма, размеров щита и наличия системы контроля огня (СКО), с которой вес установки достигал 17,2 т. Углы возвышения/снижения орудий составляли +80'/-10'. Теоретическая скорострельность 4-дюймовок 20 выстрелов в минуту, хотя на практике этот показатель никогда не превышал 12 в/мин. Общее количество боезапаса — 2352 снаряда массой 15,88 кг и весом патрона 30,82 кг, из которых 4,0-4,76 кг приходилось на заряд. Снаряды четырехдюймовых орудий снаряжались кордитом SC. Дальность стрельбы составляла 19470 (18150) м при угле возвышения 45' и 12200 (11890) м при максимальном угле возвышения 80'.
Состав вспомогательной зенитной артиллерии неоднократно менялся. При вступлении в строй в 1940-41 гг. ее составляли «пом-помы» и 20-мм «эрликоны». Счетверенная установка зенитных автоматов «пом-пом» MkVIII на станке MkVII располагалась в самом конце кормовой надстройки. 40-мм орудие MkVIII с длиной ствола 40 калибров весило 270 кг, а вся четырехствольная установка с СКО — 11 т. Масса 40-мм снаряда — 0,98 кг, заряда — 0,95 кг. Углы возвышения/снижения установки также составляли +80'/-10', а дальность эффективного огня при различных углах стрельбы (+45'/ +80') — 3473/1554 м. Скорострельность — 90-115 в/мин.
Вместо Hispano-Suiza установили шесть 20-мм Oerlikon MklV/Mk III, располагавшиеся парами: первые две — на крыльях мостика, еще одна — на верхней палубе. Впоследствии их планировали заменить восемью «эрликонами» в 4-х спаренных установках MkV.
Для борьбы с подводными лодками крейсер был оснащен двумя бомбосбрасывателями. Торпедные аппараты и гидросамолет не устанавливались.
Зенитное вооружение крейсеров типа Tromp
Название корабля |
Год |
102 мм (II) Vickers QF MkXVI/L45 |
40 мм (II) Bofors MklV |
40 мм (II) Bofors MkV |
40 мм (I) Bofors MkVI |
40мм (IV) Vickers MkVIII |
20 мм (1) Oerlikon MklV |
20 мм (II) Oerlikon MkV |
20 мм (I) Hispano-Suiza |
76 мм (I) Vickers Mk III |
12,7 мм (II) Vickers Mk III |
12,7 мм (I) Browning |
7,7 мм (I) Lewis |
76 мм (I) США |
Tromp |
1938- 1941 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1942 |
|
2 |
|
|
|
6(4?) |
|
|
2(11) |
2(11) |
2(11) |
4(11) |
|
|
1943 |
|
2 |
|
|
|
6 |
|
|
2 |
|
2 |
4(7) |
|
|
1944 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1945 |
2 |
6 (+2?) |
2 |
|
2 |
|||||||||
1947 |
|
|
2 |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
1948- 1968 |
|
|
2 |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
Jacob van Heemskerck |
1940 |
10(10) |
|
|
|
1(10) |
6(10) |
|
6 (05-08) |
|
|
|
|
|
1941- 1944 |
10 |
|
|
|
1 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1945 |
10 |
|
4 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1946 |
10 |
|
4 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1947 |
|
|
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1970 |
10 |
|
4 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
В скобках указан месяц установки вооружения или количественные данные, вызывающие сомнение (знак вопроса)
Система управления огнем, радары и прочее оборудование
Крейсера типа Tromp предполагалось оборудовать двумя КДП с 6-метровыми дальномерами, размещенными на боевой рубке и на площадке ажурного пилона, смонтированного на кормовой надстройке. Но в результате изменения проекта кормовой дальномер на крейсере Tromp заменили 4-метровым дальномером в бронированном кормовом пункте управления. Именно из этого КДП управляли огнем «бофорсов». На ажурном пилоне был установлен репитер гирокомпаса.
Перестроенный в крейсер ПВО Heemskerck получил 2 ПУАЗО с директорами Mk III (High-Angle-Firing-Director Mk III) на носовой и кормовой надстройках. Следует сказать несколько слов о системе управления огнем 102-мм зениток Mk III, в общем аналогичной СУАО первых английских крейсеров ПВО. Орудия наводились вручную, данные направления на цель и угла возвышения поступали в боевые посты по телефону, что в сумятице боя нередко приводило к неизбежным ошибкам и погрешностям. Тем не менее, вышколенная непрестанными учениями прислуга орудий в основном справлялась со своими обязанностями.
Для управления стрельбой ГК по надводным целям на Jacob van Heemskerck был установлен радар «тип 271» (Surface — Warning radar Type 271), работавший в дециметровом диапазоне. Для нормальной работы РЛС передатчик и антенна были объединены под общим радиопрозрачным кожухом, напоминающим фонарь маяка, в связи с чем этот радар получил прозвище Lighthouse («фонарь»). Приемопередающую антенну установили на марсе фок-мачты.
Радар воздушного обнаружения «тип 279» (Air-Warning radar Type 279) являлся развитием первого английского радара «тип 79Y», принятого на вооружение в 1940 году после окончания практических испытаний, проходивших на легком крейсере Sheffield. На Heemskerck его установили на топе фок-мачты.
Радарное вооружение крейсеров типа Tromp во время войны
Название корабля |
Год |
А тип 279 (Англия) |
А тип SC-3 (США) |
А тип 281 (Англия) |
В тип СО (США) |
С тип 293 (Англия) |
С тип 277 (Англия) |
D тип 271 (Англия) |
О тип РС Мк 3 (США) |
Е тип 285 (Англия) |
Е тип 282 (Англия) |
Tramp |
1945 |
|
+ (04) |
|
+ (04) |
|
|
|
+ (04) |
|
|
Jacob van Heemskerck |
1941 |
+ (02) |
|
|
|
|
|
+ (02) |
|
|
|
1942 |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
1943 |
+ |
|
+ (04) |
|
|
|
+ (04) |
|
+ (04) |
|
|
1944 |
+ (06) |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
1945 |
|
|
+ |
|
+ (02) |
+ (02) |
|
|
+ |
+ (02) |
Примечания:
1. А — радар воздушного обнаружения;
В — радар надводного обнаружения;
С — универсальный радар (надводного и воздушного обнаружения);
D — радар управления огнем артиллерии ГК;
Е — радар управления огнем зенитной артиллерии.
2. В скобках указан месяц установки или снятия радаров.
Предусмотренное проектом прожекторное оборудование в полном составе имелось только на крейсере Tromp. Два 1200-мм прожектора размешались на площадке, смонтированной на тыльной стороне дымовой трубы, третий был установлен на фок-мачте. На Jacob van Heemskerck англичане оставили только два таких прожектоpa, располагавшихся на специальной конструкции позади дымовой трубы.
Сжатый воздух, необходимый для обслуживания корабельного оборудования, обеспечивали 2 компрессора высокого напряжения немецкой фирмы Junkers и электрокомпрессор фирмы Reavelli. На переоборудованном по английским стандартам Heemskerck те же функции выполняли два компрессора фирмы Waller и один типа Admiralty ASC3. Дополнительное компрессорное оборудование на обоих кораблях состояло из трех переносных компрессоров Stork-Ganz-Jendrassik с 4-тактными двигателями.
В связи с предстоящей службой в тропиках крейсера оборудовались высокопроизводительными холодильниками и испарителями фирмы Weir. Немецкого же производства — бременской фирмы Atlas-Werke — были и две электрогидравлические рулевые машинки.
Во время стоянки в Галифаксе в июне 1940 года Heemskerck был оснащен размагничивающим устройством.
Модернизации и перемены в вооружении в ходе службы
Основная модернизация крейсера Tromp была проведена во время ремонта повреждений, полученных 20 февраля 1942 года в бою в проливе Бадунг. На австралийской верфи Cockatoo Yard в Сиднее с крейсера сняли краны, гидросамолет (см. примечание 10) и бронированный кормовой КДП. Фок-мачта была укорочена и прожекторная площадка на ней оказалась почти на уровне среза дымовой трубы. В дальнейшем мачту значительно видоизменили, а перед кормовым КДП появилась короткая стойка для растяжки антенны. Вооружение крейсера усилили шестью 20-мм одноствольными зенитками Oerlikon MklV/Mk III (по другим данным, сначала были установлены 4 «эрликона», остальные два Tromp получил позднее вместе с радарами). Две из них разместили на второй и третьей башнях ГК, остальные — на надстройках. Кормовой дальномер с 4-метровой базой установили на решетчатом пилоне (как и предусматривалось первоначальным проектом), а обе спаренные установки «бофорсов» — в диаметральной плоскости, друг за другом. Некоторые источники (3. Фрейвогель и др.) сообщают, что с целью уменьшения прироста водоизмещения и чтобы освободить место для установки 4 бомбометов тогда же были сняты торпедные аппараты. Однако это сообщение не подтверждается фотографиями уже модернизированного крейсера осенью 1942 года, на которых торпедное вооружение еще присутствует. То же касается и прожекторного оборудования.
В ноябре 1942 года Tromp получил два английских 76-мм зенитных орудия Vickers Mk III, а 12,7-мм пулеметы заменили двумя одноствольными пулеметами Browning того же калибра. Некоторое время в состав зенитного вооружения входили четыре 7,7-мм пулемета, снятые в 1943 году.
В 1944-45 гг. во время ремонта в Сиднее на крейсере произошли новые изменения. Зенитную артиллерию вновь усилили еще двумя, но уже американскими 76-мм зенитками. Избавились от мелкокалиберной артиллерии (0,5-дюймовые «браунинги»). Очевидно, именно тогда были сняты торпедные аппараты и все прожектора, а прожекторную площадку позади дымовой трубы заняли два дополнительных 20-мм «эрликона» (при условии, что в 1942 году их было установлено только 4). Несколько позднее на крейсере часть «эрликонов» заменили двумя одноствольными «бофорсами» MkVI/Mk III.
Тогда же в Сиднее Tromp получил радиолокационное оборудование американского производства. На носовом КДП был установлен артиллерийский радар FC (Fire Control) Mk3. Перед фок-мачтой появилась специальная треногая конструкция (так называемая «радарная мачта») с радаром воздушного обнаружения SC-3 (Search control), а на топе фок-мачты смонтировали радар надводного обнаружения SG (Search Guard).
В 1947 году прежние спаренные 40-мм автоматы Hazemeyer-Bofors заменили таким же количеством полностью стабилизованных спаренных установок Bofors MkV с радаром «тип 282». С этих пор зенитное вооружение крейсера состояло из 4 спаренных и 2 одноствольных Bofors, четырех 76-мм зениток и двух одноствольных «эрликонов».
В 1948 году на дымовой трубе был установлен ветровой дефлектор (как на De Ruyter).
Модернизации Jacob van Heemskerck тоже были достаточно многочисленными. Первая из них состоялась вскоре после ввода в строй, когда выяснилось необходимость модернизации радарного вооружения крейсера ПВО. Зенитная радарная установка «тип 279» требовала разнесения передающей и приемной антенн, в связи с чем над укороченными стойками кранов была смонтирована треногая грот-мачта, на которой установили приемную антенну РЛС. Передающая антенна находилась на топе фок-мачты.
Во время модернизации в Сиднее весной 1943 года вместо директоров Mk III установили универсальные директоры HAGS MklV с радаром «тип 285», демонтировав радар «тип 271» («фонарь»). Устаревший к этому времени радар «тип 279», был заменен более совершенным «тип 281» с аналогичным размещением передающей и приемной антенн на верхушках мачт.
Во время ремонта 1944-45 гг. на верфи Cammel Laird в Ливерпуле были сняты грот-мачта (растяжка антенны крепилась теперь на кронштейне с тыльной стороны трубы) и прожекторная площадка позади дымовой трубы, несколько удлинен полубак, а шельтердек стал сплошным, без вырезов. Вспомогательное зенитное вооружение составили 3 20-мм спаренные установки Oerlikon, заменившие одинарные, и 2 40-мм спарки Bofors MkV с радаром «тип 282», сменившие «пом-пом». Две такие же (по другими данным это были «обычные» двуствольные «бофорсы») разместили побортно в районе миделя. Модернизация радарного оснащения заключалась в установке на фок-мачте двух новых радаров. Универсальный радиолокатор «тип 293» мощностью 500 кВт, поступивший на вооружение в 1944 году, работал на длине волны 10 см. Радар имел небольшую округлую антенну, получившую жаргонное название «головка сыра». Разработанный на его основе универсальный 10-см локатор «тип 277» имел принципиально новую антенну непрерывного сканирования. Он мог обнаруживать как надводные, так и воздушные цели, и достаточно точно определять высоту полета последних.
В послевоенный период вспомогательная артиллерия крейсера ПВО состояла из четырех спарок «бофорсов» и доведенных до намечавшегося количества (4 х II) «эрликонов». Корабль получил более современное радарное вооружение. Позднее, в 50-е годы, количество 20-мм стволов вновь было сокращено (до 4).
Экипаж и плавсредства
Штатный состав экипажа крейсера Tromp в мирное время насчитывал 309 (308, 295) человек. С началом войны его численность возросла до 360 человек. Для обслуживания разнокалиберной зенитной артиллерии на Heemskerck требовалось большее количество артиллерийской прислуги, поэтому и количественный состав экипажа крейсера ПВО был несколько выше: в разное время его численность колебалась между 380 и 393 (420) человек. Размещение экипажа осталось традиционным. Известно, что на крейсере Heemskerck были проблемы с размещением многочисленной прислуги зенитной артиллерии.
Состав корабельных плавсредств крейсера Tromp был обычным для голландского флота: 2 моторных катера (командирский и рабочий) размещались на шлюпбалках по обе стороны дымовой трубы, 3 шлюпки класса 83 и одна класса В2, обслуживавшиеся грузовыми кранами, располагались на рострах позади трубы и, наконец, 2 яла, также на шлюпбалках, на шкафуте. В 1946 году (по другими данным, еще в 1942, когда были сняты краны) шлюпки и ялы заменили плотами.
Van Heemskerck в 1941 году получил оснастку по британским стандартам — два 25-футовых моторных катера, 16-футовый моторный «скиммер» и такая же рабочая шлюпка, располагавшиеся на шлюпбалках у дымовой трубы и на шкафуте. В ходе службы оснащение крейсера дополнили спасательные плоты. Некоторые источники утверждают, что после 1945 года на палубе корабля уже не оставалось ни одной единицы из первоначального состава плавсредств (3. Фрейвогель). Однако эти данные не подтверждаются фотографиями середины 50-х годов, где в районе дымовой трубы отчетливо видны шлюпбалки.
Окраска
До войны Tromp имел светло-шаровую окраску, а после начала военных действий на Тихом океане, как и все голландские крейсера, получил стандартный камуфляж (см. крейсера типа Java). В составе английского флота оба крейсера были камуфлированы по британским стандартам. Первые утвержденные Адмиралтейством камуфляжи появились во второй половине 1941 года и в течение войны использовали свыше 20 официальных цветов в различных формах и сочетаниях. В 1945 году крейсера получили английскую светло-серую окраску Admiralty Standard с широкой темной полосой на бортах. По возвращении после войны в состав голландского флота «тромпы» вновь стали светло-шаровыми, а на бортах носовой части крейсеров появились нанесенные белой краской тактические номера. Такими же они оставались и со вступлением Нидерландов в НАТО.