Предисловие переводчика

 

Эта книга продолжает цикл изданий, посвященных флотам-участникам Второй Мировой войны. Книга написана сразу после войны бывшим командиром эсминца "Кортенар". Она ценна именно тем, что передает подлинный дух того времени, хотя по части фактического материала к ней можно предъявить достаточно серьезные претензии. Кроме того, это будет первое издание на русском языке, посвященное голландскому флоту.

Несколько слов об организации ВМФ Нидерландов перед Второй Мировой войной. Дело в том, что этот флот компенсировал относительно небольшую численность достаточно замысловатой цепью подчинения и командования. Голландцы ухитрились обзавестись целыми тремя (!) отдельными флотами. Это были: собственно Королевский Флот Нидерландов, Военно-Морские Силы Индий (Indishe Militaire Marine) и Флот Генерал-губернатора (Gouvernementsmarine). Если вспомнить независимо существовавшую Королевскую Армию Голландской Индии, авиацию тоже нескольких подчинений, то становится ясно, какую массу проблем можно создать буквально на ровном месте.

В состав основного флота входили крупные корабли первой линии. Индийский флот включал в себя корабли береговой обороны (канонерки, минзаги, тральщики, торпедные катера и пр.), а также подводные лодки. Губернаторский флот располагал набором мелких кораблей для патрульной и полицейской работы.

Корабли голландского флота строились очень даже неплохо, с этим верфи справлялись. Голландцы создали несколько неплохих проектов, хотя иногда прибегали к помощи иностранных фирм (эсминцы Van Ghent, линейные крейсера). Корабли имели орудия собственного производства, основной фирмой-разработчиком была компания Вилтон-Фейеноорд. Опять-таки, иногда голландцы вполне разумно использовали помощь Бофорса и Круппа. Чем знаменит голландский флот - так это разработкой нескольких передовых нововведений, которые использовали по обе стороны линии фронта. Например, шноркель в руках немцев испортил немало крови союзникам. Зато голландско-шведско-британский зенитный гибрид Хаземайер-Бофорс с радаром 282 считался самым мощным зенитным орудием Второй Мировой войны. Англичане считали якобы скромное зенитное вооружение эсминцев типа Battle соответствующим сотне стволов американских крейсеров. И значительный вклад в это внесли голландцы, разработавшие системы трехосевой стабилизации, дистанционного управления, автоматизации.

Однако нельзя обойти вниманием и недостатки малого флота. Например, его неэффективность. Обратите внимание, как мало добился голландский флот. Особенно скандальным в этом отношении является бой в проливе Бадунг 19.2.42, когда крейсерская эскадра не смогла справиться с парой эсминцев. Более того, крейсера едва сумели спастись. Следует указать также полнейшую неподготовленность театра - сколько произошло навигационных аварий в ходе боев за Яву! И в основном с голландскими кораблями. Хозяева не знакомы с собственным домом.

Рекомендую обратить внимание на довольно странные рассуждения автора касательно технического превосходства японцев и на его младенческие взгляды на проблемы политики и стратегии. Почему повествование обрывается боем в Яванском море? Ответ очевиден. После этого боя голландский флот перестал существовать, как флот. Осталось несколько разрозненных кораблей, которые входили в состав британских соединений, но флота больше не было. Хотя это ни в коей мере не умаляет мужества голландских моряков, показанного ими в дни испытаний и в дни успехов.

Несколько слов о справочнике по кораблям голландского флота. Я не собираюсь конкурировать со специализированными изданиями и хочу только проиллюстрировать книгу. Поэтому справочник не претендует на исчерпывающую полноту. Рассмотрены лишь основные типы кораблей. В скобках после названия дана фирма-строитель и дата спуска. Размеры, если то не оговорено особо, наибольшие (длина, ширина, осадка).