Битва за Родину

 

Хотя утром 10 мая 1940 года отношения Королевства Нидерланды с его соседями были по официальному выражению "нормальными", события недалекого прошлого настораживали. Это вынудило правительство Королевства Нидерландов отменить все увольнения в вооруженных силах и привести их в состояние полной боеготовности. Был принят ряд других мер подготовки к обороне.

В первых числах мая германский военный атташе в Гааге не раз заявлял, что Берлин не в состоянии понять, почему Голландия сочла необходимым проводить такие чрезвычайные военные приготовления, как возведение заграждений на всех дорогах, ведущих от границ, установление запалов в фугасных зарядах, ранее заложенных в стратегически важных мостах, маскировка летных полей и автодорог и тому подобное.

Вечером 9 мая было получено сообщение, что на следующее утро начнется наступление на Западном фронте с целью захвата Голландии и Бельгии.

Рано утром 10 мая пришли сообщения с наблюдательных постов в различных дистриктах, говорящие об усилении активности немецкой авиации над голландской территорией. Оставалась слабая надежда, что это было всего лишь еще одно вопиющее нарушение голландского нейтралитета, и что наступление не будет начато. Однако через четверть часа поступила информация, что были сброшены бомбы на военные аэропорты в Шипхоле, Ваалхавене, Бергене и Де Кое. Вскоре после этого немецкие войска получили приказ пересечь голландскую границу в нескольких местах. Главнокомандующий сухопутными и морскими силами дал приказ разрушить мосты и дороги стратегической важности.

Неспровоцированная атака Третьего Рейха против дружественно настроенного Королевства Нидерланды началась без предъявления каких-либо требований.

Германский посол, который прибыл в министерство иностранных дел через три часа после начала вторжения, представил ноту своего правительства, в которой утверждалось, что Германия узнала о намерениях союзников атаковать Германский Рейх, используя территорию Голландии с согласия голландского правительства. Германское правительство, продолжал он, было к сожалению вынуждено оккупировать Голландию, но надеется, что страна не будет сопротивляться.

Это лживое заявление, сделанное через три часа после того, как голландские вооруженные силы начали отражать нападение, получило единственно возможный ответ. Германский посол заявил, что Нидерланды сами решили воевать с Германией.

Германское вторжение началось 10 мая в 3.00 с бомбардировки и пулеметных обстрелов военных аэродромов. Конечно же, в целях предосторожности военные самолеты были убраны из ангаров. Машины были рассредоточены по периметру летных полей, вдоль главных дорог и на запасных посадочных площадках, местонахождение которых держалось в секрете. Поэтому бомбардировка ангаров не имела серьезных последствий. Однако обстрел самолетов, которые к несчастью стояли на земле, вывел многие из них из строя.

Подразделения охраны аэродромов понесли значительные потери от воздушных атак и германских парашютистов, которые были сброшены в районе аэродромов Валкенбург, Эйпенбург и Окенбург. Летные поля временно оказались в руках врага, который немедленно убрал препятствия и привел взлетные полосы в рабочее состояние.

Большое количество германских войск было доставлено транспортными самолетами, поэтому Гаага, место пребывания королевы, была окружена в 5.00 утра значительными вражескими силами, и сообщения города с Голландией оказались под серьезной угрозой. Затем немцы попытались запугать население Гааги, но безуспешно. Рано утром множество самолетов, летающих над крышами Гааги, сбросили зажигательные бомбы на северную часть города. Фугасные бомбы упали вблизи штаб-квартиры флота в Бадхейс Беге. Другие самолеты обстреливали жилые дома, пренебрегая военными объектами. Например, изолированный поселочный пригород Марлот подвергся такому количеству атак с воздуха, что многие жители погибли в своих домах.

Были сброшены немецкие листовки, обведенные оранжевой каймой, которые на плохом голландском языке заявляли, что Гаага окружена могучими немецкими силами и потому любое сопротивление будет бесполезным. В 10.00 снова начались сильные взрывы, и Вифлеемская больница и новые казармы Александра получили попадания.

Первой задачей Генерального Штаба было определить - где враг нанесет свой главный удар. Собирается ли он захватить и оккупировать всю страну или его намерение - только пройти через южные провинции? Вскоре были получены сообщения, из которых явно следовало, что немцы пересекли восточный границу от Ден Долларда на севере до Маастрихта на юге. Поэтому голландским силам было приказано отразить:

1. Вражеский удар на севере вдоль главной дамбы Зейдер-Зее, который мог угрожать сердцу страны.

2. Вражескую атаку на центральном направлении: на Греббе и далее на оборонительную систему каналов.

3. Немецкий удар через южные провинции Лимбург и Северный Брабант в направлении Бельгии и Зеландии, а также атаки мостов Мойердика.

Единственными войсками, оставленными в резерве, была Первая Армия в Северной и Южной Голландии, удерживающая оборонительную линию вдоль голландского побережья. Это также имело цель укомплектовать людьми голландские оборонительные сооружения вдоль каналов, если Полевая армия будет вынуждена отступить. Когда это произойдет, Полевую Армию следовало переформировать позади так называемой Водной линии, чтобы продолжить бой. Как показал поворот событий, выполнить эти планы оказалось невозможно. Первая Армия увязла в боях с парашютными и воздушно-десантными войсками, которые заполонили все окрестности Гааги и Роттердама. Так же приходилось иметь дело с пятой колонной в этом регионе.

Военные операции были затруднены с самого начала вражескими парашютистами и воздушно-десантными войсками, сброшенными позади главных оборонительных линий. Германские намерения были ясными. Немцы не только хотели захватить резиденцию правительства и главного командования, но также планировали перерезать коммуникации между подготовленной оборонительной позицией в Голландии и Северном Брабанте, Бельгии и Франции, и таким образом изолировать голландские войска от сил союзников на юге. Немецкие десантники, высадившиеся рано утром 10 мая с гидросамолетов, захватили два моста над Маасом в Роттердаме - мосты над Старым Маасом и над Голандше Дип. Враг также смог захватить аэродром Ваалхавена, который позволял ему перебрасывать сюда по воздуху значительные подкрепления. Полная неожиданность воздушной атаки обернулась успехом. Южный берег реки Маас в Роттердаме оставался в немецких руках, хотя Первая армия сумела после ожесточенного боя с большими потерями отбить три аэродрома вокруг Гааги и очистить окрестности города от вражеских парашютных и воздушно-десантных частей. Так как сопротивление в центре страны оказалось сильнее, чем ожидало германское командование, туда были поспешно двинуты подкрепления. Снова были сброшены десанты вокруг Гааги, и самолеты с войсками начали приземлялись во время отлива на пляжах южнее Катвика на побережье Северного моря. Пока все это происходило, эсминец "Ван Гален", который вернулся из Голландской Ост-Индии всего несколько дней назад, направился в Роттердам, чтобы принять участие в обороне города. Однако заметив приземление вражеских самолетов на пляже Катвика, "Ван Гален" немедленно открыл огонь. В результате вражеские планы были расстроены.

Парашютные войска вокруг Гааги, которые смогли избежать гибели или пленения в первый день, были усилены в ночь 10 мая и снова рано утром 11 мая. Они также получили сильную поддержку от пятой колонны, которая стала намного активней в этом районе, но в конце концов военные и полиция смогли уничтожить их всех, используя танки и артиллерию. Выстрелы продолжали звучать в разных частях Гааги, так что обстановка оставалась тяжелой, несмотря на то, что опасность вражеской оккупации временно отодвинулась.

В Роттердаме итоги борьбы были менее удачными для защитников. Мосты над Маасом были временно отбиты с помощью морских пехотинцев и миноносца Z-5 и торпедного катера 51. Однако вскоре враг снова захватил их. Много вражеских войск было высажено в Ваалхавене. Поэтому было чрезвычайной важно не позволить противнику пользоваться этим аэродромом. Однако из-за ожесточенных боевых действий в Гааге и окрестностях Первая Армия не могла перебросить достаточно артиллерии для обстрела Ваалхавена. Поэтому на помощь был вызван флот. Из Ден Хелдера был послан эсминец "Ван Гален". Корабль двинулся в Хук ван Холланд на полной скорости для того, чтобы успеть в Ньиве Ватервег. Нет нужды объяснять, что при этом эсминец становился мишенью для большого количества немецких пикировщиков. Так как ему не хватало места для маневра в узком канале, вскоре он пал жертвой немецких бомб. Голландцы попросили КВВС пробомбить Ваалхавен. Англичане выполнили эту просьбу, совершая налеты на аэродром в течение трех последующих ночей. Чтобы сломить сопротивление голландцев, немцы предприняли устрашающую бомбардировку центра Роттердама. Город, который не был эвакуирован, был атакован огромным количеством вражеских самолетов, и часть кварталов была буквально стерта с лица земли.

Как только немецкая армия пересекла границу в северном секторе, портовые сооружения в Дельфте были разрушены, а входы в гавань и доки заблокированы. Когда эта задача была выполнена, голландские подразделения днем 10 мая отступили в направлении плотины Зейдер-Зее. В ночь с 10 на 11 мая они пересекли плотину, вместе с другими подразделениями в северных провинциях. Затем войска были переформированы внутри оборонительного периметра главной морской базы Ден Хелдера и позднее вступили в бой.

На следующий день враг начал атаки в направлении на предмостное укрепление на дороге соединяющей главную плотину Зейдер-Зее с Фрисландией, так называемую защитную позицию Вонс. Этот опорный пункт был построен после мобилизации и удерживался пехотными частями позади затопленных участков. Однако голландцы имели всего несколько легких зенитных орудий, которые, разумеется, не могли противостоять силам Люфтваффе. Поэтому оборона была прорвана в тот же день, и неприятель смог оккупировать восточную сторону главной плотины Зейдер-Зее до Корнвердерзанда. Первая атака на Корнвердерзанд была предпринята 12 мая. После продолжительного артобстрела, в котором вражеский огонь был главным образом направлен на бетонные доты, немецкая пехота попыталась штурмовать позицию. Атака была отражена с большими потерями для противника. На следующий день немцы снова атаковали Корнвердерзанд, но были еще раз отброшены назад. Канонерка "Иоган Мориц ван Нассау" приняла активное участие в этих боях. Этот корабль, который стоял на якоре в Тексельструме, перекидным огнем подавил немецкую батарею, расположенную на Фрисландском конце плотины, в 18 км от него. Позиция в Корнвердерзанде оставалась неприступной, пока ситуация на юге не сделала дальнейшее сопротивление в Ден Хелдере бесполезным. Успешная защита плотины Зейдер-Зее показала, тем кто в этом сомневался, что голландцы - умелые солдаты, когда имеют современную технику и оружие.

Вскоре после того, как немецкая атака Корнвердерзанда была отражена, вражеское подразделение появилось в маленькой гавани в восточной части Зейдер-Зее. Оно начало подготовку к переброске войск в Северную Голландию по воде. Так как у голландцев не было войск для обороны северного фаса называемой Крепости Голландия, переправу врага следовало сорвать любой ценой. Была спешно усилена флотилия Зейдер-Зее. В угрожаемый район были отправлены 1 миноносец, 3 канонерки типа "Фризо" и 2 тральщика типа "Ван дер Хальст". Существующая флотилия состояла из одной старой речной канонерки и нескольких катеров, вооруженных пулеметами. Эта флотилия была усилена несколькими британскими торпедными катерами, которые прибыли в Зейдер-Зее северным морским каналом ночью 12 мая. Тем временем голландские корабли обстреляли несколько гаваней и затопили паром в Ставорене.

Никто и не ожидал, что эти действия пройдут безнаказанно, а Люфтваффе останутся пассивными. Потери были неизбежны. Канонерки "Фризо" и "Бринио" были потоплены возле Гельдерше Хук, но успешные действия флотилии Зейдер-Зее помешали Германии реализовать свои планы атаки открытого восточного побережья Северной Голландии, переправившись через Зейдер-Зее.

Королевский Флот Нидерландов также участвовал в боях с противников и в верховьях рек. Возле Ренена канонерка "Фрейр" оказывала артиллерийскую поддержку флангу армии, который защищал линию Гребе. Когда враг прорвал эту линию, "Фрейр" вернулся в Врисвик, прошел позднее через канал Мерведер в Амстердам, но из-за известия о капитуляции, корабль пришлось затопить в Иннер-Эй возле Оранж Лок.

Сразу после начала вторжения 10 мая немецкие морские самолеты сбросили магнитные мины на всех важных водных путях, ведущих в страну: в Вилингене, Оостгате, Ньиве Ватервеге, гавани Эймейдена, и рейде Ньиведипа. Хотя водные пути не были полностью перерезаны, передвижение кораблей могло происходить только с большим риском. Мины должны были помешать союзникам посылать подкрепления в Голландию. Немцы также надеялись, что многие торговые суда в голландских гаванях не смогут уйти и попадут им в руки. Английские и французские тральщики, которые немедленно были посланы очищать каналы, прибыли в Флиссинген вечером 10 мая. Британские тральщики были отправлены в Роттердам, чтобы попытаться очистить проход через Ньиве Ватервега, так что многие ценные корабли, находящиеся в гавани, смогли выйти в открытое море и продолжать борьбу с врагом.

Немцы делали все возможное, чтобы помешать этому. Каждое утро появлялись вражеские самолеты и сбрасывали новые мины. Два судна, голландский лоцманский бот и английское судно с беженцами, стали жертвами магнитных мин и увеличили число препятствий в гавани Роттердама. В Эймейдене пароход "Ренселер" подорвался на магнитной мине, так же как и старый тральщик М-3.

К несчастью союзники не могли предоставить достаточно тральщиков с магнитными тралами, а голландский флот не имел вообще ни одного. В результате переход судов из голландских гаваней в Британию было серьезно затруднен, а несколько ценных кораблей с их хорошо обученные экипажи были потеряны.

Немцы надеялись, что их наступление на Гаагу парализует правительство Голландии. Если бы это случилось, то последствия не только для Голландии, но и Голландской Вест-Индии и Голландской Ост-Индии оказались бы серьезными. Была предпринята тщательно подготовленная попытка предательски свергнуть королеву Вильгельмину, которая символизировала единство Голландской Империи. Самолеты обстреливали Хьюз тен Бош - королевскую резиденцию возле Гааги, и в сады были сброшены парашютисты. Королева, ее жизнь и свобода оказались под угрозой. Кое-кто советовал ей перебраться во дворец "Ноордейнде" в центре Гааги. Однако и здесь Ее Величество отнюдь не была в безопасности, так как низко летящие немецкие самолеты обстреливали этот дворец тоже, и до, и после королевского прибытия. Не смотря на это, Ее Величество спокойно продолжала заниматься государственными делами.

Рано утром 13 мая военная обстановка выглядела совершенно безнадежной, и падение Крепости Голландия было предрешено. Поэтому было необходимо уберечь Ее Величество и правительство Голландской Империи от противника. Помощь Королевского Флота позволила Ее Величеству взойти на борт эсминца "Хируорд" в Хук ван Холанде утром 13 мая 1940 г. Несколько часов спустя члены правительства Ее Величества были вывезены из того же порта на борту британского эсминца "Виндзор".

Обстановка на суше на 14 мая была ухудшилась настолько, что капитуляция нельзя больше было откладывать. Когда это стало ясно, на главнокомандующих армии и флота рухнули тяжкие обязанности. Адмирал флота Фурстнер сделал все необходимое, чтобы флот и морская авиация не попали в руки врага. Для мобильных голландских морских сил война против Германии не была окончена, несмотря на оккупацию врагом некоторой территории - пусть эта территория и была сердцем Голландской Империи. Оккупация Голландии дала Германии временное владение клочком суши, но не на морем. И это имело огромное значение для исхода войны. Потеря Нидерландов была катастрофой, но Голландия еще владела огромной заморской империей, и немецкое вторжение автоматически сделало Великобританию союзником Голландии. Голландский Морской Генеральный Штаб предвидел возможность оккупации Голландии Германией, и адмирал Фурстнер, как начальник штаба, изложил это в меморандуме министру обороны. После оккупации столицы немцы нашли этот документ и использовали его в пропагандистских целях как подтверждение того, что Голландия на самом деле не была нейтральной. Но несомненно первый долг любого штаба - учесть все возможности. В день капитуляции, которая должна была начаться в 17.00, голландский флот покинул европейскую территорию Королевства Нидерланды за несколько часов до того, как немцы полностью захватили ее. К счастью цвет морского кадетского корпуса был перевезен в Англию, где кадеты возобновили свои прерванные занятия в загородном доме возле Фалмута. Штандарт королевской морской пехоты Нидерландов скорее всего был погребен под развалинами их знаменитых казарм в Оостплейне в Роттердаме. В то время как Флот Ее Величества осуществлял эвакуацию, немецкими бомбардировщиками проводили настойчивые атаки. Канонерка "Иоган Мориц ван Нассау" была потоплена во время одной из этих атак возле голландского побережья в Калантсоге.

Голландская королевская морская пехота доблестно сражалась в Роттердаме и Доордрехте. Этого следовало ожидать от старейшего подразделения голландских вооруженных сил, которое было создано в 1665 году. Его крестными отцами были два великих голландца - адмирал Михаель де Рейтер и его политический помощник Ян де Витт. Личный состав Голландской Имперской и Морской пехоты был подлинной элитой. Его могли послать в любую точку мира, подняв по тревоге. Это были хорошо обученные и подвижные силы, совершенно необходимые для сохранения целостности империи. Морские пехотинцы были недостаточно снаряжены к началу войны и должны были идти в бой в своих синих куртках с начищенными пуговицами, вооруженные винтовками образца 1895 года. Но они выполняли свой долг и поддержали свои самые благородные традиции на суше и на море. Они сопровождали принцессу Юлиану и ее двоих детей через районы, кишевшие немецкими парашютистами, в порт эвакуации Эймейдена, где 12 мая их принял британский эсминец "Кодрингтон".

На военно-морской базе Ньиведипа пятая колонна, усиленная сброшенными здесь парашютистами, была очень активной в первые дни вторжения, но энергичные меры, принятые гардемаринами, помогли уничтожить этот очаг опасности.

Оборона плотины Зейдер-Зее должна была осуществляться частично личным составом механической службы голландского флота, взятым с "Ван Спейка", старого учебного корабля для кочегаров. Эти люди обучались главным образом своей специфической работе, а не сухопутным сражениям. Однако они точно также показали свое умение в бою. Механики помогли отбить с тяжелыми потерями несколько попыток вражеских войск захватить главную плотину Зейдер-Зее. Они прекратили огонь только после капитуляции Крепости Голландии и Ден Хелдера.

16 мая Ее Величество королева Вильгельмина назначила Командующего Зеландии, старшего морского офицера, на пост главнокомандующего всеми голландскими силами, оставшимися в провинции Зеландия. Здесь противник встретил отважное сопротивление, особенно на островах Зюд Бевеланд и Валхерен. Силы защитников состояли из подразделений голландских армии и флота, войск союзников, большей частью личного состава французского флота. Корабли голландского флота оказывали им активную поддержку, несмотря на то, что подвергались постоянным атакам Люфтваффе. Они подходили к самому берегу и обеспечивали артиллерийскую поддержку обороняющимся. Голландские силы получили приказ эвакуировать острова Ноорд и Зюд Бевеланда и Валхерена 18 мая, но не раньше, чем они полностью уничтожат все портовые сооружения, доки и нефтехранилища. Переправляясь с материка на острова, они продолжали некоторое время сопротивляться. Однако против них были брошены значительно превосходящие силы, и голландцы были вынуждены сдать последние клочки голландской территории.

Значительное количество голландских войск было эвакуировано на дружеские берега Великобритании. Они выбрали тот же самый путь, что и "гёзы" в XVI веке, когда орды испанских захватчиков вступили на их землю. Море позволило им бежать, дало возможность перестроиться и снова вступить в бой.

Голландский военный флот понес следующие потери на 15 мая 1940 года:

Эсминец "Ван Гален". Этот корабль явил удивительный образец подвижности морских сил. Он прибыл из Ост-Индии как раз во время, чтобы сыграть важную роль в бою за Голландию.

Канонерка "Иоган Мориц ван Нассау". Это корабль был специально предназначен для службы в Карибском море и долгое время находился в Вест-Индии. Во время "периода невмешательства" гражданской войны в Испании он выполнял конвойную работу в Гибралтарском проливе. В сентябре 1939 года, когда европейская часть Голландской империи оказалась под угрозой, корабль был отозван в Голландию.

Канонерки "Фризо" и "Бринио". Эти корабли были построены в 1912 году для защиты побережья. Они хорошо потрудились своими 105 мм орудиями в бою за Зейдер-Зее.

Голландский флот имел несколько старых речных канонерок, которые за шестьдесят лет службы много повидали. Некоторые из них служили как минные заградители во время немецкого наступления. К этому классу принадлежали "Бальдур", "Брага", "Булья", "Фрейр", "Хефринг", "Тор" и "Видар". "Булья" всегда рождала приятные воспоминания у морских офицеров и механиков, так как на ней они совершали свои учебные плавания, будучи кадетами. Эта старая, но добротно построенная канонерка, вместе с однотипными "Ивер" и "Дас", частенько пробовала на прочность боны и пирсы Зейдер-Зее, управляемая неумелыми руками кадетов.

Тральщики "Абрахам ван дер Хальст" и "Питер Флорицзон". Эти корабли пришлось затопить их собственным командам после заключительного боя в Зейдер-Зее. Это место было опасным для них с самого начала, так как там было недостаточно места для маневрирования, и корабли подвергались интенсивным атакам с воздуха.

Тральщики М-1, М-2 и М-4 также были потеряны. Эти небольшие корабли, построенные во время последней войны, пришлось затопить. Та же самая судьба постигла миноносец Z-3 и подводные лодки 0-8, 0-11 и 0-12, которые стояли в доке морской базы Ден Хелдера. В Эймейдене старичок "Эймейден" (бывший "Хеемскерк"), служивший в качестве плавучей батареи, тоже был затоплен.

Для любого очень горько топить свой собственный корабль, но если не оставалось другого способа сохранить его от вражеских лап, его судьба должна быть только такой.

Несколько прекрасных кораблей голландского торгового флота были потеряны или брошены, в том числе "Штатендам", "Балоран" и "Ян Питерсзон Коен". Однако гораздо больше пассажирских кораблей, грузовых судов, танкеров, буксиров и тральщиков с их обученными командами, были спасены от захвата врагом. 500 кораблей всех размеров общим водоизмещением 2750000 тонн и с экипажем 15000 человек значительно пополнили морские силы союзников. Их продолжительная служба является важным вкладом Голландии в военные усилия союзников.

И голландские ВВС, и морская авиация, самолеты которых были большей частью устаревшими, понесли тяжелые потери от превосходящих количеством и качеством Люфтваффе. Однако их героизм и умение в воздушных боях заслужили им уважение товарищей по оружию.

Как только голландский флот прибыл в Британские воды, главнокомандующий Королевским Флотом Нидерландов начал реорганизацию своих сил, чтобы установить тесное взаимодействие с флотом и авиацией союзников. Этого было совершенно необходимо добиться в кратчайшие возможные сроки, так как было ясно, что угроза вторжения в Великобританию становится совершенно реальной. Хотя Голландский флот был мал по численности по сравнению с английским, он показал свои замечательные боевые качества. Кроме всего прочего голландские моряки отлично знали гавани, через которые Германия собиралась осуществить предполагаемое вторжение. Менее чем через 10 дней после эвакуации большинство голландских военно-морских единиц получило новые назначения. 1 июня 1940 голландская морская авиация вступила в битву над британском побережье.

Скорость, с которой была проведена реорганизация, явилась результатом преданности своему долгу и энтузиазму голландских моряков, а также желания помочь и тесному контакту с Британским Адмиралтейством и Королевским Флотом. Тот факт, что взаимное приспособление заняло так мало времени, показывает, что Голландия и Великобритания имеют много общего.

Успешное немецкое наступление в 1940 году выкинуло другие флоты союзников с их баз на континенте. Лондон стал прибежищем штабов нескольких иностранных флотов. Корабли и самолеты различных государств продолжали борьбу против немцев вместе с английскими. В таких условиях крайне желательно было создать единое централизованное командование морскими операциями. Совершенно очевидным кандидатом на эту роль было Адмиралтейство Великобритании. Голландское правительство, учитывая это, передало все свои военно-морские силы, которые удалось эвакуировать, в распоряжение Британского Адмиралтейства. Этот жест, который показал здравый смысл и лояльность Голландии, много сделал для предотвращения разногласий, которые всегда возникает в подобных сборных командах. Что хорошо для одной страны, не является необходимым для общего блага. Чтобы выиграть войну в как можно раньше, требовалась максимальная концентрация усилий, а это достижимо только тогда, когда каждая нация Союзничества подчиняет свои частные интересы с общему благу. Индивидуальный престиж может быть принесен в жертву достижению крупной выгоды для большинства. Отдельные корабли оставались на 100 процентов голландскими. Командир и экипаж оставались, но действиями кораблей руководило Британское Адмиралтейство. Обеспечение личного состава и материальной части взял на себя штаб голландского флота в Лондоне. Естественно, возникали трудности в снабжении кораблей и самолетов запасными частями и боеприпасами. Большая часть снаряжения поступала из Британии. До мая 1940 года голландский флот большую часть материалов получал из Германии. Много приборов и бортовых систем кораблей и самолетов были изготовлены в Германии. Но серьезность ситуации и общее желание Голландии и Британии выиграть войну как можно раньше устраняли трудности, которые при других обстоятельствах выглядели бы неразрешимыми. Возросшего значения голландского флота было продемонстрировано в июле 1941 года, когда было воссоздано Министерство Флота. Адмирал Я.Т. Фурстнер совместил посты главнокомандующего флотом и министра флота. Министерство существовало как отдельная структура до 1928 года, когда в интересах экономики оно было соединено с министерством армии в единое Министерство Обороны. Флот счел возрождение его собственного министерства и поста собственного представителя в правительстве как запоздавшее признание истины. Лишь полное непонимание значения морской мощи лишило флот этого на столь долгий период.