Введение

 

Тяжелые крейсера, появившиеся в период между мировыми войнами, сначала в военно-морских кругах были известны как "вашингтонские" или "договорные", поскольку "путевку в жизнь" этому новому подклассу боевых кораблей дал Вашингтонский договор 1922 года. В стремлении ограничить гонку вооружений на море подписавшие договор ведущие мирские державы - Великобритания, США, Япония, Франция и Италия - установили для крейсеров предел стандартного водоизмещения в 10000 британских тонн и предел калибра орудий в 203 мм (8 дюймов). И тут же, все как одна, приступили к серийной постройке таких кораблей, напрочь позабыв о всех других, вооруженных орудиями меньшего калибра. Позднее подобными крейсерами обзавелись Испания, Германия и, в некотором смысле, СССР, который купил недостроенный немецкий "Лютцов". Рас­сматривалась возможность их постройки в Швеции и Нидер­ландах. Все страны проектировали крейсера с 8-дюймовыми орудиями, исходя из собственных задач: Британия собиралась использовать их для охраны торговых путей, Германия, наоборот, для рейдерских действий, специалисты США видели в них прекрасных защитников линейного флота от атак легких сил противника, а в Японии считали, что именно такие корабли лучше всего подходят для прорыва этой защиты. Поэтому в одних проектах ставка делалась на скорость, в других - на мореходность и автономность, в третьих - на наступательную мощь. Остальные страны, сложилось такое впечатление, строили тяжелые крейсера в основном потому, что их строили другие.

В соревновании друг с другом развитие "10000-тонников" шло быстрыми темпами. На смену первым сериям "картон­ных" (названных так из-за практически отсутствующей бро­невой защиты) крейсеров, устанавливавших один за другим рекорды скорости на мерных милях, пришли корабли с более сбалансированными характеристиками. Но очень скоро конец "крейсерской гонке" положили финансовые проблемы "владычицы морей" - Великобритании. Эта страна, как ни какая другая нуждавшаяся в крейсерах для защиты морской торговли, поняла, что довести количество этих кораблей до желаемого числа ей не суждено, если не снизить стоимость их постройки и содержания за счет размеров и вооружения. Созванная по её инициативе в 1930 году Лондонская конференция в результирующем договоре ограничила количество "вашингтонских" крейсеров, отнесенных к категории "А" или "тяжелым", для каждой страны: Британии их разрешалось иметь 15 единиц, США - 18, Японии - 12, Франции и Италии по 7). Вместо них разрешалось строить крейсера категории "Б" или "легкие" с калибром орудий не более 155 мм. С этого времени термин "тяжелый крейсер" получил законное право на существование.

Что касается 18 японских тяжелых крейсеров, ставших предметом данной монографии, то первые из них появились в качестве 7100-тонных дальних разведчиков выходившего на океанские просторы флота и их проекты одобрили еще до подписания Вашингтонского договора. Тем не менее, и они создавались с оглядкой на британские крейсера-защитники торговли конца первой мировой войны типа "Хоукинс" ("Hawkins"), которых считают непосредственными пред­шественниками всех "вашингтонцев". Построив 4 корабля с вооружением, заметно уступавшим первым «10000-тонникам» вероятных противников, японцы с лихвой компенсировали свое отставание в последующих двух сериях, за счет всевоз­можных ухищрений (а не брезговали они и нарушением договоров) давая им на 1-2 орудия больше, чем у других, а также мощнейшее торпедное и авиационное вооружение. В результате 8 крейсеров типов "Миоко" и "Такао" не без оснований стали считать сильнейшими в мире. На эти корабли японские адмиралы возлагали большие надежды в ночном бою против численно сильнейшего линейного флота США - бою, который по их замыслам должен был предшествовать генеральному сражению. Функции же разведки в интересах линейного флота отошли на второй план, особенно с разви­тием палубной авиации.

Появление же последних 6 тяжелых крейсеров в составе японского флота не имеет аналогов в практике мирового кораблестроения: построенные в качестве легких (класса "Ь") с беспрецедентно мощным вооружением из 15 155-мм орудий, но с заложенной в проекте возможностью перевооружения на 203-мм калибр, они были быстро перестроены в тяжелые, как только японцы отказались от соблюдения всех договоров. В результате к началу войны на Тихом океане количество кораблей этого класса у основных соперников — Японии и США - оказалось равным.