1.1. Тактическая организация японского флота в 1904-1905 годах.

 

После победы над Китаем в 1895 году Япония стала самой мощной морской державой на Дальнем Востоке. Следующий соперник, мешавший проникновению на Азиатский материк - Россия, располагавшая в тех водах внушительной эскадрой, был гораздо серьезнее и борьба с ним однозначно требовала создания еще более значительного боевого флота, способного завоевать господство на море. Каким должен был стать этот флот, прекрасно представлял себе его главнокомандующий вице-адмирал барон Гоннохиойе Ямамото (1852-1933). На смену имеющимся эскадрам   бронепалубных крейсеров он требовал построить морские силы из больших броненосцев и броненосных крейсеров. Разработанная им концепция "Флот 6-6" предусматривала наличие к началу войны с Россией по шесть кораблей обоих основных классов не старше 8 лет. При этом шесть   броненосцев составляли бы основное ядро, а шестерка броненосных крейсеров - "быстроходное крыло", служащее для охвата головы или флангов строя противника в эскадренном сражении. Прообразом "быстроходного крыла" был знаменитый "летучий отряд", принесший победу над китайцами в битве при реке Ялу 17 сентября 1894 года. Под­держивать броненосные корабли планировалось отрядами бронепалубных крейсеров, истребителей (эскадренных мино­носцев) и миноносцев. Такую кораблестроительную програм­му Япония приняла в 1896 году, заказав все крупные корабли (постройка двух броненосцев уже заканчивалась  в Англии) за границей.

Назначенный в 1898 году морским министром, Ямамото много внимания уделял и вопросам тактического исполь­зования современных морских сил. В том же году Департамент ВМФ принял "Критерии классификации боевых кораблей и миноносцев", где четко указывались основные характеристики боевых единиц в соответствии с поставленными перед ними задачами. Далее Ямамото попросил талантливого штабного офицера капитан-лейтенанта Тецутаро Сато, часто называе­мого "японским Мэхеном", разработать трактат о националь­ной обороне, где были бы отражены вопросы состава и орга­низации флота, а также планы ведения боевых действий. Подготовленный в 1902 году этот трактат предполагал сводить корабли в боевые отряды - тактические организационные единицы, которые объединялись в эскадры: Первая эскадра - броненосцы, Вторая - броненосные крейсера, Третья -устаревшие корабли, пригодные для вспомогательных боевых операций, поддержки войск и береговой обороны. В состав каждой эскадры входило и по отряду из четырех бронепа­лубных крейсеров для несения дозорной и разведывательной службы, защиты от миноносцев и т.п. Основа ударной мощи, так называемый Соединенный Флот или Ренго Кантай (Кантай - флот, Кан - боевой корабль, Тай - отряд) состоял из Первой и Второй эскадр. В эскадренном сражении планировалось использовать в едином строю "Первый боевой отряд" из 6 линейных броненосцев (позднее 2 погибших заменили броненосными крейсерами) и "Второй боевой отряд" из 6 броненосных крейсеров. Такие совместные действия броненосцев и броненосных крейсеров обеспечили японцам в решающей морской битве при Цусиме 27-28 мая 1905 года исключительную тактическую гибкость, позволяя создавать численный перевес на отдельных этапах сражения над растянутой и неповоротливой русской боевой линией.

Действия же бронепалубных крейсеров во время войны не получили такой же блестящей оценки. Как разведчики, эти небольшие, слабо вооруженные и не такие уж быстроходные (19-22 узла) корабли совершенно не удовлетворяли коман­дующего Соединенным Флотом адмирала Хейхатиро Того. Большую часть из них составляли так называемые "эльсвикские" крейсера (по названию английской фирмы Армст­ронга в Эльсвике, где строилось большинство из них), ставшие в 80-90 годах XIX века очень "модными" среди второстепен­ных морских держав, которым не по карману было строитель­ство или покупка больших кораблей. "Эльсвикские" крейсера появились как альтернатива громоздким броненосцам в качест­ве кораблей для эскадренного боя и их главными "козырями" стали малые размеры, превосходство в скорости и солидное вооружение из 1-2 крупных и многочисленных скорост­рельных орудий. Логичным венцом их развития стали гораздо более мощные башенные корабли с броневым поясом и шесть таких крейсеров, незначительно отличавшихся друг от друга, японцы заказали в рамках кораблестроительной программы 1896 года. До ее реализации бронепалубные ("эльсвикские" и построенные в самой Японии по их подобию) крейсера составляли основу японского флота. Низведенные перед войной до кораблей, попросту говоря, обслуживающих главные силы, японские бронепалубные крейсера оказались мало приспособленными для отведенной им роли. Несмотря на проведенные модернизации, в ходе которых с них снимали крупные пушки, боевые марсы, меняли механизмы и обору­дование, они оставались маломореходными, с недостаточной дальностью плавания и неважной остойчивостью. На малей­шем волнении они резко теряли скорость и становились очень "мокрыми", что практически лишало их возможности исполь­зовать свою артиллерию. И если при блокаде Порт-Артура от них не требовалось проводить дальний поиск противника, то в ожидании эскадры Рожественского адмирал Того не решился возложить только на них разведку в океане, а привлек еще множество вспомогательных крейсеров, переделанных из гораздо больших и мореходных торговых судов, которые и "открыли" русскую эскадру. К тому же в ходе войны выяс­нилось, что японские бронепалубные крейсера плохо "держат удар", получая серьезные повреждения от одного-двух попаданий снарядов крупного или даже среднего калибра. Для разведчика, который в любую погоду после установления контакта с противником и нахождения некоторое время под его обстрелом должен был уйти от погони, это никуда не годилось.