2.1. Проектирование и постройка

 

2.1.1 Проект.

 

Крейсера-"скауты" по 7500 т, позже ставшие известными как тип "Фурутака", задумал и спроектировал кораблест­роитель капитан 1 ранга Юдзуру Хирага, которому помогал капитан-лейтенант Кикуо Фудзимото. Новые корабли представляли собой альтернативу крейсерам-"скаутам", спроектированным МТД в 1918 году, и должны были превзойти американские крейсера типа "Омаха" и английские типа "Хоукинс". Главная задача Хираги заключалась в создании крейсера с более мощными орудиями, чем британские 190-мм, скоростью 35 узлов, лучшей защитой и достаточным радиусом действия. И все это при условии минимально возможного водоизмещения. Общие черты "базового проекта" (Кихон Кейнаку) Хирага представил руководству флотом в августе 1921 года, за 6 месяцев до подписания и за два года до ратификации Вашингтонского договора. То есть эти крейсера не были "вашингтонскими", к которым их позже стали не вполне корректно относить. И калибр орудий (200 мм, а не 203 мм) и стандартное водоизмещение (7100 Т, а не 10000 Т) были меньше разрешенных договором пределов. Иногда встречаются рассуждения, что японцы уменьшили число 20-см орудий на своих первых тяжелых крейсерах (с общепри­нятых 8—9 до 6) для получения более высокой скорости, но история их проектирования все это опровергает.

 

2.1.2. Классификация.

 

Поскольку нормальное водоизмещение новых крейсеров превышало 7000 Т, в соответствии с "Критериями клас­сификации" от 21 марта 1898 года японцы официально относили их к 1-му классу или к крейсерам "класса А". Нео­фициально их называли "крейсерами большой модели" или "тяжелыми крейсерами".

 

2.1.3. Заказы на постройку и программы.

 

В феврале-марте 1922 года МГШ санкционировал постройку 18 кораблей, не попадавших под ограничения Вашингтонского договора, чтобы компенсировать прек­ращение строительства линкоров и линейных крейсеров. Заказы выдали еще раньше - 5 февраля (задень до подписания договора), чтобы поддержать загрузку верфей; 7500-тонные крейсера 20 июня заказали фирмам Мицубиси (где прекратилась постройка "Тоса" и "Такао") и Кавасаки (там строились "Ката" и "Атаго"). Обе верфи приступили к работам в ноябре и декабре, еще до утверждения бюджета парламентом. Постройку легально санкционировали только в марте 1923 года на 46-й сессии парламента в рамках "Новой программы по замене флота 1923 года", а средства (около 15 млн. иен на крейсер) выделили из сумм, запланированных для капи­тальных кораблей, отмененных договором.

 

2.1.4. Сроки постройки и данные по верфям.

 

 

"Како"

"Фурутака"

Строительный номер (обозначение)

Крейсер "класса А" №1

Крейсер "класса А" №2

Дата выдачи заказа

20.06.1922

20.06.1922

Дата присвоения названия

9.10.1922

11.08.1922

Заложен/спущен/укомплектован

17.11.22 / 10.04.25 / 20.07.1926

5.12.22 / 25.02.25 / 31.03.1926

Строитель: корпус/механизмы

верфь компании Кавасаки/ заводы Куре

верфь компании Мицубиси/ заводы Нагасаки

Номер на верфи

№540

№390

 

В 1923 году постройку крейсеров замедлили социальные волнения и забастовки на верфях. "Фурутаку" укомп­лектовали позже планируемого срока (23.11.1925 г.) из-за хлопот с турбинами, а ввод в строй "Како" задержала авария - разорвалась стрела грузового крана, повредившая корпус корабля. 2.1.5. Названия.

Поскольку новые крейсера относились к 1-му классу, то им, согласно решения морского министра Г.Ямамото от 3 марта 1905 года, следовало присвоить названия по именам гор. Крейсер "класса А" №2 назвали в честь горы Фурутакасан на о.Этадзима в префектуре Хиросима. Однако крейсер "класса А" № 1 по неизвестной причине назвали как крейсер 2-го класса в честь реки Како в префектуре Хиого на О.Хонсю. Имя "Како" 19 марта 1921 года присвоили одному из четырех 5500-тонных крейсеров, которые должны были строиться по бюджету 1921/1922 г. (заказан 26.11.1921 г., заложен на верфи Сасебо 15.02.1922 г., прекращен постройкой 17.03.1922 г.). Возможно, дело заключалось в упрямстве японцев, которые захотели сохранить понравившееся название. Оба имени применялись в японском флоте впервые. Законченный первым "Фурутака" стал головным кораблем типа.