5.2. Проектирование и постройка.

 

5.2.1. Проект.

 

Крейсера по 10000 Т стандартного водоизмещения, запланированные к постройке по программе 1927 года, должны были повторять тип "Миоко", но с некоторыми улуч­шениями. В 1925 году требования МГШ к новому проекту : были следующими:

1) Главная задача: выдвинутая поддержка своих сил и отгон сил вражеской поддержки. Независимо от этого на них возла­галась ответственность за эскадренную разведку. Ожидаемые противники - 10000-Тонные британские и американские крейсера с 8-дюймовыми орудиями.

2) Атакующая мощь: 10 20-см орудий с большим углом возвышения, 4 ТА калибром 61 см на верхней палубе (по 2 на 1 борт), достаточное зенитное вооружение. 13) Защита: от косвенных попаданий 20-см снарядов и от любых попаданий 15-см снарядов.

4) Скорость: 33 узла, дальность 8000 миль на 14 узлах.

5) Авиавооружение: иметь оборудование и место для 3 гидро­самолетов.

6)  Корабли должны быть оборудованы для выполнения функций флагманов флота в мирное время и флагманов эскадр в военное время.

Разработку проекта в начале 1925 года поручили капитану 1 ранга Кикуо Фудзимото, который сменил Ю.Хирагу на посту начальника отдела базового проектирования. Окончательный проект приняли в 1926 году, после возвращения Хираги из зарубежной командировки. В основном корпус, система защиты, энергетическая установка и расположение орудий ГК повторяли тип "Миоко", поэтому новый проект официально стал известен как "улучшенный "Миоко". Однако были и существенные отличия:

1) 20-см орудия имели угол возвышения 70°;

2) погреба имели более мощную защиту;

3) широко использовалась сталь Дюколь12 (сталь D или Ducol Steel), алюминий и электросварка;

4) две катапульты вместо одной;

5) поворотные торпедные аппараты на уровне верхней палубы;

6) массивная носовая надстройка.

Первые три особенности были приняты под нажимом Ю.Хираги. Во время своей зарубежной поездки он получил от главного кораблестроителя британского флота (до 1924 г.) сэра Юстаса Теннисон Д'Эйнкорта, с которым состоял в приятельских отношениях, много информации о новых британских кораблях, включая и строившиеся "вашингтонс­кие" крейсера типа "Кент", где эти особенности присутст­вовали. Решение установить две катапульты приняли на основании данных разведки о том, что именно столько катапульт будут нести тяжелые американские крейсера.

 

5.2.2. Заказы на постройку.

 

В документах программы 1927 года новые 10000-Тонные крейсера обозначались как "крейсера большого типа №5-№8". Заказ на первые два корабля - крейсера "класса А" №9 и № 10, которые должны были строиться в рамках бюджета 1927/28 года, выдали в начале 1927 года верфям флота в Йокосуке и Куре—фактически еще до того, как парламент одобрил финан­совые вопросы программы. Остальные два крейсера по бюджету 1928/29 г. заказали в начале 1928 года как крейсера "класса А" №11 и №12. Фонды на строительство кораблей выделила 52-я сессия парламента под статьей "Расходы на постройку вспомогательных боевых кораблей" из чрезвычайного бюд­жета "Расходы на постройку боевых кораблей" с началом во; 2-м финансовом году (1927/28 г.). Стоимость каждого крейсера оценивалась в 28,37 млн иен (всего 113,48 млн иен)..

 

Распределение фондов на постройку

Финансовый год

Крейсера №9 и №10

Крейсера №11 и №12

2-й (1927/28)

4725840

-

3-й (1928/29)

5674000

2726388

4-й (1929/30)

26100400

21100902

5-й (1930/31)

20239760

15706827

6-й(1931/32)

-

17205943

ВСЕГО:

56740000

56740000

 

5.2.3. Сроки постройки и данные по верфям.

 

Название

"Такао"

"Атаго"

"Майя"

"Тёкай"

Условное обозначение (для снабжения)

крейсер "класса А" №9

крейсер "класса А" №10

крейсер "класса А" №11

крейсер "класса А" №12

Дата присвоения названия

23.06.1927

23.06.1927

11.09.1928

13.04.1928

Заложен

28.04.1927

28.04.1927

4.12.1928**

26.03.1928

Спущен

12.05.1930

16.06.1930*

8.11.1930

5.04.1931

Укомплектован

31.05.1932

30.03.1932

30.06.1932

30.06.1931

Строитель: корпус/ механизмы

верфь ВМФ Йокосуки/ она же

верфь ВМФ Куре/ она же

верфь фирмы Каваса­ки/ заводы комп. Кобе

верфь фирмы Мицубиси/ мех. заводы Нагасаки

Номер на верфи

 

 

№550

№455

Примечания:

* всплыл в доке;

** закладка "Майя" произошла позже намеченного срока из-за банкротства верфи Кавасаки в 1927 году; верфь удалось возродить только после вмешательства руководства флотом.

 

5.2.4. Названия.

 

Крейсер "класса А" №9 назвали "Такао" в честь горы Такаосан к востоку от г. Киото, крейсер № 10 - "Атаго" в честь горы Атагосан также поблизости от Киото. Крейсер "класса А" №12 назвали "Тёкай" ("Чокай") в честь горы в провинции Уго, префектура Ямагата, а крейсер №11 - "Майя" в честь горы в префектуре Хиого. Все эти названия использовались в императорском японском флоте уже не впервые. Имя "Такао" 18 октября 1874 года присвоили 1191-тонному транспорту, полученному от Британии и исключенному из списков 25 марта 1880 года. Во второй раз имя "Такао" присвоили 1774-тонному крейсеру, построенному на верфи Йокосуки и исключенному из списков 1 апреля 1911 года. Третьим "Такао" 26 марта 1920 года стал линейный крейсер №6, заложенный 19 декабря 1921 года на верфи Мицубиси в Нагасаки, но его постройку прек­ратили 14 апреля 1924 года. Имя "Атаго" 5 июня 1884 года получила 614-тонная канлодка, построенная в Йокосуке и погибшая под Порт-Артуром 6 ноября 1904 года. Во второй раз его присвоили 26 марта 1920 года линейному крейсеру №7, заложенному в Кобе на верфи Кавасаки 22 ноября 1921 года и прекращенному постройкой 14 апреля 1924 года. Имена "Майя" и "Тёкай" ("Чокай") 20 декабря 1884 года и 5 марта 1885 года присвоили однотипным "Атаго" 614-тонным канлодкам, построенным на верфях Оногамы и о. Имикавадзима и исключенным из списков 16 мая и 1 апреля 1908 года, соответственно.