5.3. Характеристики корпуса.

 

5.3.1. Главные размерения и особенности конструкции корпуса.

 

Длина и ширина по ватерлинии, а также осадка и высота надводного борта рассчитывались для водоизмещения с 67% запасов сразу в метрической системе, официально признанной на 44-й сессии японского парламента (27.12.1920-27.03.1921 года). Хотя метрическая система появилась в Японии еще в 1893 году, все предыдущие проекты составлялись в английской системе мер. Обводы корпуса и его особенности в основ­ном повторяли тип "Миоко". Снова горизонтальная и верти­кальная броня входили в силовую структуру корпуса, но вместо стали НТ использовалась новая сталь Дюколь, а максимальное поперечное сечение сместили в нос - на 174-й шпангоут сразу за передней трубой.

 

 

По проекту 1926 г.

Фактически в 1932 г.

Длина между п.п./по ВЛ/общая, м

192,54/201,67/204,759

192,54/201,72/203,759

Ширина максимальная/по ВЛ, м

18,999/18.030

18,999/18,18-18,20

Осадка, м

6.114

6,529 - 6,57

Полная высота борта в средней части (до ВП), м

10,973

10,973

Высота надводного борта (нос/середина/корма)

8,056/4,859/3,806

7,641/4,444/3,391-3,35

Водоизмещение официальное: стандартное/нормальное/с 67% запасов

9850/ -/12986

11350-11472/12050-12532/14129-14260

Коэффициенты корпуса:

 

 

полноты водоизмещения

0,542

0,552

цилиндрический продольной полноты

0,618

0,627

полноты мидель-шпангоута

0,877

0,882

полноты ватерлинии

 

0,721

Максимальная погруж. площадь по миделю, м2

101,8

110,0

Килеватость, м

1,143

 

Погибь верхней палубы, м

0,254

 

Скуловые кили (длина/ширина), м

60/1,4

 

Площадь балансирного руля, м2

19,83

 

Шаг теоретических шпангоутов, м

10,058

 

Отношение длины к ширине

11,25

11,095

Отношение ширины к осадке

2,933

2,776

Отношение осадки к длине

0,0303

0,0326

 

Шпация на длине от 1 до 58 и от 293 до 358-го шпангоутов составляла 0,61 м, на длине от 58 до 118 и от 256 до 293-го шпангоутов -0,914 м, а на участке между 118-м и 256-м шпангоутами - 1,136 и 1,219 . Грузовая ВП по чертежам соответствовала осадке 5,029 м -как на типе "Миоко".

 

5.3.2. Распределение весов и остойчивость.

 

На момент проектирования крейсеров типа "Такао" еще ни один из крейсеров "класса А" не выходил на испытания и проблемы с их хронической перегрузкой еще не были извест­ны. Правда, в проекте сделали попытку принять некоторые меры по экономии веса (электросварка некоторых конструкций над верхней палубой и применение, где возможно, алюминия), но делалось это для компенсации известной дополнительной нагрузки от носовой надстройки увеличенного размера. Несмотря на это, реальное водоизмещение с 67% запасов превысило проектное значение 12986 т более, чем на 10%: официально "Майя" и "Тёкай" имели 14129 т, а "Такао" и "Атаго" 14260 т. Как и на предыдущих крейсерах "класса А" перегрузка возникла по статьям: вес корпуса, вооружение, но особенно арматура и оборудование. Алюминий использовался тогда в каретках подъемников боезапаса, в складских поме­щениях, для трапов, мебели и вспомогательной арматуры. Но от его использования вскоре пришлось отказаться из-за слиш­ком быстрой коррозии. Американцы также использовали алю­миний в тяжелых крейсерах, заложенных примерно в то же время, и вес алюминиевых конструкций на них достигал 72 т.

 

Распределение весов после достройки, т (%):

"Такао"

"Атаго"

Корпус

4086,7 (29,0)

4129

Броня и защита

2368,2(16,8)

2363

Арматура

521,7(3,7

178

"Неподвижное" оборудование

179,8(1,3)

 

"Подвижное" оборудование

313,5(2,2)*

 

Механизмы

2670.6(19)

 

Вооружение

1728(12,3)**

 

Топливо (уголь+нефть) 67%

1754(12,5)

 

Резервная вода для котлов 67%

104,7(0,7)

 

Смазочное масло и легкое топливо 67%

56,3 (0,4)

 

Трубы ПТЗ

213.0(1,5)

 

Неизвестный вес

68.9 (0.5)

 

ВСЕГО

14066(100

 

Примечания:

* даны на 26.06.1932 г. при незаконченном монтаже оборудования, которое нормально было на 200 т тяжелее;

** из них орудия 1166 4 т (8 3%), торпедное вооружение 166,9 (1,2%), электрооборудование 359,2 (2,6%), авиаоборудование 30,7 т (0,2%) и штурманское 5,5 т.

 

И снова увеличение водоизмещения уменьшило высоту надводного борта, дальность и скорость, ухудшило море­ходность. Кроме того, понизился метацентр и уменьшилась метацентрическая высота (MB), несмотря на благоприятное расположение центра тяжести (ЦТ) под ватерлинией (по крайней мере для водоизмещения с 67% запасов). После­дующее добавление различной арматуры наверху также повысило водоизмещение, подняло центр тяжести и еще больше уменьшило MB и диапазон остойчивости. И совсем плохая остойчивость получалась в облегченном состоянии, когда из-за отсутствия топлива увеличивалась высота распо­ложения ЦТ над ватерлинией при одновременном уменьшении осадки. Все это выводило значение MB и диапазона остой­чивости за допустимые для легкого водоизмещения пределы. Например, при водоизмещение с 67% запасов 14109 т и осадке 6,51 м в 1932 году "Такао" имел MB 1,2 м и диапазон остойчивости 88°, но уже в 1937 году при водоизмещении 14579 т и осадке 6,68 м MB составляла 1,08 м (на других "систершипах" и того меньше) и диапазон 84°. При этом нормативы устанавливали MB не менее 1,3 м и диапазон бо­лее 85°. Для легкого водоизмещения положение было кри­тическим: на 1932 год "Такао" при 11406 т водоизмещения и осадке 5,49 м имел MB 0,38 м и диапазон 73°, а на 1937 год при 11523 т и 5.51 м соответственно 0,17 м и 68° вместо положенных более 1 м и 75°. На других кораблях типа MB при легком водоизмещении равнялась 0,14-0,19 м, а диапазон остойчивости 66-67°.