6.2. Первая модернизация крейсеров типа "Миоко" (1934-1936 годы).

 

6.2.1. Цель модернизации.

 

Хотя на момент ввода в строй в 1929 году крейсера типа "Миоко" считались сильнейшими в мире "вашингтонцами", буквально через несколько лет японцы достигли значительного улучшения в морской артиллерии и торпедном вооружении. В соответствие с принятым в июле 1930 года решением МГШ в 1932 году наметил сначала модернизировать именно эти корабли. Кроме замены орудий ГК (с 200-мм на 203-мм) и соответствующего изменения погребов и подъемников в ходе модернизации следовало: модифицировать торпедное воо­ружение, усилить зенитную артиллерию, заменить гидро­самолеты новыми типами и обеспечить их лучшими средст­вами запуска и хранения, расширить средства связи, улучшить жилые условия и антигазовую защиту.

Во второй половине 20-х годов характеристики самолетов и тактика авиации развивались быстрыми темпами. США, например, преуспели в создании пикирующих бомбар­дировщиков ВМ-1 фирмы Мартин (серийный вариант принят на вооружение 9.04.1931 г.), способных нести 1000-фунтовую (454-кг) бомбу. Для противостояния этой угрозе МТД раз­работал новое 12,7-см/40 зенитное орудие типа 89 (1929 года), зенитный директор типа 91 и дистанционный взрыватель типа 91, которые в 1932 году приняли на вооружение, а спустя год-два начали поставлять на флот (см. приложение 1). Зенитные орудия 12,7-см/40 типа 89 считались превосходным и очень надежным оружием: высокая скорость вертикальной наводки, хороший темп стрельбы, по крайней мере с тренированной прислугой, неплохие баллистические характеристики, надеж­ный дистанционный взрыватель и мощный фугасный снаряд. Главным недостатком была небольшая дальность: стрельба становилась неэффективной на дистанциях свыше 7400 м.

Вместе с 12-см/40 зенитками типа 3 года, 80 штук которых флот получил до 1939 года и еще 2152 в течение 1942-1944 годов, 12,7-см/40 орудие типа 89 стало самым распрост­раненным зенитным оружием японского флота. Всего про­мышленность выпустила 1306 стволов (из них 740 в 1942-44 годах). На вооружение состояло и 12,7-см/40 зенитное орудие типа 88, которое установили на подлодках "И-6" и "И-5".

При модификации торпедного вооружения следовало принять меры по уменьшению последствий случайного взрыва торпеды. Тем более, что японцам, уже не единожды терявшим корабли от взрыва артиллерийского боезапаса, пришлось на деле убедиться и в опасности хранения торпед и мин внутри корпуса, когда 1 августа 1927 года взорвались мины на минзаге "Токива"13. Кое-что, включая и решение проблемы выпуска торпед с верхней палубы, уже было сделано на крейсерах типа "Такао". Но теперь приходилось учитывать и то, что в стремлении повысить дальность хода торпед, флот готовился принять на вооружение очень пожароопасные кислородные торпеды.

Основные работы по модернизации провели в ноябре 1934 - июне 1936 года, а дополнительные изменения делались еще до июля 1936 года (на "Асигара" до ноября). Все это называ­лось "Первой модернизацией". На нее и реконструкцию линко­ров "Муцу" и "Нагато" выделялось 41960494 иены.

 

6.2.2. Первый этап модернизации (ноябрь 1934- июнь 1935 года).

 

В ожидании модернизации четыре крейсера типа "Миоко" входили в состав Сторожевой эскадры. "Миоко" (20.11.1934 - 31.03.1935 гг.) и "Нати" (февраль-июнь 1935 г.) модер­низировались на верфи в Сасебо, а "Асигара" (15.11.1934 - февраль 1935 г.) и "Хагуро" (февраль-июнь 1935 г.) после снятия торпедных труб и зенитных орудий на верфи Сасебо проходили модернизацию на верфи фирмы Мицубиси в Нагасаки. В ходе модернизации с кораблей сняли неподвижные ТА, 12-см зенитки, катапульты и ангары. Между кормовой трубой и башней ГК №4 возвели новую надстройку, что продлило в корму зенитную палубу (шельтердек). На спонсонах шельтердека по бокам от дымовых труб установили четыре закрытые щитами спаренные установки "модели А модиф.1" 12,7-см орудий типа 89, а башенки с зенитными директорами типа 91 разместили по бокам носовой надстройки - на местах 110-см прожекторов. По бокам от носовой трубы, где первоначально должны были стоять зенитные директоры, установили два счетверенных 13-мм пулемета типа Хо.

Между второй трубой и башней ГК №4 на верхней палубе под шельтердеком установили новые поворотные четырехтрубные ТА типа 92 модели 1 (приняты на вооружение в 1934 году). Перенос их выше стал возможен благодаря решению проблемы выпуска торпед с уровня ВП, откуда торпеда падала в воду под большим углом, чем со средней палубы. Хотя планировалось вооружить крейсера четырьмя ТА, сначала установили только два кормовых с запасом торпед 16 штук (8 в ТА и 8 в специальных рундуках посередине торпедных отделений по 4 на борт. Боеголовки торпед защищались 25 мм стали Дюколь, чтобы уменьшить повреждения от их не­предвиденного взрыва. Система подвесных рельсов позволяла легко работать с основными и резервными торпедами, а система быстрой их перегрузки находилась у носовых концов ТА. Эти аппараты могли выпускать как торпеды типа 90, так и новые кислородные типа 93. Но из-за неготовности последних к широкому использованию, крейсера временно снабдили 16 торпедами типа 90. Только в 1938 году их перевооружили на 16 торпед типа 93 модели 1 (см. приложение Г).

В носовой части прежнего носового торпедного отделения слева на уровне СП оборудовали помещение для компрессо­ра, который под высоким давлением накачивал в торпеды "спе­циальный воздух". Так японцы, стремясь, как всегда, запутать разведку потенциальных противников, называли кислород. Поскольку дальность хода кислородных торпед возросла до 20000 м, превосходя даже дальность стрельбы орудий ГК. корабли получили новые устройства управления торпедной стрельбой: 2 визира (устройства слежения за скоростью и курсом цели) типа 93 расположили в башенках по бокам носовой надстройки на уровне визирного поста, а два торпед­ных директора типа 92 палубой ниже - на уровне компасного мостика (также по 1 на борт).

На шельтердеке над торпедными аппаратами установили две пороховые катапульты типа Куре №2   модели 3, чтобы иметь возможность одновременно выпускать два гидро­самолета весом до 3000 кг. Ангаров не было и самолеты храни­лись на катапультах или на палубе, снабженной системой рельсов для их быстрого перемещения, подготовки к полету и сбрасывания за борт в случае необходимости. Всего можно было принимать четыре 2-местных ГСМ типа 95, но в большинстве случаев их было два плюс, по крайней мере с 1936 года, один 3-местный типа 94 №2. Иногда крейсера брали на борт 3 ГСМ типа 95 вместе с 3-местным типа 94 или без него. Обычно ГСМ типа 94 размещался на правой катапульте, другой типа 95 - на левой. Каюты пилотов и наблюдателей находились на СП по правому борту - на месте прежнего торпедного отсека. На ВП в новом торпедном отделении находились запасные авиамоторы и другие запчасти, а также располагались приводы катапульт. Существующие носовую и кормовую радиорубки расширили для размещения в них новой аппаратуры, а в носовой части прежнего торпедного отсека на СП оборудовали новую радиорубку, т.к. кормовая около вспомогательного директора ГК была слишком мала. Модернизировали также и центральный пост внутрикорабельной связи в носовой надстройке.

Снятие неподвижных ТА на средней палубе освободило пространство над МО для оборудования там жилых по­мещений для состава авиагруппы и прислуги дополнительной зенитной артиллерии. Экипаж увеличился с 814 до 832 человек и для улучшения условий обитаемости, особенно с учетом планируемых действий в тропиках, усилили вентиляцию жилых помещений и камбузов. Поскольку в межвоенные годы угроза применения отравляющих веществ считалась вполне вероятной, много внимания уделялось и антигазовой защите: все шахты пассивной вентиляции могли перекрываться, а при­водная вентиляция снабжалась фильтрами. В центральном артпосту (ЦАП, он же вычислительный пост - Хатсурейшо), радиорубках и центральном посту связи (ТДПС) предусмотрели кондиционирование воздуха. ЦАП и ЦПС имели еще установки для подпитки кислородом, а радиорубки - установки для поглощения углекислоты.

Приняли меры и по улучшению ЭУ, в том числе сняли доставлявшие массу хлопот электродвигатели-генераторы, вращавшие на крейсерском ходу внутренние валы. Вместо них установили две небольшие "индукционные" турбины, как на типе "Такао", позволявшие быстрее перейти с крейсерского хода на полный. Эти турбины подключались к внутренним валам (кормовые МО) и питались паром, выходящим из ТКХ. Полностью переделали и посты управления турбинами, а каж­дое КО получило свой пост управления, как на типе "Такао".

Японские кораблестроители понимали, что модернизация поднимет водоизмещение и так перегруженных крейсеров, поэтому во избежание еще большего увеличения осадки решили поверх имеющихся булей наделать новые с почти вертикальной внешней стенкой. Это увеличило ширину корпуса по ватерлинии до 18,999 м, но максимальная ширина погруженной части не изменилась. Новые були по длине проходили от башни ГК №3 до башни №5, а по высоте в средней части почти доходили до СП. В военное время верхнюю часть булей планировалось заполнять водонепро­ницаемыми стальными трубами. Увеличение ширины по ВЛ подняло метацентр, увеличив метацентрическую высоту и диапазон остойчивости.

Все эти изменения увеличили водоизмещение с 67% запасов более чем на 680 т - почти до 13963 т на"Миоко". Но за счет увеличения ширины по ВЛ средняя осадка возросла не намного - до 6,28 м. Скорость уменьшилась до 34 узлов.

 

6.2.3. Второй этап модернизации (октябрь 1935 года).

 

После первого этапа модернизации все 4 крейсера состояли в Сторожевой эскадре Сасебо, а "Наги" до 10 июля 1935 года служил также учебным кораблем артиллерийской школы. Затем крейсера участвовали в летних маневрах в июле-сентябре, входя в состав временно организованного 4-го Флота (флот "красных"). Являясь частью "главных сил", "Асигара" вместе с легким крейсером "Сендай" и базой "Тайгей" обоз­начали 2-ю эскадру линкоров, остальные три - "родную" 5-ю эскадру. Все корабли попали в тайфун, обрушившийся на 4-й Флот 26 сентября, и "Миоко" получил повреждения надст­роек, а его корпус показал признаки продольной слабости в некоторых заклепочных соединениях.

После маневров крейсера типа "Миоко" прошли в октябре ремонт на верфи в Сасебо, который включал:

1) снятие со среднего мостика носовой надстройки двух 110-см прожекторов типа "SU" и перенос кормовой пары прожекторов на вышки по бокам кормовой трубы; уста­новку на решетчатых вышках по бокам носовой трубы более мощных новых прожекторов типа 92 (всего стало три типа "SU" и два типа 92);

2) установку двух зенитных директоров типа 91 для 12,7-см орудий на места снятых с носовой надстройки прожек­торов;

3) перенос двух 7,7-мм пулеметов Льюиса с их места перед кормовой трубой на носовую надстройку - на средний мостик перед зенитными директорами.

После этого ремонта "Миоко" (флагман), "Нати" (2-й корабль) и "Хагуро" (3-й) образовали 5-ю эскадру 2-го Флота (временно в нее входил и "Атаго"). "Асигара" остался на верфи Сасебо для ремонта повреждений, полученных во время маневров при взрыве в башне ПС №2 (см. 4.4.1).

6.2.4. Третий этап модернизации (январь-март 1936 года). Повреждения "Миоко" во время тайфуна заставили спешно усилить корпуса крейсеров этого типа. Еще до выхода окончательного рапорта комитета, исследовавшего "инцидент с 4-м Флотом" (см. 5.10), 25-мм плиты стали Дюколь шириной 1 м приклепали к бортам над СП, ниже ВП и по обе стороны от киля, что позволило уменьшить продольные напряжения корпуса.

 

Положение корабля

Вид напряжения

До модернизации

После

Серединой на гребне одной волны

 

Оконечностями на гребнях двух волн

Растяжение палубы

Сжатие днища

Сжатие палубы

Растяжение днища

9,93 Т/дюйм2

8,97 Т/дюйм2

7,09 Т/дюйм2

7,93 Т/дюйм2

9,28 Т/дюйм2

8,12 Т/дюйм2

6,68 Т/дюйм2

7,39 Т/дюйм2

 

Кроме этого, модифицировали систему продувки стволов орудий ГК сжатым воздухом, чтобы уменьшить риск выброса горящих частиц в башню при открывании затвора.

После усиления корпусов 1 апреля "Миоко" (флагман), "Нати" и "Хагуро" снова образовали 5-ю эскадру, имея отли­чительные полосы на первой трубе. 13-22 апреля они приняли участие в боевых маневрах в Желтом море вместе с 7-й эскад­рой. Во время стрельб разброс залпов орудий ГК на дистанции 20-22 км достигал 280-330 м.

 

6.2.5. Четвертый этап модернизации (май-июнь 1936 года).

 

После возвращения с маневров "Миоко", "Нати" и "Хаг­уро" с 25 мая по 29 июня прошли модернизацию на верфи Сасебо. Для работы с тяжелыми ГСМ типа 94 кран на грот-мачте заменили более мощным, опоры мачты также усилили, а между ними разместили электропривод нового крана. За­тем эти три крейсера в составе 5-й эскадры участвовали в маневрах у о.Формоза (август-сентябрь). "Асигара" прошел аналогичную модернизацию на верфи Сасебо и с 15 июня по 1 декабря состоял в Сторожевой эскадре Сасебо. Он также участвовал в маневрах у Формозы, а 26 октября его открыли для посещения в Кобе. В ноябре в Сасебо на нем установили новые приборы управления огнем: башню директора типа 14 заменили на тип 94, поставили новый визир типа 92 и вычислительный прибор типа 92. Но 6-метровый дальномер в башню директора установили только в июле 1937 года после возвращения крейсера из Европы, где он участвовал в параде на Спитхедском рейде. 1 декабря "Асигара" присоединился к 5-й эскадре как 4-й корабль.

Эти четыре этапа завершили "Первую модернизацию", после которой вооружение крейсеров типа "Миоко" состояло из 10 орудий 20-см №2, 8 12,7-см зениток, 8 13-мм и 2 7,7-мм пулеметов, 8 61-см ТА (16 торпед).

Модернизация увеличила водоизмещение, но установка дополнительных булей улучшила остойчивость, особенно при нормальной нагрузке с 67% запасов, где MB и диапазон остойчивости превысили нормативные значения (MB более 1,3 м, диапазон более 85°). Но в облегченном состоянии MB (на "Хагуро" и "Асигара") и диапазон остойчивости (на всех) оказались ниже нормы (более 1 м и 75°).

 

 

Легкое водоизмещение

Водоизмещение с 67% запасов

Полное

D,T

Осадка

MB

Диапазон

D, т

Осадка

MB

Диапазон

D

Осадка

"Миоко"

11811

5,536 м

1,13

71,9°

14502

6,528

1,52

86,5°

15558

6,906

"Нати"

11625

5,457

1,03

70,7°

14499

6,540

1,49

86,0°

15637

6.904

"Хагуро"

11686

5,504

0.87

69,9°

14479

6,540

1.38

87,1°

15622

6.980

"Асигара"

11773

5,569

0,85

69,0°

14484

6,560

1.36

86,2°

15587

6,959