6.6. Вторая модернизация крейсеров типа "Миоко".

 

6.6.1. Цели и сроки выполнения.

 

К 1940 году из 12 крейсеров "класса А" восемь превышали бы 10-летний срок службы, тогда как среди американских "вашингтонских" 10000-тонных крейсеров этого возраста достигал только один. Ещё в июне 1938 года были готовы планы дальнейшей модернизации типа "Миоко", но загрузка верфей флота выполнением новых кораб­лестроительных программ не позволила в срок приступить к работам. К тому же началась модернизация других крей­серов "класса А": "Фурутака" в Куре, "Аоба" и "Кинугаса" в Сасебо, "Такао" в Йокосуке и "Атаго" в Майдзуру. Хотя "Нати" и "Хагуро" поставили в резерв ещё 1 декабря 1937 года, приказ на их модернизацию отдали только в январе 1939 года, а в апреле последовал приказ о начале работ на "Миоко" и "Асигара". Причем работы на Хагуро" и "Асигара" планировали провести на частных верфях, чтобы нес­колько разгрузить военные.

К модернизации "Нати" и "Хагуро" приступили сразу после выхода приказа, а вот работы на "Асигара", в конце концов возложенные на военную верфь в Йокосуке, нача­лись только после окончания модернизации "Атаго" и "Такао". Одновременно на той же верфи производилась замена башен ГК на крейсерах "Кумано" и "Микума". К работам же на "Миоко" верфь в Куре приступила только после заме­ны башен на "Могами" и "Судзуя", которая считалась более срочным делом перед надвигавшейся войной.

 

Сроки второй модернизации крейсеров типа "Миоко".

Крейсер

В резерве

Первоначальный приказ

Окончательный приказ

"Хагуро"

с 1.12.1837

с января 1939

Мицубиси

Мицубиси

10.01-28.12.39

"Наги"

с 1.12.1937

с января 1939

Куре

Сасебо

15.01.39-31.03.40

"Асигара"

с 15.02. 1939

с апреля 1 939

Кавасаки

Йокосука

Июнь 1939-30.06.40

"Миоко"

С 25.11.1939

с апреля 1939

Йокосука

Куре

19.03.40-28.03.41

 

6.6.2. Модернизация вооружения.

 

Модернизация артиллерии ГК. Главное улучшение заключалось в модернизации системы УАО, что успели сдел­ать на "Асигара" во время первой модернизации перед его уходом в Европу. Несколько улучшили системы связи между башнями и постами УАО, а над стволами орудий установили съемные 5-см орудия для учебных стрельб. После снятия старых элементов СУАО пришлось переделать верхнюю часть носовой надстройки. На "Хагуро" и "Наги" там установили башенку с директором типа 94 и 6-метровым дальномером типа 14, а этажом ниже - визиры типа 92. Вычислительное устройство типа 92 разместили в ЦАП на палубу ниже над­стройки. Вспомогательный директор типа 94 оказался за грот-мачтой. То же самое сделали на "Миоко", но 6-метровый даль­номер расположили в отдельной башне за башней главного директора. Стоящие по бокам надстройки 4,5-метровые даль­номеры сняли. Сначала 6-метровый дальномер, установлен­ный наверху носовой надстройки, стоял в башне ГК №1. но в море пользоваться им оказалось невозможным из-за постоян­ного заливания линз брызгами, поднимающимися от носа корабля.

Зенитная артиллерия. Предполагаемая замена директоров типа 91 новыми типа 94 не состоялась из-за нехватки последних. Поэтому 4,5-метровые дальномеры типа 89 или 91 в башенках в средней части корабля остались отделенными от зенитного директора и вычислительного прибора, объединенных вместе и установленных на мостике. Легкое зенитное вооружение заменили полностью: счетверенные 13-мм и спаренные 7,7-мм пулеметы уступили место четырем спаренным 25-мм ав­томатам типа 96, установленным по бокам дымовых труб, и двум спаренным 13-мм установкам типа 93, размещенным на спонсонах носовой надстройки для защиты её от штурмовых атак авиации. Между установками 25-мм автоматов распо­ложили два зенитных директора типа 95. Торпедное вооружение. Его усилили за счет установки ещё одной пары четырехтрубных ТА типа 92 модели 1 в носовой части нового торпедного отделения. Систему быстрой пере­грузки торпед сдвинули дальше в нос, а восемь запасных тор­пед защитили 25-мм плитами стали Дюколь. Всего на борт крейсера могли теперь принимать 24 кислородные торпеды типа 93. Улучшили и приборы УТС, благодаря чему дальность эффективной атаки увеличилась до 30000 м с лишним. В добавок к визиру типа 93 и директорам типа 92 в ЦАП установили вычислительный прибор типа 93, а на топе треногой фок-мачты оборудовали пост УТС с директором типа 97 (им управлял торпедный офицер) и необходимыми устройствами связи. Этот пост сначала установили только на "Миоко", а остальные крейсера смогли получить его только в начале 1941 года.

Прожекторное оборудование. Три оставшихся 110-см прожектора типа"SU" (кормовая пара и один по ЦП) заменили двумя 110-см типа 92 (бок о бок между трубами), что довело их общее число до четырех с возможностью работы по два на борт. На платформе УЗО поставили два устройства управления прожекторами типа 96, с помощью которых можно было освещать не только надводные, но и воздушные цели.

Авиационное оборудование. Установленные в 1935 году катапульты модели 3 заменили более мощными типа Куре №2 модели 5, способными запускать самолеты весом до 4000 кг со скоростью 28 м/с. Полностью модифицировали и рельсовую систему для перемещения самолетов, которая стала похожей на систему крейсеров типа "Могами". Установили также более мощную грузовую стрелу, форма которой на "Миоко" нес­колько отличалась от других. Теперь крейсера этого типа могли принимать на борт новый 3-местный разведчик типа 0 и два новых 2-местных корректировщика типа 0: первый обычно хранился на катапульте правого борта, остальные - на катапульте левого борта и рельсах. Но из-за нехватки новых самолетов до ноября 1941 года "Асигара" нес три ГСМ типа 95, "Наги" и "Хагуро" - по одному типа 94 и по два типа 95. Затем все четыре крейсера несли по одному 3-местному типа О и по два типа 95. Четыре 250-кг и 44 60-кг бомбы хранились в специальном ангаре, а для подачи тяжелых бомб к самоле­там имелся подъёмник.

 

6.6.3. Модернизация энергетической установки.

 

Котлы. В котлах сменили трубки и установили новые фор­сунки, а 6 котлов снабдили подогревателями. Это вместе с улуч­шением вентиляции (повышена мощность вентиляторов и улучшены их шахты) позволило снизить расход топлива. Для облегчения обслуживания котлов их посты управления и теле­фонный пост всех КО снова модернизировали.

Турбины. Установленные во время первой модернизации и доставлявшие массу хлопот "индукционные" турбины сняли. Для крейсерского хода приняли новую систему, при которой пар от ТКХ (носовой турбоагрегат) поступал прямо на кор­мовые ТВД, так что на крейсерском ходу вращались все четыре вала, облегчая переход к более высоким скоростям.

Скорость и дальность плавания. Из-за дальнейшего роста водоизмещения ожидалось падение скорости - по оценкам до 33.3 уз. при 132000 л.с. Но "Миоко" во время пробегов между постами Укурудзима 31 марта 1941 года достиг 33,88 узла при мощности 132830 л.с. и водоизмещении 14984 т. Макси­мальный запас топлива уменьшился с 2472 т нефти до 2214 т, из которых 480 т переместили во внешние части прежних булей и в новые були. Сначала была надежда, что повышение экономичности котлов повысит дальность на 14-узловой скорости примерно до 8500 миль, несмотря на уменьшение запаса топлива и увеличение водоизмещения. Но в реальности пришлось удовлетвориться 7900. На испытаниях "Миоко" по расходу топлива радиус его действия определили как 7463 мили.

Электрооборудование. Общую мощность генераторов подняли с 735 до 1250 кВт благодаря установке более мощных и добавлению пятого вспомогательного дизель-генератора на уровне СП над КО №5 и №6.

 

6.6.4. Вспомогательные модификации.

 

1) Однодеревную фок-мачту заменили треногой с гонио­метром типа 93 на самой верхушке и гониометрическим постом на среднем уровне. На топе мачты (сначала на "Миоко", затем на остальных) установили пост УТС.

2) За счет увеличения числа газонепроницаемых отсеков и вентиляционных устройств улучшили антигазовую защиту.

В результате усиления торпедного и легкого зенитного вооружения численность экипажа возросла до 891 человека (62 офицера). При действиях в качестве флагманов эскадр ("Хагуро" и "Нати") экипаж увеличивался до 920, а в качестве флагманов флота ("Миоко" и "Асигара") - до 970 человек в мирное время. В военное время предполагалось использовать эти крейсера в качестве флагманов эскадр, поэтому пришлось предусмотреть дополнительные жилые и рабочие помещения. На уровне верхней палубы мостика оборудовали каюты отдыха командующего (эскадрой или флотом) и начальника его штаба. На СП по бокам от барбетов башен №1 и №3 кроме кают ко­мандира и офицеров корабля предусмотрели дополнительные каюты для офицеров штаба. На флагманах флота на СП в носу имелись еще каюты для флагманских специалистов: инженера, казначея и хирурга.

3) Значительно улучшили устройства связи. Кормовые радиорубки приспособили для передачи донесений (пере­дающий пост №1 в основании грот-мачты, пост №2 - на СП), а носовые - для приема (приемный пост №1 на нижней палубе мостика, пост №2 - на складской палубе). В носовой части нижней палубы мостика оборудовали центральный пост связи и шифровальный. Выше разместили аварийный центральный пост той же модели, что и на крейсерах типа "Могами".

4) Для большей навигационной безопасности в рулевом машинном посту обеспечили дублирование источника энергии.

5)  Для централизованного управления борьбой за жи­вучесть организовали аварийный пост управления затоплением и осушением отсеков, который впервые ввели на крейсерах типа "Тоне". В некоторых водонепроницаемых отсеках установили клапаны затопления и выпуска воздуха и уст­ройства осушения. Исправлять крен можно было с помощью десяти больших водонепроницаемых отсеков, размещенных с каждого борта в новых булях, а также за счет перекачки топлива с помощью новых мощных насосов. Для исправления дифферента прежние поперечные топливные цистерны, два носовых отсека и один кормовой сделали водонепрони­цаемыми, чтобы их можно было быстро затопить при необ­ходимости. В целом, производительность водоотливных средств значительно повысилась. Такую систему контрза­топления японцы разработали на основе аналогичных систем своих модернизированных линкоров.

 

6.6.5. Изменения корпуса.

 

Замена некоторых материалов увеличила водоизмещение почти на 400 т. Данные по "Нати":

В тоннах

Корпус

Броня и защита

Арматура

Оборудование

Всего

Снято

222

0

61

6

289

Поставлено

527

36

100

10

674

Разница

+305

+36

+39

+4

+385

 

Для улучшения остойчивости и ПТЗ произвели замену булей, установленных во время 1-й модернизации, что уве­личило максимальную ширину (ниже ВЛ) почти на 1,73 м до 20,726 м. Часть пространства внутри булей заполнили стальными трубами. Новые були имели по 15 главных отсеков с каждого борта, пять из которых использовались для хранения топлива, а остальные входили в систему контрзатопления, имея оборудование для быстрого затопления и осушения. По расчетам новая система ПТЗ была эффективной против кон­тактного взрыва 250-кг заряда по сравнению с 200-кг на старой. Скуловые кили, установленные на днище новых булей, имели ширину 1,35 м и длину 61 м.

Несмотря на увеличение водоизмещения, осадка из-за Возросшей ширины корпуса несколько уменьшилась, общая длина (203,759 м), длина между перпендикулярами (192,024 м) и высота борта (10,973 м) остались прежними, а длина и ширина по ВЛ увеличились до 210,7 и 19,5 м. Стандартное водоизмещение оказалось в пределах 13000 Т ("Асигара") -13370 Т ("Миоко"), нормальное с 67% запасов колебалось от 14813 т при осадке 6,32 м ("Нати") до 14984 т при осадке 6,37 м ("Миоко"), полное - от 15840 т при осадке 6,66 м ("Нати") до 15933 т при осадке 6,68 м ("Асигара"). Проектные данные: Нормальное водоизмещение 14900-14950 т при 6,35-6,36 м, Полное 15930-15970 т при 6,71-6,72 м. Остойчивость Сказалась выше принятых значений при нормальной нагрузке (MB 1,49-1,53 м и диапазон 87-88° при норме свыше 1,3 м и 85°) и даже при легкой (1,45-1,54 м и 73-74° при норме свыше 1,0 м и 75°).

 

6.6.6. Деятельность до начала войны на Тихом океане.

 

Все четыре крейсера 1 декабря 1936 года снова свели в 5-ю эскадру 2-го Флота, но уже 10 марта "Асигара" вывели из её состава и отправили с визитом в Европу, чтобы представлять императорский флот на коронационном ревю в честь короля : Георга VI в Спитхеде 20 мая. На зенитной палубе установили две 6-см салютные пушки системы Ямагучи и приняли на борт два ГСМ типа 95. Крейсер вышел из Йокосуки 3 апреля и, пройдя Суэцким каналом, прибыл в Портсмут 10 мая. Затем "Асигара" 24—31 мая посетил Киль и ушел назад в Японию, прибыв в Сасебо 8 июля, назначенным за три дня до этого флагманом 5-й эскадры. Остальные крейсера в марте-апреле участвовали в маневрах и походе к Циндао, причем "Хагуро" и "Нати" получили легкие повреждения при столкновении друг с другом ночью 9 апреля к SO от о.Кюсю.

С началом японо-китайского конфликта в июле 1937 года "Асигара", "Нати", "Хагуро" и "Майя" вместе с другими кораблями перевозили в Шанхай 3-ю пехотную дивизию. Пос­ле этого 4 крейсера типа "Миоко" совершили несколько похо­дов к северному и центральному побережью Китая. 1 декабря "Нати" и "Хагуро" поставили в резерв в Сасебо, "Асигара" как флагман 4-го Флота действовал в китайских водах еще полтора года и стал в резерв в Сасебо только 15 февраля 1939 года, а "Миоко" действовал в водах южного Китая, в основном как флагман 5-го Флота, до 25 ноября 1939 года, когда стал в резерв в Сасебо.

После 2-й модернизации "Нати" и "Хагуро" вошли в 5-ю эскадру 2-го Флота, имея белые полосы на второй трубе (мар­ки сняли в начале 1941 года), и приняли участие в маневрах в водах метрополии. В феврале-марте 1941 года они соверши­ли поход в воды южного Китая, в апреле - к островам Палау и вернулись в метрополию. 10 апреля к ним присоединился "Миоко", ставший флагманом эскадры.

"Асигара" после модернизации стал 2-м флагманом экспе­диционного флота в Китае, сменив "Тикай". 10 октября 1940 года он вышел из Сасебо в район о.Хайнань. В это время он нес три ГСМ типа 95 и один типа 94, но некоторое время на нем имелся ГСМ типа 98. В водах южного Китая он действовал до апреля 1941 года, зайдя в январе в Сайгон во время франко-сиамского (таиландского) конфликта.

В апреле 1941 года в рамках выполнения "Спешного военного приготовления"14 на "Наги", "Хагуро" и "Асигара" в верхней части корпуса вдоль бортов установили систему раз­магничивания, часть объёма булей заполнили трубами, а на топе фок-мачты установили платформу с постом УТС. На "Миоко" эти работы выполнили во время модернизации. После этого три крейсера 5-й эскадры тренировались в водах метро­полии. "Асигара" тем временем вернулся к побережью южного Китая, где в июле участвовал в операциях по оккупации Южно­го Индокитая (с 29 июля по 11 августа находился в Сайгоне). После объявления 15 августа 2-й фазы выполнения "Спешных приготовлений"14 все корабли начали готовиться к войне с США. "Асигара" 23 сентября вернулся в Сасебо для ремонта, а 10 октября стал флагманом командующего 3-м Флотом вице-адмирала Ибо Такахсили, организационно входя в состав 16-й эскадры. 4 ноября Верховный Военный Совет решил начать военные действия 8 декабря (японское время) и 5-го вышел "Оперативный приказ №1". В соответствии с ним 5-я эскадра с 17 по 23 ноября принимала в Куре топливо и боезапас и 26-го вышла к островам Палау, куда "Миоко" (флаг контр-адмирала Такео Такаги) и "Хагуро" прибыли 1 декабря, а "Наги" 6-го. "Асигара" вышел из Сасебо 29 ноября, прибыв через двое суток в гавань Мако на Пескадорских островах.