7.5. Вооружение.

 

На момент достройки в 1937-3 8 годах состояло из 15 15,5-см орудий в трёхорудийных башнях, 8 12,7-см зениток в двухорудийных установках, 8 25-мм зенитных автоматов в спаренных установках, 4 13-мм зенитных пулемётов и 1261-см торпедных аппаратов в поворотных строенных установках. В 1939-40 годах вооружение ГК заменили на 10 20-см орудий в двухорудийных башнях.

 

7.5.1. Вооружение главного калибра.

 

Первоначальное. Из пяти башен, как и на крейсерах "класса А", три распола­гались в носу и две в корме. Но размещение носовых башен было иным - вместо схемы "пирамида" применили схему "накладка": первые две башни находились на одном уровне, а третья - на палубу выше (на шельтердеке), имея большие углы обстрела, чем при схеме "пирамида".

Орудия 15,5-см типа 3 года с длиной ствола 60 калибров проектировались инженером С.Хадой специально для этих крейсеров, чтобы вооружить их максимально разрешенным калибром. Работы начались в 1930 году, испытания закон­чились спустя два года, а 7 мая 1934 года орудие приняли на вооружение. Его сначала намеревались использовать и по воздушным целям, для чего в техзадании указывался угол подъёма 75°, начальная скорость снаряда 980 м/с и дальность стрельбы 18000 м. Но скоро стало ясно, что скорость ВН и число принимаемых на борт снарядов оказались явно недос­таточными для ведения быстрого огня по быстро перемещаю­щимся целям. Более того, большой угол подъёма требовал применения точных и очень чувствительных механизмов ВН и отдачи. Так что от идеи получить мощное универсальное орудие пришлось отказаться.

По оценкам, при стрельбе по надводным целям корабль с 15 15,5-см орудиями совсем немного бы уступал кораблю с 10 20-см пушками, поскольку меньший вес снаряда ком­пенсировался большим числом орудий и лучшей их скорос­трельностью. Новые орудия могли пробить на дистанции 15000 м 108-мм (100-мм при угле встречи 60°) плиту из стали NVNC (20-сантиметровые 150-мм), а на дистанции 20000 м -почти 100-мм (125 мм). При весе снаряда 55,87 кг и тео­ретической скорострельности 7 выстрелов в минуту в полном залпе получалось 105 снарядов общим весом 5775 т. Крейсер же с десятью 20-см орудиями (вес снаряда 125,85 кг) давал 50 снарядов в минуту общим весом 6250 кг при теоретической скорострельности 5 выстрелов/мин. На практике сравнение оказывалось даже в пользу крейсера "класса В", поскольку реальная скорострельность составляла соответственно 5 и 3 выстрела/мин., что давало минутный залп из 75 15,5-см снарядов весом 4200 кг против 30 20-см снарядов весом 3780 кг.

Трёхорудийные установки с углом возвышения 55° спроектировал в 1932 году тот же С.Хада. Они размещались в башнях с главным (боевым) и нижним (энергетическим) от­делениями и пламянепроницаемым центральным стволом, вращающимся вместе с поворотной платформой. Из-за ог­раничений по ширине башни расстояние между осями орудий получилось всего 1,55 м, чего явно не хватало для нормального действия затвора среднего орудия, затворный механизм ко­торого пришлось повернуть вокруг оси на 45°. Внешний диаметр роликового погона составил 5,71 м , высота вра­щающей структуры -13 м для башен №№1,2 и 5 и 15,8 м для башен №2 и №4. Как и на крейсерах "класса А", боевое отде­ление (размер 8,4x6,2x2,25 м) со всех сторон защищалось 25-мм сталью NVNC, а под крышей, с боков и лобовой части внутри имелась тонкая стальная облицовка, установленная с зазором 10 см. Такая теплоизоляция облегчала действия в тропиках. Башня весила около 175 т, но башни №3 и №4 были несколько тяжелее и выше, поскольку несли ещё 8-метровые дальномеры типа 13.

Во время маневров 7-й эскадры в Бунго Суйдо в августе 1938 года "Микума" произвел несколько залпов главным калибром на дистанцию около 20000 м со средним разбросом 278 м, что было намного меньше, чем у 20-см орудий в башнях моделей "D" и "Е".

Орудия имели гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники. Наводка установок (ВН) и башен (ГН) производилась при помощи электрогидроприводов с минеральным маслом в качестве рабочей среды (для уменьшения коррозии). Приводы ГН и частично приводы ВН размещались в энергетическом отделении. Два электромотора по 100 л.с. вращали со ско­ростью 500-600 об./мин. валы насосов, обеспечивая давление в гидролиниях 70 атмосфер. Обычно использовался один насос, другой был резервным. Гидромоторы приводили в движение механизмы подъёма и опускания орудий (поршне­вого типа) со скоростью 10°/с. Проектом предусматривалась скорость ВН 16% (для ведения зенитного огня), но потом приняли меньшую. Механизм ГН башни состоял из червячной передачи, причем червяк был частью опоры, а небольшое червячное колесо вращалось от гидромотора, давая скорость ГН до 6°/с.

Заряжание орудий производилось при фиксированном угле возвышения +7°. Снаряды загружались и досылались в ствол до места гидротолкателями, а заряды (1 картуз на заряд) заг­ружались вручную и досылались гидротолкателем.

Для подачи боезапаса каждая башня имела 6 подъём­ников — по 1 снарядному и зарядному на орудие. Снаряды подавались со стеллажей погребов, расположенных под НП, на циркулярную роликовую дорожку, идущую вокруг основания вращающейся структуры башни. В боевое отделение они подавались подъёмниками "толкающего" типа (время подъёма 3 с) с максимальной скоростью 6 снарядов в минуту. Зарядные картузы подавались из магазинов, расположенных под уровнем складской палубы, по пламянепроницаемым барабанам в зарядный погреб, где их вручную через двойные пламянепроницаемые двери вкладывали в подъёмники "черпакового" типа. Время подъёма составляло 4 с, максимальная скорость подачи -5 зарядов на ствол. Приводы подъёмников - гидрав­лические с питанием от общей системы башни.

Боезапас 15,5-см орудий состоял всего из двух типов снарядов, принятых на вооружение 17 апреля 1935 года: колпачкового типа 91 (1,152 кг ВВ типа 91, донный взры­ватель типа 13 №3 с задержкой 0,08 с) и учебного (без взры­вателя), общий запас 2250 штук или по 150 на орудие. Бронебойный снаряд, как и аналогичный 20-см, был ныряющим и не имел настоящего бронеколпачка -только баллистический. Заряды использовались трех типов: 19,5-кг "общий", 12,3-кг "уменьшенный" или "легкий" для учебных снарядов.

Экипаж башни состоял из 24 человек в боевом отделении (из них 1 горизонтальный наводчик и 3 вертикальных, 3 заря­жающих снарядов, 3 заряжающих зарядов, 6 операторов подъёмников, 3 оператора заряжания орудий, закрывания затвора и продувки), 7 человек в снарядном погребе и 10 в зарядном.

Модифицированное вооружение. Во время третьей модернизации ГК заменили на 10 20-см/50 орудий типа 3 года №2 (203-мм) в двухорудийных башнях модели "Могами", разработанных в 1937 году на основе башни модели "Е ", поступившей на вооружение крейсера "Майя" (см. Приложение 1). Главное отличие зак­лючалось в большем диаметра роликового погона и длине боевого отделения. Поскольку 20-см орудия (10,15 м) были длиннее 15,5-сантиметровых (9,3 м), из-за ограниченного пространства между башнями №1 и №2 стволы последней в походном положении на опускались ниже угла +12". Приводы установок и башен были идентичны модели "Е ", но скорость ВН снизили до 6°/с - с мечтой о зенитной стрельбе из орудий ГК уже распрощались. Подача также была как в башне "Е ", но по той же причине имелся один снарядный подъёмник на орудие вместо двух.

Погреба пришлось модернизировать, чтобы хранить в них снаряды и заряды увеличенных размеров. Вместо циркуляр­ных роликовых дорожек в снарядных погребах установили тележки, как на модели "Е". Боезапас по 120 снарядов на орудие состоял из бронебойных типа 91, "коммон" типа 91, "коммон" типа 0 и типа 3, осветительных типа "В" и учебных (см. Приложение 1).

Экипаж башни насчитывал 19 человек в боевом отделении, 9 человек в снарядном и 10 в зарядном погребе. Орудийная прислуга состояла из горизонтального наводчика, двух верти­кальных, двух замковых, 4 заряжающих для зарядов, 2 для снарядов, 2 операторов зарядных и 2 операторов снарядных подъёмников, двух операторов заряжания, закрывания затвора и отката.

 

7.5.2. Зенитные орудия дальнего действия.

 

Эти крейсера сразу получали по 8 12,7-см зенитных орудий типа 89 в спаренных установках со щитами модели "А" модиф.1. Нормальный боезапас насчитывал по 200 снарядов на орудие, максимальный - по 210. Характеристики орудий, установок и боезапаса приведены в Приложении 1.

В проекте "С-37" предусматривалось всего 4 одност­вольных установки новых 12,7-см орудий, поскольку счита­лось, что ГК сможет вести зенитный огонь. С появлением в 1932 году спаренных установок, решили использовать ГК только по надводным целям и в 1933 году проект модифи­цировали, заменив 4 одиночных установки 12,7-см зениток спаренными. Однако из-за их нехватки "Могами", "Микума" и "Судзуя" вступали в строй только с передней парой таких установок, а еще две на них добавили в ходе второй модернизации в 1937 году. Вошедший, в строй в том же году "Кумано" сразу получил 8 12,7-см орудий.

Для тренировок прислуги позади башни ГК №5 на палубе установили учебную установку 12,7-см орудия.

Погреба 12,7-мм боезапаса (№1 по правому и №2 по левому борту) располагались под складской палубой между переборкой КО и зарядными погребами башни ГК №3. Унитарные снаряды подавались подъёмниками (по два на "Могами" и "Микума", по 4 на остальных), проходящими через складскую палубу, нижнюю и среднюю. По последней их переносили в среднюю часть корабля и загружали в четыре других подъёмника, которые подавали снаряды уже на верхнюю палубу - в помещения для подготовки боезапаса, находившиеся поблизости от установок. Снаряды вынимались вручную и также вручную подавались к орудиям. В помеще­ниях подготовки боезапаса имелось несколько готовых к выстрелу снарядов.

 

7.5.3. Зенитные автоматы.

 

На корабли сразу ставили по 4 спаренные установки новых 25-мм автоматов типа 96 и по две спарки 13-мм тяжелых пулемётов типа 93. Нормальный боезапас состоял из 2000 снарядов на ствол для первых и по 2500 для вторых.

Проект "С-37" предусматривал сначала всего два одиноч­ных 40-мм автомата Виккерса по бокам от центральной про­жекторной вышки №3 и два легких пулемёта на носовой надс­тройке. Когда проект надстройки, после катастрофы с "Томодзуру", изменили, решили в её носовой части установить новые спаренные 13-мм пулемёты. Хотя "Могами" и "Микума" были укомплектованы, а "Судзуя" вышел на испытания в 1935 году с платформами под 40-мм "виккерсы", эти зенитки так и не установили из-за ставших к тому времени очевидными их недостатков. А 25-мм автоматы как раз проходили испытания.

Погреб 25-мм боезапаса размещался под броней нижней палубы между башнями ГК №1 и №2. Обоймы по 15 снарядов подавались подъёмником на среднюю палубу по правому борту, откуда вручную транспортировались в среднюю часть корабля (то же и для 13-мм установок на надстройке). Там они снова загружались в подъёмники, которые подавали обоймы на платформы 25-мм автоматов, где они могли храниться в многочисленных кранцах первых выстрелов вокруг установок.

 

7.5.4. Торпедное вооружение.

 

С самого начала было принято более мощное торпедное вооружение, чем на типе "Такао", состоящее из четырех поворотных 3-трубных 61-см аппаратов типа 90 модели 1 - по два на борт в небольших спонсонах. В проекте "С-37" ТА размещались рядом с носовой надстройкой, но, чтобы уменьшить возможные последствия взрыва торпед, в 1934 году решили перенести их дальше в корму - перед и за основаниями катапульт над МО, как это сделали на крейсерах типа "Миоко" во время первой модернизации.

Каждая труба ТА имела систему быстрой перегрузки, являвшуюся развитием системы, примененной на типе "Такао". Новая система имела меньший вес, вместо механизма с бесконечной цепью имела бесконечный трос и фрикционный ролик, обычно вращаемый пневмомотором мощностью 7 л.с. (имелось и ручное дублирование), перегрузка шла быстрее -16,6 с вместо прежних 20 с. Торпеды устанавливались на роликах, снабженных тросом, один конец которого прик­реплялся к торпедной трубе, а другой после закрепления на хвостовике торпеды заводился на фрикционный барабан. При вращении барабана трос наматывался на него, а торпеда протягивалась по роликам в трубу аппарата. Для транс­портировки торпед крейсера имели систему подвесных рель­сов и полиспастов. Загрузка торпед производилась с носа корабля, поскольку с этой стороны диаметр труб был больше (на крейсерах типа "Такао" в борту имелись специальные вырезы).

По проекту корабли должны были нести по 24 торпеды типа 90, работавшие на сжатом воздухе: 12 в аппаратах и 12 резервных. Но после второй модернизации 1937 года число резервных сократили до 6, в торпедных отсеках установили компрессоры для "специального воздуха" (кислорода). Перед большими маневрами 1938 года торпеды типа 90 заменили новыми кислородными типа 93. После третьей модернизации 1939 года снова вернулись к 12 резервным торпедам.

 

7.5.5. Устройства управления стрельбой.

 

После катастрофы с миноносцем "Томодзуру" носовую надстройку переделали, приняв для новых крейсеров более компактную, высотой в 7 ярусов.

На самом верху в башенке располагался командный пост типа 95 с директором ГК типа 94 модели 2, принятым на вооружением 9.10.1934 года.

Под ним также в башенке, которая могла вращаться вокруг центрального ствола, поддерживающего башенку директора, на 360°, размещался дальномерный пост типа 94. В его кормовой части имелся 6-метровый бинокулярный совме­щающий дальномер типа 14, а в носовой - градуированные стереотрубы и бинокли для обнаружения целей; имелся также бинокль для горизонтального наводчика башни дальномерного поста. Внутри центрального ствола имелось помещение для передачи данных стрельбы в башни ГК.

Ниже находился компасный или ходовой мостик с ком­пасами, 12-см и 18-см биноклями в носовой части и электро­щитовой верхнего мостика в кормовой (между опорами даль-номерного поста). По обеим сторонам платформы этого мос­тика были оборудованы посты управления торпедной стрельбой типа 92 с торпедными директорами типа 91 модели 3 и 12-см биноклями.

Под ходовым мостиком располагался сигнальный. В его носовой части размещалась боевая рубка, за ней - телеграфная рубка и каюта отдыха, по бокам - установки управления боевыми прожекторами типа 94 (на "Могами" в башенках), в кормовой части - сигнальные 60-см прожекторы и посты флажного семафора.

Следующая платформа носовой настройки - верхний мостик - имела в передней части две позиции для спаренных 13-мм автоматов, за ними - бронированную (100-мм стены, 50-мм крыша) рулевую рубку с аварийным командным пос­том №1. По бокам рубки находились посты наблюдения за морем в закрытых башенках и 1,5-метровые штурманские дальномеры также в башенках. В кормовой части распола­галась радиорубка, каюта отдыха и посты воздушного наблю­дения.

На платформе нижнего мостика располагались командир­ская и флагманская каюты отдыха, каюта штурмана (на "Суд-зуя" и "Кумано" здесь был радиотелефонный пост № 1), элект­рощитовая. По бокам стояли башенки постов наблюдения и зенитных директоров типа 91.

Самый нижний ярус надстройки находился на уровне шельтердека или палубы зенитных орудий. Из-за уменьшения числа котлов, дымоходы которых проходили через этот ярус надстройки, на второй паре крейсеров площадь его была больше. На "Могами" и "Микума" здесь располагались радио­телефонные посты №1 и №2, а на остальных - каюта штур­мана, штурманская рубка, радиотелефонный пост №2, аварий­ный командный пост №2 и воздухозаборники КО №1 и №2.

Кроме хорошо защищенной рулевой рубки с аварийным командным постом №1 противопульное бронирование из стали Дюколь имели башенка директора ГК, её опоры, ходовой мостик, пост управления огнем, радиотелефонные рубки, щитовые, коммуникационные трубы между радиорубками и между рулевой рубкой и средней палубой.

Устройства УАО по надводным целям в проекте "С-37" в целом повторяли проект "Такао": главный директор типа 14 в башне наверху носовой надстройки, под ним визир с 6-метровым дальномером также в башне, кормовой директор типа 14 на крыше самолетного ангара. Но при переделке проекта в 1934-35 годах установили новые приборы УАО. Два директора ГК типа 94 модели 2 с 12-см биноклями устанавливались в башенках, известных как командный пост типа 95. Визир сняли, поскольку уже были разработаны новые вычислительные приборы для 15,5-см (позднее и для 20-см) орудий - типа 92 модиф. 1. Эти приборы могли подсчитывать скорость цели и курсовой угол, требуя для стрельбы только величины угла крена корабля. Они устанавливались в посту управления артогнем ГК на уровне складской палубы с правого борта у основания башни №2 под бронепалубой. Во время третьей модернизации таблицы стрельбы для 15,5-см орудий приспособили для 20-см орудий, тогда же крейсера получили устройство задержки стрельбы типа 98.

Система УЗО сначала включала два директора типа 91, скомбинированных с визиром и вычислительным прибо­ром, и два 4,5-метровых дальномера в отдельных башенках рядом. Во время второй модернизации 1937 года между установками зенитных автоматов появились их зенитные директоры типа 95. Пост управления стрельбой зенитных орудий находился на нижней палубе рядом с основанием башни ГК №3.

Система УТС состояла из двух директоров типа 91 модели 3 (также известны как тип 92 модель 2) и двух визирных постов по бокам компасного мостика. Во время второй модернизации установили вычислительный прибор типа 93, а в ходе третьей оборудовали дополнительный пост управления торпедной стрельбой на верхушке фок-мачты с директором типа 97, которым управлял торпедный офицер.

Для измерения дистанции до цели при артогне и торпедной стрельбе на каждом крейсере имелось по три дальномера типа 14: два 8-метровых в башнях ГК №3 и №4 и 6-метровый на носовой надстройке под директором. По бокам фок-мачты в башенках стояли два 4,5-метровых зенитных дальномера, на надстройке имелось два 1,5-метровых штурманских, а третий такой же стоял на треноге на кормовой надстройке.

Для ночного боя предусматривалось три позиции для прожекторов: две по бокам дымовой трубы, одну по ДП за трубой, т.е. на борт могли действовать два прожектора. После достройки корабли получили только что принятые на вооружение 110-см прожекторы типа 92, которые управлялись от четырех устройств типа 94 (на сигнальном мостике). На носовой надстройке имелось также два 60-см сигнальных прожектора.

 

7.5.6. Авиационное вооружение.

 

В проекте "С-37" самолетное вооружение повторяло тип "Такао": 2 катапульты, ангар на два гидросамолета со сложенными крыльями, система рельсовых путей между катапультами, 1 3-местный дальний разведчик и 3 2-местных корректировщика. Задачи у самолетов оставались такие же, что и на крейсерах "класса А": разведка сил противника в пределах 300 миль (3-местный) или 150 миль (2-местные), оценка боевой ситуации в пределах 75 миль 2-местными самолетами, противолодочное патрулирование. Но после случая с "Томодзуру" ангар во время первой модернизации убрали, а шельтердек продлили в корму до барбета башни ГК №4, образовав пространство для хранения самолетов, число которых сократили до трех. Внутри организовали сложную систему рельсов для перемещения самолетов. Обе пороховые катапульты типа Куре №2 модели 3 могли запускать самолеты весом до 3000 кг.

После укомплектования для летних маневров 1935 года крейсера этого типа официально несли по 1 ГСМ типа 94 №1 и два типа 90 №2 модели 2, но на время маневров "Могами" имел только три последнего типа. После второй модернизации, когда несколько изменилась рельсовая система, крейсера 7-й эскадры несли 1 самолет типа 94 №1 и два типа 95. После третьей модернизации крейсера получили более тяжелые катапульты модели 5, способные запускать машины весом до 4 тонн, но состав авиагруппы остался прежним, только 3-местный самолет заменили более современным - типа 94 №2. К концу 1941 года корабли получили вместо него новый типа 0. В корме хранились 4 250-кг и 44 60-кг бомбы.

Фактически после 1937 года крейсера типа "Могами" могли нести по четыре самолета: 1 типа 94 (сзади по левому борту) и три типа 95 (2 на правом борту и 1 на левом спереди). Но на службе их число никогда не превышало трех.