8.2. Проектирование и постройка.

 

8.2.1. Проект.

 

За основу проекта новых крейсеров, получившего обозначение "С-38", был взят проект "Могами". Поскольку стандартное водоизмещение уменьшалось всего на 50 Т, в выданном МГШ техзадании (Секретный приказ №199 от 14 июня 1933 года) указывалось то же вооружение (15 15,5-см орудий в 5 башнях, 8 12,7-см зениток в спарках, 12 61-см ТА в строенных установках, 2 катапульты и 4 гидросамолета), но скорость уменьшалась на 1 узел (36 узлов при мощности 150000 л.с.), а дальность плавания на 18 узлах повышалась до 10000 миль. Повышение крейсерской скорости и дальности плавания стало следствием решения МГШ возложить на новые корабли, кроме стандартных для крейсеров "класса А" и типа "Могами" задач, ещё и задачу сопровождения авианосных соединений. Но, благодаря полученному опыту с преды­дущими крейсерами, вскоре стало ясно, что в пределах указанного водоизмещения выполнить эти требования не удастся. К тому же катастрофа с "Томодзуру" и "Инцидент с 4-м Флотом" показали слабость корпусов и плохую остой­чивость кораблей последних проектов. Поэтому решили по­жертвовать одной башней ГК и сосредоточить все четыре башни в носовой части. Поэтому требования МГШ к новым крейсерам пришлось изменить:

Водоизмещение (станд./на испыт.)                    8450/12500 Т

Мощность = скорость                                150000 л.с.= 36 уз.

Дальность (на скорости)                            8000 (18 уз.) миль

Вооружение                        12 15,5-см (4x3), 10 12,7-см (5x2) 12 61-см ТА (4x3), 2 катапульты, 6 ГСМ

 

Установкой всех башен в носу устранялось сразу несколько проблем: сокращалась броневая цитадель; улучшалась прочность корпуса и мореходность корабля за счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю; умень­шался разброс залпов ГК и улучшалось поведение корабля как артиллерийской платформы; уменьшался "верхний" вес; появлялась возможность усилить зенитное вооружение; тор­педные аппараты ещё дальше относились в корму, что уменьшало риск повреждения носовой надстройки и энер­гетической установки при взрыве кислородных торпед; ос­вобождалось достаточно места для размещения авиационного оборудования, которое, к тому же, не подвергалось воздейст­вию дульных газов при стрельбе башенных орудий. Последнее позволяло увеличить авиагруппу, что делало эти корабли наиболее подходящими для действия в составе ударного авианосного соединения. Ведь в японском флоте разведка в таких соединениях возлагалась именно на корабли сопро­вождения.

Кроме того, был учтен недостаток проекта "Могами", где башни №3 и №4 были конструктивно связаны с шельтердеком, что при больших нагрузках на корпус приводило к их зак­линиванию. Правда, при таком количестве "плюсов" имелись и "минусы". Концентрация всей артиллерии в носовой части повышала риск выхода из строя нескольких башен при одном попадании (хотя велика ли разница - три или четыре башни сгруппированы вместе?!), уменьшались сектора обстрела башен и появлялась "мертвая зона" на кормовых курсовых углах. На проектировавшихся примерно в то же время линко­рах типа "Ямато" также рассматривалось много вариантов с носовым расположением башен ГК. Но для кораблей, которые должны были стать основой мощи императорского флота, не рискнули принять такую схему и в конце концов остановились на традиционной: две башни в носу, третья в корме.

Проект крейсеров типа "Тоне", подготовленный Фудзимото и Едзаки, характеризовался некоторыми новшествами, отчасти введенными на типе "Могами": наклонный броневой пояс, сужающийся книзу и переходящий в противоторпедную переборку, новая система контрзатопления и осушения отсе­ков с аварийным постом управления, значительно улучшенные жилые условия для длительных действий в тропиках, а также более надежные вспомогательные механизмы. Да и вообще, многие специалисты считали его наиболее сбалансированным и удачным среди проектов больших японских крейсеров. Хотя, возможно, в большей степени здесь сказывалась его необыч­ность - ведь других кораблей с четырьмя башнями в носу в мире больше никогда не было.

 

8.2.2. Классификация.

 

Как и крейсера типа "Могами", новые корабли сначала официально относились ко 2 классу или "классу В" (нео­фициально легкие крейсера), а 31 марта 1938 года в связи с предстоящей заменой орудий на 20-см их переклассифици­ровали в крейсера 1 класса или "класса А" (неофициально тяжелые крейсера).

 

8.2.3. Заказы на постройку

 

Два 8450-Тонных крейсера были заказаны как "крейсера среднего типа №№5-6" фирме Мицубиси в Нагасаки, где уже строился крейсер "Микума". Стоимость одного корабля оценивалась в 31265000 иен или 3700 иен на тонну стандар­тного водоизмещения. Киль первого крейсера заложили на стапеле, освободившемся в мае 1934 года после спуска "Микума". Со вторым пришлось повременить из-за отсутствия свободных мест постройки.

 

8.2.4. Названия.

 

Как крейсера 2 класса, новые корабли в соответствии с решением морского министра Минору Сайто от 1913 года были названы по именам рек. 1 августа 1931 года крейсер №5 назвали "Тоне" (река Тоне в провинции Ибараки севернее Токио на о.Хонсю), а крейсер №2 - "Тикума" (или Чикума - так называлась река в префектуре Нагано на о.Хонсю). Оба имени уже использовались в императорском японском флоте.

Именем "Тоне" ("Топе") назвали построенный военной вер­фью Сасебо легкий крейсер, заказанный ещё в рамках послед­ней перед русско-японской вечной программы 1903 года (заложен 17 ноября 1905 года, спущен 24 октября 1907 года, укомплектован 15 мая 1910 года) и исключенный из списков 1 апреля 1931 года. В качестве "Хайкан №2" он использовался для различных испытаний и в апреле 1933 года был потоплен авиацией у Амами-Осима. Имя "Тикума" (или "Чикума" -"Chikuma") прежде носил легкий крейсер, головной в серии турбинных быстроходных кораблей с единым главным ка­либром, который построила та же верфь по программе 1907 года (заложен 1 апреля 1909 года, спущен 1 апреля 1911 года, укомплектован 17 мая 1912 года). Исключен из списков 1 апреля 1931 года, получив обозначение "Хайкан №3". Дальнейшая его судьба неизвестна.

 

8.2.5. Сроки постройки и данные по верфям.

 

Название

"Тоне"

"Тикума"

Временное обозначение

Крейсер "среднего" типа №5

Крейсер "среднего" типа №6

Бюджет

1934/35

1935/36

Дата присвоения названия

1.08.1935

1.08.1935

Заложен

1.12.1934

1.10.1935

Спущен

21.11.1937

19.03.1938

Укомплектован

20.11.1938

20.05.1939

Строитель: корпус/механизмы

верфь фирмы Мицубиси, Нагасаки

верфь фирмы Мицубиси, Нагасаки

Номер на верфи

№600

№670

 

8.2.6. Модификация проекта.

 

Испытания "Могами" в марте 1935 года показали недостаточную прочность сварных соединений корпуса. Затем последовал "Инцидент с 4-м Флотом". По распоря­жению руководства флотом сварочные работы пришлось приостановить и перейти к традиционной клепке. К тому же 31 декабря 1936 года истекал срок действия Вашинг­тонского договора и буквально 1 января 1937 года МГШ приказал произвести планируемую замену 15,5-см трехорудийных башен на 20-см двухорудийные на всех шести крейсерах "класса В". В результате ещё находившиеся на стапелях "Тоне" и "Тикума" достраивались как тяжелые или "класса А" и не потребовали модернизации, как тип "Могами". При этом пришлось отказаться от пятой 12,7-см спарки в кормовой части, зато число 25-мм автоматов увеличили до 12 (6x2) вместо стандартных восьми (4x2). Все эти изменения сказались на сроках постройки. "Тоне" был спущен с 8-месячной задержкой, когда мень­ше месяца оставалось до планового ввода в строй. Стап­ельный период "Тикума" затянулся до 30 месяцев, а затем корабль ещё 14 месяцев достраивали на плаву. Дополнительную задержку со вводом в строй вызвала нехватка достаточного количества 20-см башен.