8.3. Характеристики корпуса.

 

8.3.1. Общие данные по водоизмещению и размерениям.

 

 

"Могами"

"Тоне"

Дата

1937/38

1938

Длина полная, м

200,6

201,6

Длина по ВЛ, м

198,3

198,0

Длина между п. п., м

189,0

189,1

Ширина максимальная

20,51

19,42

Ширина по ВЛ, м

19,152

18,53

Ширина шельтердека, м

20,6

18,06

Высота от киля до ВП, м

10,75

10,90

Средняя осадка, м*

6,1

6,47-6,55

Высота ВП над водой (при проектной осадке) нос/середина/корма, м

(5,5) 8,0/5,5/4,9

(6,225) 7,475/4,93/4,625

Водоизмещение: стандарт. Т / нормальн./ полное, т

12400/14112/15057

11213/13110/ 15200

* оценивалось для нормального водоизмещения на испытаниях с 67% запасов.

 

Коэффициенты корпуса при водоизмещении с 67% запасов

 

"Могами" (1935 г.)

"Кумано"(1937 г.)

"Тоне" (1938 г.)

Главные размерения, м

197x18x5,5

198x20,2x5,9

198x19,4x6,225

Коэффициент полноты водоизмещения

0,5587

0,5560

 

Цилиндрический коэффициент продольной полноты

0,6310

0,6325

 

Коэффициент полноты мидель-шпангоута

0,8855

0,8770

 

Коэффициент полноты ватерлинии

0,7340

0,7300

 

Максимальная погруженная площадь в средней части

88 м2

105 м2

 

Отношение длины к ширине

10,944

9,81

10,21

Отношение осадки к длине

0,0279

0,0298

0,0314

Отношение ширины к осадке

3,2750

3,4250

2,96

 

8.3.2. Особенности конструкции корпуса.

 

Как и крейсера "класса А", "Тоне" и "Тикума" имели волнообразную форму верхней палубы со значительным подъемом к носу. Но в корме корпус был повышен, поскольку экономить на его весе было уже не обязательно. Форштевень имел характерную S-образную форму и большой развал шпангоутов, а конструкция носа усиливалась за счет умень­шения носовых шпаций до 600 мм. В отличие от крейсеров "класса А" на крейсерах этого типа бортовая броня не прохо­дила по внешней обшивке, а от места стыка со скосом бронепалубы резко уклонялась внутрь корпуса. Ниже ватерлинии имелись небольшие були, за счет которых ширина корпуса увеличивалась до 19,42 м, делая эти корабли более устойчивыми на бортовой качке.

Японцы в стремлении получить высокую скорость при относительно небольшом водоизмещении и мощном воору­жении, чрезмерно заостряли обводы своих крейсеров в оконеч­ностях. Но корабли с острыми обводами приобретали отв­ратительную килевую качку, поскольку носовая часть при размахе не всплывала на волне, а прорезала ее. Положение усугублялось низким надводным бортом и перегруженными оконечностями: корпуса японских крейсеров имели большой момент инерции относительно поперечной оси. В данном же случае сосредоточение артиллерии ГК в носовой части (центр тяжести за счет надстройки и последних башен смещался к середине) и более полным ее обводам получалась более устойчивая артиллерийская платформа.

 

8.3.3. Остойчивость

 

Благодаря уменьшению "верхнего" веса и более оптималь­ной форме корпуса эти крейсера имели лучшую остойчивость, чем их ближайшие "собратья" типа "Могами": например, метацентрическая высота при нормальной нагрузке состав­ляла 1,57 м.