1.1. Орудия главного калибра

 

50-калиберное 14-см орудие типа 3 года (до 5.10.1917 г. 50-калиберное 5,5"-е орудие типа 3 года)

 

Принято на вооружение                                                                                     4 апреля 1914 года

Характеристики орудия:       

- ствол с полупроволочной обмоткой (МММ), винтовой затвор

- общая длина 7,235 м, вес 5600 кг, 42 нареза длиной 5,968 м

- длина каморы 0,942 м, объём 23 литр

- скорость снаряда у дула 850 м/с

- максимальное давление газов в стволе 29 кГ/мм2

- живучесть ствола 500 - 600 выстреле

- скорострельность 6-10 выстрелов/мин, (от скорости подачи снарядов)

-дальность стрельбы 17500 м при максимальном возвышении 25° (для крейсеров типов "Кума" и "Нагара") и 19100 м при 30° (для "Юбари" и типа "Нака")

- максимальный угол снижения - 7°

- вес снаряда 38 кг, заряда (в шелковом картузе) 10,33 -10,97 кг

Характеристики установок: 

- одноорудийные установки (на 5500-тонных крейсерах и концевые на "Юбари") за щитами; ручное обслуживание;

- двухорудийные палубно-башенные (средние на "Юбари", на базах подлодок "Дзингей" и "Чогей", минзаге "Окиносима") "типа А" (Ко шики): вес 36,48 т, лобовая стенка 10 мм, силовое обслуживание или ручное двумя матросами, скорость ГН 4"/с, скорость ВН 6°/с; разработаны для крейсеров-"скаутов" проектов 1916 и 1918 гг., послужили моделью для уста­новок эсминцев "специального типа" (тип "Фубуки").

Подача боезапаса:                

- цепные подъёмники ковшового типа, подающие снаряды и зарядные картузы из погребов на ВП поблизости от одноорудийных установок и или внутрь двухорудийных (хотя последние и не были башнями - "хоко", они имели центральную податочную трубу с подъёмником для снарядов и зарядов)

- подача снарядов и зарядов к подъёмникам и от них к орудиям - ручная, заряжание орудий -при любом угле возвышения в пределах от -7° до +30°

Характеристики боезапаса:

В 1928 году имелось три типа снарядов: колпачковый "общего назначения" (полубронебойный или "коммон") типа 13 года №1 с взрывателем типа 3 года №1 и полным зарядом (порох 50С2, 40С2 или 37DC), учебный без взрывателя и с уменьшенным зарядом (порох тех же типов или 35С2) и звездный (осветительный) с взрывателем на 30 и 50 с и облегченным зарядом (порох 20 С2)

Управление стрельбой:

для ВН и ГН 14-см орудий применялась система "слежение за указателем". Центральный пост наводки (директор) типа 13 года (принят на вооружение 2 мая 1916 года - см. Приборы управления стрельбой) устанавливался на топе треногой фок-мачты. Имелись также съёмные 2,5-метровые дальномеры (на "Юбари" их можно было установить на крыльях мостика или в его передней части: а на 5500-тонных крейсерах - на компасной платформе между 2-й и 3-й дымовыми трубами).

 

50-калиберное 20-см орудие типа 3 года №1 (до 1931 г. 50-калиберное 20-см орудие типа 3 года)

 

Спроектировано инженером С.Хадой, изготовление опытного образца началось на верфи Куре в 1916 г., испытания - в 1921 г.

Принято на вооружение                                                                                                                             в 1924 году

Характеристики орудия:       

- калибр ствола 200 мм (7,9")

- ствол с полупроволочной обмоткой (Mk I),

- качающийся винтовой затвор

- общая длина 10,0 м, вес с затвором 17900 кг, 48 нарезов

- скорость снаряда у дула 870 м/с

- максимальное давление газов в стволе 30 кГ/мм2

- живучесть ствола 300 выстрелов - скорострельность 5 выстрелов/мин, (проектная)

- дальность стрельбы 20000 м при максимальном возвышении 25° (для одноорудийных установок "А" на типе "Фурутака" и казематных "АГ на авианосцах "Kara" и "Акаги"), 26700 м при 40° (для спаренных установок "С" на типе "Аоба" и "D" на типе "Миоко") и 28000 м при 45° (для спаренных установок "В" на "Kara" и "Акаги")

- максимальный угол снижения - 5°

- вес снаряда 110 кг, заряда (в шелковом картузе) 32,63 кг.

Характеристики установок и башен:

- одноорудийные установки модели "А" (на 7500-тонных крейсерах "Фурутака" и "Како") в "полубашнях" весом 57,5 т; защита 25/6,4/19 мм стали НТ (лоб/тыл/крыша); угол возвышения 25°; внутренний диаметр роликового погона 3,2 м; ГН и ВН от электромоторов в 14 л.с. и 8 л.с.; орудийный станок имел масляные гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники; заряжание и досылание снаряда и обоих зарядных картузов - ручные при угле возвышения от +5° до +9°

- одноорудийные казематные модели "А1" (на авианосцах "Kara" и "Акаги") - то же, что и модель "А", защита 25 мм;

- двухорудийные башни модели "В" (на "Kara" и "Акаги") с углом возвышения 70° и 25-мм защитой;

- двухорудийные башни модели "С" ( на "Аоба" и "Кинугаса") весом 157 т; защита 25 мм стали НТ со всех сторон; угол возвышения 40°; расстояние между стволами 1,9 м; размер боевого отделения 8x6x2,15 м, общая высота вращающейся структуры 13 м, внешний диаметр роликового погона 5,029 м; ГН и ВН от электрогидравлических приводов (ВН и ручная) с 2 электромоторами по 75 л.с. и 1 50 л.с. и давлением масла 35 атм.; скорость ВН 6°/с; орудийные станки имели гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники; заряжание при фиксированном угле +5°: снаряды подавались и досылались гидравликой, заряды вручную укладывались на лоток и досылались гидротолкателями, установка взрывателей - вручную на лотке; снарядные и зарядные погреба на одном уровне, как и в модели "А";

- двухорудийные башни модели "D" (тип "Миоко") практически повторяли модель "С", но нес­колько другие форма боевого отделения и расположение погребов: снарядные - под броневой НП, зарядные - под складской; вес башни с орудиями 159 т.

Подача боезапаса:                

- для установок модели "А" цепные подъёмники ковшового типа, подающие снаряды и зарядные картузы из погребов на палубу ниже боевого отделения, затем ручная перегрузка на другой подъемник, идущий в боевое отделение; подача снарядов и зарядов к подъёмникам и от них к орудиям

- ручная;

- для установок модели "С" и "D" гидравлические подъемники "толкающего" типа внутри центрального ствола (барбета), скорость подачи 5 сн./мин.; снаряды и зарядные картузы вручную подавались в перегрузочное отделение вокруг центрального ствола и укладывались вертикально в соответствующие подъемники; в 1933-4 гг. на модели "D" и в 1936 г. на модели "С" зарядные подъемники заменили на более пожаробезопасные "ковшового" типа.

Характеристики боезапаса:                                           

- Для 20-см орудий №1 были разработаны снаряды 5 типов (все имели длину 0,762 м и вес 110 кг), они использовались на крейсерах "класса А" до 1938 г., когда прошли модернизацию "Аоба" и "Кинугаса", но на авианосцах "Kara" и "Акаги" - вплоть до их гибели в 1942 г.:

- колпачковый бронебойный №5, принят в 1924 г.; белого цвета с центральной красной полосой, донный взрыватель типа 13 №2;

- учебный, принят в 1924 г., черного цвета с желтой головкой;

колпачковый бронебойный №6, принят 17.11.1928 г. и переименован 6.04.1931 г. в "бро­небойный снаряд типа 88"; белого цвета с центральной красной полосой и цифрами "88" на головке; наполнен 2,836 кг пикриновой кислоты и с начала 1932 г. снабжался донным взры­вателем типа 14 №4;

-  фугасный ("общего назначения" или "коммон")   №4, принят в 1929 г.; красно-коричневого цвета с белым наконечником и центральной желтой полосой, наполнен 7,3 кг пикриновой кислоты, головной дистанционный взрыватель типа 89; 6.07.1932 г. переименован в "снаряд коммон" и оснащен головным дистанционным взрывателем типа 91;

-  учебный дистанционный, принят в 1932 г.; черного цвета с белой головкой; головной дистанционный взрыватель типа 91.

Имелось 3 типа зарядов в шелковых картузах: "общий" (32,63 кг, порох 60DC, 53DC, 70С или 80С ), "уменьшенный" (24,5 кг, порох 37DC - позже отменен, или 50С ) и "легкий" (16,3 кг, 35С )

Управление стрельбой:        

Для ВН и ГН 20-см орудий применялась система "слежение за указателем". Центральный пост наводки (директор) типа 14 (принят на вооружение в 1925 г. - см. Приборы управления стрельбой) устанавливался на носовой надстройке, а запасной - на крыше самолетного ангара. Под главным директором устанавливалось устройство слежения за целью типа 13, а по бортам

- 4 3,5-м дальномера типа 14 (бинокулярные совмещения). Директоры и дальномеры были приспособлены и для зенитных целей.

 

50-калиберное 20-см орудие типа 3 года №2

 

Спроектировано инженером С.Хадой на основе 200-см орудия типа 3 года №1, чтобы обеспечить крейсера "класса А" максимально разрешенным калибром.

Принято на вооружение                                                                                                                  25.07.1931 года

Характеристики орудия:

- калибр ствола 203,2 мм (8°)

- ствол с полупроволочной обмоткой, позже радиально расширенный

- качающийся винтовой затвор (ручной и гидропривод)

- общая длина 10,31 м, вес с затвором 19000 кг, 48 нарезов -длина зарядной каморы 1,348 м, объём 68 л

- скорость снаряда у дула 835-840 м/с

- максимальное давление газов в стволе 30-31,3 кГ/мм2

- живучесть ствола 320 выстрелов

- скорострельность 4 выстр./мин. (в башнях моделей "С" и "D" реально 2-3 из-за скорости подачи)

- дальность стрельбы 28900 м при максимальном возвышении 40° (башни модели "С" и "D") и 29400 м при 45° (башни модели "Е"); по вертикали (модель "Е") - 10000 м; макс, угол снижения -5°

- вес снаряда 125,85 кг, полного заряда (в шелковом картузе) 33,8 кг.

Характеристики установок и башен :                                     

- двухорудийные башни моделей "С" (тип "Аоба") и "D" (тип "Миоко"; 168 т) - см. выше;

- двухорудийные башни модели "Е" с возвышением 70° (на Такао", "Атаго", "Чокай"); вес 171 т; защита 25 мм стали НТ со всех сторон плюс тонкая стальная облицовка изнутри с зазором 10 см от брони для теплоизоляции в жарком климате; расстояние между стволами 1,9 м; размер боевого отделения 8x6x2,25 м, общая высота вращающейся структуры 13 м, внешний диаметр роликового погона 5,029 м; ГН и ВН от электрогидравлических приводов (ВН и ручная) с 2 электромоторами по 100 л.с. и давлением масла 35 атм.; скорость ГН 4°/с, ВН 12°/с; орудийные станки имели гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники; заряжание при фиксированном угле +5°: снаряды подавались и досылались гидравликой, заряды вручную укладывались на лоток и досылались гидротолкателями, установка взрывателей - вручную на лотке; из-за наличия двух пар подъемников центральный ствол был больше, а из-за большого возвышения внешне башни отличались от моделей "С" и "D";

- двухорудийные башни модели "Е " (на "Майя") с углом возвышения 55°, длиной 8,2 м и весом 175 т; в остальном как модель "Е"

двухорудийные башни модели "Е " (на типе "Фурутака" после реконструкции) с углом возвышения 55°; вес 170 т; внешне выглядели как модель "Е", но внутреннее устройство как у модели "С" из-за размещения снарядных и зарядных погребов на одном уровне; скорострельность 3 выстр./мин.;

- двухорудийные башни модели "Могами" (на типе "Могами") с углом возвышения 55°; повторяли модель "Е ", но имели диаметр роликового погона 5,71 м вместо 5,029 и длину 8,4 м вместо 8,2 м, скорость ВН 6°/с;

- двухорудийные башни модели "Е " (на типе "Тоне") с углом возвышения 55°;

Подача боезапаса:                

- для установок модели "С" и "D" гидравлические подъемники "толкающего" типа внутри центрального ствола (барбета); в 1933-36 гг. зарядные заменены на "ковшового" типа; подача в башнях модели "Е " - как модель "С" после 1936 г.;

- для установок моделей "Е" и "Е " аналогично, но имелось 2 подъемника вместо 1; снарядные "толкающего" типа, зарядные -''ковшового"; скорость подачи 4 полных выстрела на ствол; легче смена типа боезапаса; между перегрузочным отделением и погребами имелись пламянепроницаемые ставни;

- для установок модели "Могами", как для модели "Е ", но по 1 снарядному подъемнику.

Характеристики боезапаса:                                           

- Для 20-см орудий №2 6.04.1931 г. приняли снаряды 4 типов (все имели вес 125,85 кг):

- колпачковый бронебойный типа 91 ("ныряющий" без бронебойного колпачка, а только с баллистическим), белого цвета с центральной красной полосой; донный взрыватель типа 13 №4 модиф.1; длина 906 мм, наполнен 3,11 кг ВВ типа 91;

- фугасный ("коммон") типа 91, коричневого цвета с центральной желтой полосой, наполнен 8,17 кг ВВ типа 91, головной дистанционный взрыватель типа 91; мог использоваться как зенитный

- учебный дистанционный типа 91, черного цвета с желтой полосой; головной дистанционный взрыватель типа 91;

- учебный типа 91, черного цвета с желтой головкой; без взрывателя.

Впоследствии добавлены:

- фугасный ("коммон") типа 0, принята 1940 г. вместо "коммон" типа 91; длина 880 мм; остальное как у типа 91;

- фугасный типа 3 (зажигательный или осколочный), красного цвета; длина 860 мм, взрыватель головной дистанционный типа 91, наполнен 198 трубочками с зажигательной смесью;

- осветительный снаряд "В" с парашютом, принят в 1937 г., красного цвета, наполнен пиро­техническим составом весом 5,13 кг, выстреливался "уменьшенным" зарядом с начальной скоростью 710 м/с.

Имелось 3 типа зарядов в шелковых картузах: "общий" (33,8 кг, порох 60DC, 53DC, 70С2 или 80С2), "уменьшенный" (порох 60DC, 53DC или 70С2) и "легкий" (порох 35С2)

Управление стрельбой:        

Для ВН и ГН 20-см орудий применялась система "слежение за указателем". Центральный пост наводки (директор) типа 14 на носовой надстройке, а запасной - на крыше самолетного ангара (или за ним). Под главным директором устанавливалось устройство слежения за целью типа 13. На 10-орудийных крейсерах в башнях №№1,2 и 4 стояли 6-метровые дальномеры, а по бортам и на мостиках - 4,5- 3,5- и 1,5-метровые типа 14.

После реконструкции СУАО ГК включала: 3 6-м дальномера (1 в башне директора или отдельной башенке, 2 в башнях ГК №2 и №4 или №3 для 6-орудийных крейсеров), устройство слежения за целью типа 92, вычислительный прибор типа 92, 2 директора типа 94, устройства задержки стрельбы типа 98. На типе "Могами" в башнях ГК №3 и №4, а на типе "Тоне" в башнях №2 и №4 стояли 8-м дальномеры, устройства слежения за целью сняли, вычис­лительные приборы типа 92 модиф.1.

 

60-калиберное 15,5-см орудие типа 3 года

 

Спроектировано коллективом под руководством инженера С.Хада, чтобы обеспечить крейсера "класса В" максимально разрешенным калибром. Начало работ в 1930 г, испытания закончились в 1932 г.

Принято на вооружение                                                                                                                       7.05.1934. года

Характеристики орудия        

- калибр ствола 155 мм (6,1)

- ствол моноблок, радиально расширенный,

- качающийся винтовой затвор с ручным и гидроприводом

- общая длина 961,5 см, вес с затвором 12700 кг,

- длина зарядной каморы 1128 мм, объём 38 л

- нарезка равномерная, 1 оборот на 28 калибров, 40 нарезов

- скорость снаряда у дула 920 м/с максимальное давление газов в стволе 34 кГ/мм2

- живучесть ствола 250-300 выстрелов

- скорострельность 5-7 выстрелов/мин, (проектная)

- дальность стрельбы 27400 м горизонтальная и 12000 м вертикальная при макс, возвышении 55°

- максимальный угол снижения - 10°

- вес снаряда 55,87 кг, заряда (в шелковом картузе) 19,5 "общего" и 12,3 кг "уменьшенного"

Характеристики установок и башен:                                    

- трехорудийные башни ( на типе "Могами" и планировались на типе "Тоне") весом 175 т; защита 25 мм стали НТ со всех сторон плюс стальная облицовка изнутри с зазором 10 см для теплоизоляции; угол возвышения 55" (по проекту 75°); расстояние между стволами 1,55 м; размер боевого отделения 8,4x6x2,25 м, общая высота вращающейся структуры 13 и 15,8 м, внешний диаметр роликового погона 5,71 м; ГН и ВН от электрогидравлических приводов (ВН и ручная) с 2 электромоторами по 100 л.с. и давлением масла 70 атм.; скорость ГН 6°/с, скорость ВН 10°/с; орудийные станки имели гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники; заряжание при фиксированном угле +7°: снаряды подавались и досылались гидравликой, заряды вручную укладывались на лоток и досылались гидротолкателями, установка взрывателей - вручную на лотке; снарядные погреба над зарядными (над и под складской палубой)

Подача боезапаса:                

-по одному снарядному подъемнику "толкающего" типа и зарядному "ковшового" типа на орудие (6 на башню - все внутри центрального ствола); снаряды и зарядные картузы из погребов подавались на кольцевую роликовую дорожку вокруг основания центрального ствола, затем через двойные пламянепроницаемые двери - в подъемники; подача снарядов и зарядов к орудиям - ручная; максимальная скорость подачи 6 снарядов и 5 полных зарядов в минуту.

Характеристики боезапаса:

-   Имелось два типа снарядов, принятых 17.04.1935 г. (оба имели длину 0,678 м и вес 55,87 кг):                                          

- колпачковый бронебойный типа 91 ("ныряющий" с баллистическим колпачком), белого цвета с красной полосой; наполнен 1,152 кг взрывчатки типа 91; донный взрыватель типа 13 №3 (замедление 0,08 с);

-  учебный, черного цвета с желтой полосой, без взрывателя. Имелось 3 типа зарядов в шелковых картузах: "общий" (19,5 кг, порох 36DC2 или типа 93 №2), "уменьшенный" (12,3 кг, порох 50DC2), "легкий" для учебных снарядов (порох 30DC).

Управление стрельбой:       

Для ВН и ГН 15,5-см орудий применялась система "слежение за указателем". Соответствовала СУАО на типе "Такао": директоры типа 14 (на носовой надстройке и на крыше самолетного ангара), устройство слежения за целью типа 13, 6-м дальномеры типа 14 (бинокулярные совмещения), в башнях №3 и №4 стояли 8-метровые. После модернизации - см. выше.