2.5. Вторая военная модификация (ноябрь 1943-январь 1944 года).

 

После возвращения крейсеров в порты метрополии в начале ноября 1943 года было решено снова усилить их зенитное вооружение за счет добавления одиночных 25-мм автоматов, которых имелось достаточное количест­во. Для улучшения водонепроницаемости корпуса все иллюминаторы на уровне нижней и большинство на уровне средней палуб заварили стальными плитами. Не­которые корабли получили новые поисковые воздушные радары №22.

 

2.5.1. Усиление зенитного вооружения.

 

На «Атаго» и «Такао» (ноябрь-январь) в корме по­ставили по 8 25-мм автоматов типа 96 (всего стало 26: 2x3, 6x2, 8x1). Столько же установили в корме на «Миоко» и «Хагуро» (ноябрь-декабрь), «Нати» (ноябрь-январь) и «Асигара» (март 1944 года), доведя их общее число на крейсерах этого типа до 24 (8x2 и 8x1). «Тёкай» до июня 1944 года не заходил в воды мет­рополии, но во время его стоянки в Труке в январе 1944 года начнем установили 10 25-мм автоматов (стало 26: 8x2 и 10x1).

«Могами» прошел вторую военную модернизацию во время ремонта в Куре (январь-февраль 1944 года), а «Кумано» и «Судзуя» во время стоянки на Линга Роудз с помощью ремонтного отделения №101 в Сингапуре ме­жду последней неделей марта и первой неделей апреля. На шканцах и самолетной палубе установили по 8 оди­ночных 25-мм автоматов, после чего число 25-мм ство­лов достигло на «Могами» 38 (10x3, 8x1), а на остальной паре по 28 (4x3, 4x2, 8x1). На верху ходового мостика «Кумано» и «Судзуя» также установили платформы управления зенитным огнем, а спереди него - ветровые щиты.

Аналогичные модификации сделали с «Тоне» и «Тикума» и на них число 25-мм стало равно 26 (2x3, 6x2 и 8x1).

 

2.5.2. Установка новых радаров.

 

На крейсерах, чья починка или текущий ремонт дли­лись до января 1944 года («Нати», «Такао», «Атаго») или позже («Асигара»), установили новые радары №22 со следующими характеристиками:

 

Официальное обозначение - радар №2 модель 2 модификация 4

Сокращенное обозначение - радар №22 модиф.4 (или радар 224)

Разработка - до декабря 1943 года, когда избавились от недостатки и трудностей в эксплуатации

Тип излучателя - водоохлаждаемый, Магнетрон М-312А

Выходная мощность и длина волны - 2 кВт (пиковая) и 10 см

Тип приемника - аутодин, цепь с детектором на кристаллах и местный осциллятор Магнетрон типа M-60-S

Антенна - 2 электромагнитных усика диаметром 40 см (верхний для приема, нижний для излучения)

Максимальная дальность обнаружения: - линкор 35 км (ошибка 700 м), крейсер 20 (ошибка 700 м), эсминец 17 (ошибка метры)

Ошибка пеленга - ±5°

Минимальная дальность обнаружения - 1500 м

 

Эта установка весила 1320 кг и обслуживалась 4-6 операторами. Данная модель радара могла использо­ваться только для обнаружения надводных целей, но управлять стрельбой с ее помощью было нельзя. Сама радарная станция размещалась в кормовой части визир­ного поста (на «Такао» и «Атаго») или в нижней части треногой фок-мачты («Нати», «Асигара»), а антенны, по одной с каждого борта, стояли в верхней части носовой надстройки.

В сентябре 1943 года, когда «Нати» находился в Оминато, на нем в виде эксперимента установили улуч­шенный радар ПВО №21 модели 3, который имел увели­ченную выходную мощность (до 30 кВт), "матрасную" антенну увеличенного размера 3,6x3 м (модель 7) с 4-я горизонтальными ком­плектами из 4 элементов каждый. Новый радар предназначался для обна­ружения как воздушных, так и надводных целей, а также для управления ог­нем по последним. Но во время ремонта в Сасебо с ноября 1943 года по ян­варь 1944-го этот радар сняли.

 

2.5.3. Установка приемных устройств для перехвата радаров противника.

 

В июне 1943 года начались работы по разработке приемников, способных обнаруживать импульсы метро­вой длины волны, которые излучались американскими радарами. Эти приемные устройства официально назы­вались Денпа Тансакуки. В январе 1944 года был разра­ботан улавливатель волн сантиметровой длины, и к ап­релю оба улавливателя для метровых и сантиметровых волн были готовы к установке на корабли. Одними из первых их стали получать и тяжелые крейсера.

Улавливатель воли метрового диапазона, известный как модификация 3 или официально "Е-27", мог обна­руживать излучение радара в диапазоне волн длиной от 0,75 до 4 метров на расстоянии до 300 км. Он оснащался ненаправленными антеннами типа "Метокс", размещен­ными по обеим сторонам носовой надстройки и предна­значенными для обнаружения излучений, и направлен­ной антенной типа "Рэккет" на вращающемся пьедестале (на фок-мачте или носовой надстройке), которая ис­пользовалась для определения пеленга на излучатели работающих радаров.

Улавливатель волн сантиметрового диапазона моде­ли 3 мог обнаружить излучение радара в диапазоне длин волн от 3 до 75 см. Он оснащался небольшой направ­ленной антенной №49 в виде параболического диска диаметром 4,5 см, которая устанавливалась на мостике.

Улавливатели излучений устанавливались в тех же помещениях, что и радарные станции, и обслуживались двумя операторами. В опасных районах они работали непрерывно. Более того, для централизации всех дан­ных, получаемых от улавливателей, радаров, сигналь­щиков и т.д., штурманская рубка в носовой надстройке была переоборудована в так называемую "информационную рубку" - эквивалент американского БИЦ.

 

2.5.4. Ремонт и модернизация «Майя» в крейсер ПВО ("декабрь 1943-апрель 1944 года).

 

После возвращения из Рабаула через Трук крейсер ремонтировался и модернизировался на верфи флота в Йокосуке с 5 декабря по 9 апреля 1944 года, находясь в сухом доке №4 с 21 декабря по 2 апреля. 5 и 6 апреля он выходил на пробеги в Токийскую бухту, а 16-го вышел в Куре, куда прибыл через день.

Во время модификации башня ГК №3 была снята вместе с установками 120-мм зенитных орудий, спарен­ными 25-мм автоматами, 2-трубными торпедными ап­паратами, носовым и кормовым 3,5-метровыми дально­мерами, самолетным ангаром и частью надстроек. Вме­сто этого установили 6 сряженных установок (без щитов модели A1) 127-MM/40 кал. зенитных орудий типа 89, 13 строенных (3 установки на надстройке, возведенной на месте башни №3) и 9 одинарных (в корме) 25-мм зенит­ных автоматов типа 96, а также 36 съемных одностволь­ных 13-мм автоматов типа 93. Крейсер получил 4 счет­веренных торпедных аппарата типа 92 и 16 торпед типа 93, которые хранились только в трубах. Запасных тор­пед и системы быстрой перегрузки не было. После этого вооружение крейсера стало состоять из 8 203-мм, 12 127-мм, 48 25-мм и 36 13-мм стволов.

Зенитную палубу продлили до основания башни №4, обеспечив более вместительные помещения для гидро­самолетов, для обслуживания которых применили ту же рельсовую систему, что и на «Атаго» и «Такао». Ангар переделали, чтобы вместить в него кубрики, а на верхней палубе у борта разместили радио­рубку. Число самолетов уменьшили до двух. Это должны были быть 2-местные разведчики типа "Дзуиун" модели 11, но когда «Майя» 21 апреля вышел из Куре в южные моря, он нес 2 трехместных типа 0.

Зенитные директоры типа 91 сняли вместе с 3,5-м дальномерами и заменены двумя дирек­торами типа 94, а новые счетные устройства установили у борта на нижней палубе на месте барбета башни №3. Для управления огнем зе­нитных автоматов по бокам второй трубы по­ставили 2 директора типа 95, а третий размес­тили за грот-мачтой. Старые директоры ГК заменили новыми типа 94. Антенну модели 6 радара ПВО №21, установленного в сентябре 1943 года, заменили большей - модели 7, а в кормовой части визирного поста разместили станцию радара №22 модели 4, усиковые ан­тенны которого поставили по бокам платфор­мы УАО ГК. Установили новые були больше­го размера, улучшившие остойчивость и ПТЗ, а прежние, как на «Такао» и «Атаго», обору­довали устройствами быстрого затопления и осушения. Поперечные топливные цистерны в носу и корме переделали в водонепроницаемые дифферентовочные отсеки. Запас топлива уменьшился на 239 т и стал равен 2406 т (максимум); дальность плавания ожидалась 5000 миль па 18 узлах. Все отверстия в борту на уровне нижней и большинство на уровне средней палуб заварили стальными плитами, чтобы улучшить водонепроницаемость корпу­са. На мостиках и вокруг новых погребов зе­нитного боезапаса установили около 200 т брони.

Стандартное водоизмещение «Майя» стало 13350 т, нормальное (с 67% запасов) 15159, максимальная скорость уменьшилась до 34,25 узла. Новые були увеличили ширину в под­водной части до 20,726 м, осадка при нор­мальном водоизмещении стала 6,44 м, ширина по ватерлинии 19,51 м. Из-за увеличения зе­нитного вооружения экипаж возрос до 996 че­ловек (55 офицеров).

На верфи флота в Куре была проведена подготовка для аналогичной модернизации крейсера «Тёкай» (по плану за 3 месяца в на­чале 1944 года). Но «Тёкай» с сентября 1943-го по июль 1944 года не заходил в метрополию, и его модернизация в крейсер ПВО не состоя­лась. Исключая установку радара и дополни­тельных зенитных автоматов, этот крейсер со­хранил свой предвоенный вид до самой гибе­ли.