3.4. Перед последним боем.

 

3.4.1. Затишье перед бурей.

 

После поражения у Марианских островов японский флот, потерявший почти всю палубную авиацию, испы­тывавший нехватку топлива практически во всех базах, кроме Сингапура, и уже не располагавший достаточны­ми силами для противолодочной обороны, старался в море не выходить. Он сосредоточился во Внутреннем море и на Линга Роудз, ожидая последней возможности вступить в генеральное сражение. Полностью перехватившие инициативу американцы продолжали захваты­вать остров за островом, архипелаг за архипелагом, не­отвратимо приближаясь к Филиппинам, островам По­линезии и Малайзии, откуда Япония все еще черпала необходимые для ведения войны природные ресурсы -нефть, каучук, медь, олово, никель. Нередко американ­ские авианосцы тревожили своими налетами и острова в непосредственной близости от японской метрополии.

Буквально сразу после битвы у Марианских остро­вов, 24 июня, авианосная группа контр-адмирала Клар­ка нанесла удар по островам Иводзима и Паган. 9 июля прекратилось организованное сопротивление японских войск на Сайпане, в одной из пещер которой 6 июля по­кончил жизнь пистолетным выстрелом вице-адмирал Тюити Нагумо.

21 июля американцы высадились на Гуаме, а спустя три дня и на Тиниане. Через несколько недель все Ма­рианские острова оказались очищенными от японцев, а на Гуаме американцы основали главную базу в запад­ной части Тихого океана. Одновременно со стороны Индийского океана активно действовал английский флот, нанося удары палубной авиацией по Суматре.

4 и 5 августа две авианосные группы вице-адмирала Митшера атаковали острова Бонин, уничтожив там 25 самолетов и конвой из 7 транспортов и 5 эсминцев.

В сентябре командование флотом быстроходных авианосцев и линкоров (теперь он назывался 3-м Фло­том, а соединение Митшера соответственно 38-м) при­нял адмирал Хелси. Его первыми наступательными опе­рациями стали рейды с 31 августа по 2 сентября на ост­рова Бонин, 7-10 сентября на южные Филиппины, 12-13-го на центральную их часть. 15 сентября началась высадка на остров Моротай и его захват позволил аме­риканской авиации установить контроль над восточны­ми Зондскими островами. Одновременно десант выса­дился на острова Палау, Пелелиу и Ангаур. На оккупи­рованном атолле Улити американский флот основал пе­редовую базу. 21 и 22 сентября палубная авиация атако­вала гавань Манилы, где потопила 3 японских эсминца и около 20 транспортных и грузовых судов. Спустя три дня был нанесен новый удар по базам и судоходству в центральной части Филиппин. За этот период амери­канцы уничтожили около 1200 японских самолетов и 13 боевых кораблей, потеряв всего 72 самолета.

Все это время японский флот, в том числе и тяжелые крейсера, вел себя абсолютно пассивно. После сражения у Марианских островов в императорской ставке было разработано несколько альтернативных планов "Sho" ("Сё"), с помощью которых японцы надеялись отразить любую угрозу со стороны американцев. План "Сё-1" (Sho Go) предусматривал оборону Филиппин, "Сё-2" -оборону района островов Формоза-Рюкю-южная часть Кюсю, "Сё-3" - оборону Кюсю-Сикоку-Хонсю, "Сё-4" - оборону Хокайдо. Во всех случаях образ действий был одинаков - удержать линию обороны там, где она проходит, используя все силы флота, авиации и армии. Большинство надводных кораблей планировалось со­средоточить на Линга Роудз, где их проще было обеспе­чивать топливом. Авианосцы должны были оставаться в водах метрополии для подготовки летчиков. Затем и их планировали перевести в Линга, надеясь, что к этому времени американцы не успеют нанести удар.

После модификации «Миоко» и «Хагуро» приняли на борт армейские части и 1 июля вышли из Хасирадзимы. Выгрузив войска в Маниле 4-го и в Замбоанге 8-го, оба крейсера 12 июля прибыли в Сингапур. «Миоко» перешел на Линга Роудз, а 31-го за ним последовал «Хагуро», который с 19 по 28 июля проходил в Синга­пуре докование.

Крейсера 4-й эскадры также вышли из Куре в Синга­пур: «Атаго» и «Такао» 8 июля, «Тёкай» 10-го. Все при­были в Сингапур 16-го, где «Атаго» (22-30 июля) и «Такао» (26 июля-8 августа) прошли докование. Кораб­ли все время находились на Линга Роудз, только с 26 по 30 августа оба крейсера снова заходили в Сингапур. На время с 19 июля по 30 августа флагманом 4-й эскадры был «Тёкай». «Майя» вышел из Иокосуки 14 июля после ремонта повреждений, принял в Куре войска, которые высадил на острове Миякодзима, и 29 июля бросил якорь на Линга Роудз.

«Асигара» и «Нати», входившие в 21-ю эскадру 5-го Флота, 19 июня вышли из Оминато в Йокосуку, пробы­ли там с 21 по 29-е, а 1 июля вернулись обратно. Только 31 июля оба крейсера вышли в Куре для проведения третьей модификации (там 2 августа). До 14 октября они стояли в готовности в западной части Внутреннего моря и в районе Куре.

Крейсера 7-й эскадры и «Могами» 8 июля вышли из Куре со снабжением для армии, которое 7-я эскадра вы­грузила 16-го в Сингапуре, а «Могами» в Маниле. Пер­вые 4 крейсера прибыли на Линга Роудз 17 июля, по­следний 20-го.

В соответствии с планом операции "Sho Go" Сакусен, объявленным 26 июля, 4-я, 5-я и 7-я эскадры (всего 10 крейсеров), а также 16-я эскадра («Аоба» и легкий крейсер «Кину») должны были войти в Первое Ударное Соединение вице-адмирала Куриты, 21-я эскадра входи­ла во Второе Ударное Соединение вице-адмирала Кийосиде Сима, а «Могами» вместе с линкорами «Фусо» и «Ямасиро» и 4 эсминцами образовали Третье Ударное Соединение вице-адмирала Нисимуры.

 

3.4.2. Воздушная битва над островом Формоза.

 

Между тем американцы после двухнедельной пере­дышки решили провести крупную акцию силами соеди­нения быстроходных авианосцев, которая рассматрива­лась как предварительный этап высадки на Филиппи­нах. 10 октября 340 палубных самолетов атаковали Окинаву. Затем после отвлекающего рейда на северную часть острова Лусон авианосцы быстро переметнулись к Формозе. Там японцы имели внушительные силы авиа­ции - 2-й Воздушный Флот вице-адмирала Фукудоме. Утром 12 октября армада с 17 авианосцев 38-го соеди­нения Митшера появилась над островом, и в завязав­шемся жестоком воздушном бою было сбито 160 япон­ских и 43 американских самолета. На следующий день американцы атаковали аэродромы и порты. Палубной авиации помогали и дальние бомбардировщики В-29 "Суперфортресс", взлетавшие с авиабаз в Китае. В контратаке японцам удалось попасть торпедой в тяже­лый крейсер «Канберра». 14 октября американцы снова бомбили Формозу и северную часть Лусона, а японские самолеты сумели добиться единственного попадания -на сей раз в крейсер «Хьюстон». 15 октября над север­ной частью Лусона между отходящим американским флотом и японским 1-м Воздушным Флотом вице-адмирала Тероука завязался новый ожесточенный воз­душный бой. Из кораблей пострадал опять «Хьюстон», получивший очередную торпеду. Остроумные амери­канцы прозвали оперативную группу TG30.3, куда вхо­дили эти крейсера "инвалидной дивизией №1" (Crusdiv l, по аналогии с термином Crusdiv, которым обозначалась дивизия крейсеров).

Ни в одной из предыдущих операций не было такой стремительной переброски японцами подкреплений в угрожаемый район. Но причиненный американцами урон оказался незначительным: они потеряли всего 76-90 самолетов против 600-650 у японцев (примерно столько "Люфтваффе" потеряли в течение двухмесячной "Битвы за Британию"). Эта диспропорция в потерях яр­ко свидетельствует насколько ослабла японская авиация после трех лет войны. Но сообщения японских пилотов остались такими же преувеличенными, как и раньше. В официальном коммюнике от 16 октября императорская штаб-квартира объявила о потоплении ни много ни ма­ло 11 авианосцев, 2 линкоров, 3 крейсеров и одного эс­минца и о тяжелых повреждениях, нанесенных еще восьми авианосцам, двум линкорам, четырем крейсерам, одному эсминцу и 13 неопознанным кораблям. Опро­шенные после войны японские офицеры говорили, что, конечно, они считали эти данные преувеличением, но ... "примерно раза в два". На основе их донесений коман­дование приняло решение о выходе 2-го Ударного Со­единения в погоню за поврежденными кораблями про­тивника. Сима вывел свои корабли, в том числе и 21-ю эскадру («Асигара», «Нати»), 14 октября из Куре, но утром 16-го, когда крейсера занимались заправкой эсмин­цев к востоку от Окинавы, их атаковали самолеты с авианосца «Банкер Хилл». Атаку удалось отбить, но Сима понял, что не все американские корабли потопле­ны. Днем, получив сообщение вице-адмирала Фукудоме о шести вражеских авианосцах, действующих к востоку от Формозы, он счел за благо отступить и увел соедине­ние в бухту Омами-О-Сима. В надежде нанести амери­канцам сокрушающий удар японское командование ре­шилось ввести в бой уже почти полностью подготовлен­ные авиагруппы 3-й и 4-й дивизий авианосцев и более половины их самолетов было направлено на о. Формо­за. Последствия такого дальнейшего ослабления авиа­носных сил не заставили себя долго ждать.