4.2. Действия англичан против крейсеров в Сингапуре.

 

Британские армия и флот пытались вернуть поте­рянные в начале войны территории в юго-восточной Азии. Наступление против ослабленного постоянными неудачами противника шло достаточно быстро. Но анг­лийские моряки, до глубины души оскорбленные поте­рей двух линкоров в декабре 1941-го, во что бы то ни стало хотели реванша на море. Но реванш брать было практически не у кого. Единственный интерес представ­ляли японские корабли в Сингапуре, и в первую очередь 4 тяжелых крейсера, которые американцы отдали "на откуп" своим союзникам. Поэтому за каждым японским кораблем, вышедшим в море, англичане устраивали настоящую облаву, используя все силы своего флота, уже прекратившего войну в Европе, а также француз­ские корабли. Поскольку степень повреждений «Такао» и «Миоко» не была точно известна командованию союзников, все четыре японских тяжелых крейсера про­должали рассматриваться как угроза британским силам, готовящимся вторгнуться в Малайю. Боеспособные «Хагуро» и «Асигара» считались "целью №1" для мощ­ных линкоров Королевского Флота. После их гибели стоявшие в базе Селетар и не проявлявшие желания выйти в море «Такао» и «Миоко» планировалось атако­вать сверхмалыми подводными лодками, которые бы сбросили мощные заряды взрывчатки с часовым меха­низмом под днище цели.

 

Гибель крейсера «Хагуро» 16 мая 1945 года.

 

С грузом продовольствия на борту для гарнизона Андаманских островов «Хагуро» и эсминец «Камикадзе» вышли из Сингапура 9 мая. В Малаккском проливе оба корабля были замечены британскими подлодками «Стэйсмен» и «Сабтл». Однако, японцы, полу­чив сообщение от самолета-разведчика о наличии по­близости надводных кораблей союзников (в том числе линкоров «Куин Элизабет» и «Ришелье»), сочли за благо вернуться 11 мая в Сингапур. Под флагом командующе­го 5-й эскадрой вице-адмирала Синтаро Хасимото «Хагуро» снова с «Камикадзе» вышел в море 14 мая. На следующий день в 1330 японские корабли были обнару­жены к NE от Сабанга самолетом с британского авиа­носца «Шах» (сами японцы сообщили о базовом само­лете В-24). Японский самолет также обнаружил англий­ские надводные корабли, и командующий Флотом 10-го района предупредил «Хагуро» о присутствии двух эс­кадр вражеских эсминцев в восточном направлении, к северу от Суматры. Вечером крейсер изменил курс, но ночью наткнулся на эсминцы 26-й флотилии: «Сомарец» (брейд-вымпел кэптена М.Л. Пауэра), «Верулам», «Виджилант», «Венус» и «Вираго». Первый и последний уже имели опыт ночных торпедных атак, полученный при потоплении немецкого линкора «Шарнхорст».

В 00.20 16 мая (Токийское время) «Хагуро» первым визуально обнаружил эсминцы и сделал по ним два зал­па из главного калибра (башня №2 не действовала с 25 октября), добившись попадания в головной корабль (на «Сомареце» оказалось 2 убитых и 3 раненых). Но как только был отдан приказ перенести огонь на следующий эсминец, крейсер содрогнулся от попаданий двух 533-мм торпед MkIX (заряд 340 кг) в левый борт - напротив башен №1 и №3. «Хагуро» сбавил ход и накренился на 30°. Адмирал приказал «Камикадзе» уходить в Пенанг, и тут в крейсер попала третья торпеда - в машинное отделение, снова с левого борта. Крейсер стал неуправ­ляем, крен на левый борт увеличился, и в 02/32 «Хагуро» затонул носом вперед в 27 милях к SW от Пенанга (примерные координаты 05°00' с.ш. 99°30' в.д.). После полудня 17 мая вернувшийся из Пенанга «Камикадзе» подобрал из воды 320 человек. Остальные 880, включая вице-адмирала Хасимото (командовал 5-й эскадрой с 25 ноября 1943 года) и кэптена Кайю Сугируа (в командо­вании крейсером с 30 ноября 1943 года), погибли. «Хагуро» исключили из списков флота 20 июня.

 

Гибель крейсера «Асигара» 8 июня 1945 года.

 

Ненадолго пережил флагмана и «Асигара», исполь­зуемый в качестве быстроходного транспорта. 4 июня крейсер в сопровождении эсминца «Камикадзе» вышел из Сингапура и, пройдя через пролив Бангка, на сле­дующий день прибыл в Батавию. Там «Асигара» принял на борт 1600 человек армейских подразделений, 480 тонн грузов и в 10 часов 7-го вышел в обратный путь. Сторожившие выход из гавани американские лодки не смогли выйти в атаку, но одна из них - «Блюбэкк» -донесла о выходе крейсера в море. Это позволило анг­лийским подлодкам «Тренчант» (коммодор Э.Р. Хезлет) и «Стиджиэн» (лейтенант Г.С. Кларабут) своевременно занять позиции в проливе Бангка. Около 1215 8 июня с «Асигара», 20-узловой скоростью следовавшего к север­ному выходу из пролива, заметили следы шести торпед с правого борта. Несмотря на резкий поворот, четыре из них (калибр 533-мм) поразили корабль. Эти торпеды были частью 8-торпедного залпа носовых аппаратов лодки «Тренчант», выпущенного с дистанции около 3000 м. Затем лодка выпустила еще 2 торпеды из кормо­вых аппаратов, одна из которых также попала в правый борт крейсера. Несмотря на срочное контрзатопление, крен резко возрастал, ив 1237 «Асигара» перевернулся в точке с координатами 01°59' ю.ш. 104°56' в.д. «Камикадзе», которому удалось уклониться от атаки лодки «Стиджиэн», подобрал из воды 853 человека из экипажа крейсера и около 400 солдат, которых и выса­дил в Сингапуре. «Асигара» исключили из списков 20 августа 1945 года.

 

Повреждение крейсера «Такао» 31 июля 1945 года.

 

Чтобы окончательно вывести из строя «Миоко» и «Такао» англичане через Панамский канал на тендере «Бонавенчер» в бухту Сабик на острове Лабуан (около Борнео) доставили две сверхмалые подлодки, которые 1500-мильный переход до базы Селетар должны были совершить на буксире больших лодок. Назначенную для атаки «Миоко» «ХЕ-1» (лейтенант Дж. Е. Смарт) тащи­ла лодка «Спарк», а «ХЕ-3» (лейтенант А. Е. Фрейзер), целью которой был «Такао» - «Стиджиэн». Операция получила название "Хард Джоб" (трудная работа), по­скольку на подходах к Сингапуру требовалось преодо­леть минные поля, противолодочные сети, посты про­слушивания, патрульные корабли. И все это в условиях небольших глубин, прозрачной воды и сильных течений.

Атака немецкого линкора «Тирпиц» подобными лодками в сентябре 1943 года показала, что корабль-цель, в случае обнаружения опасности минирования может с помощью буксиров отойти на безопасное рас­стояние от сброса зарядов. Поэтому для пущей уверен­ности каждая сверхмалая лодка несла с левого борта шесть портативных магнитных мин весом по 35 кг, а с правого - штатный двухтонный заряд.

После 4 суток буксировки вспомогательные экипажи на сверхмалых лодках заменили основными. В 23 часа 30 июля в 40 милях от объектов атаки буксиры были отданы, и "миджеты" 5-узловым ходом в надводном положении двинулись к цели. Только к 10 часам 31 июля «ХЕ-3», периодически погружаясь при появлении над­водных кораблей, подошла к противолодочной сети, охраняемой вооруженным буксиром. Дождавшись оче­редного открытия прохода в сети, лодка Фрейзера про­скочила последнее препятствие ив 13.00 в перископ был замечен пятибашенный корабль. Спустя 45 минут нос лодки уперся в корпус «Такао». Водолаз подрывник Дж. Мадженнис скребком расчистил на обросшем ракушка­ми днище крейсера места для крепления магнитных мин и установил их попарно на расстоянии 7-8 м между па­рами. После возвращения водолаза на борт лейтенант Фрейзер сбросил у борта крейсера двухтонный заряд. Затем сверхмалая лодка благополучно выбралась в от­крытое море и к 21 часу достигла острова Пуловбинг. Оттуда под дизелем она пошла на рандеву со «Стиджиэн», которая около полуночи взяла свою "малютку" на буксир и привела в базу.

Вторая лодка под командованием Смарта, задер­жанная движением надводных кораблей, достигла про­тиволодочной сети на полтора часа позже «ХЕ-3». По­скольку «Нати» стоял более чем в миле к западу от «Такао», для того, чтобы дойти до него и прикрепить мины, требовалось не менее 6 часов, плюс 3 часа на об­ратный путь. Таким образом, лодка вернулась бы к сети после 21 часа - в полной темноте. При условии поднятия японцами тревоги (заряд под «Такао» уже должен был взорваться) шансов выбраться назад у Смарта не было. Поэтому он решил сбросить свой заряд также у «Такао». И «ХЕ-1» удалось благополучно уйти и встретиться со своей лодкой-буксировщиком.

«Такао» получил дополнительные повреждения, хотя и не затонул, как поспешили объявить англичане. Ос­новные заряды не взорвались, и только магнитные ми­ны, сработавшие в 2130, сделали пробоину в днище крей­сера размером 7x3 метра, параллельно килю между шпангоутами 113 и 116. Это привело к затоплению не­которых отсеков под нижней палубой - погребов №1 и №2 127-мм боезапаса, пороховых и снарядных погребов башни ГК №3, погребов 25-мм снарядов и вычислитель­ного поста. Все четыре члена экипажа «ХЕ-3» были награждены, причем Фрейзер и Мадженнис получили за "потопление" японского тяжелого крейсера ордена Вик­тории.