Глава 5. Нереализованные проекты тяжелых крейсеров.

 

По программе 1941 года планировалась постройка двух крейсеров по модифицированному проекту «Кумано»/«Судзуя». Первоначально эту пару планиро­вали построить однотипной «Тоне» и «Тикума», но те­перь не нужно было экономить на водоизмещении, да и расположение всех башен главного калибра в носу ока­залось не вполне удачно. Поэтому решили вернуться к проекту «Кумано», учтя в нем накопленный опыт, в том числе и боевых действий в Европе. Стандартное водо­измещение составляло 12200 т, нормальное 13890 и пол­ное 14828 т, главные размерения: 187,8 (между перпен­дикулярами)/198,29 (по ВЛ)/200,5 (общая)х 19,2x6,04 м. Суммарная мощность на 4 валах при восьми котлах типа Канпон и четырех турбозубчатых агрегатах со­ставляла 152000 л.с. и должна была обеспечивать 35-узловую скорость; дальность при 2163 тоннах нефти ожидалась 8150 миль на 18 узлах. Вооружение состояло из 10 203-ММ/50 кал. и 8 127-мм/40 кал. орудий, распо­ложенных как на типе «Могами», 10 строенных (первоначально 4 спаренных) 25-мм автоматов, 4 четырехтрубных 610-мм торпедных аппаратов и 3 гидроса­молетов при двух катапультах.

Заложенный 24 апреля 1942 года на военной верфи в Куре головной корабль (корпус №300) назвали «Ибуки». Его спустили на воду 21 мая 1943 года, но вскоре рабо­ты прекратились. Сначала крейсер собирались до­строить как быстроходный эскадренный танкер, но ле­том того же года решили переделать его в авианосец. По проекту стандартное водоизмещение возрастало до 12500 т, нормальное до 14800 т, ширина до 21,4 м, осад­ка до 6,4 м. Над корпусом на стойках появилась полет­ная палуба размером 205x22,8 м с островной надстрой­кой по правому борту, за которой под палубой распола­галась загнутая вниз дымовая труба, характерная для большинства японских авианосцев. Предполагались один ангар и два подъемника. Для получения нужной остойчивости корабль получил большие бортовые були.

Сохранялась 4-вальная энергетическая установка, но мощность уменьшалась до 72000 л.с. (4 котла), что счи­талось достаточным для скорости 29 узлов. По другим сведениям также убирались два кормовых турбоагрега­та (внешние валы), а их отсеки переделывались в топ­ливные цистерны. Вооружение составляли 27 самолетов (12 бомбардировщиков и 15 истребителей, из которых только 10 истребителей могли храниться в ангаре), 4 новых 100-мм зенитки и 48 25-мм автоматов в строен­ных установках, а также 30 глубинных бомб и 6 28-ствольных 127-мм ракетных установок. Экипаж должен был состоять из 1015 человек. В ноябре корпус с помо­щью плавбазы «Дзингей» отбуксировали в Сасебо, где на верфи ВМФ начались работы. Ввести авианосец в строй планировалось весной 1945 года, но из-за общего тяжелого положения промышленности и нехватки под­готовленных летчиков срок готовности перенесли на август. В марте из-за более срочных дел, связанных с постройкой катеров-"самоубийц", авианосец пришлось бросить в 80%-й готовности. Он уже имел полетную палубу и все спонсоны, на которых, однако, еще не было вооружения. Успели установить только несколько ра­кетных установок. Корабль отбуксировали в бухту Иби­су около Сасебо, где его и застали оккупационные аме­риканские войска. В 1947 году несостоявшийся авиано­сец был разобран на металл в Сасебо.

Второй крейсер заложили 1 июня на верфи фирмы Мицубиси в Нагасаки (корпус №301), но почти сразу работы на нем прекратились, а собранные на стапеле материалы пришлось убрать, чтобы освободить место для постройки авианосца «Амаги». Названия он так и не успел получить.

Также без названий остались и 8520-тонные 37,5-узловые крейсера модифицированной программы 1942 года. От них остались только номера заказов: 5037 и 5038.