Г. Анализ потерь среди эсминцев и миноносцев Императорского флота

 

Потери японских эсминцев и миноносцев в 1941-1942 г.

Причины потерь

Авиация

Надводные корабли

Подводные лодки

По навигационным причинам, мины, береговые батареи

декабрь 1941 г.

Кисараги

 

Сагири

Хаяте

Синономе

январь 1942 г.

 

 

 

 

февраль 1942 г.

 

 

Нацусио

 

март 1942 г.

 

 

 

 

апрель 1942 г.

 

 

 

 

май 1942 г.

Кикудзуки

 

 

 

июнь 1942 г.

 

 

Ямакадзе

 

июль 1942 г.

 

 

Ненохи

Араре

 

август 1942 г.

Муцуки

Асагари

 

 

 

сентябрь 1942 г.

Яейи

 

 

 

октябрь 1942 г.

Муракумо

Оборо

Нацугумо

Фубуки

 

 

ноябрь 1942 г.

Хаясио

Аянами

Акацуки

Юдачи

 

 

декабрь 1942 г.

 

Таканами Терадзуки

 

 

 

Потери японских Эсминцев в 1943 г.

Причины потерь

Авиация

Надводные корабли

Подводные лодки

По навигационным причинам, мины, береговые батареи

январь

 

 

Симакадзе Окикадзе

Хакадзе

 

февраль

 

 

Осио

Макигумо

март

Сираюки

Асасио

Токикукадзе

Арасио

Мурасаме Минегумо

 

 

апрель

 

 

Исонами

 

май

Кагеро Оясио

 

 

Куросио

июнь

 

 

 

 

июль

Нагацуки

Микадзуки

Хацуюки

Югуре

Ариаке

Кияонами

Ниидзуки

 

 

август

 

Кавакадзе

Араси

Хагикадзе

 

 

сентябрь

 

 

Касясаги

 

октябрь

Мохидзуки

 

 

 

ноябрь

Судзунами

Югири

Югумо Макинами Хацукадзе

Онами

 

декабрь

 

 

Нумакадзе

 

 

Потери японских эсминцев и миноносцев в 1944 г.

Причины потерь

Авиация

Надводные корабли

Подводные лодки

По навигационным причинам, мины, береговые батареи

январь

 

 

Сазанами Судзукадзе

 

февраль

Тачикадзе

Оите

Фумицуки

Маикадзе

Минекадзе Умикадзе

 

март

 

 

Сиракумо

 

апрель

 

 

Икадзухи

Акигумо

Амагири

май

 

 

Асанаги

Инадзума

 

июнь

Отори

Харусаме

 

Мацукадзе Минацуки Таникадзе Кадзегумо

Хаянами

Сирацую

июль

 

 

Хокадзе

Усугумо

Таманами

 

август

 

Мацу

Асакадзе

Юнаги

Самидаре

 

сентябрь

Сацуки

Хаябуса

Сикинами

 

 

 

октябрь

Уранами

Вакаба

Сирануи

Фудзинами

Хаясимо

Акидзуки

Хато

Михисио Ямагумо Асагумо Хацуцуки

 

 

ноябрь

Акебоно

Хацукару

Симакадзе

Наганами

Окинами

Хаманами

Акисимо

Вакадзуки

Новаки

Акикадзе

Уракадзе

Симоцуки

Саги

Хияодори

 

декабрь

Юдзуки

Кияосимо

Кува

Удзуки

Кисинами

Момо

Чидори

 

 

Потери японских эсминцев в 1945 г.

Причины потерь

Авиация

Надводные корабли

Подводные лодки

По навигационным причинам, мины, береговые батареи

январь

Хатакадзе

Моми

Уме

Хиноки

Надакадзе

Сигуре

 

февраль

 

 

Нокадзе

 

март

Манадзуру

Томадзуру

 

 

 

апрель

Исокадзе

Амацукадзе

Хамакадзе

 

 

 

май

 

 

 

 

июнь

 

 

 

Еноки

июль

Тачибана

Наси

Яедзакура

 

Кари

Сакура

Хацусимо

 

В войне с США участвовало 168 японских эсмин­цев, не считая 29 эсминцев второго класса, которые были переоборудованы в эскортные корабли и не клас­сифицировались как эсминцы. По различным причи­нам было потеряно 132 корабля или 78,57% от общей численности. Из них авиация союзников потопила 56 эсминцев или 42,42% от всех потерь, надводные корабли - соответственно 26 и 19,69%, подводные лод­ки - соответственно 41 и 31,06%. На минах и от огня береговых батарей погибло восемь японских эсминцев или 6,07%, а по навигационным причинам один -0,76%. Распределение потерь по годам показано в таблице №1. Как видно, с каждым годом число погибших ко­раблей возрастало. Так в 1941 г. японцы лишились четырех эсминцев, в 1942 г. они ежемесячно теряли по 1,5 эсминца, в 1943 г. -по 2,58, в 1944 г. - по 4,92, а в 1945 г. - по 1,63. Исходя из этих данных видно, что наиболее результативными для союзников были 1941 и 1944 гг. С точки зрения использования основных сил японского флота это вполне объяснимо. Вместе с тем, его эсминцы наиболее активно участвовали в боевых действиях в период с декабря 1941 г. по конец 1943 г., когда число потерь было сравнительно невелико. Для этого периода было характерно сравнительное зати­шье. Бои шли в основном между легкими силами в южной части Тихого океана. Ни один из противников не имел абсолютного превосходства в силах. Так на­пример, у Соломоновых островов, в боях между над­водными кораблями, только в 1942 г. японцы потеряли пять, а американцы - восемь эсминцев. Таким обра­зом можно сделать заключение о том, что при поддер­жке разнородных сил флота, японские эсминцы могли эффективно решать возложенные на них задачи, не неся при этом фатальных потерь. Ситуация начала меняться в январе 1943 г., когда американцы начали вводить в строй большое число кораблей, оснащен­ных радиолокационным вооружением. Но и в этих ус­ловиях эсминцы продолжали отражать многочислен­ные атаки противника, нанося ему большие потери. Однако именно в этих боях, решавших судьбу Соло­моновых островов, был нанесен сокрушительный удар по японским торпедным силам. Именно в них они ли­шились своего превосходства. Были потеряны наиболее боеспособные корабли и лучшие экипажи. После августа 1943 г. японские эсминцы не смогли выиграть ни одного боя с легкими силами противника, который полностью перехватил инициативу. Потери были срав­нительно невелики до тех пор, пока эсминцы опериро­вали в "узких" морях южной части Тихого океана. Когда в начале 1944 г. боевые действия переместились в глубокие воды, то эсминцы попали под удары палуб­ной авиации и многочисленных подводных лодок ВМС США. Достаточно сказать, что в 1944 г. в период пас­сивности Объединенного Флота, по различным причи­нам погибло 29 японских эсминцев. Из них 21 потопи­ли подводные лодки, четыре - авиация противника, а два - надводные корабли. Во время боев за Марианс­кие острова и Филиппины было потеряно 29 эсминцев, причем на долю подводных лодок приходится пять из них, на авиацию - 17, а на надводные корабли - семь. Как показывает элементарный анализ, характер потерь среди эсминцев находился в прямой зависимости от действий всего японского флота. Когда он находился в базах, эсминцы занимались в основном обеспечени­ем воинских перевозок и транспортировкой грузов. В этих условиях авиация противника занималась реше­нием строго определенных задач, таких например, как нанесение ударов по береговым объектам. На транс­портных коммуникациях оперировали главным образом подводные лодки, для которых приоритетными целями являлись эсминцы. Когда японский флот активизиро­вался, палубная авиация ВМС США чаще всего наносила удары по боевым кораблям и, естественно, эс­минцы страдали в основном от нее. Потери от атак с воздуха и из под воды постоянно росли из-за все воз­растающего численного превосходства сил противни­ка. К концу 1944 г. японцы лишились подавляющего числа своих эсминцев и в 1945 г. флот США просто не имел возможности потопить большое число кораблей. Как уже говорилось, авиация союзников в ходе войны потопила 56 эсминцев. Распределение потерь по годам показано в таблице №2. Обращает на себя внимание сравнительно небольшое число погибших кораблей в 1941 - 1942 гг. Из девяти эсминцев пять потопила базовая авиация, а четыре - палубная. Восемь кораблей стали жертвами бомбардировщиков и лишь один Кисараги погиб во время атаки истребите­ля. Случай по своему уникальный. 11.12.1941 г. во вре­мя первого штурма острова Уэйк, корабль атаковали четыре американских истребителя-бомбардировщика ("Wildcat"). В эсминец попали две небольшие бомбы и одна из них - в приготовленные к бою глубинные бом­бы на корме. Из-за их взрыва Кисараги затонул со всем экипажем в 30 милях к юго-западу от атолла Уэйк. В 1943 г. от действий авиации было потеряно уже 14 эс­минцев. Из них семь записали на свой счет базовые самолеты. Практически все корабли погибли во вре­мя транспортировки грузов или обеспечения переходов конвоев. 1943 г. стал переломным. Американцы начали применять метод топмачтового бомбометания и отработали приемы массированной атаки пикирую­щих бомбардировщиков. Здесь показателен бой в море Бисмарка, между конвоем, следовавшим в Лае (о. Но­вая Гвинея) и базовой авиацией союзников. Исполь­зуя метод топмачтового бомбометания, бомбардиров­щики потопили все восемь транспортов конвоя и че­тыре эсминца, из восьми, составлявших его эскорт. С этого момента на японских кораблях, даже в ущерб артиллерии главного калибра, стали постепенно уве­личивать число 25-мм зенитных автоматов. Как пока­зал опыт, эти автоматы мало годились для отражения атак американских тяжелых, хорошо защищенных и высокоскоростных самолетов. К середине 1944 г. их планировали заменить 76-мм скорострельными авто­матическими пушками, которые впервые были уста­новлены в конце 1942 г. на крейсере Агано. Однако это орудие оказалось весьма сложным в производстве, малонадежным, тяжелым и не имело качественных приборов управления огнем. Его внедрение на флот затянулось и эсминцы, вплоть до капитуляции Японии, продолжали нести 25-мм зенитные автоматы. С подоб­ным положением вещей еще можно было мириться, пока боевые действия шли среди многочисленных ос­тровов южной части Тихого океана под прикрытием своей авиации. Когда пришлось заниматься сопровож­дением конвоев и тяжелых кораблей в открытых мо­рях, без прикрытия в воздухе, ситуация значительным образом изменилась. Так в 1944 г. в результате атак авиации японский флот потерял уже 21 эсминец. Об­ращает на себя внимание то, что 20 из них потопили палубные самолеты. Это объясняется появлением в составе флота противника мощных авианосных соеди­нений, которые со второй половины 1944 г. обеспечи­ли себе господство в воздухе. В 1945 г. потери япон­цев составили 12 кораблей и вновь большая часть из них записана на счет палубной авиации.

Почти за четыре года кампании на Тихом океане подводные лодки союзников потопили 41 японский эсминец. Распределение потерь по годам показано в таблице №3. Первые 13 месяцев были для японцев вполне успешны - они лишились только пяти кораб­лей, т. е. ежемесячные потери не превышали 0,39 эс­минца. Причиной этого являлись малочисленность под­водных лодок союзников, несовершенство их торпед­ного вооружения и тактических приемов его использо­вания. Кроме того, высокая организация службы на японских кораблях вообще и эсминцах в частности, спо­собствовали своевременному обнаружению противни­ка и срыву его торпедных атак. В период проведения боев за Соломоновы острова американское командо­вание воздерживалось от привлечения лодок к боевым действиям, справедливо полагая, что они могут стать жертвой собственных сил. Японские эсминцы тогда эскортировали конвои крайне редко и таким образом практически не встречались с американскими лодка­ми. Исключение составляла северная часть Тихого океана. Здесь японские конвои шли под сильным ох­ранением эсминцев. Как правило эти переходы со­вершались при плохой видимости и сильном волне­нии, когда лодки могли близко подойти незамеченны­ми к атакуемому соединению. В результате только в июле 1942 г. японцы лишились Ненохи и Араре, а не­сколько эсминцев получили тяжелые повреждения. В 1943 г. численность американских подводных лодок значительно возросла, они получили на вооружение радиолокатор и более совершенные торпеды. Тем не менее, эсминцы продолжали оперировать в "узких" морях, где действия лодок были крайне ограничены. За весь год им удалось потопить только семь эсмин­цев т.е. ежемесячно гибло 0,58 корабля. В 1944 г. бое­вые действия переместились в открытый океан и моря у побережья Китая. Рост потерь среди судов торгового флота вынудил МГШ привлечь эсминцы к эскортиро­ванию конвоев. Последовавшая война на изматыва­ние явилась тяжелым ударом для японских торпедных сил - в 1944 г. они ежемесячно лишались 2.17 эсмин­ца т. е. всего потеряли 26 кораблей. Как правило они гибли во время сопровождения конвоев, тяжелых ко­раблей или проведения противолодочного поиска, при плохой видимости в штормовых условиях. Для коман­диров американских лодок эсминцы являлись приори­тетной целью, так как сокращение их числа влекло за собой ослабление всего японского флота. Тем не ме­нее, эсминцы продолжали сопровождать конвои и тя­желые корабли, которые подвергались постоянным атакам со стороны лодок противника. В итоге были потоплены еще три эсминца - ежемесячно 0,38.

В ходе боев с надводными кораблями японцы по­теряли 26 эсминцев. Распределение потерь по годам показано в таблице №4. О их причинах уже было ска­зано достаточно. Здесь надо отметить, что бои между надводными силами по-существу завершились к нача­лу 1944 г. В дальнейшем, лишь в во время боев за о. Лейте японские эсминцы использовались как торпе­доносцы. Кроме того, их дважды привлекали к опера­циям флота - бомбардировке аэродрома Сан-Хосе на о. Минданао (Миндоро) и прорыву линкора Ямато к о. Окинава. В первом случае Митисио, Ямагумо, Асагумо и Хацуцуки погибли от артиллерийского огня тя­желых кораблей противника, так и не использовав свое торпедное оружие. Во время обстрела аэродрома Сан-Хосе погиб Кияосимо. Его тяжело повредила амери­канская авиация. Корабль практически лишился хода и был добит торпедными катерами противника. Во время последней операции японское соединение раз­громила палубная авиация и боя между надводными силами не получилось. Все остальные потери среди японских эсминцев были связаны с транспортиров­кой грузов на Филиппины или эвакуацией их гарнизо­нов. По мере захвата этих островов американское ко­мандование высылало для нарушения транспортных коммуникаций соединения надводных кораблей, глав­ным образом состоявшие из эсминцев и крейсеров. Подобные действия привели к целому ряду скоротеч­ных боев между легкими силами противника, во вре­мя которых погибли Удзуки, Новаки и Кува. Всего же в 1944 г. американские надводные корабли потопили девять японских эсминцев - ежемесячно 0,75. В 1945 г. характер использования торпедных кораблей Импе­раторского флота не изменился, но противник лишь однажды добился успеха, потопив Хиноки, т. е. еже­месячно погибал 0,13 корабль. Столь низкие потери прежде всего объясняются малым числом оставших­ся в строю эсминцев.

По другим причинам японский флот потерял де­вять эсминцев, не считая Хацукадзе, который получил тяжелые повреждения после подрыва на минах и был добит надводными кораблями противника. Всего же на минах погибло семь кораблей, из них Синономе, Куросио и Макигумо - выставленных надводными ко­раблями, а остальные - авиацией. Правда, некоторые источники записывают Синономе на счет торпеды гол­ландской летающей лодки. Хаяате потопила берего­вая батарея о. Уэйк, а Сирацую погиб в результате стол­кновения с охраняемым танкером.

Помимо эсминцев, японский флот по боевым при­чинам потерял 10 миноносцев. Из них пять потопила союзная авиация, пять других - подводные лодки. Японские миноносцы занимались в основном эскор­тированием конвоев в западной и центральной час­тях Тихого океана и отсюда причины потерь - все они погибли во время сопровождения торговых судов. Первым был потоплен Касасаги, торпедированный 26.09.1943 г. американской лодкой в море Флорес. Шесть миноносцев противник потопил во второй по­ловине 1944 г. и три - в 1945 г.