Эсминцы типа «Akizuki»

 

Проект этого корабля поначалу счи­тали спорным, т.к. к тому времени было уже построено несколько удач­ных типов эсминцев. Новый тип должен был быть специализированным - они должны были осуществлять противо­воздушную оборону быстроходных авианосных соединений. Однако, про­ект был модифицирован в сторону соз­дания более универсального корабля. По сравнению с Yugumo значительно увеличилась длина корпуса и манев­ренность. По этому показателю Akizuki значительно превосходил английс­кие и американские эсминцы. Корабли имели большой запас остойчивости, что позволило разместить (впервые на эс­минцах) четыре двухорудийные башни.

Основное вооружение состояло из восьми универсальных 100-мм орудий с углом возвышения 90°. Дальность стрельбы составляла 18.000 м, а ско­рострельность 15-20 выстрелов в ми­нуту. Ввиду усиления артиллерии ко­рабли несли только один четырехтрубный торпедный аппарат с устройством для перезаряжания.

Силовую установку составляли турбины, аналогичные установ­ленным на Kagero.

Корабли имели отличную систему управления огнем типа 94 (Kasha Sochi). Кормовые и носовые башни имели отдельные систе­мы типа 94. Единственным «недостатком», если можно так его назвать, было перепроектирование мостика «по-западному».

По программе 1939 года было заказано шесть единиц, а по программе 1941 года - еще десять. Их классифицировали как эсминцы I класса типа В (Otsu). Последним был спущен Mochizuki (03.01.1945). Из-за состояния промышленности и нехватки сырья в марте строительство было прервано, а корпус пошел на слом. Оставшиеся три корабля пошли на слом на начальной стадии строительства.

Планировалось также строительство улучшенного варианта - тип Arashikaru и Yamatsuki, всего 38 единиц. Заказ был аннулирован, а строившиеся корабли пошли на слом.

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 2701/2744 т, полное 3700/3759 т;

Размерения: длина 134.2 м; ширина 11.6 м; осадка 4.15 м;

Энергетика: две турбины Kampon мощностью 52.000 п.с.; 3 котла Kampon; Скорость 33 узла; запас топлива 1097 т; дальность 8300 миль (18 узлов);

Вооружение: 8х100-мм, 4х25-мм, 4 ТА 610-мм (1x4);

Экипаж: 300 человек.

 

Модернизации:

- 1943 - число 25-мм орудий увеличено до 15. Установлены РЛС типа «13» и «22».

- 06.1944 - число 25-мм орудий увеличено до 29. Добавлены четыре 13-мм пулемета.

- 1945 - число 25-мм орудий увеличено до 40-51.

 

Судьбы кораблей:

Akizuki

Верфь Maizuru KK Заложен 07.1940; спущен 02.07.1941; вошел в строй 11.06.1942. Плавал в прикрытии авианосцев. Участвовал в боях у Гуадалканала, Марианских и Филиппинских о-вов. 25.10.1944 у м.Энганьо (Лусон) потоплен американской авиа­цией с TF 38 в точке 20°29"N 126°30"Е.

Teruzuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 13.11.1940; спу­щен 21.11.1941; вошел в строй 31.08.1942.12.12.1942 у Коломбангара потоплен американскими торпедны­ми катерами РТ 37 и РТ 40 в точке 07°50"S 157°30"Е.

Suzutsuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 15.03.1941; спущен 04.03.1942; вошел в строй 29.12.1942. 16.01.1944 тяжело поврежден (потерял оконечнос­ти) и ремонтировался три месяца. 07.04.1945 вновь поврежден американской авиацией с TF 58 во время последнего похода Yamato. Пошел на слом в 1948 году.

Hatsutsuki

Верфь Maizuru KK Спущен 03.04.1942; вошел в строй 29.12.1942. Участвовал в боях за Филиппины. 25.10.1944 восточнее Лусона потоплен артогнем американских кораблей в точке 20°24"N 126"20"Е.

Niizuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 08.12.1941; спу­щен 29.06.1942; вошел в строй 31.03.1943. Участво­вал в боях у Соломоновых о-вов. 06.07.1943 потоплен артогнем в бою в заливе Кула в точке 07°57"S 127°12"Е.

Wakatsuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 09.03.1942; спущен 24.11.1942; вошел в строй 31.05.1943. Участвовал в сражении в заливе Императрицы Ав­густы и в боях за Филиппины. 11.11.1944 западнее Лейте потоплен американской авиацией с TF 38 в точке 10°50"N 124°35"E.

Shimotsuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки Заложен 06.07.1942; спущен 07.04.1943; вошел в строй 31.03.1944. Участвовал в боях за Филиппины. 25.11.1944 восточ­нее Сингапура потоплен американской подводной лодкой Cavalla в точке 02*21 "N 107'20"Е.

Fuyutsuki

Верфь Maizuru KK Спущен 20.01.1944; вошел в строй 25.05.1944. Участвовал в последнем походе Yamato. 24.08.1945 во Внутреннем море повреж­ден на мине, потерял носовую оконечность. Пошел на слом в 1948 году.

Hanatsuki

Верфь Maizuru KK Спущен 10.10.1944; вошел в строй 26.12.1944. 24.07.1945 тяжело поврежден в Куре. После ремон­та использовался а службе репатриации. 28.08.1947 передан США (DD 934).

Yoizuki

Верфь Uraga Dock, Токио Заложен 25.08.1943; спущен 25.09.1944; вошел в строй 31.01.1945. 05.07.1945 тяжело поврежден на мине. После ремонта в Куре использовался в службе репатри­ации. 29.08.1947 передан Китаю.

Haratsuki

Верфь Sasebo KK Спущен 03.08.1944; вошел в строй 29.12.1944. 28.08.1947 передан СССР (Поспешный).

Natsuzuki

Верфь Sasebo К/С Смущен 02.12.1944; вошел в строи 08.08.1945. Еще до вступления в строй поврежден на мине - 16.06.1945. Использовался в службе репатриации. 03.09.1947 передан Вели­кобритании. Пошел на слом в 1948 году.

Mochizuki

Заложен 03.01.1945; постройка оста­новлена в марте, разобран на стапеле.

Kiyotsuki

Верфь Maizuru KK. Заказ аннулирован.

Ozuki

Верфь Mitsubishi, Нагасаки. Заказ аннулирован.

Hazuki

Верфь Maizuru КK. Заказ аннулирован.