Эсминцы типа «Matsu»

 

В ходе боев у Соломоновых о-вов японский флот понес большие потери в эсминцах. В Генеральном Штабе (Kaigun Gunreibu) проанализировали на­правления развития эсминцев. Стан­дартный тип Yugumo был очень уда­чен, но его конструкция не допускала быструю постройку.

Тем временем были начаты работы над более простым проектом, обозна­ченным Kihon Keikaku Bango F-55. Тре­бовался небольшой срок постройки. От новых кораблей требовалась стой­кость к повреждениям, хорошее торпедное и зенитное вооружение, а так­же несложная конструкция, допускаю­щая быструю постройку. Технические условия предусматривали стандартное водоизмещение 1.250 тонн, скорость 28 узлов, дальность плавания - 3.500 миль при скорости 18 узлов. Основное вооружение должны были составлять 127-мм орудия и торпедные аппараты. Для противовоздушной обороны пред­назначались строенные 25-мм уста­новки. Корабли должны были осна­щаться РЛС для обнаружения надво­дных целей и гидрофонами для обна­ружения подводных лодок. По японс­кой терминологии они классифициро­вались как эсминцы класса D (Kuchikukan Tei Gata).

При строительстве корпусов в зна­чительных масштабах использовалась сварка. Впервые на японских эсминцах турбины помещались перед котлами.

Энергетика состояла из двух тур­бин и двух котлов. Мощность уменьшилась до 19.000 л.с., а скорость - до 28 узлов. Предполагалось, что это бу­дет эскортный корабль, не предназна­ченный для действий в составе флота.

Заказы размещались на верфях: Yokosuka Kaigun Kosho, Maizuru Kaigun Kasha и Fujinagata Zosensho в Осаке.

Тип Matsu представлял тип эсминца межвоенного периода, до появления Fubuki. Вооружение состояло из 127-мм орудий в одно- и двух орудий ной уста­новках. Дальность стрельбы этих ору­дий составляла 9.440 м, а угол возвы­шения - 90°. Установки имели электро­гидравлические приводы. Кормовая, спаренная установка, не имела щита. Предполагался шеститрубный торпед­ный аппарат, но в конечном счете, устанавливался стандартный четырехтрубный. Устройств для зарядки тор­пед не было. Зенитное вооружение было очень сильным и состояло из четырех строенных и 12 одностволь­ных 25-мм установок. Устанавливались РЛС типов «13» и «22».

 

Тактико-технические данные:

Водоизмещение стандартное 1.262/1.282 т, полное 1.530/1.554 т;

Размерения: длина 100 м, длина по ватер­линии 98 м; ширина 9,35 м; осадка 3,3 м;

Энергетика: две турбины Kampon мощ­ностью 19.000 л.с.; 3 котла Kampon Ro-Go; Скорость 27,8 узла; запас топлива 370 т; дальность 3.500 миль (18 узлов), 4680 миль (16 узлов);

Вооружение: 3х127-мм, 24х25-мм, 4 ТА 610-мм (1x4);

Экипаж: 211 человек.

 

Модернизации:

По-видимому, количество 25-мм ору­дий увеличивалось. Take и некоторые другие переоборудовались для транспортировки Kaiten.

 

Судьбы кораблей:

Matsu

Верфь Maizuru KK Заложен 08.08.1943; спущен 03.02.1944; вошел в строй 28.04.1944. 04.08.1944 у о-вов Бонин потоплен артогнем американских эсмин­цев у о-вов Бонина точке 27°47"N 141°48"E.

Momo

Верфь Maizuru KK Заложен 08.11.1943; спущен 25.03.1944; вошел в строй 10.06.1944. 15.12.1944 потоплен аме­риканской подводной лодкой Hawkbill у о.Лусон в точке 16°N 117°39"E.

Take

Верфь Yokosuka KK Заложен 15.10.1943; спущен 28.03.1944; вошел в строи 16.06.1944. Поддерживал сухопутные войска в заливе Ормок на Лусоне, перевозил подкрепления на Филип­пины. 25.11.1944 тяжело поврежден у Лусона самолетами с TF 38 в точке 13°32"N 121°52"Е. После ремонта использовался в службе репатриа­ции. 16.07.1947 передан Великобри­тании и пошел на слом.

Ume

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 01.12.1943; спущен 24.04.1944; вошел в строй 28.06.1944. Поддерживал су­хопутные войска на Филиппинах. 31.01.1945 у Тайваня потоплен амери­канской авиацией в точке 22°30"N 120°Е.

Kuwa

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 20.12.1943; спущен 25.05.1944; вошел в строй 25.07.1944. Поддерживал су­хопутные войска на о.Лусон. 03.12.1944 потоплен артогнем американских эс­минцев в заливе Ормок в точке 10°50"N 124°35"Е.

Maki

Верфь Maizuru КК Заложен 19.02.1944; спущен 10.06.1944; вошел в строй 10.08.1944. Поддерживал сухопутные войска на о.Лусон. 09.12.1944 повреж­ден у Meshimy американской подвод­ной лодкой Plaice в точке 32°15"N 129°Е. После ремонта использовался в службе репатриации. 14.08.1947 пере­дан Великобритании и пошел на слом.

Kiri

Верфь Yokosuka KK Заложен 01.02.1944; спущен 27.05.1944; вошел в строй 14.08.1944. Поддерживал сухопутные войска на о.Лусон. 12.12.1944 поврежден в заливе Ормок американской авиацией. После ремонта использовался в службе репатриации. 29.07.1947 передан СССР.

Sugi

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 25.02.1944; спущен 03.07.1944; вошел в строй 25.08.1944. Поддерживал су­хопутные войска на о. Лусон. 21.01.1945 поврежден на Тайване американской авиацией. После ремонта в Куре ис­пользовался в службе репатриации. 31.07.1947 передан Китаю (Hui Yang).

Momi

Верфь Yokosuka KK Заложен 01.02.1944; спущен 16.06.1944; вошел в строй 03.09.1944. 05.01.1945 у Манилы пов­режден эсминцами и добит самолета­ми с TF 38 в точке 14°N 120°20"Е.

Hanoki

Верфь Yokosuka KK Заложен 04.03.1944; спущен 04.07.1944; вошел в строй 03.09.1944. 07.01.1945 в Манильском за­ливе потоплен американскими эсминцами в точке 14°30"N 119°30"E.

Kashi

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 05.05.1944; спущен 13.08.1944; вошел в строй 30.09.1944. Действовал в водах Индокитая. 21.01.1945 поврежден на Тайване самолетами с TF 38. После ремонта в Куре использовался в службе репатриации. 07.08.1947 передан США.

Кауа

Верфь Maizuru KK Заложен 10.04.1944; спущен 30.07.1944; вошел в строй 30.09.1944. Действовал в водах Индоки­тая. После войны использовался в службе репатриации. 05.07.1947 передан СССР.

Keede

Верфь Yokosuka KK Заложен 04.03.1944; спущен 25.07.1944; вошел в строй 30.10.1944. 31.01.1945 у Тайваня пов­режден американской авиацией в точ­ке 20°30"N 120°E. После ремонта ис­пользовался в службе репатриации. 06.07.1947 передан Китаю (Heng Yang).

Sakura

Верфь Yokosuka KK Заложен 02.06.1944; спущен 06.09.1944; вошел в строй 25.11.1944. Погиб на минах 31.01.1945 на подходах к Осаке в точке 34°36"N 135°28"Е.

Nora

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 10.06.1944; спущен 12.10.1944; вошел в строй 26.11.1944. 30.06.1945 пов­режден на минах у Симонесеки в точке 33°54"N 130°49"Е. 15.07.1945 разору­жен. В июле 1948 года пошел на слом.

Tsubaki

Верфь Maizuru KK Заложен 20.06.1944; спущен 30.09.1944; вошел в строй 30.11.1944. 24.07.1945 поврежден в районе Oka-Yama самолетами с TF 38 в точке 34°38"N 133°50"E. В июле 1948 года пошел на слом.

Keyaki

Верфь Yokosuka KK Заложен 22.06.1944; спущен 30.09.1944; вошел в строй 15.12.1944. 15.07.1945 разоружен. Ис­пользовался в службе репатриации. 05.07.1947 передан США и потоплен как корабль-цель.

Yanagi

Верфь Fujinagasta, Осака Заложен 20.08.1944; спущен 25.11.1944; вошел в строй 08.11.1945. 14.07.1945 сел на мель в проливе Цугару. 09.08.1945 поврежден самолетами с TF 38. В июле 1947 года пошел на слом.