Вспомогательная артиллерия

 

Выбор 133-мм калибра для вспомогательной ба­тареи являлся результатом едва ли менее серьезного изучения, чем выбор ГК. С самого начала предполага­лось, что вспомогательные пушки должны быть уни­версальными. Здесь британцы шли на шаг впереди своих будущих противников - немцев и итальянцев. Наличие на корабле, создаваемом в условиях столь жестких ограничений по водоизмещению, двух от­дельных калибров, противоминного и зенитного, было бы непростительной ошибкой.

В 30-х годах калибр приемлемых универсальных орудий с точки зрения специалистов Адмиралтейства лежал в весьма узком диапазоне. С одной стороны, 152-мм установки "Нельсона" и "Роднея" (вес снаряда 45,4 кг), теоретически обладавшие возможностью вес­ти огонь по воздушным целям, показали себя слишком тяжелыми и малоскорострельными, и этот путь был отвергнут. С другой стороны, удачное 114-мм орудие, установленное на модернизированных линкорах типа "Куин Элизабет" и линейном крейсере "Ринаун", пред­ставлялось слишком слабым для действия по эсминцам и крейсерам противника (вес снаряда около 25 кг). Оставался диапазон калибров от 5 до 5,5 дюймов, из которого была выбрана "золотая середина" - 5,25 дюйма, или 133 мм. Британцы разработали самые крупные из универсальных орудий, ожидая, что они смогут стрелять достаточно быстро для эффективного действия по самолетам, обладая при том сильным останавливающим действием по отношению к легким кораблям. Ожидания однако оправдались лишь в не­значительной степени. Теоретически 133-мм полуав­томатические пушки могли давать 12 выстрелов в ми­нуту, однако в ходе разработки указывался уже цикл стрельбы в 6 секунд (10 выстр./мин), а на практике удалось достичь скорострельности в 7-8 выстрелов в минуту. Причиной являлось использование раздельных снаряда и заряда. Последний, хотя он и заключался в металлическую гильзу, требовал отдельной операции досылания. Кроме того, вес самого снаряда (36,5 кг) был слишком велик для того, чтобы подающий персо­нал смог поддерживать высокий темп в течение хотя бы нескольких минут. Необходимость нескольких ручных операций (вкладывание снаряда в ствол, его до­сылание, вкладывание заряда) сводила на нет приме­нение полуавтоматики в остальных элементах цикла стрельбы.

Само расположение универсальной артиллерии можно признать весьма удачным и рациональным. Установки, расположенные в два яруса, имели хоро­шие углы обстрела практически во всех направлениях и позволяли сосредотачивать или разделять огонь как по морским, так и по надводным целям. Угол возвы­шения равнялся 70°, снижения - 9°. Максимальная дальность составляла 115 каб. - достаточно для боя с любыми легкими кораблями и даже с линкорами. На практике англичане пытались применить 133-мм пуш­ки во всех трех боях с германскими линкорами (с раз­ным, но всегда весьма небольшим успехом, что обуславливалось размером и бронированием противни­ка). По менее крупным надводным кораблям их опро­бовать так и не удалось, но судя по действиям воору­женных теми же пушками крейсеров ПВО, они выгля­дели бы на средних дистанциях вполне убедительно.

Для целей ПВО 133-мм орудия оказались менее пригодными. Большая досягаемость по высоте (почти 15 км) позволяла развивать эффективный огонь по высоколетящим целям. Сбить самолет удавалось крайне редко, но многие из них получали более или менее серьезные повреждения. Даже в ходе крайне неудачного боя "Принс оф Уэлс" с японской авиацией свыше половины атаковавших с высоты "Неллов" и "Бетти" имели осколочные попадания, но все они вер­нулись на базы, расположенные на большом расстоя­нии, что свидетельствует о незначительности повреж­дений. Зенитный снаряд имел механический дистан­ционный взрыватель (часовой механизм), достаточно надежный, но уже неэффективный по скоростным са­молетам. Автоматический прибор установки дистан­ции располагался рядом с орудием и позволял быстро вводить скорректированные данные, но всегда с запо­зданием на один залп. Ни до войны, ни в ее ходе анг­личанам не удалось создать ничего подобного амери­канскому радиолокационному взрывателю - единст­венному средству, позволявшему вести неприцельный по дальности, но при этом высокоэффективный огонь по воздушным целям.

Еще хуже обстояло дело при стрельбе по низко­летящим самолетам. Большая скорость сближения при небольшой дальности эффективного обнаружения атакующих торпедоносцев делала несущественными достоинства относительно крупнокалиберного орудия (дальность и вес снаряда), подчеркивая его недостат­ки (низкая скорострельность, большой вес, и, как следствие - малая скорость наведения в обоих плос­костях). Последний бой "Принс оф Уэлс" продемонст­рировал это особенно наглядно. При отражении атаки низколетящих торпедоносцев 133-мм орудия могли сделать два-три нацеленных по направлению выстре­ла, практически без надежды на правильную установку по дистанции. В этом отношении они были не много полезнее любых других пушек среднего калибра, ко­торые вели огонь по воде на постоянном прицеле в километре-двух от корабля, ставя завесу из всплесков и осколков. Ситуация ни в коем случае не исключи­тельная, напротив, чрезвычайно характерная для лин­коров всех стран (за исключением может быть США).

Система управления универсальным калибром по проекту состояла из четырех КДП HACS Mk III, распо­ложенных по "схеме прямоугольника": по 2 директора с каждого борта на передней и задней надстройках. Однако уже при вступлении в строй оборудование заметно отличалось от проектного. Недостаток ди­ректоров для универсальных орудий, с одной стороны, и справедливое желание улучшить возможности ПВО с другой, привели к отклонениям от проекта. На первых двух единицах ("Кинг Джордж V" и "Принс оф Уэлс") были установлены по 4 директора HACS Mk IV с пол­ной стабилизацией в двух плоскостях. Остальные ко­рабли серии получили директоры HACS Mk V, отли­чавшиеся от предшествующей марки более просто­рными помещениями для установки радиолокацион­ной аппаратуры, которая теперь органически входила в состав комплекса. (Директоры Mk IV оказались слишком тесными для размещения электроники). На "Энсон" в ходе модернизации 1944-1945 годов КДП Mk V заменили на следующую модель Mk VI, принци­пиально отличавшуюся от предыдущих, которые явля­лись последовательным развитием одной и той же схемы. "Энсон" стал единственным большим кораблем ВМС Великобритании, имевшим эту совершенную для своего времени систему.