Зенитные автоматы

 

Основу автоматического зенитного вооружения новых линкоров составили многоствольные "пом-помы". Эти 2-фунтовые (40-мм) пушки восходят к ста­рому орудию Виккерса времен первой мировой войны, автоматика и принцип действия которого почти полно­стью повторяли пулемет Максима. Несомненным дос­тоинством его являлась довольно высокая скоро­стрельность (практическая 100-115 выстр./мин), в свое время превосходившая скорострельность любого легкого орудия. Еще одним существенным фактором для англичан был огромный запас боеприпасов для этих пушек, оставшийся со времен 1916-1918 годов. Разработанная в 1927 г. многоствольная установка превосходила все зарубежные зенитные средства ближнего действия, и за этим успехом как-то отошел на второй план тот факт, что она не имела перспектив. Коренными недостатками являлась малая начальная скорость. При длине ствола в 40,5 калибров они рав­нялась всего 701 м/сек - достаточно для борьбы с "этажерками" 20-х годов, но слишком мало для скоро­стных монопланов конца 30-х и тем более 40-х годов. Из-за низкой начальной скорости дальность составля­ла всего 4500 м, причем прицельная - вдвое меньше. Вторым фатальным недостатком являлась подача бое­припасов. Удачная по идее (непрерывная лента), она была нелепой по осуществлению: снаряды помеща­лись в ячейки брезентовой ленты, которую на практи­ке постоянно заедало. В этом отношении обойменное питание 40-мм "бофорсов" и 37-мм немецких автома­тов оказалось значительно более надежным. Кроме того, сам снаряд, имевший контактный взрыватель, был неудовлетворительным, поскольку требовал пря­мого попадания. При действии по японским торпедо­носцам "пом-помы" просто не успевали развить при­цельный огонь до момента сброса торпед.

Сама 8-ствольная установка Мк VI имела боль­шой вес - 16 тонн-, что обуславливало наличие меха­нического привода, а, значит, зависимости от источ­ников энергии. Скорость вертикальной и горизонталь­ной наводки равнялась 25 град./сек - слишком мало для быстро перемещающихся в поле прицеливания пикировщиков. Боезапаса (1800 снарядов на ствол) хватало на 15-20 минут ведения огня, чего при про­должительных операциях в зоне действия авиации противника было недостаточно.

Первоначально предполагалось иметь на линко­рах по четыре 8-ствольных установки Мк-VI и столько же 4-ствольных 12,7-мм зенитных пулеметов, однако еще в ходе постройки последние заменили на две дополнительные установки Мк-VI. 48 стволов пред­ставлялись проектантам достаточной защитой, однако первые же бои с авиацией показали, что даже такое количество автоматов не дает полной гарантии. Рас­сматривались различные варианты усиления зенитно­го вооружения, но выбран был наихудший из них. Анг­личане отдали предпочтение экстравагантному и со­вершенно непроверенному средству: зенитным не­управляемым ракетам UP. Пусковые установки пред­ставляли собой огромные коробчатые блоки из 20 направляющих, похожие на ПУ противолодочных торпедо-ракет "Асрок", из которых залпами выстреливались невращающиеся (отсюда название UP - Unrelated Projectile) 76-мм ракеты, которые несли 127-мм ан­тенную "воздушную мину". На высоте 300 м мина раз­рывалась, выпуская 3 парашюта и 120-метровую про­волоку, на конце которой находилась небольшая бом­ба, имевшая возможность свободно скользить по про­волоке. Предполагалось, что самолет будет попадать в сеть из проволочных антенн, после чего бомба под­тягивалась бы к нему и взрывалась. Излишне гово­рить, что эта остроумная идея оказалась совершенно непрактичной, как и многие другие полуфантастиче­ские "средства ПВО". Невращающиеся ракеты имели слишком нестабильную траекторию, а парашюты были сильно подвержены влиянию ветра. Тем не менее, в 1940 г. головной корабль серии, "Кинг Джордж V", получил 4 блока UP - один на возвышенной носовой башне "В", два на кормовой башне "Y" и еще один вместо расположенного в самой корме "пом-пома", который все равно испытывал сильную тряску на большом ходу. "Принс оф Уэлс" имел на одну уста­новку меньше (на башне "Y" устанавливался только один пакет направляющих). Ни один из линкоров ни разу не применял это сомнительное оружие, весившее несколько десятков тонн и исключительно пожаро­опасное. (Запасные ракеты хранились в железных ящиках рядом с установками. Практически достовер­но, что на линейном крейсере "Худ", также вооружен­ном этими ракетами, имел место пожар, связанный именно с боезапасом для установки UR, хотя малове­роятно, что он стал причиной взрыва корабля.) Сразу после боя с "Бисмарком" ракетные установки с "Принс оф Уэлс" и "Кинг Джордж V" сняли, а на остальных кораблях серии они не монтировались вообще.

После фиаско "проволочной минной сетки" анг­личане перешли к более разумным путям усиления зенитной мощи своих новейших линкоров. Хорошо зарекомендовавшие себя лицензионные шведские 40-мм автоматы "Бофорс" и швейцарские 20-мм "Эрликон" в одинарных установках не требовали сило­вого привода и могли устанавливаться практически в любом удобном месте большого корабля. (Впоследствии одноствольные "эрликоны" были почти полностью вытеснены спаркой на установке, анало­гичной установке для одноствольного "бофорса"). Кроме того, эффективная дальность "бофорсов" вдвое превышала показатели для 2-фунтовок, а "эрликоны" имели вчетверо большую скорострельность при при­мерно той же досягаемости по высоте. Здесь уместно отметить, что "импортные" автоматы оказались един­ственным видом зенитного вооружения, способным участвовать в отражении последней атаки японских самолетов на тяжело поврежденный "Принс оф Уэлс" (см. ниже историю службы). Их использование огра­ничивалось только острым дефицитом самих орудий, поэтому наряду с ними продолжали усиливать ПВО при помощи дополнительных "пом-помов". В ходе войны линкоры типа "Кинг Джордж V" неоднократно проходили мелкие модернизации с установкой допол­нительных зенитных стволов. Сводные данные по их зенитному вооружению в различные периоды приве­дены ниже.

 

"Кинг Джордж V":

При вступлении в строй в декабре 1940 г.: 4 8-ствольных "пом-пома" и 4 установки "UP".

В декабре 1941 г.: Установлены дополнительные "пом-помы" Мк VII на задней башне и Мк VI на возвы­шенной передней башне, а также 18 20-мм автоматов. Ракетные установки сняты. К концу 1943 г. добавлено еще 20 "эрликонов".

После модернизации в Ливерпуле в первой по­ловине 1944 г. к июлю произошли следующие измене­ния: 4-ствольный "пом-пом" Мк VII на задней башне заменен на 8-ствольный Мк VI. Еще два "пом-пома" Мк VI установлены на задней надстройке. Два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американ­ского производства (Мк II) размещены на той же зад­ней надстройке. Сняты 12 одноствольных "эрликонов"; вместо них появилось 6 двухствольных установок Мк V, так что общее количество 20-мм стволов не изме­нилось. К концу войны вместо двух одноствольных "эрликонов" было установлено два одноствольных "бофорса" с ручным приводом.

 

"Принс оф Уэлс":

При вступлении в строй в марте 1941 г.: 4 8-ствольных "пом-пома" и 3 установки "UP", а также од­на установка "Бофорс" Мк III на квартердеке.

В ходе переоборудования в Розайте в июне-июле 1941 г. перед отправкой на Дальний Восток до­бавлены два 8-ствольных "пом-пома" на задней и воз­вышенной передней башнях вместо снятых установок "UP".

 

"Дьюк оф Йорк":

При вступлении в строй в ноябре 1941 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 6 одноствольных "эрликонов". В апреле 1942 г. добавлено еще 8 таких же 20-мм установок.

При переоборудовании в Розайте в конце 1942 - начале 1943 г. добавлено 14 "эрликонов" (всего стало 28 20-мм автоматов). К середине 1944 г. два одно­ствольных "эрликона" заменены на двухствольные установки Мк V.

В ходе модернизации в Ливерпуле с сентября 1944 г. по апрель 1945 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке), два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американ­ского производства (Мк II) (там же), и шесть 4-ствольных "пом-пома" Мк VII (2 на сигнальном мости­ке, 2 по бокам от возвышенной башни и 2 на квартердеке. Кроме того, дополнительно установлено шесть спаренных "эрликонов" Мк V и 15 одноствольных "эрликонов".

После войны, в 1946 г. зенитное вооружение уменьшено - сняты все 4 установки "пом-помов" Мк VII и 27 одноствольных "эрликонов". Установлены четыре 47-мм салютные пушки.

 

"Энсон"

При вступлении в строй в июне 1942 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 18 одноствольных "эрликонов". В середине 1943 г. добавлено еще 22 одноствольные 20-мм установки.

В ходе модернизации в Девонпорте с июля 1944 г. по март 1945 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке), два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американ­ского производства (Мк II) (на той же надстройке), четыре 4-ствольных "пом-пома" Мк VII (2 по бокам от возвышенной башни и 2 на квартердеке). Кроме того, дополнительно установлено два спаренных "эрликона" Мк V на спонсонах по обоим сторонам сигнального мостика (впоследствии заменены на две установки "пом-помов" Мк VII) и еще 6 таких же установок, а так­же 13 дополнительных одноствольных "эрликонов".

В 1946 г. зенитное вооружение уменьшено на 4 установки "пом-помов" Мк VII и 2 установки "пом-помов" Мк VI.

 

"Хау"

При вступлении в строй в августе 1942 г.: шесть 8-ствольных "пом-помов" Мк VI и 18 одноствольных "эрликонов". В середине 1943 г. добавлено еще 22 одноствольные 20-мм установки.

В ходе модернизации в Девонпорте с декабря 1943 г. по май 1944 г. добавлены две 8-ствольные 40-мм установки Мк VI (на задней надстройке) и два 4-ствольных 40-мм лицензионных "бофорса" американ­ского производства (Мк II) (на той же надстройке). Кроме того, дополнительно установлено четыре спа­ренных "эрликона" Мк V, а число одноствольных "эрликонов" уменьшено до 32.

При ремонте и модернизации в Дурбане с 29 июня по конец сентября 1945 г дополнительно уста­новлены шесть 4-ствольных "пом-помов" Мк VII и 18 одноствольных "бофорсов" Mk III, а все оставшиеся одноствольные "эрликоны" сняты.

Уже после войны, при ремонте в Портсмуте с 21 января по 14 марта 1946 года, началось сокращение легкого зенитного вооружения. Все шесть 4-ствольных "пом-помов" были сняты, также как все одностволь­ные "бофорсы". Дополнительно установлены 4 салют­ных пушки.

Наконец в ходе большой послевоенной модерни­зации и капитального ремонта в Девонпорте с 24 мая 1948 г. по 21 июня следующего, 1949 г., сняты два 4-ствольных американских "бофорса".

 

В ряде случаев установка дополнительных легких зенитных орудий в конце войны не документирова­лась. Возможно, что остальные линкоры, находившие­ся на тихоокеанском театре, прошли модернизацию по типу "Хау" (ремонт в Дурбане).

Легкое зенитное вооружение также имело свои системы управления, хотя и довольно примитивные. Каждому из 6 многоствольных "пом-помов" соответст­вовал свой директор Mk IV. Правда, один из них, не­удобно расположенный между двумя передними КДП HACS, впоследствии сняли со всех кораблей. В 1944-1945 годах, при установке дополнительных "пом-помов" на задней надстройке, одновременно обору­довались и 2 дополнительных директора. С появлени­ем на линкорах американских четырехствольных "бофорсов" связана установка их систем наведения Мк 51 (также производства США). В общем, в отличие от самих 2-фунтовых зенитных установок, системы их управления соответствовали своему времени, хотя и не были лучшими представителями в своем классе.