История службы

 

Боевую деятельность линкоров типа "Кинг Джордж V" в течение 5 лет войны можно условно раз­делить на три этапа. Построенные в качестве основ­ной силы Флота метрополии, они с момента вступле­ния в строй оставались в водах Северного моря. Их главным противником являлись германские линейные корабли - построенные до войны "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и входившие в строй новейшие "Бисмарк" и "Тирпиц". Прорыв в 1939 - 1940 годах крупных не­мецких кораблей в Атлантику, на пути следования жизненно важных для Англии конвоев, заставило ис­пользовать в отечественных водах все наиболее со­временные линкоры и линейные крейсера. Тактически задача Адмиралтейства по предотвращению прорыва выглядела весьма сложной, поскольку британские корабли индивидуально заметно уступали противнику либо по скорости, либо по защите. Неудивительно, что новейшим линкорам пришлось вступить в дело прямо "с колес", не достигнув полной боевой эффективно­сти. Базируясь в основном на Скапа-Флоу, они дейст­вовали в основном в водах к северу от Шотландии, перекрывая "дорогу" в Атлантику для "Бисмарка" и "карманных линкоров" и путь домой - застрявшим во Франции "Шарнхорсту" и "Гнейзенау". Главным собы­тием данного этапа стала охота за "Бисмарком", за­кончившаяся гибелью крупнейшего из германских рейдеров.

После потопления "Бисмарка" и рейда британ­ских сил на Лофотенские острова в мае 1941 г. про­изошла существенная перегруппировка надводных сил Кригсмарине. Опасаясь высадки союзников в Норве­гии, Гитлер и командование флота (ОКМ) сосредото­чили в северных портах этой страны практически все крупные боевые корабли. Немедленно возникла угро­за северным конвоям, осуществлявшим поставку воо­ружения по "ленд-лизу" в Советский Союз. Британ­ским линкорам пришлось переориентироваться на действия в Арктике. Там требовались быстроходные единицы с современным радиолокационным оборудо­ванием. Этим требованиям удовлетворяли только "кинги". Им пришлось провести почти два года в похо­дах в тяжелейших погодных условиях, но и здесь их деятельность увенчалась существенным успехом -потоплением "Шарнхорста".

Затем для последней серии английских линкоров настала передышка. Уничтожение или вывод из строя на продолжительное время всех линейных сил Герма­нии и капитуляция Италии позволили осуществить в 1944 - начале 1945 г. наиболее существенные модер­низации кораблей этого типа. Главным противником на море теперь стала Япония. Англичане желали при­нять участие в ее разгроме, вернуть захваченные ко­лонии и отомстить за позор падения Сингапура. Для этой цели опять-таки реально подходили только но­вейшие корабли, и все уцелевшие 4 "Кинг Джордж V" в 1945 г. перекочевали на Дальний Восток. Отсутствие на британском оперативном направлении сколь-нибудь значительных морских сил японцев позволило провести линкорам третий основной этап своей воен­ной службы без потерь и даже без боевых столкнове­ний.

Хотя английские линкоры провели в море гораз­до больше времени, чем их германские и японские противники, действуя в трех океанах, в общем их службу нельзя считать чрезмерно напряженной. Даже наиболее активно использовавшиеся единицы за 5 лет не совершили и двух десятков дальних походов. Не только боевое столкновение, но и просто обнаруже­ние противника являлось чрезвычайным событием. Ни один из кораблей серии не исчерпал ресурса стволов своих орудий главного калибра. Зато очень много времени им пришлось провести в базах в состоянии боевой готовности, что сильно изматывало команду и оставило у всех служивших на них впечатление о го­дах войны, как о тяжелейшем времени.