Первая победа

 

Британская разведка по различным каналам во­время получила донесения о выходе на операцию про­тив судоходства в Атлантическом океане "Бисмарка", которого сопровождал тяжелый крейсер "Принц Ойген". Немецкие корабли двинулись в свой долгий путь от острова Рюген 19 мая, а уже на следующий день их обнаружил шведский крейсер "Готланд", давший со­общение в Стокгольм. Когда германские суда прибы­ли в Берген, английская "машина" уже была запущена. Тщетно командовавший соединением адмирал Лютьенс попытался сэкономить время и даже не дозапра­вил свой линкор в этом норвежском порту, стремясь как можно скорее добраться до просторов Атлантики. В Датском проливе его уже ждали дозорные крейсера "Саффолк" и "Норфолк". Тови выслал на поддержку и перехват отряд адмирала Холланда в составе линей­ного крейсера "Худ" и новенького "с иголочки" "Принс оф Уэлс", на котором еще продолжали трудиться тех­ники-специалисты по установке вооружения. Их со­провождали 6 эскадренных миноносцев. '*' Сам Тови на "Кинг Джордж V" оставался в Скапа-Флоу, ожидая дальнейших сообщений. 22 мая и он двинулся в Атлантику, располагая свой отряд таким образом, чтобы он образовал вторую линию обороны на пути прорыва немцев. Вечером 23 мая "Саффолк" обнаружил радиолокатором оба германских корабля. Вскоре к нему присоединился "Норфолк", и охота на­чалась.

Холланд с "Худом" и "Принсом" следовал курсом перехвата прямо на немцев, надеясь выйти на види­мость противника на рассвете 24 мая. Адмирал стоял перед серьезными проблемами, поскольку скорость его отряда уступала скорости "Бисмарка", а защита не прошедшего ни одной большой модернизации "Худа" вызывала большие сомнения. Не меньшие сомнения вызывала боеспособность ни разу не стрелявшего по цели "Принс оф Уэлс". Холланд решил, что оптималь­ной дистанцией боя будут 5-6 миль, когда "Худ" вый­дет из зоны уязвимости своей палубы, а пояса обоих британских корабля еще не будут пробиваться 380-мм снарядами "Бисмарка".

Команды заняли боевые посты вскоре полуночи. Видимость быстро ухудшалась, и вскоре после 2 часов утра Холланд повернул на курс 200 и отделил эсмин­цы, надеясь увеличить зону поиска. Поняв, что шансы вступить в бой до рассвета минимальны, он разрешил прислуге спать у орудий, но напряжение было столь велико, что практически никто не воспользовался этой возможностью. В 2-14 скорость увеличили до 26 уз­лов, а спустя 8 минут - до 27 узлов. За несколько ми­нут до 3 утра "Саффолк" восстановил контакт с нем­цами, которые по прокладке располагались от него в 15 милях к северо-западу. Видимость постепенно улуч­шалась с 50 каб. до примерно 12 миль около полови­ны пятого. Холланд дважды изменил курс: в 3-21 анг­личане пошли курсом 220, а 20 минут спустя доверну­ли еще на 20 градусов (курс 240). В 3-53 корабли дали полный ход - 28 узлов. Противники стремительно сближались.

Состояние полной боевой готовности на англий­ских кораблях было объявлено в 5-10. А спустя 15 минут оба "немца" показались из рассветной мглы на расстоянии около 20 миль по курсу 335 градусов. Хол­ланд вновь совершил два последовательных поворота на противника: в 5-37 на 40 градусов и через 12 минут еще на 20, и лег на курс 300. "Принс оф Уэлс" занял позицию в 4 каб от флагмана, сзади и справа от него.

Англичане оказались в невыгодном тактическом положении, поскольку их кормовые башни находились в мертвом угле. Холланд пытался выйти в нужную по­зицию путем нескольких последовательных поворотов, двигаясь между ними прямым курсом. Это решение впоследствии критиковалось, поскольку если бы бри­танский отряд продолжал двигаться прежним курсом, то вскоре немцы принуждены были бы отвернуть сами, или попасть под охват с носа. Зная о слабости палуб­ной защиты своего флагманского корабля, адмирал стремился как можно быстрее сблизиться с противни­ком.

В 5-52 открыл огонь "Худ", а спустя минуту свой первый залп с 120 каб. дал "Принс оф Уэлс". Стреляли только 5 орудий (одна из пушек в носовой 4-орудийной башне не действовала). Залп лег переле­том. Поскольку на флагмане неверно определили цель (в германском отряде головным шел "Принц Ойген", а близость силуэтов затрудняло распознавание почти одинаковых по длине кораблей), "Худ" вел огонь по тяжелому крейсеру. На "Принс оф Уэлс" правильно определили, что "Бисмарк" идет вторым, и с самого начала стреляли по германскому линкору. Тем не ме­нее, неудача с распределением огня и невозможностью ввести в дело всю артиллерию сказались на за­вязке боя. В 5-55 Холланд отдал свой последний при­каз - довернуть на 20 градусов влево ("Принс оф Уэлс" в этот момент дал свой восьмой залп). В этот момент "Худ" взорвался, пораженный пятым залпом "Бисмарка", сам дав 5 или 6 залпов. "Принс оф Уэлс" остался один против двух противников. Седьмой залп "Бисмарка" уже был направлен в новую цель.

Неполадки в артиллерийских системах главного калибра привели к тому, что после поворота линкор сразу же начал стрелять трехорудийными залпами вместо нормальных 5-орудийных. Сбои в работе ме­ханизмов горизонтальной и вертикальной наводки в обоих 4-орудийных башнях заставляли пропускать залпы. Инженеры и техники фирмы "Виккерс-Армстронг" работали вместе с командой, то и дело исправляя повреждения. По контрасту удивительно надежно функционировала двухорудийная башня "В", остававшаяся в ходе боя единственной регулярно стреляющей. За 14 минут "Принс оф Уэлс" выпустил всего 18 залпов, стреляя после доворота половиной орудий каждой башни, в основном трехорудийными залпами). В результате из 74 "заказанных" снарядов было выпущено всего 55 (74%). Носовая башня "А" страдала не только от отказов механики, но и от пото­ков воды, лившейся непрерывным потоком из верхней части барбета в рабочее отделение. Засорившиеся спускные отверстия не позволяли даже слить ее в нижние помещения, и прислуге пришлось работать по колено в воде до тех пор, пока башню не заклинило. Начиная с 90 кабельтовых, в дело вступила 133-мм универсальная артиллерия, которая, однако, дала только 3 залпа. Вывод из строя трех директоров из 4 практически лишил линкор второго калибра, который, впрочем, вряд ли был бы полезен на столь значитель­ных расстояниях. ("Бисмарк" также вел огонь из 150-мм пушек, а "Ойген" даже из 105-мм зениток, но эти калибры не дали ни одного попадания).

В 6-03 дистанция упала до 70 кабельтовых, и кэптен Лич, понимавший что решительный бой может привести только к трагедии, приказал увеличить ее. Спустя 2 минуты была поставлена дымзавеса, под прикрытием которой "Принс оф Уэлс" отвернул и вы­шел из боя. На повороте готовый к подаче снаряд в погребе кормовой башни под действием центробеж­ной силы выскользнул из желоба и заклинил вращаю­щуюся структуру башни, погнув шарнирный лоток. Линкор остался с двумя действующими орудиями главного калибра. На исправление повреждения лотка потребовалось более двух часов, а еще спустя 3 часа можно было использовать 9 орудий из 10.

Тем не менее, "Принс оф Уэлс" в неравном бою достиг определенного успеха, который некоторые из исследователей считают даже решающим для последующих событий. Он добился трех попаданий в "Бисмарк", два из которых оказались весьма сущест­венными. Один из снарядов пробил ПТЗ под главным поясом прямо под передней надстройкой, вызвав за­топление. Но наиболее неприятным оказалось попа­дание в носовую часть примерно на середине рас­стояния между форштевнем и передней башней ГК. Снаряд легко пробил 60-мм легкий пояс около ватер­линии, не взорвавшись прошел наискосок через глав­ную поперечную переборку между двумя водонепро­ницаемыми отсеками, и вышел через аналогичный пояс с другого борта, вскрыв в нем отверстие диамет­ром 1,5 м. Результатом явилась не только значитель­ная потеря находившегося в нижних помещениях топ­лива, смешавшегося с водой, но и выход из строя системы его перекачки в носовой части. Это попада­ние по сути дела сорвало атлантический поход "Бисмарка" и привело его к последующей гибели. В сущности, дебют нового типа английских линкоров можно считать вполне удовлетворительным. В своем первом бою явно недостаточно подготовленный "Принс оф Уэлс" добился более 5% попаданий - при­мерно столько же, сколько хваленые в отношении ар­тиллерийской подготовки германские корабли.

Немцы выпустили 93 бронебойных 380-мм 179 фугасных и бронебойных 203-мм снарядов. "Принс оф Уэлс" получил 7 попаданий: три 380-мм снаряда с "Бисмарка" и четыре 203-мм с "Ойгена". Британский линкор отделался довольно легко, поскольку практи­чески все повреждения не сказались на его боевых возможностях.

Первый же 380-мм снаряд пронизал переднюю надстройку на уровне компасной платформы и вышел с левого борта, не взорвавшись. Трудно даже пред­ставить себе, что бы он смог наделать, если бы взры­ватель сработал. Но даже и в этом случае воздушной волной и осколками обшивки переднего мостика были убиты или ранены все, находившиеся на мостике, кроме командира корабля и старшего сигнальщика -практически все, пострадавшие в бою. Оба отверстия от снаряда были гладкими и ровными, а сила удара почувствовалась только непосредственно на мостике. В расположенной ниже штурманской рубке мысль о повреждениях пришла в голову находившихся там только тогда, когда из переговорной трубы потекла кровь убитых и раненых на верхнем мостике. Кабели и рулевой привод не были перебиты, и управление ко­раблем и связь не пострадали.

Около 6-02 снаряд попал в основание носового директора вспомогательной артиллерии правого бор­та. Пройдя через него, он оборвал всю проводку ана­логичного КДП левого борта, выведя из строя оба директора, пробил штурманскую рубку и разрушил цистерны горячей и холодной воды, потоки которой мешали людям на мостике до тех пор, пока не догада­лись отключить насос. Оборудование рубки, включая эхолот, было уничтожено. Проходя через рубку, сна­ряд изменил траекторию и вышел через внешнюю продольную переборку, оставив в ней дыру размером 1x1,4 м. В некоторых источниках указывается, что это был 380-мм снаряд с "Бисмарка", однако размер и характер повреждений свидетельствует о том, что скорее всего он был 203-мм и "прибыл" с "Принца Ойгена". Оба директора ввели в строй только через сутки, наладив временную проводку.

Следующий 380-мм снаряд попал в стойку крана на высоте 3 м над шлюпочной палубой, срикошетиро­вал и взорвался за второй трубой, осыпав осколками всю середину корабля. В трубе образовалась пробои­на размером 0,9x1,5 м; кран вышел из строя. Готовый к взлету гидросамолет "Уолрус" был изрешечен оскол­ками и его пришлось срочно катапультировать за борт. Множество осколков прошили трубу и шлюпочную палубу, разлетевшись почти на 20 м. 4 из них достигли левого заднего директора 133-мм орудий, тяжело ра­нив в нем 1 человека. Еще более серьезным оказа­лось повреждение рабочего помещения радиолокато­ра "Тип 285" двумя осколками, убившими или ранив­шими всех техников и операторов. Многие электрока­бели и стояк пожарной магистрали были перебиты. На этом фоне погром, учиненный на шлюпочной палубе, казался детской шалостью. 2 шлюпки были уничтоже­ны полностью, еще 2 пришлось списать за негодно­стью к починке, еще 7 впоследствии отремонтирова­ли. К счастью, бензин из катеров был слит перед бо­ем, и большого пожара не возникло, а несколько мел­ких очагов удалось быстро ликвидировать. Воздейст­вие этого снаряда дает представление о том, насколь­ко серьезны даже для современного большого кораб­ля последствия на первый взгляд "бесполезного" по­падания.

Гораздо меньшие повреждения вызвал неразо­рвавшийся 203-мм снаряд, также попавший в шлю­почную палубу. Он пробил моторный катер правого борта, вошел в надстройку и ударился в 37-мм броне­вую плиту основания 133-мм установки противопо­ложного, левого борта. Угол попадания составлял примерно 20 гр. от нормали, и снаряд легко пробил броню, оставив в ней дырку почти правильной круглой формы, диаметром чуть больше своего калибра. При этом он отклонился вверх и попал в 19-мм кольцевой барбет под невыгодным углом, образовав в нем полу­метровую дыру, еще раз срикошетировал и ударился в кромку швеллера палубного бимса на расстоянии примерно 9 м от пробоины в броне. 133-мм установка осталась в строю, но вновь было перебито несколько электрических кабелей. Еще раз отразившись от 37-мм нецементированной брони, он окончательно поте­рял скорость и упал на палубу. Впоследствии его про­сто выбросили за борт. Данное попадание является яркой иллюстрацией причины несрабатывания взры­вателя при последовательном попадании в несколько преград, постепенно гасящих скорость снаряда.

Следующий 203-мм снаряд попал в неброниро­ванную обшивку позади кормового траверза, оставив в ней отверстие диаметром около 0,45 м. Пройдя внутри корпуса более 3 м, он взорвался, вызвав лишь незначительные осколочные повреждения каютных перегородок. Единственным видимым последствием было затопление шахты правого вала через воздушную коммуникацию и нескольких мелких помещений по правому борту.

Еще один снаряд того же калибра проследовал под водой и поразил кормовую часть корпуса в полу­тора метрах ниже ватерлинии рядом с баллером руля. Взрыв произошел очевидно в момент прохождения обшивки, в которой осталась пробоина 0,5x0,2 м, и не был полноценным. Головная часть снаряда отдели­лась, ударила в наклонную часть 88-мм броневой за­щиты рулевой машины и вылетела наружу примерно в 2 м от места попадания. . Броня пробита не была, и повреждения ограничились деформацией нижней броневой палубы, которая выпучилась на протяжении 6 м. Местные затопления кают и шкиперской дали незначительный крен на правый борт, немедленно устраненный контрзатоплениями.

Наконец, еще одно потенциально очень опасное попадание 380-мм снаряда даже не было замечено в ходе боя. Этот снаряд прошел под водой около 30 м, поразив правый борт в 8,5 м под ватерлинией чуть выше скулового киля, оставив дыру диаметром около полуметра. Движение в воде погасило его скорость, которой хватило на то, чтобы пробить обшивку две переборки по 9,5 мм, и пройти 3,7 м внутри корабля под углом 45 гр. к диаметральной плоскости. В конце концов снаряд уткнулся головной частью в главную ПТП во внутреннем (пустом) отсеке ПТЗ, выщербив в ней небольшую вмятину. Попадание обнаружилось только при осмотре корабля в доке в Розайте. Гер­манский снаряд находился в хорошем состоянии, его взрыватель оставался на месте, но баллистический наконечник был содран при прохождении обшивки и переборок. Если бы взрыватель сработал, "Принс оф Уэлс" мог получить крайне неприятные повреждения, поскольку за переборкой располагалось отделение дизель-генераторов. Но и при непробитии в это по­мещение начала поступать вода и нефть из пробитой и затопленной ПТЗ. В остальном воздействие этого снаряда на боевые возможности оказалось минималь­ным, лишь незначительно снизив скорость и вызвав утечку топлива с соответствующим падением дально­сти.

Тем не менее, счастливо избежавший смерти Лич оказался в чрезвычайно неприятном положении. Его корабль, не потерявший своих оборонительных свойств и скорости, остался практически беззащит­ным перед 16 пушками главного калибра противника -против двух своих. Выход из боя, совершенно логич­ный и вполне одобренный старшим начальником "на месте", контр-адмиралом Уэйк-Уокером, все же по­служил основанием для служебного расследования. Обвиненному в "недостаточной активности" Личу мог­ла грозить отставка, если бы не решительная защита его (и обвиненного в том же сомнительном "грехе" Уэйк-Уокера) со стороны командующего Флотом мет­рополии.

Часто высказывается прямо противоположная мысль, что недостаточно активным оказался Лютьенс. Некоторые наши современники считают, что немцам следовало бы добить "Принс оф Уэлс" и вернуться домой. Такое мнение очень напоминает предложение адмиралу Рожественскому "броситься" на японцев в первые минуты Цусимского боя. Поврежденный в но­совой части германский линкор имел в этот момент примерно такую же скорость, как "англичанин". Даже если бы "Бисмарк" сразу лег на курс преследования, ему пришлось бы долго вести огонь из двух передних башен, идя против волны и ветра в условиях северной Атлантики. Возможные попадания на остром курсовом угле с кормы были бы для "Принс оф Уэлс" не слиш­ком опасны; во всяком случае, он сохранил бы ход. При бое на отходе вооруженные торпедами 2 англий­ских тяжелых крейсера более чем уравновешивали возможную помощь со стороны "Принца Ойгена". Так что даже чисто боевые шансы германского отряда представляются достаточно сомнительными. Далее, на "Бисмарке" не знали, насколько сильно поврежден корабль противника и почему он вышел из боя. Но гораздо большее значение имеют оперативные и стратегические соображения. Лютьенс не имел ника­кого представления о расположении и составе бри­танских морских сил. В любой момент и с любой из трех сторон горизонта (кроме, пожалуй, северо-запада, где находилась Гренландия и льды) он мог ожидать появления кораблей противника. В частности, они могли находиться на пути его отхода. Не менее важно то задание, которое получил немецкий адми­рал. Уничтожение конвоев могло принести гораздо больший политический и материальный эффект, чем повреждение второго британского линейного корабля.

Подстегнутый резкой радиограммой из Адмирал­тейства, Уэйк-Уокер сосредоточил оба своих крейсера и "Принс" в одну колонну, намереваясь при удобном случае вновь вступить в бой. Желание это все же не было слишком активным, и когда "Бисмарк" повернул на англичан, прикрывая отход "Ойгена", они предпо­чли уклониться, причем "Принс оф Уэлс" не дал ни одного залпа. Сомкнутое построение несло в себе риск потерять противника, что и произошло в условиях очень плохой видимости рано утром 25 мая. Все по­пытки восстановления контакта оказались безуспеш­ными, между тем запас топлива на "Принсе" умень­шился до критических пределов, и после очередного донесения о состоянии дел находившийся на "Кинг Джордж V" Тови отдал Личу приказ идти в базу.

После заправки топливом в Исландии "Принс оф Уэлс" отправился в Розайт для ремонта и доводки ба­шенных механизмов. (В походе шарнирные лотки в башне "Y" заклинивались еще два раза!) В своем до­несении о бое кэптен Лич отметил ряд существенных недостатков конструкции линкора, в частности необ­ходимость улучшить вентиляцию отсеков котельных отделений вспомогательных машин, в которых в ходе сражения температура повысилась до 49°С. Он указал также на полную беззащитность от осколков помеще­ний управления радарами, директоров вспомогатель­ного калибра и большинства электро- и сигнальных коммуникаций. Отмечалось также заливание башни "А" и высокая пожароопасность деревянных шлюпок (известная уже сотню лет). Часть боевого опыта учли в ходе ремонта, но некоторые работы так и не провели. В частности, вентиляция котельных отделений оста­лась неудовлетворительной, что сказалось в ходе японской воздушной атаки в декабре 1941 г.

Вернемся, однако, в Атлантику, где преследова­ние "Бисмарка" продолжал "систершип" "Принса". Еще вечером 22 мая 1941 года "Кинг Джордж V" под флагом командующего флотом Метрополии адмирала Тови вместе с авианосцем "Викториес", крейсерами "Орора", "Галатея", "Кения" и "Хермайони" и 7 эсмин­цами вышел из Скапа-Флоу. Утром следующего дня к отряду присоединился линейный крейсер "Рипалс" и 3 эсминца, шедших из Клайда, и то, что в данный мо­мент можно было считать "главными силами британ­ского флота в отечественных водах", взяло курс на северо-восток, в проход между Исландией и Фарер­скими островами. Только после 8 вечера на флагмане была перехвачена одна из радиограмм с "Норфолка", из которой следовало, что "Бисмарк" находится в Дат­ском проливе. Положение своих сил вполне удовле­творяло Тови, который только немного изменил курс на северо-запад, чтобы вовремя перехватить против­ника.

Последовавшие после гибели "Худа" противоре­чивые сообщения запутали дело. Теперь отряд Тови являлся основной силой, способной уничтожить гер­манский рейдер, и командующий флотом взял курс на прямой перехват "Бисмарка". Рано утром 24 мая "Кинг Джордж V" и другие корабли следовали юго-западным курсом примерно параллельно противнику, с которым рассчитывали выйти на дистанцию видимости около 9 утра следующих суток. Около 4-00 Тови отделил "Викториес" и 4 крейсера для атаки гер­манского линкора. По мнению командира авианосца его летчики, не только не имевшие никакого боевого опыта , но и не летавшие над открытым морем, могли вернуться обратно с дистанции не более 100 миль. В последующих вылетах им удалось добиться единст­венного попадания, пришедшегося в бортовую броню "Бисмарка". Сама торпеда не нанесла практически никаких повреждений, однако силой взрыва выбило или расшатало временные заделки на пробоинах от снарядов "Принс оф Уэлс". "Бисмарк" вновь был вы­нужден сбавить ход.

После потери контакта отрядом Уэйк-Уокера То­ви совершил в общем-то вполне простительную ошиб­ку. Он продолжал идти прежним юго-западным курсом и пересек направление движения "Бисмарка" и "Ойгена" далеко впереди. Утром 25 мая главные силы флота Метрополии лишились одного корабля: "Рипалс", запасы топлива на котором подошли к опас­ному пределу, отделился и взял курс на Канаду. Неза­долго до полудня Тови изменил курс на северо-восток, полагая что Бисмарк возвращается домой че­рез Фарерский пролив. Почти весь день он двигался практически в прямо противоположном направлении по отношению к курсу противника, удаляясь от него все более и более. Только в 6 вечера комфлотом по­нял, что "Бисмарк" направляется во Францию, и изме­нил курс на юго-восток. Только в 10-30 следующего числа от летающей лодки "Каталина" Берегового Ко­мандования (которую пилотировал американский лет­чик) поступил долгожданный рапорт о восстановлении контакта с противником. Тови теперь мог оценить по­ложение, которое выглядело очень сомнительным -"Бисмарк" находился далеко впереди, а топливо на британских кораблях стремительно расходовалось. Правда, в 6 вечера того же, 26-го мая "Кинг Джордж V" получил важнейшее подкрепление. К отряду при­соединился линейный корабль "Родни", занявший ме­сто в строю позади флагмана. Теперь, по крайней ме­ре, можно было не опасаться за исход боя с повреж­денным "немцем". Оставалось только вступить в этот бой, для чего необходимо было любой ценой снизить скорость противника.

Единственным пригодным для этого средством оказались торпедоносцы авианосца "Арк Ройял", вхо­дившего вместе с "Ринауном" в состав соединения "Н". Этот отряд вышел из Гибралтара и вечером 26 мая был на дальности, позволявшей нанести воздуш­ный удар. 15 "Суордфишей" атаковали в наступающей темноте и добились двух попаданий. Одна из торпед, попавшая в броневой пояс в средней части корпуса линкора, не нанесла существенных повреждений. Од­нако другая нашла уязвимую точку. Взрыв в корме вывел из строя рулевую машину, и, что самое главное, заклинил рули в положении 15 градусов на левый борт.

Германский линкор оказался в очень тяжелом положении. Попытки управляться с помощью машин показали, что корабль не может идти против волны, и ему пришлось повернуть на курс 340 (северо-северо-запад), практически навстречу англичанам. Получив об этом сообщение от поддерживавшего контакт "Шеффилда", Тови вначале просто не поверил ему, но затем повернул прямо на юг, на пересечку нового кур­са врага. Теперь бой становился не только реальным, но практически неизбежным. Британский отряд даже уменьшил скорость, не желая вступать в ночную схват­ку, и Тови приказал атаковать "Бисмарк" эсминцам "Зулу", "Маори", "Коссак" и "Сикх". Точные результаты ночных действий эскадренных миноносцев так и оста­лись неизвестными, но сколь-нибудь серьезных до­полнительных повреждений германский линкор не получил.

Рано утром 27 мая отряд Тови вновь увеличил скорость. Условия предстоящего сражения в общем благоприятствовали англичанам. Шестибальный ве­тер, дувший с северо-востока и мешавший не имев­шему управления "Бисмарку", сочетался с хорошей видимостью, не препятствующей своевременному обнаружению противника. Тови решил сблизиться с германским линкором с западного направления, ис­пользуя преимущества утреннего освещения и хода волн. Кроме того, общее расположение сил не дало бы возможности "Бисмарку" использовать дымзавесу. Единственным недостатком западного направления было то, что стрельбе англичан мешал бы дым из соб­ственных труб (что и наблюдалось на практике). Что касается тактики боя, то в 7 утра Тови передал сигна­лом на "Родни", что тот может маневрировать само­стоятельно. Атака разделенными силами затруднила бы немцам ведение огня: им либо пришлось бы пере­носить его с одной цели на другую, либо разделить между обоими британскими линкорами.

В 8-20 линейные силы установили контакт со следившим за "Бисмарком" крейсером "Норфолк" и произвели окончательную коррекцию курса, а спустя 23 минуты немецкий линкор был замечен с "Родни" справа по носу на курсе 115 градусов и на дистанции около 12 миль. Он шел практически прямо на корабли Тови, которые двигались в разомкнутом строю (дистанция между линкорами 8 каб.). Через 4 минуты после обнаружения противника "Родни" открыл по нему огонь из двух передних башен с дистанции 11,5 миль, а спустя минуту к нему присоединился "Кинг Джордж V". Тови в принципе повторял ошибку Холланда, сближаясь на остром курсовом угле и стреляя 2/3 артиллерии. Но на этот раз удача оказалась не на сто­роне немцев. Хотя "Бисмарк", выбравший в качестве цели "Родни" и открывший по нему огонь в 8-49, на­крыл свою цель вторым же залпом, причем один из снарядов лег всего в 20 м от борта, прямых попаданий не было. "Родни" немедленно предпринял индивидуальный маневр уклонения, и последующие залпы "Бисмарка" дали большой перелет, затем недолет и вновь несколько перелетов. Между тем огонь британ­ских линкоров был достаточно точным: "Родни" на­крыл "Бисмарка" третьим залпом, добившись одного попадания (в 8-50). Спустя 7 минут последовало еще одно, очень важное попадание. 16-дюймовый снаряд вывел из строя носовую башню немецкого корабля. Так уже спустя 10 минут после начала сражения "Бисмарк" оказался в очень тяжелом положении; его стрельба (из одной башни "В") стала неточной и мед­ленной. Между тем дистанция быстро уменьшалась, и около 9-00 она составляла примерно 80 каб. В 9-03 "Кинг Джордж V" довернул вправо, вводя в дело кор­мовую башню, а вскоре за ним последовал и "Родни". Огневое преимущество англичан стало значительным. Примерно в то же время (в 9-02 или в 9-03) снаряд попал в возвышенную переднюю башню "Бисмарка". Броня была пробита; силой взрыва была выбита с места и выброшена за борт задняя плита башни. Поч­ти одновременно другим попаданием был выведен из строя центральный пост управления огнем на перед­ней мачте; этот же снаряд убил или ранил большинст­во офицеров штаба Лютьенса и командования кораб­ля. Еще через 10 минут аналогичная судьба постигла носовой пост управления огнем, а спустя еще 6 минут - кормовой, в результате чего "Бисмарк" остался пол­ностью без централизованной системы управления стрельбой. Около 9-15 оставшиеся 2 задние башни перенесли огонь на "Кинг Джордж V", однако флагман Тови находился под обстрелом всего 5 минут, после чего германский линкор вновь возобновил огонь по "Родни", стреляя из единственной кормовой башни "D".

Таким образом, менее чем за полчаса после на­чала боя немецкий "суперлинкор" оказался полно­стью выведенным из строя. Трудно оценить, какой именно из британских линейных кораблей сыграл в этом главную роль. И "Кинг Джордж V", и "Родни" вы­пустили в начальной фазе боя примерно одинаковое число снарядов. "Родни" все время находился чуть ближе к неприятелю и условия наблюдения с него бы­ли лучше. К 9-15 он дал 37 залпов, добившись, оче­видно 6 попаданий. "Кинг Джордж" выпустил около 30 залпов, из которых 6 или 7 дали накрытия. Оба бри­танских линкора использовали исключительно броне­бойные снаряды, оказывавшие сокрушительное дей­ствие на дистанциях первой стадии боя (от 70 до при­мерно 50 каб.).

К этому времени "Бисмарк" на контркурсе про­скочил мимо английских кораблей, поэтому в 9-16 "Родни" повернул вправо на обратный курс. Двигаясь теперь на север параллельно зарывавшемуся в волнах немецкому линкору, он продолжал осыпать его снаря­дами с 45 кабельтовых. Тови решил поберечь свой новый корабль (точнее его орудия, поскольку самому "Кинг Джорджу" уже мало что угрожало) и проделал тот же маневр 10 минутами позже и на большем уда­лении от противника (дистанция около 60 каб.). В этот момент огонь с флагмана стал заметно менее дейст­венным. Во-первых, цель временами закрывалась ды­мом и всплесками от 16-дюймовых снарядов "Родни". Во-вторых, временно вышел из строя артиллерийский радар, позволявший вести огонь в этих непростых условиях, и, в-третьих, начались традиционные непо­ладки в орудийных башнях ГК, одна из которых полностью прекратила стрельбу на 30 минут. В этом отно­шении головной корабль серии, формально находив­шийся в составе флота уже почти полгода, мало чем отличался от только что вступившего в строй "Принс оф Уэлс". К счастью, дело уже было сделано, причем основную роль продолжал играть "Родни". Он вновь развернулся вправо и пересек курс "Бисмарка" на дистанции всего 15-20 кабельтовых. К 9-40 с герман­ского корабля прекратился огонь не только главного, но также и вспомогательного калибра.

Еще через 20 минут "Кинг Джордж V" также сблизился с "Бисмарком" и выпустил в него 8 залпов с близкой дистанции (15 каб.). Количество попаданий в этой стадии было весьма значительно. Обследование останков германского линкора засвидетельствовало полное разрушение главной носовой надстройки, при­чем броневая рубка по количеству дырок была похожа на кусок швейцарского сыра. То, что "Бисмарк" про­должал держаться наплаву, объясняется несколькими факторами. Во-первых, комбинация 320-мм пояса и 110-мм скоса палубы (к тому же очень пологого) была эквивалентна на малых дистанциях 600-700 мм верти­кальной брони, что исключало надежное пробивание британскими орудиями на любых курсовых углах, за­метно отличающихся от 90°. Во-вторых, стрельба на 1,5 мили с минимальными углами возвышения (и, со­ответственно, падения) приводила к попаданиям ис­ключительно выше ватерлинии. Поэтому "Бисмарк" принимал воду достаточно медленно. Тщательное разделение на отсеки и отличные действия экипажа продлили его агонию, но сказать что германский лин­кор оказался "непотопляемым", нельзя. Даже без по­следней торпедной атаки, предоставленный самому себе, он несомненно затонул бы весьма скоро. Пора­жает та легкость, с которой британские корабли раз­делались с более крупным и в принципе более совер­шенным противником, прекратив его активное сопро­тивление примерно за полчаса. Уничтожение "Бисмарка", первой жертвы среди современных лин­коров, показало, что даже весьма удачно сконструи­рованные корабли, имеющие очень хорошую защиту и управление огнем, могут стать практически небоеспо­собными в результате нескольких удачных попаданий, в частности - в центры управления. В общем, "Худ" был полностью отомщен, а немцы не добились в этом сражении ни одного попадания, что не слишком уди­вительно, поскольку "Бисмарк" ни разу не стрелял всеми 8-ю орудиями, в основном ведя огонь из одной или двух башен.

Новый британский линкор в ходе этого боя оста­вался как бы "в тени", находясь на большей дистанции и стреляя реже, чем "Родни". Наиболее существенным его недостатком оставалась низкая надежность глав­ной артиллерии. Трудно сказать, как бы сложился по­единок неуправлявшегося "Бисмарка" с "Кинг Джордж V" в отсутствии 16-дюймового "ветерана". Скорее все­го, рейдер все же был бы уничтожен совокупными усилиями британского флота с участием авиации и торпедных кораблей, но, возможно, он успел бы на­нести "англичанину" некоторые повреждения. Впро­чем, ведущим фактором в операции оставался запас топлива. Даже в сложившихся удачных обстоятельст­вах Тови пришлось в 10-15 выйти из боя и немедлен­но направиться на базу.