Общая оценка проекта и использования

 

Обычно дать однозначную оценку того или иного типа кораблей достаточно трудно. Не является исклю­чением и тип "Кинг Джордж V", хотя это далеко не самый сложный случай. Концепция последней серии английских линкоров укладывается в на первый взгляд несколько парадоксальную формулу "нетрадиционный традиционный британский корабль". Традиция состоит в том, что "владычица морей" крайне редко строила действительно самые сильные в мире (на данный мо­мент времени) корабли. Гораздо более важными фак­торами являлись более низкая стоимость, и, соответ­ственно, большее количество единиц, при простоте конструкции и высокой огневой мощи. За всю эпоху броненосного флота вплоть до окончания 1 -и мировой войны Британия почти всегда могла противопоставить два своих корабля одному кораблю противника. Выго­ды численного превосходства и удобного базирования позволяли не в такой степени как немцам заботиться о неуязвимости и большой дальности единиц флота. В годы расцвета империи кораблестроительной про­мышленности "кузницы мира" не приходилось прила­гать дополнительных усилий для того, чтобы создавать достаточно сильные корабли, не уступающие (или ма­ло уступающие) по силе лучшим кораблям неприятеля, при этом в нужных количествах.

Первая мировая война подкосила морскую моно­полию Британии. Устранив одного конкурента, Герма­нию, империя оказалась перед лицом набиравших силу дальневосточных гигантов - США и Японии. По­следовавшая серия морских соглашений сослужила плохую службу английской судостроительной про­мышленности и всей продуманной системе военного кораблестроения. К следующему мировому конфликту держава подходила с набором устаревших линкоров и линейных крейсеров, неоднократно "перекроенных", но мало способных противостоять новому поколению "капитальных" судов.

Правда, в силу сложившихся политических усло­вий, в отличие от 20-х - начала 30-х годов, когда по­тенциальная угроза военного конфликта с Соединен­ными Штатами представлялась если и не реальной, то отнюдь не невозможной, к концу 30-х годов Британия вновь попала в привычные стратегические условия превосходства сил на море. Итальянский флот на Средиземном море не имел мощных линейных сил и вполне балансировался французским, так что основ­ным вероятным противником, как и четвертью века раньше, оставалась Германия.

Именно в этих обстоятельствах появились на свет линкоры серии "Кинг Джордж V". Англичане вновь сделали ставку на не "самый лучший в мире", относи­тельно дешевый, но достаточно многочисленный тип. Конечно, условия конца 30-х годов не позволяли Бри­тании строить два своих линкора против одного лин­кора противника, но, тем не менее, серия из 5 единиц явилась самой крупной из всех реально построенных новых линейных кораблей времен второй мировой войны.

Традиции возобладали и в конкретных техниче­ских решениях. Умеренная для своего времени ско­рость хода, "прямолинейное", но мощное бронирова­ние, консервативная по параметрам механическая установка, применение всех технических новинок, но без чрезмерного перенасыщения ими корабля соот­ветствовали английской кораблестроительной концеп­ции. Подробно рассмотренный ранее "прокол" с глав­ным калибром заставил уже на последней стадии до­работки проекта отказаться от преимущества в огне­вой силе по сравнению с зарубежными современни­ками. В первоначальном варианте, с 12-ю 14-дюймовыми орудиями, "Кинг Джордж V" выглядел бы весьма неплохо и в этом отношении. Но даже в своем реальном виде он практически не уступал (а в некото­рых аспектах даже превосходил) немецкие корабли, против которых он и предназначался. Так что проект ни в коей мере не следует считать ошибкой, рассмат­ривая его в свете сложившихся политических и эконо­мических реалий. Удачным следует признать широкое применение радиолокации для целей обнаружения и управления стрельбой, что значительно повышало наступательные качества "кингов" в сравнении с ко­раблями стран "оси".

Однако практическая реализация концепции по некоторым чисто конструкторским моментам оставля­ла желать лучшего. Несомненной ошибкой была сис­тема ПТЗ. Английские корабли даже в лучшие времена не отличались хорошими параметрами подводной за­щиты - достаточно вспомнить гибель "Вэнгарда" после подрыва на единственной мине в первую мировую войну. Основным недостатком ПТЗ являлась малая ее ширина и плохое прикрытие сверху. Слабость подвод­ной защиты, на разработку которой было потрачено немало сил и средств, стоила англичанам потери "Принс оф Уэлс". Менее значимые упущения таились в небронированной против снарядов даже средних ка­либров боевой рубке и неоптимальной компоновке механической установки. Эксплуатационные и манев­ренные характеристики корабля в общем были хоро­шими, хотя и здесь наблюдались странные для обра­щавших на подобные вопросы большое внимание анг­личан "дыры". Особенно неприятным для линейного корабля являлся слишком малый радиус действия, недостаточный по современным меркам даже в проек­те, и к тому же сильно сокращенный на практике. Сис­темы вентиляции не подходили для действий в тропи­ках, причем речь шла не только об обитаемости, но и возможности нормального функционирования важ­нейших систем (основных и вспомогательных меха­низмов). Серьезного порицания заслуживает недоста­точная надежность артиллерийских установок главно­го калибра. В результате на первый взгляд второсте­пенные недостатки играли существенную роль в кри­тические моменты, то оставляя линкоры без части артиллерии, то заставляя экипаж оставлять еще не затопленные помещения.

Бронирование "Кинг Джордж V" выглядит весьма внушительным, выводя его по этому параметру на высокое место среди современников. Однако реаль­ные качества защиты от артиллерии так и не были проверены в бою, поэтому нельзя гарантировать, что и здесь не были допущены конструкторские просчеты.

При чисто формальном сравнении наступатель­ной и оборонительной мощи линкоров последнего поколения "Кинг Джордж V" оказывается далеко поза­ди соперников, что вызвано в основном недостаточно мощной 14-дюймовой пушкой. Напротив, 15-16-дюймовые орудия возможных противников оставляли "англичанам" мало шансов, во всяком случае на кур­совых углах, близких к 90°- , что следует из приведен­ной ниже таблицы.

 

Зоны неуязвимости линкоров типа "Кинг Джордж V" против орудий линкоров постройки конца 30-х годов (дистанции в каб.).

Орудие

ЭУ

Погреба

283 мм, "Шарнхорст"

от 52 каб

от 46 каб

380 мм, "Бисмарк"

от 93 до 101

от 85 до 143 каб

381 мм, "Ришелье"

Нет

от 108 до 134 каб

381 мм, "Литторио"

Нет

от 126 до 140 каб

406 мм, "Вашингтон"

Нет

от 101 до 104 каб

406 мм, "Айова"

Нет

Нет

457 мм, "Ямато"

Нет

Нет

 

Неопасным противником можно назвать только явно недовооруженные линейные корабли типа "Шарнхорст"; в остальных случаях зоны неуязвимости британских линкоров либо очень невелики, либо их вообще нет. Особенно невыгодными противниками для них являлись американские корабли и супер­линкоры типа "Ямато", поскольку у их мощных орудий имелась достаточно широкая "зона полного пораже­ния" (диапазон дистанций, на которых пробивается - ВСЯ броня). Так, против 406 мм/45 орудий "Вашингтона" и "Саут Дакоты" машины и котлы "англичан" оказывались совершенно беззащитными на дистанциях от 86 до 114 каб., тогда как погреба имели узенькую "зону безопасности" в 3-4 кабельтова. Более мощная пушка "Айовы" имела зону абсолютного пора­жения погребов "кингов" от 106 до 131 каб., а машин -от 90 - до 142 каб! Примерно так же безнадежно вы­глядела ситуация с 16-дюймовкой "Ямато": погреба британских линкоров оставались перед ней полностью беззащитными от 109 до 128 каб., а ЭУ - от 93 до 139 каб. (Все значения соответствуют курсовому углу 90°). Нетрудно видеть, что "Кинг Джордж V" находился бы в исключительно невыгодном тактическом положении при бое с любым из этих кораблей, причем на дистан­циях, соответствующих завязке сражения.

Напротив, все его противники, часто обладавшие броней меньшей толщины, но расположенной по бо­лее современным схемам (пояс плюс скос палубы с малым углом наклона на немецких линкорах, наклон­ные внутренние пояса на "Ришелье", "Саут Дакоте" и "Литторио"), имели зоны безопасности по отношению к 14-дюймовому орудию, имевшему небольшую на­чальную скорость.

 

Зоны неуязвимости иностранных линкоров про­тив британского 356-мм орудия (дистанции в каб.).

Корабль

ЭУ

Погреба

"Шарнхорст"

от   67   до 101 каб

от 56 до 1 24 каб

"Бисмарк"

от   79   до 101 каб

от 67 до 129 каб

"Ришелье"

 

от 57 каб

"Литторио"

 

от 78 до 118 каб

"Вашингтон"

 

от 89 до 135 каб

"Айова"

от   75    от 135 каб

от 75 до 144 каб

"Ямато"

от 65 каб

от 65 каб

 

Из приведенных таблиц видно, насколько значи­тельно британские линкоры уступали своим возмож­ным противникам по показателю "защита - снаряд". Показательно, что даже "Шарнхорст" с его 11-дюймовками лишь немного уступал им в относитель­ной проницаемости защиты на большинстве боевых дистанций. Однако реальные факты показывают, на­сколько далеки от жизни академические варианты сравнения кораблей. Для линкоров со схемой защиты "все или ничего" большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу­са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою "Бисмарка" с "Принс оф Уэлс" не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении "Дьюк оф Йорк" с "Шарнхорстом" немец­кие корабли были выведены из строя явно без проби­тий погребов и машин (за исключением случайного попадания в гласис КО на "Шарнхорсте"). Тем не ме­нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для "добивания" противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.

Не меньшее значение приняла рациональность использования тех немногих основных боевых единиц, которые имелись в распоряжении адмиралов в 40-х годах. В этом отношении (за немногими исключения­ми) британское Адмиралтейство и командующие эс­кадрами показали себя гораздо более умелыми руко­водителями, чем их коллеги времен 1 -и мировой вой­ны. Не самые удачные с технической точки зрения линейные корабли в их руках сыграли важную роль в победе союзников на море в 1939-1945 годах