История авианосца "FURIOUS"

 

Вступившие в 1917 году в строй британ­ского флота "Courageous" и "Glorious" ока­зались плохой заменой для других, даже бо­лее слабых кораблей - им просто не смогли найти применения. С "Furious" же, имевшем в носовой части взлетную палубу, дело об­стояло по другому. Этот крейсер-гибрид имел явно выраженные задачи, хотя, по-существу, являлся кораблем-недоделкой. Имен­но так он расценивался специалистами, так же он и воспринимался и моряками, и морс­кими пилотами. Тем не менее, "Furious" за­рекомендовал себя как авианосец с гораздо лучшей стороны, чем старые гидроавиатранспорты "Campania", "Engadine", "Riveria". Эти и другие подобные им корабли имели ан­гар на 4-5 гидропланов, но на них не име­лось взлетной палубы, что существенно сни­жало возможности их боевого использования, так как взлет самолетов был возможен толь­ко с воды и в хорошую погоду.

"Furious" был предназначен исправить это положение, но проводить обширные испы­тания на нем в то время не предполагалось.

Переделка крейсера в авианосец нача­лась еще до вступления его в строй, в марте 1917 года, а 4 июля 1917 года "Furious" зачислен в состав Гранд-Флита, став флаг­маном вице-адмирала командующего флотской авиацией. Вместо носовой башни и ее барбе­та на корабле устроили ангар на восемь-де­сять самолетов, но обычно на корабль бази­ровались шесть "Sopwith Pups" и четыре са­молета типа "Short". При длине 27 метров и ширине 15,5 метров ангар имел высоту около 4,3 метров и простирался от рубки на от­носительно короткое расстояние к носу. В кормовой части ангара, непосредственно пе­ред надстройкой был размещен самолетоподъемник размером 9x5 метров. Для защиты сто­ящих на палубе самолетов от непогоды по бортам в носовой части палубы, а также по­перек ее, имелись специальные ограждения, которые при необходимости можно было опус­тить. Для старта гидросамолетов по полет­ной палубе были проложены рельсовые пути, по которым перемещалась специальная тележ­ка с установленным на ней поплавковым гид­росамолетом. Возможен был также старт ко­лесного самолета, но посадка его на палубу в то время не предусматривалась.

После вступления в строй на "Furious" был проведен ряд взлетно-посадочных экспе­риментов. С носовой взлетной палубы, в то время имевшей длину 69,57 метра и ширину 15,24 метра, постоянно и довольно успешно взлетали самолеты типов "Short" и "Sopwith Pups". С посадкой самолетов на корабль де­ло обстояло хуже. Методика посадки самоле­та на "Furious", разработанная командиром эскадрильи Е.Х.Даннингом (Е.Н.Dunning) за­служивает того, чтобы о ней было упомяну­то. Самолет для посадки должен был летать в узком пространстве вокруг надстроек ко­рабля, ожидая пока авианосец наберет мак­симальный ход, уменьшая разницу в скорости между ним и самолетом. В момент, когда их скорости сравнивались и самолет как бы за­висал над диаметральной плоскостью кораб­ля, он должен быть схвачен посредством ка­натов, свисающих с плоскостей самолета, и притянут к палубе. Первая попытка посадки Даннинга на самолете, произведенная 2 ав­густа 1917 года, была успешной, но 7 ав­густа при повторной попытке этот летчик не смог остановить машину я рухнул под форш­тевень крейсера. Самолет был разбит, а от­важный пилот погиб.

Дальнейшие опыты этого рода были зап­рещены, но всем было ясно, что необходимо найти хоть какой-то метод посадки самоле­тов на палубу. В конце концов это привело к новой модернизации на "Furious", начав­шейся в ноябре 1917 года. Несмотря на про­тиводействие некоторых консервативных ад­миралов, было решено снять кормовую ору­дийную башню, а вместе с ней грот-мачту и рубку управления торпедной стрельбой - то есть освобождалось все пространство в кор­му от дымовой трубы. На их месте смонтиро­вали новую полетную палубу длиной 86,4 метра и шириной 21,3 метра. Под палубой был устроен ангар для колесных самолетов с соответствующим оборудованием и мастерской. Подъем самолетов осуществлялся посредством специального подъемника, аналогичного но­совому. В этом варианте "Furious" мог нес­ти 16 самолетов, но временами он имел на борту до 26 самолетов. Обе полетные палу­бы, носовая и кормовая, соединялись узкими (шириной 3,35 метра) открытыми участками, проходящими вдоль бортов по бокам от надстройки. На этих рампах были проложены рельсовые пути, по которым на специальных тележках можно было перевезти самолет с одной палубы на другую. Для торможения са­молетов было сделано специальное устройст­во - натянутый поперек палубы канат, за который специальным крюком цеплялся само­лет, однако устройство это было далеко от совершенства, поэтому для аварийной посад­ки имелся специальный барьер из манильских полотен, натянутых поперек палубы с накло­ном примерно 50 градусов. Он подхватывал аварийный самолет и препятствовал его нас­коку на дымовую трубу. Помимо авиационно­го, на корабле сохранялось и артиллерийс­кое вооружение - десять 140-мм.орудий.

Работы продолжались до марта 1918 го­да. И в таком виде авианосец успел принять участие в боевых действиях - семь его са­молетов произвели достаточно известную атаку на германскую базу дирижаблей в Тондерне 19 июля 1918 года, уничтожив два ди­рижабля "L.54" и "L.6.6". Правда, по уже названным причинам ни один самолет на па­лубу не сел - при посадке пять самолетов разбились, а два улетели в нейтральную Да­нию. Всего же за время войны на "Furious" не смог сесть ни один самолет.

Но и эта переделка не решила пробле­мы. В конце концов выяснилось, что садящи­еся на палубу самолеты попадали в зону за­вихрения воздуха, образующегося позади ды­мовой трубы. Очень часто это делало посад­ку опасной на любой скорости корабля свыше 8 узлов, а это означало, что терялись все преимущества высокоскоростных кораблей. До следующей перестройки посадочные операции на палубу "Furious" были ограничены, а ко­рабль использован для опытов с небольшими аэростатами с привязной гондолой. Аэроста­ты служили для обнаружения в море подвод­ных лодок. Лишь в конце 1918 года, после обобщения результатов опытов с авианосцем "Argus", Адмиралтейство решилось на следу­ющую перестройку. Но теперь, в условиях мирного времени, решили не торопиться.

Только в 1922 году началась третья мо­дернизация проводившаяся на казенной верфи в Девонпорте. Надстройка и дымовая труба были убраны, а обе полетные палубы соеди­нены. Соединились также и самолетные анга­ры, которые теперь вмещали 33 самолета. Для транспортировки самолетов на палубу имелось два подъемника. Работы были закончены только в 1925 году. 1 сентября 1925 года авианосец был полностью укомплектован в Портсмуте и стал одним из самых удачных переоборудованных авианосцев, Однако име­лись и серьезные недостатки, одним из ко­торых считалось неудачное расположение постов управления кораблем и полетами. Оно осуществлялось из расположенных в передней части "ласточкиных гнезд", которые позже были сняты - из-за неудобства и громозд­кости. Примерно в 1930 году на "Furious" установили специальную платформу, которую при отсутствии полетов можно было опустить ниже палубы. Но и это не удовлетворило мо­ряков и морских пилотов, поэтому в 1938/39 году на корабле, на правом борту установи­ли островную надстройку с небольшой мач­той.

За все время перестроек никогда не менялась энергетическая установка корабля, хотя система отвода дымовых газов оказа­лась явно неудовлетворительной. Газы пос­тупали от котлов к большим дымовым отверс­тиям в полетной палубе" или, если проводи­лись летные операции,- к отверстиям в бор­тах нижнего ангара. В любом случае, дымы сильно мешали садящимся самолетам. К тому же из-за громадных дымоотводов уменьшалось место в ангаре - самолетоемкость "Furious" была на 25 % меньше, чем у "Courageous".

Вместе с авиационным вооружением менялось и артиллерийское. При перестройке 1922-1925 года к имевшимся десяти 140-км. пушкам добавили три 102-мм.зенитки. В 1931 году на "Furious" установили две восьмиствольные зенитные установки типа "Pom-Pom".

При перестройке 1938/1939 годов ар­тиллерию полностью заменили. Все 140-мм. орудия были сняты, а вместо них установили двенадцать 102-мм.орудий в шести спаренных установках. Позже, во время войны, были добавлены одна восьмиствольная 40-мм. зе­нитка и двадцать два одиночных 20-мм.авто­мата.

Броневая защита за время службы авиа­носца изменений не претерпела, но полетная палуба была усилена 25-мм.броней.

Идеи, возникшие в результате множества проведенных на "Furious" испытаний, можно видеть в архитектуре всех будущих авианосцев. Сам же "Furious", в отличие от своих собратьев, удачно отвоевал во Второй мировой, а после ее окончания, 26 мая 1945 года, был переведен в резерв с базировани­ем на Портсмут. 15 марта 1948 года корабль был продан на металл судоразделочной ком­пании "Т.W.World Shipbrickers" в Далмуире (Dalmuir), a вскоре корабль был разобран на металл в Труне (Troon).

 

Технические характеристики авианосца "FURIOUS"  (проект перестройки 1922)

 

Водоизмещение стандартное ..... 23.130 ts

водоизмещение полное................ 26.800 ts

Длина между перпендикулярами .. 224,09 м.

Ширина ......................... 24,69 м.

Ширина у " острова" ............32,61 м.

Осадка средняя.................. 8,31м.

Метацентрическая высота:

при стандартном водоизмещении.. 0,91 м.

при полном водоизмещении ...... 1,10 м.

Длина носовой полетной палубы .. 45,72 м.

Ширина полетной палубы ......... 30,48 м.

Длина посадочной палубы....... 175,56 м.

Длина верхнего ангара......... 161,54 м.

Ширина верхнего ангара ......... 15,24 м.

Площадь верхнего ангара .... 2415,5 кв.м.

Длина нижнего ангара........... 167,64 м.

Экипаж ....................... 1132 чел. (позже увеличен до 1194 чел.)