ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошло более семидесяти лет с тех пор, как подводный минный заградитель "Краб" вышел на первую минную постановку к Босфору... Полвека минуло с того времени, как перестало биться сердце замечательного русского патриота и талантливого изобретателя Михаила Петровича Налетова... Но его имя не может быть забыто. М. П. Налетов по праву должен занять почетное место среди выдающихся изобретателей в области мировой военно-морской техники.

Действительно, из "зародыша" -небольшого подводного заградителя всего в 25 т с четырьмя минами, который строил Михаил Петрович в осажденном Порт-Артуре, его же трудами и талантом в короткий срок был создан подводный минный заградитель в 533 т с шестьюдесятью минами, ставший уже боевой подводной лодкой!

Из иностранных держав Германия первая оценила важность изобретения М. П. Налетова, о котором немцы, несомненно, узнали еще во время постройки "Краба" в Николаеве. По этому поводу Михаил Петрович писал:

«В Германии моя основная мысль, надо полагать, пропагандировалась инж. Критцлером, б. представителем для России заводов Крупна ("Германия верфт") и Кертинга, часто посещавшим Морское министерство во время постройки "Краба", так как первый патент в Германии на вооружение подводных лодок минами заграждения и заявленный в Германии немцем, принадлежит именно этому инженеру.» 167

Об этом же в своей статье писал и Н. А. Монастырев:

«Хотя постройка "Краба" и была секретной, но о его проекте за границей было известно и внимание морских заграничных кругов было обращено на этот корабль. В одном из немецких журналов еще задолго до войны относительно "Краба" была помещена статья со схематическими чертежами (но без описания минной надстройки и ее устройства), в которой указывалось на то, что корабли подобного типа будут играть огромную роль, и очень странно, что первая на этот путь ступила Россия (!—Н. 3.)» 168

Во время первой мировой войны в Германии были заказаны, строились и построены 212 подводных минных заградителей. 169 На каждом из них было от 12 до 18 мин. Лишь большие подводные заградители U-71—U-80 имели по 36 мин и U-117—U-121—по 42—48 мин, но водоизмещение последних (надводное) было 1160 т, т. е. в два раза больше водоизмещения "Краба". Даже заказанные уже в год окончания войны германские подводные заградители, водоизмещение которых не намного отличалось от водоизмещения "Краба", уступали русской лодке:

 

UC-119—UC-192 170

"Краб"

Водоизмещение, т

510/580

533/736

Мощность моторов, л. с.

(2x400)/(2x310)

(4x300)/(2x330)

Скорость, уз

11,5/6,6

11,8/7,1

Количество мин

14

60

Число торпедных аппаратов

171

2

Но не только по количеству мин превосходил германские заградители наш "Краб". Немцы, не зная устройства Налетова постановки мин, создали свое, которое состояло из шести специальных колодцев, расположенных с уклоном к корме лодки под углом 24°. В каждом из таких колодцев помещалось по две-три мины. Верхние и нижние концы колодцев были открыты. При подводном ходе заградителя струи воды толкали мины к нижним отверстиям колодцев, что облегчало постановку мин. 172 Следовательно, германские подводные заградители ставили мины "под себя". В силу этого они иногда становились жертвами собственных мин. Так погибли заградители UC-9, UC-12, UC-32, UC-44 и UC-42, причем последний заградитель погиб уже в сентябре 1917г. 173, т. е. спустя два года после вступления в строй первых германских подводных заградителей такого типа.

К тому времени личный состав, несомненно, должен был уже хорошо усвоить устройство для постановки мин. Погибших германских подводных заградителей по этой причине, вероятно, было больше, чем пять, так как часть заградителей "пропала без вести", и не исключена возможность, что и некоторые из них погибли на собственных минах при их постановке.

Таким образом, первое немецкое устройство для постановки мин оказалось весьма ненадежным и опасным для самих лодок. Лишь на больших подводных заградителях (UC-71 и др.) это устройство было иным. На этих лодках мины хранились в прочном корпусе на горизонтальных стеллажах, откуда они вводились в две специальные трубы, оканчивавшиеся в кормовой части заградителя. В каждой из труб находились только три мины. После постановки этих мин процедура ввода в трубы следующих мин повторялась.

Естественно, что при таком устройстве для постановки мин дополнительно требовались специальные цистерны, так как ввод мин в трубы и их постановка вызывали перемещение центра тяжести лодки и дифферент, что компенсировалось приемом и перекачкой воды. 174 Отсюда видно, что последняя система для постановки мин, принятая на некоторых германских подводных заградителях, гораздо сложнее системы М. П. Налетова.

К сожалению, в русском флоте ценный опыт создания первого подводного минного заградителя долгое время не был использован. Правда, как уже упоминалось, еще в 1907 г. на Балтийском заводе были разработаны два варианта подводного заградителя водоизмещением всего около 250 т с 60 минами. Но ни один из них осуществлен не был, да и не мог быть осуществлен: совершенно ясно, что при таком небольшом водоизмещении снабдить заградитель 60 минами было невозможно, хотя завод и утверждал обратное. Вместе с тем опыт войны и боевого использования заградителя "Краб" показал, что подводные минные заградители для флота весьма необходимы. В силу этого, чтобы получить подводные заградители для Балтийского флота в возможно короткий срок, было решено переделать две из достраивавшихся в 1916 г. подводных лодок типа "Барс" в подводные заградители. Семнадцатого июня 1916 г. в письме к начальнику Морского генерального штаба помощник морского министра писал:

«Таковые переделки могут состояться лишь на лодках "Форель" и "Ерш" постройки Балтийского завода только потому, что завод берется осуществить эту работу по системе лодки "Краб", между тем как завод "Ноблесснер" предлагает свою систему, чертежи которой еще далеко не разработаны.»  175

Вспомним, что еще за девять лет до этого Балтийский завод брался установить собственное минное устройство и мины ("системы капитана 2-го ранга Шрейбера"), а не предложенные М. П. Налетовым, то теперь, когда минное устройство и мины были осуществлены на "Крабе", их признал и Балтийский завод... Кроме того, следует подчеркнуть, что проекты минного устройства и мин были осуществлены для подводного заградителя заводом "Ноблесснер" несомненно не без участия консультанта завода, а им был крупнейший кораблестроитель профессор Иван Григорьевич Бубнов, по проектам которого были построены почти все лодки "русского типа" (в том числе и "Барс"). И если все же было отдано предпочтение "системе М. П. Налетова" (которая, правда, уже так не называлась), то еще очевиднее становятся ценность и уникальность изобретения Михаила Петровича.

Несмотря на то что подводные лодки "Ерш" и "Форель" были больше "Краба", Балтийскому заводу не удалось разместить на них такое же количество мин, какое удалось М. П. Налетову. Это видно из следующих данных:

 

"Ерш" 176

"Краб"

Водоизмещение, т

650/785

533/736

Мощность моторов, л. с.

2x420/-

(4 x 300) / (2x330)

Скорость, уз

11/7,5

11,8/7,1

Количество мин

42

60

Число торпедных аппаратов

2

2

Артиллерия

I — 57-мм

I — 70-мм

Из двух подводных заградителей для Балтийского флота был достроен только "Ерш", да и то к концу 1917 г.

В связи с необходимостью во время войны постановки мин на малых глубинах в южной части Балтийского моря в МГШ возник вопрос о постройке малых подводных минных заградителей, которые, к тому же, могли быть построены в короткий срок (предполагалось, к сентябрю 1917 г.). Этот вопрос 3 февраля 1917 г. доложили морскому министру, который приказал заказать для Балтийского флота четыре малых подводных минных заградителя. 177 Два из них (31 и 32) заказали Балтийскому заводу и два (33 и 34) — Русско-Балтийскому заводу в Ревеле. Эти заградители несколько отличались друг от друга: первые имели водоизмещение 230/275 т и принимали 20 мин, а вторые — 228,5/264 т и 16 мин. Заградители до конца войны достроены не были.

История многострадального "Краба" и его изобретателя подходит к концу. Осталось лишь вернуться еще к одному, последнему вопросу.

Как известно, после спуска на воду "Краба" М. П. Налетов был вынужден уйти с завода, и дальнейшая постройка заградителя проходила без его участия, под наблюдением особой комиссии Морского министерства, состоявшей из офицеров. После отстранения Михаила Петровича от постройки "Краба" и Морское министерство и завод всячески старались доказать, что мины и минное устройство и даже заградитель не являются... "системой Налетова". Девятнадцатого сентября 1912 г. в Морском техническом комитете по этому поводу состоялось специальное совещание, в протоколе которого было записано:

«Совещание убедилось (? — Н. З.), что за г. Налетовым нет никакого приоритета в предложении для подводных лодок мин заграждения с пустотелым якорем (при нулевой или близкой к нулю плавучести мины, пока она находится в подводной лодке), так как вопрос этот принципиально разработан был при минном отделе МТК еще до предложения г. Налетова. Поэтому нет никаких оснований считать не только разрабатываемые мины, но и весь (! — Н. З.) строящийся заградитель "системы Налетова"» 178.

Нам не известно, действительно ли в МТК вопрос о мине с нулевой плавучестью был "принципиально разработан" до предложения Налетова, но известно, что Михаил Петрович предложил свой проект заградителя еще 29 декабря 1906 г., первое рассмотрение которого состоялось в МТК 9 января 1907 г., а в апреле того же года он представил чертежи с объяснительной запиской мин и устройства для их постановки с заградителя, выдвинув тогда же принцип нулевой плавучести для мин. С другой стороны, первые два варианта подводного заградителя с 60 минами водоизмещением всего около ... 250 т (!) были представлены Балтийским заводом 7 мая 1907 г., а доклад Н. Н. Шрейбера председателю МТК, в котором он писал, что им совместно с лейтенантом С. Н. Власьевым и корабельным инженером И. Г. Бубновым разработана мина с нулевой плавучестью, был представлен лишь 29 сентября 1909 г. Поэтому по меньшей мере вызывает удивление утверждение Шрейбера в этом докладе, что "позднее этот принцип (т. е. принцип нулевой плавучести для мин заградителя — Н. З.) был применен и инженером Налетовым в своем предложении подводного заградителя". Вполне очевидно, что принцип нулевой плавучести для мин подводного заградителя был "позднее применен" не М. П. Налетовым, а Н. Н. Шрейбером...

Что же касается Общества николаевских заводов и верфей, то оно вначале, в 1907 г. ухватилось за проект подводного заградителя М. П. Налетова как за новшество, дававшее, по мнению специалистов завода, возможность получить большую прибыль. Однако, не имея никакого опыта вообще в постройке подводных лодок, оно легкомысленно взялось построить заградитель менее чем за два года. Но позже Общество убедилось в том, что построить подводный заградитель (лодку совершенно нового типа) не так-то просто, как казалось вначале. Кроме того, выяснилось, что заградитель не удастся сдать даже с опозданием на два года против контрактного срока. Поэтому Общество для того, чтобы сохранить заказчика и достроить заградитель, отказалось от выгодной для него статьи 10-й прежнего контракта, получив взамен некоторую финансовую компенсацию. Кроме того, согласившись с явно фальсифицированным утверждением Морского министерства о том, что и мины и заградитель якобы не являются "системы Налетова", Общество получило некоторые выгоды и в финансовых расчетах с автором проекта заградителя и мин -Налетовым. Указывая на свои договорные отношения с Обществом николаевских заводов и верфей, Михаил Петрович писал:

«По контракту, заключенному мною с заводом, я получал от 5 до 20 % от суммы, за которую будет взята постройка заградителя, причем проценты эти зависели от степени признания прав на мое изобретение, так как изобретения на военно-морские изделия нашими законами не охраняются и Морское министерство входит в особое соглашение по подобным вопросам» 179

Таким образом, Общество, основываясь на упомянутом заключении Морского министерства по поводу авторства Налетова, могло прекратить договорные отношения с ним и не выплачивать ему полную сумму гонорара, чем оно незамедлительно и воспользовалось в 1912 г.

Несмотря на то что Налетова вскоре после спуска на воду подводного заградителя "Краб" отстранили от постройки, приоритет Михаила Петровича в создании первого в мире подводного минного заградителя совершенно очевиден.

Конечно, в процессе постройки заградителя и офицеры и работники николаевского завода вносили в первоначальный проект много различных изменений и усовершенствований. Так, капитан 1-го ранга Н. Н. Шрейбер, в частности, предложил заменить цепной элеватор более совершенным винтовым, а техническое оформление его выполнил конструктор завода С. П. Сильверберг. Далее, по предложению корабельных инженеров, осуществлявших наблюдение за постройкой заградителя, кормовую цистерну главного балласта разделили на две, так как она была значительно больше носовой цистерны, что приводило к дифферентам при всплытии и погружении лодки; носовая дифферентная цистерна, как известно, была вынесена из носовой цистерны главного балласта, где она не помещалась; удалены как излишние анкерные связи между переборками, ограничивавшими среднюю цистерну, и т. д.

Все это вполне естественно, так как целесообразность многих деталей корабля проверяется при его постройке и особенно при эксплуатации. Например, носовую дифферентную цистерну при ремонте заградителя собирались заменить носовыми отсеками вытеснителей, так как ее расположение выше ватерлинии оказалось непрактичным. А ведь такое расположение этой цистерны при постройке заградителя предложил корабельный инженер В. Е. Карпов, человек, несомненно, технически грамотный и опытный.

Таким образом, несмотря на все изменения и усовершенствования, внесенные в заградитель во время его постройки, следует признать, что и мины и минное устройство были выполнены на основании тех физических принципов и технических соображений, которые первоначально заложил в проект сам изобретатель — М. П. Налетов, а заградитель "Краб" построен в целом по его проекту. Несмотря на недостатки (например, сложность системы погружения), подводный минный заградитель "Краб" представлял собой во всех отношениях оригинальную конструкцию, ниоткуда не заимствованную и нигде ранее не осуществленную.

Когда говорят, что подводный минный заградитель "Краб" был непригодной лодкой, то забывают, что хотя "Краб" являлся по существу опытной лодкой, он все же участвовал в войне и успешно выполнил ряд важных боевых заданий по постановке мин вблизи неприятельских берегов, причем такие задания мог выполнить лишь подводный заградитель. Кроме того, "Краб" -первый в мире подводный заградитель, и не мог не обладать недостатками, как всякий корабль совершенно нового типа, не имевший себе подобных. Вспомним, что на первых германских подводных минных заградителях типа UC были установлены весьма несовершенные устройства для постановки мин, в результате чего некоторые из лодок погибли. А ведь судостроительная техника Германии была гораздо выше судостроительной техники царской России!

В заключение приведем оценку, данную самим изобретателем первому в мире подводному заградителю "Краб". В своей неопубликованной записке, датированной 23 августа 1935 г., Михаил Петрович писал:

«"Краб" при всех его достоинствах и новизне как вложенной мною в него идеи, так и конструкций, эту идею оформляющих, обладал... вполне естественными недостатками, которые имели первые экземпляры даже великих изобретений (например, паровоз Стефенсона, аэроплан бр. Райт и т. д.) и подлодки того времени ("Кайман", "Акула")...» 180

Приведем еще мнение того же Н. А. Монастырева, который так писал о "Крабе": "Если он и обладал многими... недостатками, то это было следствием первого опыта, а не самой идеи, которая была совершенна". 181

С этой справедливой оценкой нельзя не согласиться.