История создания

 

Затянувшаяся история проецирования первых современных британских линкоров типа "Кинг Джордж V" завершилась началом постройки в 1937 г. первых из 5 единиц с 14-дюймовыми орудиями. Адмиралтей­ство, несмотря на многочисленные протесты видных специалистов и политиков, пошло на "самоограниче­ние", мотивируя его тем, что к вопросу о калибре лег­ко вернуться на следующей серии, в том случае, если попытка англичан своим примером подвигнуть и ос­тальные державы на сохранение 356-мм в качестве максимального, окажется безуспешной.

Попытка эта с треском провалилась буквально через несколько месяцев. Отказ Японии в апреле 1937г. пролонгировать действие второго Лондонского соглашения по морским вооружениям автоматически развязывало руки в отношении выбора главного ка­либра и остальным державам. К тому времени сведе­ния относительно избрания американцами 406-мм орудий для вооружения своих линкоров стали вполне достоверными. Имелись все основания предполагать, что такие же пушки будут установлены на строившихся в обстановке большой секретности японских кораблях. Поэтому сразу после разрыва соглашения Адмирал­тейство дало "добро" на разработку проекта судна в 35000 т, вооруженного 406-мм артиллерией. Решение не вызвало большого энтузиазма ни среди конструк­торов, ни среди адмиралов. И те, и другие полагали, что корабль таких размеров с 16-дюймовками нельзя сделать достаточно сбалансированным, а цена ком­промисса может оказаться слишком высокой. Самым простым решением была установка на корпусе "Кинг Джордж Vй двух 3-орудийных 406-мм башен вместо 4-орудийных, с сохранением возвышенной 2-орудийной, плюс сокращение числа 133-мм установок до 6 вместо 8. При этом удавалось сохранить скорость 28 узлов и защиту предыдущего типа, которая на 1937 г. пред­ставлялась очень внушительной. Сочетание двух- и трехорудийных установок представлялось морским практикам достаточно диким, однако 8 стволов явля­лось необходимым минимумом для 4-орудийных зал­пов, хотя артиллеристам пришлось бы немало пому­читься для правильного их чередования. Кроме того, требовалось начать разработку сразу двух типов ба­шен, причем, в отличие от "Кинг Джордж V", с различ­ной симметрией, что подразумевает значительные отличия в проектировании. Неудивительно, что к концу 1937 г. последовало вполне разумное решение о том, что следует сосредоточиться на установке одного ти­па, а именно - трехорудийной, и разместить на новых линкорах три таких башни. Предварительная прора­ботка проекта свидетельствовала о том, что для этого потребуется чуть больше 1000 т водоизмещения. Для сохранения договорного предела (35 тыс. т) следова­ло предусмотреть меры для облегчения корабля. Анг­личане пошли на лукавство, посчитав, что 500-тонная перегрузка не вызовет возражения остальных участни­ков соглашения {которые сами давно планировали гораздо большие нарушения). Оставалось найти все­го около 600 т. Единственным очевидным резервом являлось бронирование. Разработчики предложили сократить длину погребов главного калибра (ГК), что дало бы 160 т экономии веса за счет сокращения бое­запаса кормовой башни до 85 снарядов на ствол (обе передние сохраняли свои 100 снарядов на ствол). Другая мера предусматривала понижение верхней кромки броневого пояса на 15 см и повышение ниж­ней кромки еще на 30 см, что дало бы еще 180 т. Од­нако одновременно пришлось бы уменьшить межпа­лубное расстояние и ухудшить обитаемость, к чему английские моряки относились крайне неодобритель­но. К тому же увеличивалась опасность от недолетов (снаряд с большей вероятностью мог бы пройти под водой под нижней кромкой главного пояса). Еще одна возможность таила в себе немало лукавства. Предла­галось уменьшить боезапас в "стандартном" состоя­нии до 60 снарядов на орудие, что сразу дало бы 270 т. Объем погребов сохранялся прежним, и, естествен­но, что корабль в условиях боевых действий принимал бы все свои 900 снарядов, так что "облегчение" явля­лось чисто фиктивным.

Практически одновременно прорабатывались два проекта - "16А/38" и "16В/38", очень близкие друг к другу за тем исключением, что во втором с целью удешевления предполагалось полностью повторить ЭУ предыдущего типа. Вместе с тем осторожный Кон­троллер флота предложил дорабатывать проект "14А" с 12 14-дюймовыми пушками, т.е. "Кинг Джордж V" в его первоначальном виде. Ценой за восстановление запланированного с самого начала вооружения были бы указанные выше изменения в бронировании и бое­запасе, а также уменьшение числа универсальных орудий до 12. В остальном в проекте сохранялись все характеристики "кингов" (см. табл.)

 

Предварительные проекты типа "Лайон" (декабрь 1937г.)

Проект

16А

16В

14А

Станд. водоизм. Т

35540

35640

35530

Длина по ВЛ, м

225,7

225.7

225,7

Ширина, м

31.4

31,4

31,4

Осадка, макс.м

9,7

9,7

9,7

Мощность, л. с.

100000

100000

100000

Скорость, уз*

29/28

29/28

29/28

Запас топлива, т

3700

3700

3700

Вооружение:

 

 

 

Главный калибр

9-406

9-406

12-356

133-мм ун. орудия

12

12

12

40-мм авт.

4x8

4x8

4x8

12,7-мм пул.

4x4

4x4

4x4

Самолеты

4

4

-

*При станд. водоизмещении/в полном грузу

 

Между тем ход событий вскоре сделал все кон­структорские ухищрения ненужными. По сведениям разведки представлялось вполне вероятным, что японцы собираются вооружить свои строящиеся лин­коры 457-мм орудиями. Другие сведения сообщали о кораблях в 43000 т, вооруженных девятью 16-дюймовками. Британия и США объединили свои уси­лия в попытке сдержать Японию, причем единствен­ным "доходчивым" методом считалось оповещение своего вероятного противника о том, что они также снимут ограничения на размеры своих кораблей и по­пытаются обогнать соперника за счет большей финан­совой и промышленной мощи. 31 марта 1938 г. Анг­лия, Франция и США прибегли к "расширительной" статье Лондонского договора и объявили о повыше­нии предельного водоизмещения.

В отношении нового предела среди будущих союзников единства не наблюдалось. Англичане счи­тали достаточным 40000 т, тогда как их заокеанские партнеры считали наименьшим из возможных значе­ний 45 тысяч. Для Британии это "ограничение" было уже не по силам. Во-первых, требовалось бы в корне пересмотреть всю концепцию новых линкоров, а во-вторых, такие "мамонты", как их прозвали в Адмирал­тействе, ломали финансовую сторону новой корабле­строительной программы. После долгого обсуждения лорды пришли к единому мнению, что следующие ли­нейные корабли должны иметь водоизмещение 40000 т и вооружение из девяти 406-мм пушек. Считалось, что при этом удастся добиться хорошей защиты при еще достаточной орудийной мощи и умеренной ско­рости в пределах 30 узлов. Англичане принимали та­кое решение скрепя сердце, поскольку их новые ко­рабли предназначались для действий именно на Даль­нем Востоке, и, значит, при отказе от судостроитель­ной гонки им пришлось бы в будущем иметь дело с индивидуально более сильными противниками. Вме­сте с тем Великобритании никак не подходил амери­канский вариант решения проблемы (пределы в 45000 т и 16 дюймов), поскольку по мнению конструкторов это привело бы к неоправданному удорожанию кораб­ля без заметного усиления его главных боевых ка­честв (вооружения и бронирования}, что считалось чисто американским подходом. Англичанам осталось только заявить во всеуслышание о своем самоограни­чении.

Между тем вокруг предельного водоизмещения линкоров продолжала раскручиваться сложная дипло­матическая игра. На стороне Британии выступили ос­тальные европейские державы: Италия, Франция (при условии, что на это предложение согласятся все ос­тальные) и даже фашистская Германия. Хотя для Гит­лера сложившаяся ситуация являлась прекрасной возможностью полностью легализовать постройку "Бисмарка" и Тирпица", имевших стандартное водо­измещение свыше 40 тыс. т., а также построить но­вые, более крупные единицы, которые могли бы в за­метно снизить ценность все еще находившихся в по­стройке 35-тысячных кораблей, "умасливание" Вели­кобритании считалось делом более важным. Однако США твердо стояли на своем, и 30 июня 1938 года Англией, Соединенными Штатами и Францией был подписан протокол о увеличении возможных размеров линкоров до 45 тыс. т, к которому несколько позднее присоединились Германия, Италия и СССР. Ни одна из основных морских держав не поддержала Британию. Теперь вопрос о водоизмещении будущих линейных кораблей "владычицы морей" перешел из сферы ди­пломатической в сферу внутренних решений, связан­ных главным образом с экономическими проблемами.

Адмиралтейство отдало строгое распоряжение о том, что при подготовке новых проектов не должен превышаться 40000-тонный предел. Тем не менее, конструкторы успели "размахнуться" представив в начале 1938 г. серию проектов с различным водоиз­мещением - от 39500 до 48500 тис вооружением от двенадцати 356-мм до такого же числа 406-мм ору­дий.

 

Проработки вариантов нового линкора после снятия договорных ограничений (1938 г.)

Проект

16Е/38

16F/38

16G/38

14B/38

Станд. водоизм. т

48500

39500

43000

42750

Поли, водоизм. т

55000

45200

49000

48500

Олина макс., м

268

235

250

260

Ширина, м

33.6

32,0

32,3

32,3

Осадка, средн. м

 

9,2

9,5

 

Мощность, л. с.

110000

115000

150000

150000

Скорость, уз*

27/26

29/28

31/30

31/30

Запас топлива, т

 

4000

4400

 

Вооружение:

 

 

 

 

Главный калибр

12-406

9-406

9-406

12-356

133-мм ун. орудия

16

12

16

16

40 -мм авт.

4x3

4x8

4x8

4x8

12,7-мм пул.

2x4

2x4

2x4

2x4

Самолеты

4

4

нет

4

*При станд.водоизмещении/в полном грузу

 

Выдвинутым Адмиралтейством требованиям удовлетворял только один вариант (16F/38), который и был избран в качестве основы. Представлялось ра­зумным увеличить водоизмещение еще на 500 т {до предельных 40000), усилив главный пояс в районе ЭУ и возвратившись к 16 орудиям вспомогательного ка­либра. Именно такой спецификации соответствовал модифицированный проект 16F/38, который можно считать наиболее приближенным к типу "Лайон", если бы его постройка велась в соответствии с планами.

В декабре 1938 г Адмиралтейство дало "добро" на составление рабочих чертежей для двух кораблей нового проекта, которые были включены в программу 1938 г. Детальные чертежи еще находились в стадии разработки, когда 21 февраля 1939 года фирмы "Кэммел Лэйрд" и "Виккерс-Армстронг" получили за­каз на постройку. Ничего страшного в таком положе­нии дел не было, поскольку многие решения и узлы очень близко соответствовали типу "Кинг Джордж V", а остальное конструкторы надеялись поставить в крат­чайший срок. Фирмы отвечали только за постройку корпусов и механизмов, тогда как все вооружение, включая системы управления огнем и авиаоборудова­ние, должно было поставить Адмиралтейство, и вся ответственность по срокам по этим позициям остава­лась на заказчике. 28 февраля состоялось официаль­ное подписание документов, по которым оба линкора программы 1938 г. должны были вступить в строй в 1942 году.

За 3 месяца до начала войны, 1 июня 1939 г., на верфи "Кэммел Лэйрд" в Биркенхеде состоялась официальная закладка первого корабля серии. Не­смотря на то, что во всех официальных документах, справочниках и монографиях эти суда относят к типу "Лайон", первым заложенным стал "Темерер". Заклад­ка "Лайона" состоялась спустя месяц с небольшим, 4 июля того же года, на верфи "Виккерс-Армстронг" а Тайнсайде. В программу следующего, 1939 г. включи­ли еще два корабля, "Конкерор" и Тандерер". Заказ на первый из них получила фирма "Джон Браун энд Ко" из Клайдбэнка, а строить второй предполагалось поручить фирме "Фэйрфилд Шипбилдинг энд Инджиниринг", однако официальный заказ на "Тандерер" так и не был никогда выдан.

Разнесение постройки серии на два года вызывалось недостаточ­ными мощностями предприятий, производивших тяжелые орудия, башни и броневые плиты. Даже по­сле того, как развернулась про­грамма создания линкоров типа "Кинг Джордж V", последствия про­должительных "кораблестроитель­ных каникул" продолжали сказы­ваться. Предполагалось ввести в строй 2 первых единицы в июле и сентябре 1942 г., а вторую пару - не ранее марта 1944 г.

Судьба новых кораблей ре­шилась очень скоро. На заседании Совета Адмиралтейства 28 сентября 1939 г. по их поводу развернулись серьезные дебаты. Первый морской лорд полагал, что растущая угроза со стороны Японии требует дост­ройки линкоров в срок, тогда как лорд-контроллер считал, что следу­ет все усилия обратить на создание легких кораблей, прежде всего - для нужд конвоирования торговых судов и борьбы с подводными лодками. В конце концов лорды решили, что в любом случае линейные корабли не поспеют до завершения боевых действий, поскольку ожидалось за­медление работ над их пушками и орудийными установками. Найден­ное решение нельзя считать соло­моновым: в итоговом документе было зафиксировано, что поскольку башни будут готовы не ранее чем через год, то можно на этот срок отложить работы по корпусу. Как оказалось, этот вариант окончатель­но похоронил британские 16-дюймовые линкоры.

Действительно, последующее поражение Франции, период "Битвы за Англию" и тотальной подводной войны окончательно затормозил трудоемкие долгосрочные разработ­ки, в том числе создание 406-мм орудийных башен. Между тем ост­рая нужда в современных линейных кораблях заставляла вновь и вновь возвращаться к стоящим на стапе­лях в начальной стадии постройки "Лайонам". Отсутствие современной артиллерии заставило обратиться к содержимому складов морского ве­домства. На них со времен первой мировой войны хранились 4 двухорудийные установки 381-мм ору­дий, ранее установленные на "линейно-легких" крейсерах "Глориес" и "Кореджиес" и снятые в ходе переоборудования их в авианосцы. Артиллеристы высоко оценивали и сами пушки, и проверенные годами службы башни, находившиеся в эксплуатации в течение почти трех десятков лет на 10 линкорах типов "Ройял Соверен" и "Куин Элизабет". В октябре 1939 г. от отдела стратегического планирова­ния последовало предложение "быстренько закончить" головной корабль серии с временным вооружением из трех таких башен Мк I, которые предполагалось по возможности модернизировать по стандарту Мк IN. Через месяц руководитель отдела военно-морского проектирования прокомментировал это предложение, заметив, что затраты на его осуществление будут весьма значительными, а изуродованный линкор смо­жет вступить в строй скорее всего на полгода. В ме­морандуме напрямую указывалось, что: "... лучше иметь корабль с девятью 16-дюймовыми пушками в 1944 г., чем корабль с шестью 15-дюймовыми на G месяцев раньше." Если учесть, что временное воору­жение впоследствии должно было быть заменено на постоянное (трехорудийные 406-мм башни), то ясно, что затраты труда и средств возрастали еще более. Неудачное предложение отклонили и более к нему не возвращались.

Однако судьба "лайонов" оставалась горькой. Несмотря на постоянные сетования Адмиралтейства о недостатке линейных кораблей, всегда находились более приоритетные задачи: сначала эскортные ко­рабли, затем - авианосцы... Пережив самое тяжелое время после падения Франции и сокрушительного начала войны на Тихом океане, Британия постепенно вошла в режим войны на море в основном с исполь­зованием легких сил и авианосной авиации. Выход из войны Италии, потопление "Шарнхорста" и вывод из строя "Тирпица" сделали ненужными на европейском театре даже уже находившиеся в строю линкоры. С учетом потерь англичане имели к началу 1944 г. 4 единицы нового типа "Кинг Джордж V", 2 "нельсона", полностью модернизированный линейный крейсер "Ринаун" и 4 модернизированных линкора типа "Куин Элизабет", 2 из которых завершали ремонт после по­вреждения итальянскими диверсантами. Эти силы были вполне сопоставимы с японским линейным фло­том, которому противостоял еще более мощный аме­риканский и отличный новый французский "Ришелье". Постройка дополнительных Capital ships являлась бы явным расточительством со стратегической точки зре­ния. Англичане предпочли развивать новую главную силу флота - авианосцы. В начале 1944 г. немногочис­ленные материалы, собранные для постройки "Лайона" и "Темерера", были окончательно переданы для других нужд, а фирмы приступили к разборке кор­пусов. В середине года последовал официальный от­каз от продолжения строительства. История "лайонов" завершилась, не успев начаться.