Корпус

 

Корпус "лайонов" был в заметной степени пе­реработан по сравнению с предшествующим типом "Кинг Джордж V", что обуславливалась в первую оче­редь более высокой скоростью. Его очертания в большей степени напоминали крейсер. В первую оче­редь это относилось к транцевой корме, плоская часть которой продолжалась под ватерлинией, обеспечивая улучшение обтекания на больших скоростях. В прин­ципе преимущество срезанной плоской (транцевой) кормы выявились в ходе модельных испытаний еще в 20-е годы, однако консерватизм конструкторов и спе­циалистов привел к тому, что впервые на больших британских кораблях транец появился только спустя полтора десятка лет, на крейсерах типа "колони" ("Фиджи"). Еще на одно новшество, также улучшавшее ходовые характеристики, английских инженеров не хватило. Несмотря на очевидные выгоды, которые по результатам испытаний в опытовом бассейне предос­тавлял носовой бульб, его решили на "лайонах" не устанавливать.

Пришлось несколько отойти и от практически прямоугольного миделя, характерного для "Кинг Джордж V". Ограничения, связанные с размерами до­ков, заставили в проекте 1938 г. принять небольшой наклон борта (около 5°) с сужением по направлению к днищу. Если на уровне ватерлинии ширина его со­ставляла 32,4 м, то на уровне киля на миделе она уменьшалась до 30,5 м. В первоначальном проекте сохранялся даже главный недостаток "кингов": прямая линия борта в передней части, приводившая к сильной заливаемости носовой башни. Это следствие тактиче­ского требования стрельбы прямо по носу при нуле­вом угле возвышения орудий башни удалось изжить только после ходовых испытаний "Кинг Джордж V". Адмиралтейство отказалось от него, и в более поздних разработках "Лайон" имел уже повышающийся к форштевню борт, достигавший на переднем перпен­дикуляре высоты 11,3 м от ватерлинии. (Высота над­водного борта в корме равнялась по проекту 7,5 м.) В остальном конструкция и технология изготовления корпуса в точности соответствовали принятым на предшествующем типе. Вновь корпус предполагалось выполнять в основном клепаным; сварными предпола­галось сделать только надстройки и наименее важные части корпуса.

На "лайонах" сохранялся высокий боевой запас плавучести, обусловленный наличием протяженного и высокого броневого пояса. Разделение на отсеки в основном повторяло "Кинг Джордж V" вплоть до раз­мера шпации: расстояние между шпангоутами равня­лось 61 см в пределах броневой цитадели и 91,4 см в оконечностях. 19 главных поперечных водонепрони­цаемых переборок должны были доходить до уровня верхней палубы (кроме одной, расположенной непо­средственно перед передним броневым траверзом; она заканчивалась на палубу ниже).

В соответствии с требованиями Адмиралтейст­ва метацентрическая высота (MB) линкора должна лежать в пределах от 1,8 до 2,5 м. Именно в этом диа­пазоне находилась MB "лайонов", которая при стан­дартном водоизмещении приближалась к нижней гра­нице (1,83 м), а при полном - к верхней (2,52 м). Не­сомненно, что в случае постройки указанные значения были бы "скорректированы" перегрузкой примерно так же, как на серии "Кинг Джордж V", где понижение MB по сравнению с проектом составили примерно 0,4 -0,5 м. В данном случае неизменность характеристик можно признать вполне оправданной, поскольку предшествующий тип оказался удачным как в отноше­нии плавности качки, так и в отношении остойчивости.