Общая оценка проекта

 

Оценка непостроенных кораблей всегда встре­чается с определенными трудностями. Сказанное особенно справедливо в отношении "лайонов" которые не только не были  построены,  но еще  и  неоднократно перепроектировались. Говоря об этом типе, всегда следует уточнять, о чем именно идет речь - о первона­чальном проекте, более поздних проработках 1942 или 1943 года, или же о том "окончательном" виде, в котором эти корабли могли бы войти в строй. Вариан­ты разного времени заметно отличаются по "скрытым-боевым качествам, хотя формальные элементы (броня, главное вооружение) оставались теми же.

Изначальный проект представлял собой не­сколько усиленный "Кинг Джордж V с 16-дюймовой артиллерией и броней одинаковой толщины по всей длине пояса. Практически все достоинства и недос­татки (весьма многочисленные) предыдущего типа сохранялись на нем в полной мере. К ним в первую очередь относятся: плохая подводная защита, уста­ревшие и совершенно неадекватные времени зенит­ные автоматы и прямой борт в носу, делавший боевую мореходность недостаточной по меркам 40-х годов, а также слабо бронированная рубка.

По мере появления боевого и эксплуатационно­го опыта большинство дефектов исправлялось уже на стадии проектирования. Вполне вероятно, что вопло­щенные в металле "лайоны" в конце концов имели бы вполне приемлемое вооружение из 40-мм "бофорсов", "вздернутый" форштевень и все мелкие улучшения, связанные с ПТЗ, реализованные при модернизации уцелевших "кингов". Обращает на себя внимание так­же желание англичан довести баллистические данные своей 406-мм пушки (первоначально довольно слабой) до уровня лучших мировых образцов. Впрочем, даже возможная реальность здесь полностью скрыта туманом - орудие не вышло из стадии проектирования, и невозможно угадать, какие основания (требования флота, экономические соображения) были бы призна­ны наиболее существенными при его производстве. Вместе с тем, можно вполне уверенно предположить, что часть недостатков типа "Кинг Джордж V у новой серии так бы и не удалось преодолеть. Прежде всего это относится к подводной защите, которая от проекта к проекту практически не менялась как по типу, так и по глубине. В первую очередь это диктовалось шири­ной корпуса. Более существенное перепроектирова­ние привело бы к значительным задержкам и удоро­жанию кораблей как на стадии разработки, так и при строительстве, поскольку "поплыли" бы практически все их элементы. Максимум того, что можно было бы выжать из проекта, видно из приводящегося далее описания "Вэнгарда". Больше сделать было бы трудно без существенной переработки энергетической уста­новки, возможности форсирования которой были практически исчерпаны.

Однако, если бы удалось осуществить все из­менения по защите в масштабе "Вэнгарда" в сочета­нии с новым 406-мм орудием, то Великобритания по­лучила бы весьма совершенный линкор, сравнимый по основным элементам с лучшими зарубежными едини­цами этого класса, в том числе и с американскими "айовами". Другое дело, что подобная переработка заняла бы очень много времени - настолько много, что линкоры явно не успевали принять участие в боевых действиях второй мировой войны. В попытках решить проблему экстренного усиления своего линейного флота англичанам пришлось пойти другим путем.