Корпус

 

Корпус "Вэнгарда" имел ряд отличительных ха­рактеристик, делавших его уникальным среди прочих линкоров "владычицы морей". Интересно, что перво­начально он мало чем отличался от характерного "утюга" типа "Кинг Джордж V". Большинство различий появились именно в ходе многочисленных перепроек­тирований. Они стали очень существенным вкладом в удачные характеристики линкора. Во-первых, на нем удалось отказаться от нелепого для 40-х годов требования возможности стрельбы прямо по носу на нуле­вом угле возвышения. Это требование настолько ухудшило мореходные характеристики серии "Кинг Джордж V" (корабли вышли очень "мокрыми" на боль­шом ходу при волнении), при том что стрелять прямо по носу без повреждений корпуса все равно было нельзя, что артиллерийские специалисты Адмиралтей­ства не слишком на нем настаивали. "Вэнгард" полу­чил наклонный форштевень и заметное повышение

борта по направлению к нему. Спроектированный для скорости хода до 30 узлов в любую погоду, он дейст­вительно мог поддерживать большой ход практически вне зависимости от условий волнения и ветра. На верхней палубе в имелось три волнореза, один на се­редине полубака, второй и третий - перед двумя носо­выми башнями. Наряду с подъемом корпуса у фор­штевня они сыграли свою роль, и корабль оставался "сухим" даже при очень сильной волне и ветре. Высо­та борта в носу значительно превышала таковую у своих предшественников. Если у "Кинг Джордж V она составляла 8,45 м, в проекте "Лайона" - 8,54 м, то у "Вэнгарда" сразу после ввода в строй она достигала 11,2 м, а после дополнительного увеличения в 1946 г. - 11,28 м. В середине корпус у всех трех типов имел практически одинаковую высоту надводного борта, равную 6,9 м, а в корме "Вэнгард" вновь был самым высоким - 7,8 м вместо 7,2 м у "Кинг Джордж V. В результате он совсем не зарывался оконечностями в море, что также повышало ходовые возможности в плохую погоду. По всем оценкам "Вэнгард" стал наи­лучшим по мореходным качествам линкорам в истории не только Британии, но, пожалуй, и всех стран и всех времен. Хорош он был и в качестве артиллерийской платформы (период качки - 14,3 сек, практически столько же, сколько у "Кинг Джордж V". Маневрен­ность огромного корпуса вполне естественно не могла быть великолепной, однако "Вэнгард" обладал доста­точной поворотливостью: на полном ходу при макси­мальной перекладке руля на борт (на 35 гр.) он со­вершал полный разворот диаметром около 1 км чуть меньше чем за 5 минут, что для корабля таких разме­ров можно считать удовлетворительным. Обращает на себя внимание, то что при таких критических парамет­рах поворота крен не превышал 4 гр. Даже в критиче­ских условиях перекладки руля с борта на борт на максимальное отклонение крен не превышал 7,5 гр. Для того, чтобы остановить массу почти в 50 тыс. тонн, даже при реверсе турбин с "полного вперед" на "полный назад" требовалось 4,75 минуты. В общем корабль хорошо слушался руля, однако из-за неприят­ной вибрации при скоростях хода около 22 узлов (подробнее разобранных ниже при описании энерге­тической установки) полная перекладка руля на борт на больших скоростях не рекомендовалась.

Хорошим ходовым качествам вполне соответст­вовало внутреннее разделение. Число главных водо­непроницаемых отсеков (по длине корпуса) достигло 27. В боевых условиях они полностью изолировались друг от друга и сообщение могло осуществляться только в вертикальном направлении через главную броневую палубу, причем эта мера применялась те­перь не только к отсекам, находившимся в пределах цитадели, что давно уже стало стандартным требова­нием, но и к отсекам в оконечностях. При этом водо­непроницаемые вертикальные шахты шли вплоть до той палубы, на которой кончались главные водонепро­ницаемые переборки. Интересно, что последний анг­лийский линкор являлся первым во флоте "владычицы морей", на котором это в общем-то обязательное тре­бование было соблюдено в полной мере! Англичане весьма ценили удобство. Общее число водонепрони­цаемых помещений ниже главной палубы равнялось 1059. Для предотвращения быстрого распространения воды по средней палубе 10 поперечных переборок на ее уровне также были сделаны водонепроницаемыми.

Пассивные меры живучести дополнялись весь­ма развитой системой откачки и контрзатоплений, основанной на военном опыте. Весь корабль был раз­бит на 6 секций, каждая из которых имела свой пост энергетики и живучести (ПЭЖ), помимо которых пре­дусматривался главный и вспомогательный посты жи­вучести. Блочный принцип был признан наиболее удобным для столь большого корабля, где в случае нарушения связи зачастую терялось драгоценное вре­мя на принятие решений, а иногда ответственные ли­ца просто не знали ситуации, сложившейся в том или ином отсеке. Следует однако отметить, что подобное распыление могло быть эффективным только в случае четкого взаимодействия руководителей дивизионов живучести различных секций, чтобы результаты их усилий не противоречили друг другу.

В отсутствии жестких ограничений по водоиз­мещению англичане могли наконец подумать о суще­ственном улучшении обитаемости и условий работы команды. "Вэнгард" мог оперировать в любых водах, от экватора до крайних широт. В северных водах пре­дусматривался подогрев паром большинства жизнен­но важных постов и систем вооружения и обнаруже­ния. В тропиках вводилась в действие система конди­ционирования воздуха во всех помещениях с тонкой аппаратурой (помещения операторов радаров, вычис­лительные центры СУАО, пункт управления истреби­тельной авиацией, радиопередающие станции и т.п.) и в нижних отсеках, не имевших прямого сообщения с атмосферой (посты живучести, котельные отделения, погреба универсальной артиллерии, запасной рулевой пост, радиостанции и лазареты, находившиеся под броневой палубой. Кроме того, все поверхности кор­пуса и палуб, находившиеся под непосредственным воздействием солнечных лучей (или, наоборот, холод­ного ветра и ледяных брызг) имели под собой про­кладки из асбеста - отличного теплоизолятора, безо­пасного в пожарном отношении.

Несмотря на все предпринятые для улучшения положения команды меры, условия обитания на "Вэнгарде" нельзя считать хорошими по современным меркам. Главной причиной явилось увеличение экипа­жа по сравнению со штатом. Первоначально предпо­лагалось, что экипаж будет состоять максимум из 76 офицеров и 1412 старшин и матросов (в случае, когда линкор используется как флагман эскадры). Однако постоянное увеличение числа сложных устройств и усиление зенитной артиллерии привело к тому, что некоторые помещения при боевой тревоге просто переполнялись людьми (в особенности это относится к боевому информационному центру). Такое положе­ние привело к появлению специального меморандума, в котором глава Управления кораблестроения указы­вал, что максимальный персонал корабля даже в во­енное время не должен превышать 1975 человек, в том числе 115 офицеров. В противном случае скучен­ность в рабочих помещениях и нехватка спальных мест являлись неизбежными. Впрочем, можно отметить, что и этот предел ровно на треть превышал проектную цифру. Численность экипажа для линкора полным во­доизмещением под 50 тыс. тонн нельзя считать чрез­мерной; на подавляющем большинстве последних линкоров других стран она была еще больше.