Подводная защита

 

Противоторпедная защита (ПТЗ) линейных ко­раблей типа "Кинг Джордж V", созданная на основе обширных исследований по программе "Джоб-74", проведенных в течение 30-х годов, потерпела сокру­шительное фиаско при атаке японской авиации "Принс оф Уэллс" в Сиамском заливе. Рассчитанная на взрыв 1000-фунтов (454 кг) ТНТ, система не смогла противо­стоять взрывам вдвое более легких зарядных отделе­ний японских авиационных торпед. После попадания первых двух торпед линкор практически вышел из строя, а 6 попаданий оказалось достаточно, чтобы послать его на дно, причем затопления оказались на­столько обширными, что корабль оседал с умеренным креном. После гибели "Принса" специалисты различ­ных стран (в том числе В.П.Костенко в СССР) отмеча­ли существенные недостатки системы подводной за­щиты британских линкоров, в частности недостаточ­ную высоту продольных переборок, доходивших толь­ко до уровня нижней палубы, их плохое крепление к остальным корпусным конструкциям в верхней части, возможность для затопления помещений через верх ПТЗ, прикрытый только легкой переборкой из судо­строительной стали, и главное - небольшую {менее 4 м) глубину зоны расширения газов. Большие пустые объемы вовне от противоторпедной переборки приво­дили к появлению значительного начального крена, а его ликвидация за счет контрзатоплений в отсеках ПТЗ противоположного борта уменьшала эффектив­ность защиты.

Тем не менее, английские конструкторы сохра­нили все основные элементы этой системы подводной защиты и на "Вэнгарде". Это объясняется главным образом тем, что проект его уже был готов к моменту, когда японские торпеды топили "Принс оф Уэллс". Правда, следует отметить, что были предприняты все возможные меры для устранения отмеченных выше недостатков.

Подводная защита состояла из трех слоев, раз­деленных продольными переборками. Ближайший к борту слой служил для рассеивания начальной силы взрыва и должен был оставаться пустым. Напротив, средний слой был постоянно заполнен жидкостью. Он служил для распределения давления взрыва по воз­можно большей площади и гасил ударную силу обломков обшивки, которые в противном случае могли бы пробить главную противоторпедную переборку. Внут­ренний слой также оставался пустым и предназначал­ся для "смягчения" действия жидкости из среднего слоя в момент взрыва. Предполагалось, что он спосо­бен предотвратить гидравлический удар по броневой противоторпедной переборке (ПТП), составлявшей его внутреннюю стенку. Дополнял систему 4-й, фильтра­ционный слой, находящийся внутрь от броневой ПТП. Из его названия следует, что он предназначался в качестве "последней инстанции" для приема жидкости через небольшие трещины в ПТП. Небольшая глубина и отсутствие сколь-нибудь солидных конструкций не позволяет считать фильтрационный слой существен­ным препятствием для распространения силы взрыва в случае, если главная броневая переборка была бы пробита. Толщина последней оставалась небольшой -от 37 до 44 мм.

В качестве "лечебных мер" на "Вэнгарде" преж­де всего увеличили общую ширину ПТЗ: на нем она простиралась на глубину до 4,75 м. Однако и этой, в принципе довольно скромной ширины, не удалось достичь на всем протяжении цитадели. По-прежнему крайне уязвимыми оставались погреба крайних башен, где ширина ПТЗ падала до 2,6-3 м. Также не вполне удовлетворительной была защита передних котельных отделений.

Из остальных мер наиболее существенной было продление всех продольных противоторпедных пере­борок вверх на одну палубу; теперь они простирались до средней палубы (по английской классификации). Это значительно увеличивало зону расширения газов вверх вдоль борта и снижало вероятность разрушения верхней части ПТЗ, которая в свою очередь была уси­лена. Конструкторы также более тщательно отнеслись к водонепроницаемости отсеков, расположенных не­посредственно за броней в районе ватерлинии. При гибели "Принс оф Уэллс" расположенные ранее в этом месте душевые для команды мгновенно заполнялись водой, а их негерметичные стенки, пол и потолок спо­собствовали быстрому распространению затоплений. На "Вэнгарде" душевые перенесли на палубу выше: теперь они располагались вне зоны ПТЗ на средней палубе.

 

Характеристики ПТЗ в разных местах корпуса линкора приведены в таблице.

Место (N шпангоута)

Ширина ПТЗ, м

Толщина ПТП, мм

Вес заряда,

Кг ТНТ

Погреб башни "А" (74)

2,6

45

215

Между  башнями   "А"   и "В" (92)

3,6

45

395

Погреб башни "А" (1 10)

4,2

45

545

Передние КО (134)

4,1

36

445

Передние МО (156)

4,3

38

500

Задние КО (178)

4,6

38

590

Задние МО (200)

4.3

38

500

Погреба 133-мм (236)

4,0

45

490

Погреб башни "X" (247)

3,6

45

410

Погреб башни "X" (283)

3,0

45

275

 

Все перечисленные выше меры безусловно улучшили защиту "Вэнгарда" от подводных взрывов по сравнению с его предшественниками, однако неиз­менность основных принципов, положенных в основу неудачной ПТЗ и малая толщина основной броневой противоторпедной переборки не позволяют высоко оценить возможности последнего из британских лин­коров. За всю историю создания кораблей этого ос­новного боевого класса страна, построившая наи­большее число единиц и до самого конца находив­шаяся в числе лидеров в самых различных вопросах кораблестроения, так и не смогла достичь уровня сво­их соперников, Германии и Японии, в области подвод­ной защиты.