Чтобы оформить медкнижку быстро, стоит обратиться в компанию, выдающую мед документы. | печать врача | Трансиверы WS-G5483 продается сетевого оборудования от производителя www.telecom-trading.ru

Общая оценка проекта

 

Вынося решение о постройке ""Вэнгарда", Ад­миралтейство ставило в качестве главной задачу по­лучить как можно быстрее новый, относительно деше­вый линейный корабль, предназначенный в основном для действий на Тихом Океане. Если оценивать эф­фективность воплощения этой идеи, то следует при­знать, что она оказалась близкой к нулю. "Вэнгард" не удалось построить до завершения войны, а его чисто "линкорная" боевая мощь уступала японским "супер-линкорам" "Ямато" и "Мусаси". Тем не менее, давая оценку последнего британского линкора, следует все время "держать за кадром" условия его появления на свет.

Создавая "Вэнгард", англичанам приходилось с одной стороны, корректировать и исправлять все не­достатки и недочеты, выявленные в их стратегической линии "капитальных судов" последнего поколения, а с другой - постоянно помнить о стоимости и сроках, максимально унифицируя проект с предшественника­ми. Результат усилий инженеров можно признать по­ложительным: безусловно, "Вэнгард" стал лучшим британским линкором. Особенно больших успехов конструкторам удалось добиться в традиционных для Британии кораблестроительных элементах: корпусе, мореходных и ходовых качествах. В этом отношении английский корабль можно признать лучшим не только в королевском флоте, но и, пожалуй, абсолютно луч­шим в этом классе. Следует отметить также высокую общую сбалансированность проекта. Скорость 31,5 узла (около 30,5 уз. в полном грузу) лишь ненамного уступает быстроходным американским "айовам", на которых пришлось пожертвовать многим (в частности, защитой). Бронирование, заметно отошедшее от крайнего проявления системы "все или ничего", впол­не соответствует тактическим требованиям второй мировой войны. Впервые английский корабль получил зенитное вооружение и, главное, систему управления им, полностью отвечающие времени. Вообще обору­дование "Вэнгарда" заслуживает очень высокой оцен­ки; это относится как к электронике, так и к традици­онным системам обеспечения боевой деятельности и эффективности.

Однако на вопрос, все ли "выжали" создатели "Вэнгарда" из стандартного водоизмещения почти в 45000 т, скорее следует ответить отрицательно. Так, механическая установка с низкими параметрами пара оставалась почти полной "репликой" консервативной еще на момент создания ЭУ типа "Кинг Джордж V", То же можно сказать о системе противоторпедной защи­ты. Хотя здесь удалось исправить практически все исправляемые промахи, неудачная концепция остава­лась, а вместе с ней оставалась неуверенность отно­сительно повреждений от подводных взрывов таких современных средств, как немецкие донные мины или мощные японские торпеды. Концепция броневой за­щиты цитадели также осталась прежней, "лобовой", рассчитанной только на отличное качество цементи­рованной брони британского производства. Можно даже не говорить о главной артиллерии более чет­вертьвековой давности.

Поэтому по чисто формальным элементам "Вэнгард" не только не превосходил, но по ряду пара­метров уступал зарубежным линкорам, построенным на несколько лет раньше. Сказанное относится как к главному калибру, так и к защите. Специальные меры, предпринятые французами и итальянцами (внутреннее расположение главного пояса, наклонная броня) или старая схема "пояс + скос палубы" у немцев обеспе­чивали лучшую защиту жизненных частей от попада­ний через борт. Здесь, однако, следует отметить большую высоту пояса на английском корабле, кото­рая при непробитиях обеспечивает гораздо больший запас плавучести. Броня палуб в районе погребов вы­глядит вполне "на уровне", тогда как защита ЭУ от попаданий бомб и снарядов на дальних дистанциях уступает например "Ришелье". По-прежнему недоста­точно хороша ПТЗ, традиционная "ахиллесова пята" боевых кораблей английской постройки. Особенно выпукло слабости броневой защиты проявляются с учетом разницы в баллистических данных 381-мм пу­шек. По зонам свободного маневрирования "Вэнгард" является наименее предпочтительным среди всех линкоров последнего поколения. Правда, с учетом очень высокого качества брони британского произ­водства приведенные ниже значения будут выглядеть для него несколько лучше ( границы зон раздвигаются дополнительно на 15-20 каб.).

 

Зоны свободного маневрирования линкора "Вэнгзрд" под огнем орудий зарубежных линкоров (дистанции в каб.).Угол встречи снаряда с броней - 90°.

Орудие

ЭУ

Погреба

380 мм, "Бисмарк"

от 97 до 101

от 94 до 1 57

381 мм, "Ришелье"

Нет

от 1 24 до 147

381 мм, "Литторио"

Нет

от 142 до 154

406 мм, "Вашингтон"

Нет

от 101 до 104

406 мм, "Айова"

Нет

Нет

457 мм, "Ямато"

Нет

Нет

 

Зоны свободного маневрирования иностранных линкоров под огнем 381-мм орудий "Вэнгарда" (дистанции в каб., без учета различий в качестве бро­ни разных стран).

Корабль

Зона

"Бисмарк"

от 73 до 118

"Ришелье"

от 68

"Литторио"

от 90

"Вашингтон"

от 89 до 135

"Айова"

от 86 до 1 34

"Ямато"

от 75

 

Сравнивая формальные технические данные, не стоит забывать, что в ходе второй мировой войны ста­ло более чем когда-либо ранее ясно, что чистые циф­ры далеко не всегда являются действительным крите­рием боевой эффективности кораблей. Не говоря уже о подготовке экипажей, которая в королевском флоте всегда была на должной высоте, следует отметить, что, например, формально отличные баллистические качества итальянских 381-мм орудий не помогли им достичь ни одного попадания в боях на Средиземном море. При потоплении "Бисмарка" его главный пояс и толстый скос палубы вряд ли были пробиты до сбли­жения на 3 - 4 мили, что не помешало английским линкорам полностью вывести из строя германский рейдер, не получив ни одного попадания. На передний план вышли надежность функционирования вооруже­ния и систем его управления в самых различных усло­виях - от полярной снежной бури до жаркой тропиче­ской ночи. В этом отношении последний английский линкор, с его проверенной артиллерией, многочис­ленными и защищенными (по крайней мере от оскол­ков) приборами и устройствами мог проявить себя очень неплохо в боях с тем же "Тирпицем" или "Витторио Венето".

Однако "Вэнгард" строился прежде всего для тихоокеанского театра, так что следует рассмотреть его шансы в сравнении с остальными участниками сражений на этом театре. Все американские линкоры выглядят предпочтительнее прежде всего за счет го­раздо более мощного 406-мм бронебойного снаряда весом в 1225 кг. "Англичанин" (который, правда, был союзником) проигрывает на большинстве дистанций не только "Айове", но и "саут дакотам" и "вашингтонам". Но, если вспомнить, что американский фугасный снаряд для 16-дюймовых орудий имел вес всего 861 кг, т.е. практически столько же, сколько анг­лийский 381-мм, и то, что заокеанские корабли, бро­нированные по ярко выраженной схеме "все или ниче­го", быстро теряли боевую эффективность при разру­шении мачт, мостиков и надстроек с радиолокаторами и другими приборами, то защищенный на большей площади "Вэнгард" выглядит в сравнении с ними со­всем неплохо.

Аналогичные выводы можно сделать и в отно­шении японских линкоров. Нет смысла сравнивать "Вэнгард" со старыми модернизированными корабля­ми. С другой стороны, "Ямато" и "Мусаси" настолько превосходят английский корабль и по огню, и по за­щите жизненных частей, что в их "честном" поединке (в дневное время и при хорошей видимости), если бы таковой поединок мог иметь место, "вершине британ­ской техники" должно было прийтись туго. Впрочем, это справедливо и для любого другого линейного ко­рабля второй мировой войны, хотя даже здесь следует еще раз напомнить сделанное выше замечание отно­сительно формальной и фактической эффективности. В 1945 году уже настолько трудно отделить пушки и броню от радиолокаторов, компьютеров и условий боя, что говорить о чистой дуэли линкоров можно лишь теоретически. А как один из элементов комби­нированного авианосно-артиллерийского соединения, являясь его "центром устойчивости", "Вэнгард" мог принести гораздо больше пользы, чем японские "мастодонты".

Существует, наконец, вопрос стоимости, кото­рый всегда следует иметь в виду при оценке англий­ских кораблей, а в конце второй мировой войны - в особенности. Экономика Великобритании не могла позволить себе ничего похожего на серию "Айов". От­сюда вынужденность многих решений, начиная от ис­пользования старых башен и кончая нарочитым пре­небрежением новыми техническими решениями в об­ласти защиты и машинной установки. Общая стои­мость последнего британского линкора составила 11,53 млн. фунтов стерлингов, В приведенное выше значение не входит исходная цена четырех 381-мм башен.) Много это или мало? Формально почти вдвое больше, чем цена построенного на четверть века раньше линейного крейсера "Худ". Однако с учетом инфляции британской валюты и значительного удоро­жания оборудования стоимость "Вэнгарда" кажется вполне приемлемой; в сопоставимых ценах она напо­ловину меньше стоимости "Бисмарка", который явно уступает "англичанину" по электронике и возможно­стям ПВО. Более того, фактически "Вэнгард" обошел­ся казне дешевле, чем меньшие по размеру и менее эффективные единицы типа "Кинг Джордж V", к тому же имевшие ряд дефектов. Хотя Адмиралтейству не удалось в полной мере реализовать свою идею "экстренного и дешевого линкора на скорую руку", но, несмотря на большой размер, а также затянувшееся проектирование и строительство, "Вэнгард" не стал "пожирателем денег". Ему не нашлось места в после­военном мире, а финансовые возможности Велико­британии не позволили законсервировать свой по­следний линкор на манер американских. Если бы име­лись деньги, 381-мм орудия более чем полувековой давности вполне могли бы сказать свое слово, напри­мер при Фолклендах, когда англичанам не хватало мощи 114-миллиметровок для поддержки своих войск.