Проектирование бронированного лидера (проекты 24 и 47)

 

Отсутствие в 1930-х годах убедитель­ных подтверждений практической возмож­ности создания бронированного лидера не стало препятствием для экзотических пред­ложений проектантов, умы которых занима­ла идея М.А.Петрова. Первое упоминание о подобном корабле прозвучало 26 февраля 1934 года на заседании у наркома обо­роны М.Н.Тухачевского. От УВМС присут­ствовали И.М.Лудри и другие, в заседании принимал участие известный изобретатель Л.В.Курчевский. По результатам доклада изобретателя и последовавшей за тем дис­куссии было принято решение приступить к проработке нового типа скоростного кораб­ля с установкой на нем шести динамо-ре­активных пушек (ДРП) калибром 305 мм системы Курчевского. Скорость корабля за­давалась, как у лидеров эскадренных мино­носцев—42 узла.

Позже, в течение 1934 года, Техничес­кое управление ВМС рассматривало про­ект создания корабля водоизмещением око­ло 4000 т, вооруженного четырьмя ДРП, но уже калибром 500 мм; Л.В.Курчевский раз­работал проект пушки (на уровне не выше эскизного), В 1934 году на эсминце «Эн­гельс» прошли испытания 305-мм пушки кон­струкции Курчевского, в том же году заво­дам «Большевик» (Ленинград) и «Баррикады» (Сталинград) было поручено изготовление опытного 500-мм ствола,

Уже к 1 декабря 1934 года на заводе «Большевик» в процессе обработки находи­лись детали сопла и промежуточных слоев ствола; заводу «Баррикады» были заказаны кожух и труба. В результате был изготовлен в металле один опытный образец ДРП ка­либром 500 мм, который в 1935 году уста­новили на эсминце «Карл Маркс» Балтийс­кого флота и испытали в 1936 году. Однако после ареста Л.В.Курчевского эти работы были прекращены.

При разработке в!935 году корабле­строительной секцией НИИВК предэскизного проекта для подготовки ТТЗ на проекти­рование бронированного лидера принима­лись следующие условия: при дальности плавания кораблей эко­номическим ходом 2—2,5 тысячи миль соз­давался резерв водоизмещения, который по­зволял не только повысить мощность воору­жения, но и обеспечить броневую защиту; в проект закладывался расчет на исполь­зование очень мощных и очень легких глав­ных механизмов: их удельный вес принимал­ся равным 6—8 кг/л.с., агрегатная мощ­ность ГТЗА — от 70 до 90 тысяч л.с., что, безусловно, было слишком оптимистично.

По предэскизному проекту НИИВК ар­тиллерийское вооружение лидера стандар­тным водоизмещением 3750 т составляло 12 орудий калибра 130-мм (10 из них — уни­версальные), шесть 45-мм зенитных полу­автоматов, четыре крупнокалиберных пуле­мета; торпедное вооружение — два трех­трубных 533-мм торпедных аппарата.

Бронирование лидера состояло из 50-мм вертикальной брони в районе машинно-ко­тельных отделений и погребов артиллерий­ского боезапаса и 40-мм палубы (в тех же районах).

Оптимистичные взгляды на возможность создания энергетической установки с чрез­вычайно высокими характеристиками при­вели разработчиков проекта к следующим данным:

полная мощность ГЭУ — 1 86 тыс. л.с.;

расчетная скорость полного хода — 50 уз;

дальность плавания экономическим хо­дом— 2100 миль.

ЦКБС-1 на основании ТТЗ ОК УВМС разрабатывало инициативный проект бро­нированного лидера-разведчика.

В ТТЗ на проектирование лидера указы­валось:

«I. Назначение корабля.

1) Дальняя разведка: а) с уничтожением лидеров эсминцев и др. более слабых ко­раблей противника; б) с уклонением от крей­серов противника.

2) Самостоятельные операции набего­вого характера: а) внезапные обстрелы берегов; б) уничтожение лидеров, эсминцев, тральщиков и др. кораблей.

3) Участие в бою: а) отражение торпед­ных атак противника, б) тактическая развед­ка в незащищенном участке.

4) Крейсерская операция: а) уничтоже­ние торговли; б) уничтожение одиночных транспортов; в) уничтожение конвоев со слабым прикрытием; г) нападение на силь­ный конвой.

5) Внезапное кратковременное нападе­ние на фланг и тыл армии противника.

II. Основные оперативно-тактические требования к кораблю.

1) Скорость хода, достаточная для того, чтобы быстро догнать любой эсминец и уйти от любого крейсера, т.е. скорость не менее 45 узлов.

2) Вооружение, достаточное для унич­тожения любого лидера, эсминца и воору­женного транспорта, т.е. не менее 6—8 ору­дий калибром не менее 130 мм (этот калибр достаточен также для обстрела берегов).

3) Увеличенный боезапас для крейсерс­ких операций.

4) Защита от артснарядов эсминцев на средних дистанциях (70—100 кб) и защита с маневрированием от огня легких крейсеров.

5) Наличие оборудования для постанов­ки мин заграждения.

6) Наличие торпедного вооружения на случай внезапной (ночной или в тумане) встречи с противником.

7) Зенитное вооружение для самообо­роны от авиации и торпедных катеров.

8) Химвооружение для самомаскировки.

9) Большой район плавания — 5000— 6000 миль».

Специалисты промышленности имели свои взгляды на этот тип корабля. Приняв главный калибр из восьми 130-мм неунивер­сальных орудий и разместив их в четырех двухорудийных бронированных башенных артиллерийских установках, ЦКБС-1 усили­ло зенитную артиллерию до десяти 45-мм полуавтоматов, увеличив и состав торпед­ного вооружения —два четырехтрубных тор­педных аппарата. Дальность плавания эко­номическим ходом принималась 2500 миль. Эти данные могли быть выполнены при при­нятии ЦКБС-1 собственного варианта энер­гетической установки с более реалистичными, чему НИИВК, данными: удельная масса механизмов 8,93 кг/л.с. (вместо 6,53 кг/л.с.) и агрегатная мощность 70 000 л.с., хотя в тот период предел агрегатной мощности отече­ственных ТЗА составлял 35 000 л.с.

Рекомендованный ОК УМС в декабре 1935 года вариант бронированного лиде­ра (водоизмещение 3350 т, скорость хода 43 уз; восемь 130-мм орудий, десять 45-мм полуавтоматов, два четырехтрубных533-мм торпедных аппарата; бронирование борта 45 мм, палубы 21 -мм) был направлен в Главморпром, где подобное предложение вос­приняли как официальное задание на раз­работку проекта. Поэтому уже 10 февраля

1936 года заместитель начальника Главка П.Г.Гойнкис подписал наряд, которым ЦКБС-1 предписывалось «произвести разработку эс­кизного проекта и общего проекта брони­рованного лидера-разведчика» (проект 24).

18 февраля 1936 года проектные мате­риалы эскизного проекта подписали началь­ник ЦКБС-1 В.Л.Бжезинский и главный кон­структор группы легких быстроходных ко­раблей П.О.Трахтенберг.

Согласно проекту лидер имел следую­щие основные ТТЭ:

артиллерийское вооружение: восемь спаренных 130-мм орудий в четырех бро­нированных (35—60-мм) башнях (боезапас по 150 выстрелов на ствол и еще 50 в пере­груз); два счетверенных 37-мм зенитных ав­томата (по 1500 выстрелов на ствол);

торпедное вооружение: два располо­женных побортно четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата;

бронирование: борт и траверзы — 50 мм, палуба — 25 мм, боевые рубки — 35—60 мм — должно было защищать от 152-мм снаря­дов на дистанции боя 70—80 кб);

водоизмещение стандартное — 3400 т;

полный запас топлива — 950 т, даль­ность плавания экономическим 16-узловым ходом — 6000 миль;

скорость на испытаниях при водоизме­щении 3650 т и двухвальной ГЭУ мощнос­тью 100 000 л.с. - 47 уз.

Котельную установку составляли шесть прямоточных котлов с параметрами пара 75 атм и 450°С (по типу котлов МПН 70/75 конструкции проф. Л. К.Рамзина). Удельный вес главной двигательной установки прини­мался равным 8,8 кг/л.с., удельный расход топлива — 0,3 кг/л.с. ч, а пропульсивный коэффициент гребных винтов — 0,56.

В перегруз лидер должен был принять 50 мин заграждения, а для защиты корабля от мин противника предусматривались два комплекта носовых параванов.

Проект 24 не получил своего развития, но сразу после начала Второй мировой войны, в 1939 году, идея создания брони­рованного лидера возникла вновь.

Комиссией вице-адмирала С.П.Ставицкого (созданной совместным приказом за­местителей наркомов ВМФ и судострои­тельной промышленности от 8 сентября 1939 года) было разработано задание на лидер, которому ставились задачи вывода в торпедную атаку и артиллерийской под­держки эсминцев, ПВО и ПЛО эскадры и по­становки активных минных заграждений — бронированного корабля (промежуточно­го типа между небронированным лидером и легким крейсером) полным водоизмещени­ем 4500 т, с 36-узловым ходом и артиллерией из десяти 130-мм универсальных ору­дий в легких двухорудийных башнях, восьми 37-мм зенитных автоматов в счетверенных установках и зенитных пулеметов. Броневая палуба со скосами должна была защитить его главную энергетическую установку от поражения 130-мм снарядами. Преимуще­ства этого типа корабля, по сравнению с лидером проекта 1, заключались в увели­ченной вдвое его огневой мощи (десять ору­дий главного калибра против пяти) и броне­вой защите: 70-мм пояс (с наклоном броневых плит 45° внутрь в районе машинно-котель­ных отделений, 25-мм палуба и 70-мм но­совой траверз. Однако этот корабль проиг­рывал лидеру проекта 1 по максимальной скорости хода (36 уз против 43 уз «Ленин­града»).

11 января 1940 года по требованию на­чальника ГМШ ВМФ флагмана флота 2 ран­га Л.М.Галлера в письме начальнику УК ВМФ калибр главных артиллерийских установок в ТТЗ на проектирование бронированного лидера был увеличен до 152 мм, а скорость хода — до 40 уз. Проект нового лидера, выполненный под руководством ведущего инженера Н.В.Брезгуна, получил номер 47. Проектирование такого лидера в несколь­ких вариантах предэскизного проекта, вы­полненного ЦКБ-17, показало невозмож­ность уложиться в заданное водоизмещение (стандартное — около 4000 т, полное — око­ло 5300 т), скорость хода — около 39 уз; восемь 130-мм орудий, десять 45-мм полу­автоматов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата; бронирование бор­та — 50 мм, палубы — 25 мм, носовой траверз — 120 мм, кормовой — 75 мм. Это при­вело руководство ВМФ к концу 1940 года к отказу от создания лидеров такого типа. Тем не менее, в «Плане проектирования кораб­лей на 1941 г.» еще упоминался брониро­ванный лидер эсминцев водоизмещением 2500-3000 т (проект 47). Окончание его эскизного проектирования намечалось на октябрь 1941 года. В качестве проектантов назывались ЦКБ-32, либо КБ завода №198. Однако в связи с началом Великой Отече­ственной войной проектирование лидеров проекта 47 не состоялось.