Проектирование быстроходного лиде­ра с усиленным вооружением (проект 48)

 

Основные элементы «улучшенного» ли­дера (которому впоследствии присвоили индекс «проект 48») были определены по­становлением КО при СНК СССР «О строи­тельстве боевых кораблей для Морских сил РККА» от 13/15 августа 1937 года.

В разделе VI этого постановления (по лидерам и эсминцам) в части лидеров было сказано:

«Признать, что лидеры типа "Ленинград" обладают хорошими тактико-техническими данными. Впредь до спроектирования лиде­ра лучшей конструкции, продолжить строи­тельство этих кораблей. При дальнейшей закладке лидеров этого типа, внести следу­ющие изменения:

а) установить шесть 130-мм орудий в трех двухорудийных башнях (две — в носу и одну — в корме) иоднудвухорудийную76-мм зенитную батарею;

б) увеличить дальность плавания до 4000 миль;

в) предусмотреть защиту личного соста­ва и механизмов на верхней палубе от атак штурмовой авиации;

г) установить систему МПУАЗО для зе­нитной артиллерии;

д) усилить прочность корпуса и прорабо­тать вопрос о ледовом поясе и подкреплени­ях для обеспечения плавания в битом льду;

е) признать, что лидер типа "И" не имеет особых тактических преимуществ перед улучшенным лидером типа "Ленинград". Вопрос о дальнейшей постройке лидеров типа "И" решить после испытаний лидера этого типа, строящегося в Италии. От на­меченной постройки двух лидеров типа «И» на отечественных заводах воздержаться до получения результатов испытаний. Взамен предполагавшейся закладки двух "итальян­ских" лидеров заложить два лидера типа "Ле­нинград" по новому улучшенному проекту;

ж) ВМФ и НКОП решить вопрос о еди­ном калибре артиллерии для лидеров и эс­минцев».

Позже, при рассмотрении и согласова­нии ТТЗ на проектирование корабля в Наркомоборонпроме, было решено принять для проектов 48 и 30 унификацию не только во­оружения, но и главных и вспомогательных механизмов, а также остального оборудо­вания, по их количеству в соотношении 3:2.

Таким образом, первоначально предус­матривалось не проектирование корабля нового типа, а корректировка проекта 1 для строительства последующих лидеров.

Такое ТТЗ было разработано в развитие постановления КО Штабом Морских сил РККА совместно с институтами УВМС в виде перечня предложений УВМС РККА по улуч­шению лидеров эсминцев типа «Ленинград». Назначенный после ареста В.М.Орлова в августе 1937 года бывший командующий Тихоокеанским флотом, флагман флота 1 ранга М.В.Викторов утвердил его 13 декабря 1937 года.

По сравнению с кораблями проектов 1 и 38, на новых лидерах предусматривалось усилить артиллерию главного калибра, по­высить боевую устойчивость корабля от средств воздушного нападения, улучшить мореходные качества, усилить прочность и повысить эксплуатационную надежность корпусов. Заданием предусматривалось заменить пять щитовых палубных 130-мм установок Б-13 шестью орудиями того же калибра, размещенными в трех двухорудий­ных башенных установках Б2-ЛМ, две 76-мм открытых зенитных системы 34-К — спарен­ной 76-мм системой, установить четыре-пять 45-мм (или 37-мм) зенитных автомата и такое же количество 12,7-мм пулеметов. В составе торпедного вооружения предпо­лагалось иметь три трехтрубных 533-мм тор­педных аппарата.

Защиту личного состава от атак штур­мовой авиации на ходовом мостике и от­крытых боевых постах предполагалось обес­печить броневыми листами. Для повышения эффективности стрельбы средств ПВО вме­сто вспомогательной централи устанавли­валась упрощенная система МПУАЗО со стабилизированным постом. Жилые и слу­жебные помещения на лидере должны были иметь улучшенную теплоизоляцию, над­стройки и мостики — быть обтекаемыми.

Конструкция ТВД ГТЗА изменялась с со­зданием специальных ступеней экономичес­кого хода, которые должны довести даль­ность плавания до 4000 миль при запасе топлива 600 т. Корпус корабля усиливался, предусматривались ледовые подкрепления в районе КВЛ от 0 до 90 шп. Дополнительно предполагалось проработать вопрос о вы­боре оптимальных выступающих частей («штаны» или кронштейны), так как испыта­ния лидера «Ленинград» показали повышен­ную вибрацию кормы.

Проектирование «улучшенного» лидера поручили Николаевскому судостроительно­му заводу им. А.Марти (№ 198), имевшему довольно многочисленное конструкторское бюро численностью около 400 работников, которое впервые получило заказ на разра­ботку такого сложного проекта. Проекти­рование осуществлялось специально орга­низованной группой корпусного отдела КБ численностью 30 конструкторов под руко­водством молодых инженеров: начальника корпусного отдела бюро Я.И.Купенского и главного конструктора В.А.Рыбалки. В про­екте были применены некоторые техничес­кие решения, принятые при создании лидера «Ташкент», строящегося в Италии: конструк­торы стремились создать новый лидер мак­симально похожим на него.

Эскизный проект 48 был рассмотрен 17 ию­ля 1938 года и утвержден 19 июля того же года решением заместителя наркома ВМФ СССР флагмана 1 ранга И.С.Исакова для дальнейшего проектирования с учетом за­мечаний УК РККФ.

В связи с очевидным и очень быстрым прогрессом военно-морской техники, а также с двукратной сменой руководства ВМФ (М.В.Викторов был снят с должности 30 де­кабря 1937 года, затем арестован; первым наркомом ВМФ СССР с 15 января 193 8 года стал армейский комиссар 1 ранга П.А.Смир­нов, 22 июня того же года снятый с должно­сти наркома, а 30 июня арестованный, как «враг народа»; после этого до 8 сентября 1938 года обязанности наркома исполнял назначенный в январе его первый замести­тель флагман флота 2 ранга П.И.Смирнов-Светловский), уже через полгода официаль­ная точка зрения изменилась. Нарком ВМФ уже рассматривал проект 48 не как улуч­шение кораблей типа «Ленинград», а как со­здание лидера нового типа, взявшего из про­екта 1 наилучшее — его быстроходность, маневренные качества, надежность рабо­ты механизмов и удобство в эксплуатации. Сочетания указанных качеств с применени­ем новых образцов вооружения (башенная артиллерия, приборы управления артилле­рийским огнем и тому подобного) давало возможность создать новый лидер на уров­не современных оперативно-тактических требований.

В результате разработки эскизного про­екта были получены элементы корабля, ко­торые в ряде случаев не удовлетворяли мо­ряков — в особенности остойчивость, кото­рая оказалась значительно ниже, чем на «Ленинграде», большое стандартное водоизмещение (2220 т против 2030 т на «Ле­нинграде»), недостаточная дальность пла­вания, а также разнокалиберность артил­лерийского вооружения (использовалось пять калибров — 130-, 76-, 45-мм орудия и 12,7-, 7,62-мм пулеметы). Сказалось отсут­ствие опыта проектирования кораблей у за­водских конструкторов.

В решении заместителя наркома ВМФ И.С.Исакова и заключении УК РККФ КБ за­вода № 198 было предложено при разра­ботке технического проекта в целях полу­чения требуемой остойчивости макси­мально облегчить корабль, обеспечив ему скорость хода не менее полученной на «Ле­нинграде» и дальность плавания 15-уз хо­дом 3500 миль; заменить три трехтрубных аппарата двумя пятитрубными; обеспечить размещение 12,7-мм пулеметов в закрытых спаренных установках; отказаться от запас­ных торпед, 45-мм полуавтоматов и 7,62-мм пулеметов; авиавооружения; 1,5-м дально­мера (в связи со снятием полуавтоматов); 90-см прожекторов, заменив их 60-см про­жекторами; вспомогательного холодильни­ка; от выполнения требований АНИМИ иметь второй агрегат питания ПУС и НИГШИ иметь второй гирокомпас, уменьшить количество боезапаса, применить электрооборудова­ние на напряжение 220 В.

Предлагалось также обеспечить в проекте:

минимально достижимое водоизмещение;

остойчивость не менее 0,85 м;

удобство управления кораблем и ору­жием, а также размещение постов наблю­дения на ходовом мостике;

защиту ходового мостика 8-мм броней;

применение электрооборудования на напряжение 220В, в том числе двух турбо­генераторов мощностью по 100 кВт и ди­зель-генератора мощностью 50 кВт.

КБ завода № 198 и 2-е ГУ НКОП приня­ли эти замечания и предложения ВМФ к ис­полнению при корректировке проекта.

По результатам этой корректировки 7 сентября 1938 года нарком оборонной промышленности М.М.Каганович и врио наркома ВМФ П.И.Смирнов-Светловский представили председателю КО при СНК СССР В.М.Молотову доклад об окончании разработки эскизного проекта 48 с прило­жением проекта постановления об утверж­дении его основных элементов. В докладе отмечалось, что отступлениями от установ­ленных Комитетом (постановлением от 29 июня 1938 года) элементов является стандарт­ное водоизмещение (2150т вместо 1970 т) и дальность плавания 20-узловым ходом (2500 миль вместо 4000 миль), выдержать которые в проекте не представлялось воз­можным при сохранении остальных такти­ко-технических элементов корабля.

В январе 1939 года НКОП разделили на четыре отраслевых наркомата. Главной за­дачей наркомата судостроительной про­мышленности (НКСП) стала реализация представленного командованием ВМФ проекта «Программы строительства боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ на 1938—1945 гг.», откорректированного по замечаниям КО при СНК СССР. По лидерам она не содержала изменений по сравнению с планом 1937г.

Весной того же года вновь обновилось руководство ВМФ. В начале апреля был арестован активный участник политических репрессий на флоте нарком ВМФ, коман­дарм 1 ранга М.П.Фриновский (до этого — первый заместитель наркома внутренних дел - начальник Главного управления госбе­зопасности). Новым наркомом был назна­чен флагман 2 ранга Н.Г.Кузнецов.

К этому времени основные элементы ли­дера проекта 48 в процессе разработки тех­нического проекта были уточнены. Скорость хода на испытаниях была ограничена вели­чиной 42 уз (43 уз корабль должен был раз­вивать при форсировании главной энерге­тической установки), экономический ход — 15 уз, дальность плавания 3500 миль оце­нивалась, как максимальная.

В марте того же года КБ завода № 1 98 представило на рассмотрение НКСП и ВМФ технический проект 48. Осуществлявший наблюдение за его разработкой НТК ВМФ доложил УК ВМФ заключение по нему, в котором подчеркивалось, что проект выпол­нен некомплектно и недоброкачественно. Сравнение основных ТТЭ проектов 1 и 48 показывало, что в новом проекте значитель­но ухудшались кораблестроительные эле­менты (плавучесть, остойчивость, непотоп­ляемость, скорость хода и дальность пла­вания). Второй главный недостаток проекта 48 состоял в том, что на нем были примене­ны ГТЗА, разработанные ЦКБ-11 для эсмин­цев проекта 7у, которые еще нуждались в доработке.

В таком виде проект не мог быть пред­ставлен на утверждение даже в УК НКВМФ, не говоря уже о КО при СНК СССР.

После рассмотрения доклада НТК КБ за­вода № 198 было поручено до 1 августа 1939 года откорректировать проект по за­мечаниям наблюдения. Этот срок был со­рван, окончательный технический проект КБ представило лишь 20 сентября того же года.

В результате, 13 июля 1939 года поста­новлением КО при СНК СССР был утверж­ден, вместо технического, эскизный проект лидера. В принятом постановлении стандарт­ное водоизмещение корабля равнялось уже 2350 т, наибольшая дальность плавания — не менее 3200 милям, остойчивость при нор­мальном водоизмещении — не менее 1,19м. Водоизмещение лидера возросло за счет принятия нового теоретического чертежа, разработанного головным институтом Нар­комата судпрома — ЦНИИ-45 (бывшим НИИВК ВМФ, переданным в 1938 году в промышленность), и новой ГЭУ, обеспечи­вающей необходимую скорость хода, а так­же за счет увеличения массы башен главно­го калибра.

В постановлении также отмечалось: «Считать лидер и эсминец по проектам 48 и 30 временными типами. Обязать НКСП спроектировать новые лидер и эсминец со значительным увеличением дальности пла­вания и в остальных элементах не уступаю­щие иностранным кораблям этих классов».

Кроме того, в процессе рассмотрения проекта выявилась необходимость принять для лидера проекта 48 двухкорпусные ГТЗА номинальной мощностью 27 тыс. л.с. раз­работки Кировского завода вместо пред­ложенных КБ завода № 190 трехкорпусных, созданных для эсминцев проекта 7у. Конст­рукция двухкорпусного ГТЗА имела ТНД, расположенную под холодильником, актив­ное облапатывание ТНД, и реактивное — ТВД. В этом агрегате впервые в отечествен­ном судовом машиностроении применили двухкорпусную конструкцию редуктора, что позволило существенно сократить его мас­су и габариты.

Рассмотрение корректированного тех­нического проекта 48 на заседании КО при СНК СССР состоялось в конце октября того же года, одновременно с проектом 30 и ГТЗА для них. Как обычно, заседание проводи­лось в Овальном зале Кремля с участием И.В.Сталина. С короткими докладами на нем выступили главные конструкторы А.М.Юновидов (проект 30), В.А.Рыбалка (проект48) и Л.А.Шубейко-Шубин (ГТЗА). Затем от ВМФ положительные заключения по проек­там доложили начальник УК ВМФ Н.В.Исаченков и 2-го ГУ НКСП А.М.Редькин.

И.В.Сталин внимательно рассматривал представленные демонстрационные черте­жи лидера и эсминца и таблицы их основных элементов в сравнении с отечественными (проектов 1 и 38) и иностранными корабля­ми этого класса. После докладов главных конструкторов и выступлений присутствую­щих он задал конструкторам вопросы о на­дежности и живучести предлагаемых новых кораблей, их боевых качествах в сравне­нии с иностранными.

Соображения по проектам и предложе­ния о порядке строительства новых лидеров и эсминцев коротко изложили нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов и зам. наркома судостроитель­ной промышленности И.И.Носенко. Сталин предложил утвердить технические проекты 48 и 30 для постройки кораблей на заводах в соответствии с утвержденными планами.

21 ноября 1939 года вышло постанов­ление КО при СНК СССР об утверждении технического проекта 48 с приложением ос­новных элементов нового лидера. Для него утверждались стандартное водоизмещение 2350 и полное 3045 т, главные размерения по КВЛ 125x1 1,7x3,88м; вооружение: три двухорудийные башенные установки Б2-Л М с 130-мм орудиями, одна двухорудийная установка 92-К с зенитными 76-мм полуав­томатическими орудиями, четыре спаренных зенитных 12,7-мм пулемета ДШКМ и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата; главная энергетическая установка — эшелон­ного расположения, трехвальная, котлотурбинная, суммарной мощностью 81000 л.с., обеспечивающая лидеру скорость полного хода 42,5 уз и дальность плавания экономи­ческим ходом 15,2 уз при минимальном за­пасе топлива около 4100 миль; комплекта­ция личным составом — 269 человек.

В сентябре 1944 года Н.Г.Кузнецов при­нял решение о дополнительных работах на лидерах проекта 48 сверх утвержденного в ноябре 1939 года технического проекта, с учетом опыта войны, выявившегося в про­цессе боевого использования лидеров, вы­полнение которых повышает боевые каче­ства этих кораблей. Решением утверждались два перечня дополнительных работ: подле­жащих выполнению на лидерах «Киев» и «Ереван» при их достройке и подлежащих предварительной проработке с последую­щим рассмотрением и утверждением.

Первый перечень включал: замену 76-мм установки на 85-мм установку 92-К, пуле­метов ДШКМ-2В в башнях — на открытые спаренные ДШКМ-2 с броневыми щитами, двухъярусных 533-мм торпедных аппаратов на одноярусные; установку модернизиро­ванной системы ПУС по типу, принятому на эсминцах проекта 30, пяти спаренных 37-мм автоматов В-1 1 со штативными бронещитами, двух бомбометов БМБ-1 с увеличе­нием количества глубинных бомб БГБ до 40 штук; предусматривалась установка РЛС «Гюйс-1», «Марс-2», «Юпитер-2», «Сириус-5» и «Сириус-Б4», а также ГАС «Тамир».

Приказом наркома судостроительной промышленности И.И. Носенко от 19 декабря 1944 года корректировка технического проекта 48 (48К) по выданному НК ВМФ заданию и разработка рабочих чертежей для достройки лидеров «Киев» и «Ереван» была возложена на завод № 444 (бывш. завод № 198) им. А.Марти, для чего на за­воде была восстановлена деятельность его КБ. Главным конструктором проекта 48К был назначен старший инженер-конструктор КБ М.И.Жулай.

Эскизная проработка дополнения к тех­ническому проекту 48, выполненная КБ за­вода № 444 в 1945 году по заданию ВМФ, показала, что внесение указанных измене­ний приводит к значительному ухудшению кораблестроительных элементов проекта 48 (увеличению стандартного водоизмещения до 2740т, снижению остойчивости и скоро­сти хода до 37,5 уз, ухудшению непотопля­емости и мореходных качеств).

Постановлением от 24 марта 1947 года Совет Министров СССР обязал Министер­ство судостроительной промышленности (МСП) и Вооруженных Сил (МВС) достро­ить в счет утвержденного правительством в 1945 году десятилетнего плана военного судостроения лидеры «Киев» и «Ереван» и разработать ТТЗ на доработку техническо­го проекта 48.

В 1948 году КБ завода № 444 было вы­дано ТТЗ на корректировку проекта 48, ут­вержденное главкомом ВМС адмиралом И.С.Юмашевым и заместителем министра судостроительной промышленности Б.Г.Чиликиным. Этим документом предусматрива­лось разместить на корабле шесть 130-мм орудий в трех двухорудийных башенных ус­тановках Б2-ЛМ и двенадцать 37-мм авто­матов в шести спаренных установках В-11. Несмотря на опыт Второй мировой войны на море, интерес к торпедному вооруже­нию не пропал. Согласно ТТЗ, предлагалось проработать установку двух пятитрубных торпедных аппаратов (ПТА-53-47) или двух трехтрубных (ТТА-53).

По сравнению с проектом 48 за 10 лет облик корабля существенно изменился, при­чем по некоторым параметрам в лучшую, а по другим — в худшую сторону. В корректи­рованном проекте предпочтение отдава­лось вооружению по сравнению со скорос­тью хода и дальностью плавания корабля.

Согласно выполненному проекту (чер­теж 48К-А1 00-304) корпус сохранил полубачную архитектуру. Традиционно наклон­ный форштевень и удлиненный полубак при­давал силуэту стремительность. Кроме достаточно развитой носовой надстройки, двух наклонных труб и небольшой кормо­вой надстройки (не считая вооружения) не имелось значительных по объему конструк­ций, что делало силуэт лидера проекта 48К малозаметным и лаконичным, несмотря на сравнительно высокий надводный борт.

Корпус корабля разделялся 1 3-ю водо­непроницаемыми переборками на 14 отсе­ков. Кроме непрерывной верхней палубы, корпус имел еще нижнюю палубу и 1 -ю плат­форму, которые прерывались в районе МКО. Двойное дно простиралось почти по всей длине корабля, имея в оконечностях своим продолжением 2-ю платформу.

Артиллерийское вооружение лидера составляли: три 130-мм двухорудийные ба­шенные установки Б2-ЛМ, одна 85-ммдвух-орудийная зенитная установка 92-К, шесть 37-мм спаренных автоматов В-11 и четыре 12,7-мм спаренных пулемета ДШКМ. Артустановки Б2-ЛМ устанавливались в диа­метральной плоскости корабля, причем вто­рая башня — на высоком барбете. Башни могли управляться как автономно, так и ди­станционно из центрального артиллерийс­кого поста. Пятитрубные торпедные ап­параты «не вписывались» в концепцию бое­вого использования лидеров, поэтому в про­екте 48К были приняты два трехтрубных тор­педных аппарата, которые устанавливались на палубе в диаметральной плоскости впе­реди и позади кормовой дымовой трубы. Ли­дер был вооружен также бомбосбрасыва­телями для глубинных бомб и параван-ох­ранителями.

Посты радиолокационных станций и ра­диосвязи, управления кораблем и оружием размещались в помещениях трехъярусной носовой надстройки. Экипаж размещался, в основном, на палубах в носовой части корабля и, частично, в кормовой надстрой­ке и на нижней палубе под ней.

Шлюпочное вооружение лидера состо­яло из одного разъездного (командирского) катера, расположенного в районе носовой трубы на верхней палубе по правому борту, большого моторного барказа на левом борту, и двух шестивесельных ялов, разме­щенных побортно у кормовой надстройки.

Интересно отметить, что во всех проек­тных документах 48К термин «лидер» был заменен на «эсминец». Стирание граней между лидером и эсминцем произошло за­кономерно, из-за выравнивания характери­стик артиллерийского вооружения обоих типов кораблей. На этом развитие подклас­са лидеров в отечественном флоте прекра­тилось.

В дальнейшем, при развертывании круп­носерийного строительства новых эсминцев проекта 30 бис, от достройки лидеров про­екта 48К отказались — флот предпочел по­лучить от промышленности дополнительно три эсминца типового проекта.