Проект 1

 

Корпус и общее расположение

 

Корпус лидеров первой серии имел все особен­ности этого типа кораблей, свойственные большинству зарубежных аналогов — ост­рый наклонный форштевень, отсутствие седловатости палубы полубака и верхней палубы, трехъярусную носовую надстройку, транцевую корму, две наклоненных раз­новеликих дымовых трубы.

Теоретический чертеж корпуса этого проекта (чертеж АС-38), разработанный в БСПС, затем — ЦКБС (подписанный конструктором Н.И.Алексеевым, начальником группы П.О.Трахтенбергом, начальником корпусного отдела А.И.Масловым), был оп­тимизирован, исходя из требований достижения заданной скорости, и отличался ост­рыми образованиями оконечностей и транцевой кормой. Отсутствующие кронштейны валов заменяли выкружки (так называемые «штаны»).

В соответствии с его конструктивной схемой (чертеж АС-1 14) корпус лидера был наборным, клепаным с прямыми бортами. Схема набора была принята по смешанной системе: в средней части корабля — продольная, в оконечностях — поперечная. Плос­кости стыковки со средней частью носовой оконечности проходили в месте окончания полубака (75 шп.), кормовой оконечности — по кормовой переборке 2-го машинного отделения (1 85 шп.). Всего корпус имел 250 шпангоутов со шпацией 0,5 м.

Корпус делился четырнадцатью поперечными переборками, доходившими до вер­хней палубы и проходившими по 10, 25,40, 59, 75, 95, 115, 141, 161, 1 85, 199, 213, 221 и 234 шп., на пятнадцать водонепроницаемых отсеков. По расчетам непотопляе­мости в соответствии с заданием затопление двух любых отсеков, в том числе и смеж­ных, не могло привести к гибели корабля.

В районе 16—75 шп. корпус имел водонепроницаемую платформу, под которой размещались цистерны для топлива, масла и питательной воды, в районе 1 6— 1 85 шп. имелось двойное дно. В средней части корпуса между 75 и 185 шп. размещалась главная энергетическая установка. Носовая труба объединяла дымоходы 1-го (носово­го) и 2-го (среднего) котельных отделений, кормовая находилась над 3-м (кормовым) котельным отделением.

Толщина листов набора корпуса состав­ляла 12 мм. 130-мм орудия главного калиб­ра снабжались противопульными щитами. От снарядов, а тем более авиабомб, эти корабли защиты не имели.

Вследствие длительного перерыва в про­ектировании надводных кораблей заданно­го водоизмещения (2150 т), конструкторы лидера заложили большие запасы по нагруз­ке масс, гарантировавшие, что в процессе строительства не будет превышения спецификационного водоизмещения. В пределах полубака корпус имел две закрытые палу­бы — верхнюю и нижнюю. На верхней па­лубе размещались служебные , жилые, са­нитарные помещения, кают-компания, ле­нинский уголок; на нижней — жилые помещения команды, в носовой оконечнос­ти — кладовые.

На платформе находились центральный артиллерийский пост, снарядные и патрон­ные погреба, провизионные кладовые, по­мещение рефрижераторные машины.

Для главной энергетической установки было принято эшелонное расположение котлотурбинных групп (от носа к корме): 1-е ко­тельное отделение (75—95 шп.), 2-е котель­ное отделение (95—115шп.), 1-е машинное отделение с ГТЗА левого и правого бортов (115—141 шп.), 3-е котельное отделение (141—161 шп.), 2-е машинное отделение (161 — 185 шп.). В кормовой оконечности на нижней палубе размещались: командное помещение, артиллерийский пост, вспомо­гательная централь, румпельное отделение, торпедный, минный и патронный погреба, служебные помещения (химическая каюта). В нижнем ярусе носовой надстройки размещались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, коман­дования соединения), штабная каюта, ра­диорубка дальней связи, агрегатная и аккумуляторная; в среднем ярусе: шифрпост, ра­диорубка, запасная каюта флагмана, в вер­хнем — ходовая и штурманская рубки, пе­ред ним — нижний ходовой мостик, а выше него размещался верхний ходовой мостик.

КДП главного калибра находился на вы­соте 12 м над КВЛ на носовой надстройке над штурманской рубкой. Бронированная дальномерная рубка была установлена на кормовой надстройке на высоте 5 м над КВЛ. Позади КДП была установлена фок-мачта с площадкой для сигнального 45-см прожек­тора. В кожухе носовой трубы размещался камбуз, а на его крыше, за трубой —пло­щадка для гидросамолета-разведчика.

Кормовая надстройка служила для раз­мещения запасного командного пункта, ра­диорубки и пеленгаторной рубки, поста энер­гетики, дизель-генератора, санитарных по­мещений младшего начсостава и команды. На крыше надстройки за дальномерной руб­кой размещался кормовой мостик.

В качестве якорного устройства были приняты два становых якоря системы Холла и один стоп-анкер. На «Ленинграде» каж­дый из становых якорей имел массу 1 860 кг, а стоп-анкер — 250 кг. Масса левых становых якорей на «Харькове» и «Москве» рав­нялась 1 250 кг, а правых — 1500 кг. Длина якорных цепей составляла: 1 86 м (на «Ле­нинграде») и 225 м (на «Харькове» и «Моск­ве»). Шпилевые машины были паровыми, двухцилиндровыми, сдвоенными, горизонтального типа мощностью 62 л.с. (на «Ле­нинграде») и 48 л.с. (на «Харькове» и «Мос­кве») и обеспечивали скорость выбирания якорной цепи 12— 15 м/мин.

Лидеры снабжались шлюпбалками: для моторного катера (грузоподъемностью до 1000 кг), моторного рабочего бота (грузо­подъемностью 1 800—2000 кг), шестиве­сельных ялов, а также шлюп-параванными балками грузоподъемностью 400 кг, съем­ной балкой для погрузки головных частей торпед грузоподъемностью 300 кг, стрелой на грот-мачте для подъема и спуска гидро­самолета грузоподъемностью от 1500 кг (на «Ленинграде») до 2700 кг (на «Харькове») и скоростью подъема от 1,5 до 9 м/мин.

На лидерах размещались следующие плавсредства: моторный катер грузоподъ­емностью 1,5 т с мотором ЗИС-5, мотор­ный рабочий бот грузоподъемностью 2,8 т с мотором ЗИС-5, три шестивесельных яла; два двухвесельных яла (или один четырех­весельный ял).

Лидеры имели один полубалансирный руль площадью 9,6 м2, установленный по­зади среднего винта. Система управления рулем была дублирована: валиковая и гид­равлическая. Были установлены рулевой привод системы Дэвиса и паровая рулевая машина. Управление рулем предусматрива­лось из ходовой рубки или с ходового мостика (гидравлический и валиковый приводы), с кормового мостика (валиковый привод) и из румпельного отделения (штурвалом). Вре­мя перекладки от 0° до 250° на полном ходу составляло 1 6 с.

Управление кораблем осуществлялось с носового мостика (ГКП), из ходовой рубки (ЗКП-1) и с кормового мостика (ЗКП-И).

Лидеры имели традиционную шаровую окраску, принятую для боевых кораблей советского ВМФ. Дельные вещи (кнехты, киповые планки и другие), а также якоря, якор­ные цепи и шпили окрашивались в черный цвет, настил верхней палубы — суриком. Черноморские лидеры имели окраску более светлую, чем балтийские, поверх стально­го настила палубы имелся еще деревянный, тиковый. Пятнистую маскировочную окрас­ку во время войны имел лидер «Баку».

 

Главная энергетическая установка

 

В ка­честве ГЭУ лидеров была принята трехвальная котлотурбинная установка. Она состо­яла из трех главных водотрубных котлов треугольного типа с тремя двухкорпусными ГТЗА, разделенных на три котлотурбинные группы; каждая группа работала на свой вал и винт. Нормальный запас топлива (мазута) определили в 210 т, его хватало на 873 мили 40-узлового хода, полный запас равнялся 600 т, наибольший — 61 3,5 т. Параметры пара за пароперегревателем составляли: тем­пература 335°С, давление 21,5 кг/см2. По­верхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность — 135 т/час. Турбоциркуляционный и турбоконденсаторный насосы были вертикального типа.

Каждый ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого дав­ления) и одноступенчатой трехопорной зуб­чатой передачи.

Создание лидеров, насыщенных совре­менными энергоемкими системами, требо­вало наличия соответствующего электро­энергетического оборудования. Для этих кораблей был принят постоянный ток напря­жением 110 В. В качестве источников элект­роэнергии применили два турбогенератор­ных агрегата отечественного производства мощностью по 50 кВт и два резервных ди­зель-генератора мощностью по 30 кВт.

 

Артиллерия главного калибра

 

Главный калибр лидеров составляли пять 130-мм орудий, установленных в диаметральной плоскости: 1 -е и 2-е — в носу, 3-е — в сред­ней части (за носовой трубой), 4-я и 5-я — в корме. 2-я и 4-я установки размещались в надстройках на высоких барбетах.

Палубная установка Б-13 1-й серии со­стояла из орудия, установленного на стан­ке, который крепился основанием к палубе, и броневого щита из противопульной брони толщиной 13 мм упрощенной конструкции коробчатой формы.

Угол вертикального наведения орудия находился в пределах от -5° до +45°. Наи­большая дальность стрельбы равнялась 139,4 кб (25,6 км), скорострельность при механической подаче — 10 выстр./мин, при ручной — 6.

Качающаяся часть установки была снаб­жена устройством продувания каналов ору­дий. Затвор — поршневой с пластинчатым обтюратором. Боезапас был раздельным (снаряди картузный заряд), досылка снаря­да — бросковым пневматическим досылателем с откидного лотка. Заряд досылался в камору орудия вручную. Заряжание произ­водилось на всех углах возвышения, поэто­му скорострельность на углах 23—45° уменьшалось с 10 до 6—8 выстрелов в ми­нуту. Приводы наведения были ручные, тор­моз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Масса установки со­ставляла 12,8 т.

Наведение на цель артиллерийской ус­тановки Б-1 3 можно было осуществлять от центральной паводки и с помощью одно­именных прицелов (Б-13).

Боезапас по норме составлял 750 снаря­дов (осколочно-фугасные, полубронебойные, дистанционные гранаты массой по 33,5 кг, ныряющие снаряды массой по 33,1 кг и ос­ветительные массой 34,5 кг). Вместимость погребов позволяла принять в перегрузку до 1000 снарядов; вместимость кранцев пер­вых выстрелов составляла пять выстрелов на орудие.

Первоначально орудия Б-13 проектиро­вались и производились со скрепленным стволом, однако с 1935 года по требова­нию ВМС они изготавливались с лейнерами и мелкой нарезкой (1,0 мм), что обеспечи­вало их совместимость с боеприпасами старых 130-мм орудий. Во второй полови­не 1936 году начались испытания лейнеров с глубокой нарезкой 1,5 мм, 1,95 мм и 2,7 мм (последние и были приняты на вооружение). Позднее был принят ствол-моноблок образ­ца 1938 года. С 1939 года началось изго­товление артустановок Б-13-IIс (2-я серия) в которых были модернизированы досылатель, тормоз отката, внесены конструктив­ные изменения в механизмы вертикального наведения с целью обеспечения более плав­ной наводки, введен новый лоток ручного заряжания и другие изменения.

Первые экземпляры 2-й серии имели, как и в 1-и серии, коробчатые стальные щиты, защищавшие орудийный расчет от пулемет­ного огня и осколков, со второго полугодия 1939 года установки Б-1 3 стали снабжать­ся новыми щитами обтекаемой формы. Вторая серия (Б-13-IIс) выпускалась с 1939 го­да, с 1945 года началась поставка флоту 3-й серии, имевшей некоторые доработки по опы­ту эксплуатации предыдущих установок.

В целом установка Б-13 ленинградского завода «Большевик» обладала высокими баллистическими данными, превосходивши­ми характеристики близких по калибру ино­странных образцов, в частности, характе­ристики 127-мм установки, состоявшей на вооружении ВМС Германии. Превосходство было в дальности стрельбы (1 39,4 артилле­рийских кб или 25,6 км против 95—100 кб, или 17,4—18,3 км), живучести орудия, раз­рушающем действии снаряда у цели (масса снаряда 33,4 кг против 22—32 кг) и по дру­гим параметрам — высокой скорострель­ности и повышенной мощности стволов.

К началу войны лидеры проектов 1 и 38 были вооружены артиллерийскими установ­ками Б-13 1-и и 2-й серий.

 

Зенитное вооружение

 

По утвержденно­му проекту зенитное вооружение лидера «Ленинград» составляли две 76,2-мм уни­версальные палубные артустановки 34-К, два 45-мм полуавтомата 21-К и четыре 1 2,7-мм пулемета ДК.

Установки 34-К с противоосколочным щитом толщиной 1 3-мм размещались на крыше кормовой надстройки побортно. Угол вертикальной наводки составлял от -5° до 85°, а углы горизонтального обстре­ла обеих установок—от 20° до 1 80° на оба борта. Наибольшая дальность стрельбы равнялась 84 кб (14,6 км), досягаемость по высоте — 9,5 км. Подача боезапаса осуще­ствлялась механически или вручную. Скоро­стрельность составляла до 20 выстр./мин.

Ствол установки 34-К состоял из трубы моноблока, лейнера и навинтного казенни­ка. Затвор — вертикальный клинового типа с полуавтоматикой инерционного типа, тор­моз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Подача и досылка были ручные.

Боезапас по норме составлял 350 выст­релов на орудие, в перегрузку (по вмести­мости погребов) — 423; вместимость кран­цев первых выстрелов — два по 24 выстре­ла и два по четыре выстрела.

Изготовление доработанного образца артустановки 34-К завод № 8 завершил лишь в начале 1936 года. В марте того же года артустановка прошла полигонные ис­пытания, а в июне — корабельные и, после принятия на вооружение, ее серийные об­разцы стали устанавливаться на лидер «Ле­нинград» и на находящиеся на достройке се­рийные корабли проекта 1.

Серийное производство артиллерийской установки 34-К осуществлялось на заводе №8с 1936 по 1941 год.

45-мм полуавтомат 21-К создавался на базе противотанковой пушки 19-К образца 1932 года на морском лафетном станке. Заново разработанный станок орудия яв­лялся обычной тумбой без щита с механиз­мами наведения и прицеливания. В 1933 году проводились испытания установки: завод­ские — с 27 июня по 2 июля, полигонные (на НИМАП) — с 21 июля по 1 августа. Морс­кие (корабельные) испытания полуавтома­та 21 -К прошли на малой подводной лодке VI серии на Черном море с 21 по 26 марта 1934 года. Лишь после этого система была передана для войсковых испытаний.

Тело орудия было целиком заимствова­но от 19-К и состояло из скрепленного ство­ла и кожуха. Ствол 21 -К состоял из трубы и надетого на нее в горячем состоянии кожуха, составлявшего одно целое с казенником. Первоначально затвор проектировался по­луавтоматическим. Но поскольку полуавто­матика заводом № 8 до 1935 года так и не была освоена, изготовленные заводом ус­тановки имели лишь механизм, позволяв­ший затвору автоматически закрываться при досылке очередного патрона, открывание же затвора производилось вручную — так называемая «четвертьавтоматика». В сис­темах 21 -К, изготовленных после 1935 года, уже были использованы полуавтоматика инерционного типа и ствол-моноблок.

Массовое про­изводство орудий 21-К было начато на заводе № 8 в 1934 году. За неиме­нием других зенит­ных полуавтомати­ческих пушек, 21 -К стали устанавли­ваться на лидеры.

Зенитные полу­автоматы 21-К устанавливались на па­лубе нижнего яруса носовой надстройки побортно и обеспечи­вали обстрел воздушных целей с носовых курсовых углов. Эти установки не имели противоосколочных щитов и механических при­водов наводки. Углы возвышения составля­ли от -5° до +85°, наибольшая дальность стрельбы — 51 кб (9,5 км), досягаемость по высоте — 6 км; скорострельность достига­ла 25—30 выст./мин.

На лидере «Ленинград» в 1943 году ус­тановили четыре 37-мм автомата 70-К: два размещались на носовой надстройке по­бортно, а два других — побортно на палу­бе полубака. На лидере «Харьков» были ус­тановлены шесть 37-мм автоматов 70-К: четыре размещались как на «Ленинграде», а два — побортно на рострах у кормовой трубы.

Кроме того, в 1943 году на лидере «Ле­нинград» на верхней палубе в корме уста­новили спаренную 76,2-мм артустановку 81-К и спаренный 37-мм полуавтомат С-30.

Во время войны устаревшие полуавто­маты 21 -К были сняты с лидера «Ленинград» и заменены четырьмя крупнокалиберными пулеметами типа ДШК. Они монтировались на универсальных станках и устанавлива­лись побортно на палубах носовой и кор­мовой надстроек.

На вооружении лидера «Ленинград» име­лись также четыре зенитных 12,7-мм пулеме­та ДК (прицельная дальность до 3500м, ско­рострельность — 125 выстр./мин), а на ли­дерах «Москва» и «Харьков» — шесть спаренных 12,7-мм пулеметов «Браунинг».

 

Приборы управления стрельбой и КДП

 

Приборы управления стрельбой устанавли­вались на лидерах по мере готовности. Од­нако серийный выпуск новых приборов хро­нически задерживался, и к тому же в ранее разработанных системах уже в ходе бое­вого применения корабельной артиллерии выявились существенные недостатки и несо­вершенство схемы.

Так, например, при обстрелах берего­вых объектов схема ПУС лидеров не в пол­ной мере учитывала влияние качки корабля. Для введения поправок на качку исходные данные поступали от визиров наводки. В то время гироскопические приборы стабилиза­ции еще не были внедрены в систему управ­ления стрельбой главного калибра. Кроме того, при стрельбе по береговым целям вы­явилась потребность большего учета в ПУС динамических условий стрельбы по быстро и непрерывно изменяющихся данных. Эта про­блема была решена лишь к концу 1942 года, когда советским конструкторам удалось разработать прибор, «значительно повы­сивший эффективность стрельбы по берегу с помощью введения вспомогательной точ­ки наводки».

Лидеры типа «Ленинград» укомплекто­вывались ПУС главного калибра на основе системы итальянской фирмы «Галилео», в который входили: центральный автомат стрельбы, вспомогательная централь, визир центральной наводки, КДП, кормовая даль-номерная рубка.

В силу острой необходимости в 1943— 1944 годах была произведена коренная мо­дернизация систем ПУС «Мина» с ЦАС-2 для главных калибров лидеров: внедрен двухкорзинный преобразователь координат, косвенно стабилизировавший на качке ви­зиры центральной наводки и башенные ар­тиллерийские установки. Для определения величины погрешностей последовательно работавших следящих систем, суммирова­ния и исключения их из выходных данных был предусмотрен компенсатор динамических ошибок. Это позволило повысить точность системы ПУС. Разработка и внедрение «упредителя залпа» дали возможность делать выстрел при прохождении лидером задан­ного угла крена. Начиная с 1944 года при модернизации лидеры проекта 1 стали ос­нащаться ЦАС-2М и КДП-4п-1.

Из-за существенного отставания от за­рубежных флотов в части разработки и про­изводства МПУАЗО, к началу войны лиде­ры проекта 1 не имели таких приборов. Лишь на один «Харьков» был установлен итальян­ский ПУС зенитного калибра.

 

Торпедное, минное, противолодочное и химическое вооружение

 

Торпедное воору­жение лидеров составляли два установлен­ных в диаметральной плоскости 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата Н-7 с си­стемой ПУТС-ГАК и парогазовые трехрежимные торпеды типов 53-38, 53-38У и 53-39.

Механизм горизонтального наведения торпедного аппарата Н-7 располагался на его боковой площадке на посту наведения и имел механический (от электродвигателя) и ручной приводы. Стопорное устройство торпед срабатывало при спуске боевой тяги (то есть освобождало торпеду от стопора также при осечках и учебных стрельбах) и имело два стопора, рассчитанных на при­менение двух образцов торпед.

Установленные на торпедном аппарате Н-7 механизмы опускания шестерен прибо­ров гидростатического аппарата и прибо­ра Обри были связаны специальным приво­дом с задней крышкой трубы аппарата так, что при ее открывании крышки шестерни приборов поднимались, а при закрывании крыш­ки опускались, сцепляясь с соответствующи­ми шестернями торпеды.

Установка глубины и режима хода тор­педы производилась с казенной части аппа­рата командиром отделения торпедистов. Установка угла Обри осуществлялась уста­новщиком с поста наводчика, при этом ввод величины угла поворота осуществлялся одновременно во все торпеды. На лидерах типа «Ленинград» установили ПУТС италь­янской системы «Галилео». В схеме была предусмотрена цепь торпедной стрельбы, которая обеспечивала залповую стрельбу торпедами с интервалом между выстрела­ми, изменяемым специальным прибором (пульсатором) в пределах 0,5—3 с. В годы Великой Отечественной войны ПУТС италь­янской системы, установленной на лидере «Ленинград», заменили отечественной — «Мина» I очереди.

Скорость поворота аппаратов составля­ла 6°/с, углы обстрела (от траверза) — 30°.

Боезапас равнялся 1 6 торпедам: по четыре в каждом аппарате, и восемь запасных.

На проложенных на палубах лидеров минных рельсах могло размещаться до 84 мин образца 1926 года или 68 образца 1 931 года. Для постановки мин имелись мин­ные скаты. Все минное оборудование лиде­ров проекта 1 было рассчитано на поста­новку этих мин в минных заграждениях.

Для защиты от якорных мин предназна­чались параваны-охранители отечествен­ной конструкции типа К-1. Установленные в носовой оконечности корабля, они на ско­ростях 14—22 уз подсекали якорные мины в полосе 70 м (по 35 м с каждого борта).

Для борьбы с подводными лодками в кормовой части верхней палубы были ус­тановлены рычажные и совковые бомбосб­расыватели; их боезапас составлял 20 боль­ших Б-1 и32малыхМ-1 глубинных бомб.

Химическое вооружение. В его состав входили три комплекта дымаппаратуры ДА № 1 (дымвещество — мазут) с выхлопом че­рез дымовую трубу при производительнос­ти 50 кг/мин, один кормовой комплект ДА № 2 (дымвещество— смесь С-4, хлорсульфиновая кислота) и дымовые шашки МДШ (1 2 штук). Противохимическая защита обес­печивалась фильтровентиляционными уста­новками, фильтрами ФП-300, фильтрующи­ми противогазами на весь личный состав (дополнительно — 1 0% от комплекта) и изо­лирующими противогазами.

 

Штурманское вооружение, навигацион­ное оборудование и средства связи

 

Почти все оно было отечественного производства и лишь некоторые приборы закупили за ру­бежом.

Штурманское вооружение лидеров со­ставляли (в разные периоды времени): ги­рокомпас «Курс» (либо ГУ-М-1 модели 1), магнитные 1 27-мм и 75-мм шлюпочные компасы, лаг ГО марки 3 (модели 1 или 2), лаг типа «Гаусс», эхолот ЭЛ ЗШП, механи­ческий лаг типа «Томпсон» марки IV и руч­ные лоты.

Первый образец гирокомпаса «Курс» про­шел государственные испытания в 1937 году на «Ленинграде». В дальнейших модифика­циях был введен ряд усовершенствований, улучшивших точность и эксплуатационные качества, в частности, установили выклю­чатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности. Один из первых гирокомпасов «Курс-2» был ус­тановлен на «Харькове».

Магнитные компасы устанавливались на высоком нактоузе (главный компас), на низ­ком нактоузе (путевой компас) и на настоль­ной плите (рубочный компас). В 1941 году, когда для борьбы с магнитными минами на кораблях стали монтироваться обмотки размагничивания, для их компенсации были созданы специальные компенсирующие ус­тройства.

Первоначально корабли проекта 1 име­ли на вооружении вертушечные лаги ГО марка III, модель 1, принятые на вооруже­ние в 1934 году. Позже, в 1944 году на воо­ружение был принят гидродинамический лаг «Гаусс», обладавший относительно высокой точностью и надежностью в работе.

Одной из особенностей размещения на­вигационного оборудования являлась уста­новка штурманских приборов «россыпью», что влекло за собой отсутствие взаимного обмена между приборами.

Лидеры имели современные потому вре­мени средства связи и наблюдения. Для обес­печения дальней и ближней связи устанав­ливались радиопередатчики «Шторм-М», «Бухта», «Бриз», радиоприемники «Ме­тель», 45-ПК-1, «Вихрь» и «Дозор». Основ­ной радиопередатчик «Шторм-М» обеспе­чивал дальность связи на длинных волнах до 600 миль, а на коротких — до 3000 миль. Для оперативной (УКВ) радиосвязи имелся приемопередатчик «Рейд». Для проведения десантных операций лидеры снабжались радиостанциями 6-ПК, полевыми телефон­ными средствами типа УНА-Ф-31 и поле­вым кабелем. Из гидроакустических средств связи и наблюдения имелись шумопеленга­торы и приборы подводной связи типа «Арктур». На «Харькове» во время войны был установлен радиопеленгатор РБ-38. В ка­честве специальных средств связи исполь­зовалась спецаппаратура АСС-С.

К концу войны на лидере «Ленинград» были установлены полученные по ленд-лизу от союзников радиолокационные станции обнаружения типа 291 и типа 3Р. РЛС 291 могла обнаруживать воздушные цели на высоте до 3000 метров и на дистанции 41 км, а надводные корабли (эсминцы, крейсеры) — на дистанции 13— 16 км.

Для светосигнализации, визуальной свя­зи и наблюдения служили 90-см боевой про­жектор фирмы «Галилео», сигнальные 45-см прожекторы, фонари системы Семенова, аккумуляторные фонари типа «Ратьер», сте­реотрубы, бинокли, пистолеты Верри, сиг­нальные флаги и ракеты.

 

Авиационное вооружение

 

Согласно спецификации, на кожухе котельного отде­ления у носовой трубы предусматривались место для размещения легкого самолета-разведчика СПЛ, а на грот-мачте — грузо­вая стрела.