«Минск»

 

После вступления в состав КБФ в февра­ле 1939 года, лидер «Минск» (командир — капитан 3 ранга А.В.Волков) включился в отработку задач в акватории Финского за­лива во время весенне-летних учений фло­та. Офицерского состава не хватало, и штурмана, старшего лейтенанта А.Б.Сея, не имевшего опыта службы на кораблях тако­го типа, назначили помощником команди­ра. К чести А.Б.Сея, он быстро сумел уста­новить нормальные деловые отношения с офицерами — командирами боевых частей. Матросы и старшины отзывались о своем старпоме как о человеке требовательном и справедливом. В короткий срок корабль смог отработать и сдать все курсовые за­дачи. Несмотря на малый срок сплаванности, экипаж лидера на фоне слабой боевой подготовки других новых кораблей, показал хорошую выучку — на учениях «Минск» за­воевал первый приз за меткость в торпед­ных стрельбах. Минно-торпедной боевой части лидера было вручено переходящее Красное знамя Военного совета КБФ, а старшина минно-торпедной группы Угольков получил премию Военного Совета флота.

В конце июня 1939 года лидер участво­вал в большом походе КБФ в Балтийское море (до траверза шведского острова Гот­ланд). На борту корабля, входившего в со­став ОЛС, находился командир отряда ка­питан 1 ранга Б.П.Птохов. В этом походе, которому придавалось серьезное военно-политическое значение, корабли прошли 1000 миль и демонстрировали военно-мор­ской флаг СССР в видимости берегов ряда европейских государств.

30 августа «Минск» возглавил бригаду из шести эсминцев, вышедших в Копорский залив на учения, в которых отрабатывались маневрирование на малых и больших хо­дах, повороты строя и противовоздушная защита.

1 сентября, с началом Второй мировой войны, «Минск» по приказу командующего флотом экстренно возвратился в Кронштадт, где встал под погрузку боезапаса (снаря­дов, торпед, мин), топлива, продовольствия и воды по нормам военного времени.

1 8 сентября лидер вывел в Финский за­лив бригаду эсминцев на поиск и уничтоже­ние польских подводных лодок. На его бор­ту находился замнаркома флагман 2 ранга И.С.Исаков. Поиск производился осмотром всего района без прослушивания шумопе­ленгаторами. Однако подводных лодок в заданном районе не оказалось, и корабли вернулись в базу. Около полудня 22 сентяб­ря лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый» в районе Осмуссаар—Палдиски встретили теплоход «Сибирь» и кон­воировали его до утра 23 сентября.

На отличном корабле все же не обходи­лось и без недостатков: в сентябре по ука­занию наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова лидер был отстранен от учений из-за пьяного дебоша, учиненного на Петровской пристани Кронштадта корабельным фельдшером.

Политическая обстановка в Европе из­менялась с каждым днем, и флот в этих со­бытий принимал непосредственное участие. Приказом от 11 октября 1939 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов объявил о передислока­ции кораблей и частей КБФ в базы на тер­ритории Эстонии. Согласно приказу, пер­выми должны были отправиться в Таллин для постоянного базирования лидер «Минск» и эсминцы «Гордый» и «Сметливый». Кораб­лям предписывалось взять с собой макси­мальный запас продовольствия и полный запас топлива.

В соответствии с планом на время пе­рехода на кораблях проводились учения. В 1 6 ч отряд прибыл на Таллинский рейд. На грот-мачте лидера подняли национальный флаг Эстонской республики, был дан салют наций. На следующий день, 1 2 октября со­ветские корабли вошли в гавань Таллина. Лидер встал на место у шестого причала Минной гавани, ставшее для него на долгое время штатным. На борту «Минска» в Таллин прибыли военный атташе при полпред­стве СССР в Эстонии Е.Е.Цуканов и совет­ник посольства В.Богданов. Этот день на ко­раблях был объявлен выходным. Часть ко­мандного состава присутствовала на банкете, устроенном командующим эстон­ской армией Лайдонером в честь советс­ких моряков, а вечером состоялось уволь­нение на берег свободных от вахты.

В преддверии войны с Финляндией, 15 но­ября приказом командующего Балтийским флотом лидер был экстренно вызван в Крон­штадт для приведения в боевую готовность.

С началом войны «Минск» вошел в со­став отряда особого назначения КБФ по за­нятию островов в Финском заливе; в него включили также корабли 1 -го и 2-го дивизи­онов эсминцев. Дела с боевой подготовкой на кораблях отряда обстояли не лучшим образом, например служба БЧ-1 «Минска» была отработана на «удовлетворитель­но», БЧ-2 также оценивалась «удовлетво­рительно». 2-й дивизион эсминцев совершен­но не был подготовлен к совместному пла­ванию — корабли могли ходить только в кильватерном строю. Самым узким местом оставалось освоение новых ПУС: с приме­нением ЦАС кораблями ОЛС не было реше­но ни одной артиллерийской задачи.

Недостаточная огневая подготовка лич­ного состава лидера (как и других кораб­лей ОЛС), как показали боевые действия, приводила к неудовлетворительным резуль­татам проведения многочисленных набего­вых операций.

5 декабря Военный совет КБФ утвердил план операций «по уничтожению береговой обороны острова Килписаари». Задача ко­раблей заключалась в подавлении батарей противника. Операцию планировалось про­вести в три этапа (разведка, подавление ба­тареи, ее уничтожение). Для выполнения раз­ведки боем были выделены лидер «Минск», эсминцы «Карл Маркс» и «Володарский», которые должны были подойти к острову с трех сторон и одновременно открыть по нему огонь. Для выполнения поставленной зада­чи корабли отряда 6 декабря в 5 ч 35 мин снялись с якоря и вышли из Кронштадта. Вый­дя в районе маяка Толбухин из битого льда, они поставили параваны и увеличили ход до 1 6 уз. В 10ч 10 мин в районе острова

Нарген «Минск» вышел из строя для осмот­ра встречного транспорта, оказавшегося германским. После осмотра, транспорт был отпущен. При подходе к острову Килписаари в 1 2 ч 1 8 мин корабли начали маневри­ровать, но видимость ухудшилась и откры­вать огонь с предписанной дистанции 60 кб не представлялось возможным. Вопреки ука­заниям штаба флота «ни кораблями, ни лич­ным составом не рисковать», отряд подо­шел значительно ближе — на дистанцию 40 кб  и в 1 2 ч 43 мин начал артиллерийский об­стрел острова. Лидер прикрывал корабли отряда с зюйда. В общей сложности «Минск» израсходовал 1 6 130-мм снарядов из 30, выпущенных всеми кораблями отряда. Па­дение снарядов не наблюдалось, так как ос­тров был покрыт густым лесом.

Противник, видимо разгадав намерение советского командования, не отвечал, из чего на кораблях отряда был сделан вывод, что батареи на острове нет. В 1 3 ч 05 мин видимость еще более ухудшилась, и обстрел был прекращен. Выстроившись в кильватер­ную колонну, корабли направились в ма­невренную базу Ручьи.

На следующий день, 7 декабря, опера­цию продолжили. В 1 2 ч 00 мин отряд в том же составе снялся с якоря и отправился к острову. На этот раз из-за тумана видимость составляла от 2 до 7 кб, что ставило под вопрос само проведение операции. В 15 ч 27 мин корабли подошли к Килписаари с норда на расстояние 7 кб, но из-за силь­ного тумана огонь по острову не открыва­ли. Расположение батареи на острове Кил­писаари в то время так и не удалось устано­вить (как выяснилось позднее, она еще не была оборудована).

Для ликвидации угрозы обстрела финс­кими береговыми батареями Бьёркского укрепленного сектора и, в первую очередь 254-мм батареей Сааренпя на острове Бьёрке, левофланговых частей 7-й армии на Карельском перешейке, было решено унич­тожить эту батарею. Операцию запланиро­вали для эскадры и ВВС флота.

Но прежде чем посылать линкор к ост­рову Бьёрке для его обстрела, требовалась подготовка плацдарма. Поэтому флотским командованием намечалось провести си­лами 3-го дивизиона эсминцев и базовых тральщиков разведывательное траление. И пока тральщики и эсминцы будут тралить плес, предназначенный для огневой позиции линкора, по замыслу командования КБФ, лидеру «Минск» следовало обеспечивать их охранение. В этом случае, если финская ба­тарея Сааренпя начнет стрельбу, лидер дол­жен был подавить ее.

8 декабря в 1 3 ч 50 мин лидер с эсмин­цами 3-го дивизиона, имея на борту коман­дира дивизиона капитана 3 ранга И.Г.Святова, вышел с рейда Колгампя для выполне­ния операции. Подойдя на 70 кб к батареи Сааренпя, корабли стали ходить перемен­ными курсами с параванами, установлен­ными на глубину 1 0 м.

В 14 ч 46 мин финская 254-мм батарея открыла огонь. Два первых залпа легли с пе­релетами, в 4 кб от «Минска», и один — за его кормой. Лидер попал в классическую «вилку». Поставив дымовые завесы, кораб­ли стали отходить на зюйд, выполняя противоартиллерийские зигзаги. Батарея обстре­ливала их до тех пор, пока они не вышли за пределы дистанции 1 25 кб.

В 14 ч 51 мин с «Минска» в 8 кб была замечена неприятельская подводная лодка противника. Командир лидера скомандовал «Лево на борт!», оставив лодку (по финс­ким данным, это была «Saukko») за кормой.

В 14 ч 54 мин лидер открыл огонь фугас­ными снарядами из всех пяти орудий по фин­ской батарее и был также обстрелян ею. Установив огневые точки противника и из­расходовав по ним 14 снарядов главного калибра, корабль в 1 5 ч 05 мин закончил стрельбу. Через полчаса с лидера было со­общено семафором, что он вторично ата­кован подводной лодкой противника.

В 16 ч 57 мин весь отряд был уже возле острова Сескар, где корабли оказали по­мощь севшему на мель транспорту «Эльтон». Затем эсминцы получили приказание закончить операцию и идти за топливом в Кронштадт. В 22 ч 38 мин корабли ошвар­товались у Усть-Рогатки. В результате этой операции установлено отсутствие мин у острова Килминсаари и уточнено место ба­тареи Сааренпя.

10 декабря Военный совет КБФ прика­зал повторить 13 декабря операцию по раз­рушению финских огневых точек в районе мыса Кюрениеми. Но снова, прежде чем пустить в ход главные силы, решили провес­ти разведку боем финской береговой обо­роны на острове Бьёрке и подавить бата­реи Сааренпя.

С этой целью 1 2 декабря Военный совет флота поручил лидерам «Минск» и «Ленин­град», а также эсминцу «Стерегущий» об­стрелять батарею Сааренпя. Корабли дол­жны были отвлечь береговые батареи про­тивника от боевых действий наших эсминцев 3-го дивизиона и канонерских лодок, под­держивавших левый фланг 7-й армии в рай­оне Сейвистэ, и, кроме того, «уточнить боем местонахождение батареи». Входить в зону обстрела этой батареи лидерам было зап­рещено.

В 6 ч 25 мин 13 декабря лидер «Минск», в составе отряда под командованием капи­тана 2 ранга В.М.Нарыкова снялся с якоря. Выход из гавани и переход до кромки льда был выполнен без помощи ледоколов. В 10 ч 45 мин, находясь в 55 кб от острова Сес­кар, «Минск» и «Стерегущий» повернули на курс 359°. В 10 ч 52 мин лидер, имея позади себя и несколько влево эскадренный мино­носец, лег на боевой курс 75°. Остров был виден хорошо, но батарея не наблюдалась. В 11 ч 01 мин лидер и эсминец, с дистанции 115 кб, имея ход 20 уз, открыли огонь по 254-мм батарее Сааренпя. В это время на море бушевал 7-балльный шторм, затруд­нявший ведение прицельной стрельбы. В 11 ч 1 8 мин финны с дистанции 110 кб открыли ответный огонь, сосредоточив его на «Мин­ске». Они сделали по нему четыре четырехорудийных залпа. Первый залп дал перелет­ное накрытие, следующие два залпа легли так же. Прямых попаданий не было, но ос­колки третьего залпа упали на палубу лиде­ра, не причинив ему вреда; четвертый лег с недолетом, за кормой. После третьего накрытия лидер уклонился вправо, дал ход 36 уз и, закрывшись дымовой завесой, на зигзаге вышел из-под обстрела батареи. Эти сме­лые и тактически правильные действия дали возможность лидеру выйти из-под огня ба­тареи без повреждений. Однако, видя, что «Ленинград» в это время находился под об­стрелом финской батареи, «Минск» в 11 ч 45 мин лег на боевой курс и вместе с эскад­ренным миноносцем «Стерегущий» с дистан­ции 135 кб вновь открыл огонь по батарее. Финская батарея перенесла огонь на лидер «Минск», но ее снаряды падали с недолетом. В 1 2 ч 32 мин «Минск» закончил обстрел ба­тареи. Встретившись с лидером «Ленинград», корабли вернулись в Главную базу.

За время боя потерь в личном составе и повреждений не было. Стреляя по батарее Сааренпя, «Минск» израсходовал 59 фугас­ных снарядов 130-мм калибра. Положитель­ным результатом можно считать то, что по вспышкам выстрелов финской 254-мм ба­тареи было определено приблизительное ее местоположение. На основании пеленгова­ния и зрительного визирования командир от­ряда сделал важный вывод: батарея Саа­ренпя, определенная как четырехорудийная, расположена в нескольких блоках, по од­ному орудию в каждом, с разносом друг от друга на 3—4 кб, а дальность ее стрельбы соответствует 1 35 кб. При этом пока лиде­ры отвлекали внимание 254-мм батареи, эсминцы 3-го дивизиона провели обстрел огневых точек в районе деревни Муурила.

В этот же день, 1 3 декабря, нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов приказал Военному совету КБФ провести разведывательную операцию с це­лью выявления подходов к району острову Питкяпааси. Исполняя приказ наркома, уже на следующий день Военный совет флота ут­вердил план разведывательно-набеговой операции. Для разведки этого района был сформирован отряд кораблей, в состав ко­торого вошел лидер «Минск», под общим командованием капитана 2 ранга В.М.Нарыкова. Задание командования было весь­ма поверхностным, точных сведений о ба­тареях и минных полях противника не име­лось. Позже комиссар разведотдела КБФ старший лейтенант Г.В.Рябухин был вынуж­ден признать, что разведка просто «не зна­ла точного места батареи» финнов. В очередной раз корабли отряда подвергались неразумному риску.

Отряд в составе лидера «Минск» и эс­минца «Стерегущий» вышел из Кронштадта 15 декабря в 6 ч 00 мин. За кромкой льда к ним присоединились базовые тральщики Т-201 и Т-205, которые были поставлены в голову отряда для несения противолодоч­ной обороны. В 9 ч 1 7 мин корабли поста­вили параваны и развили средний ход, в 10 ч 15 мин базовые тральщики отделились от отряда и направились к району траления, после чего вместо них подошли два малых охотника МО-4, вступившие в охранение.

В 11 ч 56 мин корабли легли на боевой курс 295° и комендоры прогрели орудия. Остров Пуккио просматривался хорошо, но батареи видно не было. В 12 ч 00 мин «Минск» с дистанции 115 кб открыл огонь по предполагаемому месту расположения финской батареи на острове Пуккио, но она не отвечала, спустя 10 мин лидер был вы­нужден прекратить стрельбу. Корабли пошли противолодочным зигзагом. В 1 2 ч 1 9 мин, приблизившись к острову на дистанцию 110 кб, отряд вновь лег на боевой курс, после чего «Минск» произвел два залпа. 203-мм бата­рея противника упорно молчала. Постоян­но маневрируя, в 12 ч 55 мин лидер и эсми­нец снова подошли к острову и, несмотря на сложные погодные условия (7-балльный шторм, ледовый покров), начали обстрел батареи. Наконец, в 1 3 ч 05 мин финская батарея на острове Пуккио открыла огонь по лидеру. Первый ее залп лег с перелетным накрытием, а три последующих с недоле­том. «Минск» и «Стерегущий» увеличили ход и стали отходить на зюйд-ост курсом 150°, прикрывшись дымовой завесой.

Спустя 20 мин «Минск» вновь вышел на боевой курс и с дистанции 115 кб возобно­вил огонь по батарее, которая сделала три залпа из 203-мм орудий, но все они легли с недолетами. Тем временем, в месте нахож­дения батареи противника был замечен по­жар. В 1 3 ч 32 мин корабли основного от­ряда на зигзаге отошли на зюйд. Операция была завершена. К 1 5 ч 00 мин «Минск» и «Стерегущий» вошли в бухту острова Лавенсаари и стали на якорь. В этой операции лидер «Минск» израсходовал 37 фугасных снарядов.

Важным итогом этой операции явилось то, что удалось подтвердить наличие, состав (два орудия) и дальность стрельбы (115 кб) береговой батареи на острове Пуккио.

1 8 декабря в 9 ч 27 мин лидер вместе с линкором «Октябрьская революция» и эскад­ренными миноносцами «Стерегущий» и «Ле­нин» снова выходил к острову Бьёрке для обстрела финской батареи Сааренпя. За кромку льда корабли вышли с помощью ле­доколов. На море дул западный ветер си­лой 7 баллов. Видимость составляла около 60—70 кб. «Минск» и «Стерегущий» отдели­лись от эскадры и пошли на свою позицию для обстрела батареи Сааренпя. Маневри­руя на своей позиции, отряд дожидался на­значенного времени. В 1 3 ч 56 мин корабли отряда легли на боевой курс 306°. «Минск» шел впереди, а в кильватер ему на расстоя­нии 1 0 кб шел «Стерегущий». В 1 4 ч 00 мин с дистанции 1 40 кб отряд открыл огонь по батарее противника, ведущей в это время перестрелку с линкором. Каждый корабль стрелял способом стрельбы по площади. Горизонтальная наводка производилась по вспышкам стрелявшей батареи. Во время обстрела батареи лидер и эскадренный миноносец периодически сбрасывали глу­бинные бомбы. В 1 5 ч 42 мин отряд закон­чил обстрел и пошел в Кронштадт. В тот раз «Минск» выпустил 141 130-мм фугасный снаряд по позициям противника.

На следующий день, 1 9 декабря, опера­ция эскадры была продолжена, но в несколь­ко измененном составе. «Минск» был назна­чен в операцию вместе с эсминцем «Стере­гущий». Они должны были подавлять вновь обнаруженные огневые точки на острове Бьёрке. В 9 ч 44 мин корабли отряда сня­лись с якоря и вышли из Главной базы — пер­вым линкор «Марат», в кильватер ему шли лидер и эсминцы. Видимость была хорошая, небо чистое, на море был ветер силой 5 бал­лов. За кромкой льда в 11 ч корабли эскадры поставили параваны и пошли 1 2-узловым ходом, периодически сбрасывая глубинные бомбы. «Минск» и «Стерегущий», отделив­шись от эскадры, 24-узловым ходом пошли на свою позицию, куда пришли в 12 ч 55 мин. Здесь они маневрировали на расстоянии 120 кб от батареи на противолодочном зиг­заге. Так как новых огневых точек на остро­ве Бьёрке корабли не обнаружили, то и огня не открывали. При маневрировании они пе­риодически сбрасывали глубинные бомбы. После дуэльной стрельбы линкора и бата­реи в 14ч 12 мин эскадра повернула на истинный курс 90° и пошла в Кронштадт.

В конце декабря эскадра КБФ совмест­но с частями ВВС КБФ готовилась к опера­ции по обстрелу батареи Сааренпя с пос­ледующей высадкой десанта. 30 декабря в 4 ч 30 мин корабли с помощью ледоколов стали выходить из Кронштадтской гавани на Большой рейд. Они были выведены только к 10 ч и в дальнейшем форсировали льды от­дельными группами. Два дня корабли мед­ленно пробивались через льды. «Минск» вышел на буксире линкора за кромку сплош­ного льда толщиной 35 см, которая находи­лась в это время на меридиане маяка Шепелевский. За это время началась подвижка льда, Сескарский плес и подходы к острову Бьёрке забило льдом. Перенесенную на 2 января 1940 года операцию по подавле­нию финских батарей из-за ухудшившихся погодных условий отменили и «Минск» на­правился в незамерзающий порт Лиепая.

4 января 1940 года Военный совет КБФ утвердил план «операции по уничтожению батареи о. Руссарэ». Согласно плану, в опе­рации должны были участвовать лидеры «Минск» и «Ленинград». Но до ее выполне­ния дело не дошло.

3 января в проливе Южный Кваркен на финских минах подорвалась и затонула наша подводная лодка С-2. Несмотря на запрет начальника штаба флота от 1 8 ян­варя 1940 года выхода кораблей из Либавы до улучшения ледовой обстановки, лиде­ру «Минск» 20 января была поставлена за­дача выйти в дозор с командиром отряда на борту на поиски погибшей С-2. Подойдя к входу в Южный Кваркен, лидер в течение двух суток непрерывно давал С-2 радио­граммы. Не обнаружив никаких признаков работы радиостанции подводной лодки, «Минск» возвратился в базу. Во время по­хода корабль подвергся сильному обмер­занию (с толщиной льда до полуметра): 1 -е и 2-е орудия, торпедные аппараты, стелла­жи глубинных бомб и дымаппаратуры, по­крывшись льдом, вообще не могли быть ис­пользованы. Механизмы, находившиеся на верхней палубе, без очистки их ото льда также работать не могли. По итогам похо­да, командир «Минска» капитан 3 ранга А.В.Волков сделал важный вывод: «Считаю, что лидер в таких тяжелых условиях выпол­нять задачи кораблей своего класса не может». Это был последний боевой поход ли­дера в Финский залив. После возвращения корабля в Лиепаю 23 января его выходы в море были прекращены.

Эти боевые походы послужили для ко­мандования хорошим уроком, вскрывшим ряд существенных недостатков в организа­ции службы на корабле.

В 1940 году А.В.Волкова на посту ко­мандира корабля сменил капитан 2 ранга П.Н.Петунии.

В июне—июле 1940 года «Минск», ба­зируясь на Лиепаю, проходил боевую под­готовку как в одиночном плавании, так и в составе ОЛС: много раз выходил в Финс­кий залив и Балтийское море, принимал уча­стие в учениях в районе Рижского залива.

1 8 июля 1940 года по приказу команду­ющего флотом «Минск» прибыл в столицу Латвии Ригу и встал у правого берега За­падной Двины против дворца президента независимого государства. Присутствие крупного военного корабля в столице сыг­рало свою роль — 21 июля была образова­на Латвийская советская республика, во­шедшая в состав СССР. Выполнив эту зада­чу, 25 июля лидер ушел в базу для ремонта.

Ремонтные работы продолжались 35 дней, после чего лидер вновь появился на Таллинском рейде. В конце августа в устье Финского залива начались крупные учения Балтийского флота «Оборона устья Финс­кого залива и островов Саарема (Эзель) и Хийума (Даго)». По плану учений, главная минная позиция находилась на меридиане Таллина и «Минск» участвовал в отработке задач по постановке минных заграждений в составе отряда.

После окончания учений лидер в соста­ве ОЛС, возглавляемого крейсером «Ки­ров», вышел в Лиепаю. Целью похода был осмотр порта и рейда, поскольку со вступ­лением в августе 1940 года прибалтийских республик в состав СССР, появилась воз­можность базирования там кораблей ОЛС.

Неожиданно пришлось столкнуться с проблемой прочности корпуса. В сентябре, во время перехода «Минска» из Кронштад­та в Таллин, в условиях сильного шторма, при следовании со скоростью 30 уз против косой встречной волны и ветре 8—9 баллов на настиле палубы полубака образовались гофры. Корабль вынужден был вернуться в Ленинград и встать на длительный капиталь­ный ремонт на заводе № 1 89.

Этот случай явился поводом к срочному сформированию комиссии под председа­тельством директора ЦНИИ-45 НКСП В.И.Першина для проведения подробного анализа этого и подобных случаев и разработки рекомендаций по повышению проч­ности корпусных конструкций носовой око­нечности лидеров проектов 1 и 38 и эсмин­цев проекта 7 на действие удара волны. По мнению специалистов института, местная прочность корпусов этих кораблей после подкрепления их носовых оконечностей дол­жна была повыситься не менее чем вдвое. В качестве доказательства, в отчетных мате­риалах комиссии приводилась таблица от­ношений расчетных напряжений от ударов волн в бортовом наборе к пределу текучес­ти материала по длине корпуса до и после подкрепления.

Комиссия проанализировала деформа­ции корпусов кораблей КБФ и выявила не­удовлетворительное отношение расчетных напряжений в наборе надводной части кор­пуса лидеров. В качестве своей рекоменда­ции, комиссия предложила упрочнение их носовых оконечностей, при котором приве­денные в таблице отношения становились меньше единицы. С конструкторской точки зрения вопрос считался закрытым. Однако, как показала практика дальнейшей эксплу­атации, рекомендаций оказалось недоста­точно для решения проблемы их общей прочности.

Всю зиму 1940/41 года на «Минске» шли ремонтные работы, в которых прини­мала участие большая часть личного соста­ва. Весной на корабле были опробованы ме­ханизмы и начались учебные походы.

1 7 июня после успешно завершившего­ся ремонта лидер перешел из Кронштадта в новую Главную базу флота — Таллин.

По свидетельству очевидцев, ночь с 21 на 22 июня была особенно тревожной, на некоторых кораблях в военно-морской базе объявили боевую готовность. Утром, с объ­явлением войны, командование флотом по­лучило от наркома ВМФ разрешение на постановку минных заграждений, предусмот­ренных предвоенными планами. «Минск» был включен в состав сформированного для постановки минных заграждений в устье Финского залива отряда для прикрытия по­становок кораблями эскадры.

23 июня лидер с командующим эскад­рой контр-адмиралом Д.Д.Вдовиченко на борту в составе отряда минных заградите­лей «Марти» и «Урал» вышел из Таллинского порта в море для постановки минных заг­раждений на линии Ханко—Осмуссар. По­становка прошла без противодействия со стороны противника. «Минск» возвратился в Таллин. За первой операцией последова­ла вторая, за ней третья, четвертая... В про­межутках между операциями, корабль сто­ял на рейде, находясь в полной боевой го­товности. Здесь, в Таллинском порту, в июне на «Минске» установили временные размаг­ничивающие устройства системы ЛФТИ.

В конце июня — начале июля «Минск» принимал участие в постановке минных заг­раждений, эскортировании транспортов, отражении атак самолетов противника. 3 июля для прикрытия подходов к Таллину «Минск» вместе с лидером «Ленинград» и эсминцем «Гордый», в обеспечении базовых тральщиков и двух торпедных катеров, вы­ставил к западу от острова Нарген оборо­нительное минное заграждение из 231 мины образца 1926 года. Экипажу лидера при­ходилось учиться в боевой обстановке. Одновременно корабль провел ряд такти­ческих стрельб, калибровые стрельбы и стрельбу с полной скорострельностью. В скором времени эти отработанные навыки пригодились.

Тем временем, положение на сухопут­ном фронте в направлении Таллина все бо­лее осложнялось: корабли КБФ в конце ию­ня—начале июля оставили свои базы в Лит­ве и Латвии. Противник все ближе и ближе подходил к Таллину. Здесь разгорелись оже­сточенные бои — 7 августа германские вой­ска вышли к побережью Финского залива. Подтянув к городу четыре дивизии, против­ник начал его штурм. На «Минске» ясно был слышен грохот залпов батарей противни­ка, снаряды уже рвались на улицах города, в порту, в парке Кадриорг.

Флот помогал сухопутному фронту чем мог. Для содействия сухопутной обороне выделялись корабли (крейсер, два лидера и восемь эсминцев), а также восемь берего­вых и одна железнодорожная батареи, два бронепоезда — всего 96 орудий разных ка­либров. Из личного состава кораблей ОЛС сформировали корректировочные посты и отряды бойцов. Моряки-добровольцы с че­стью выполняли задачу — не допустить вра­га в город. В августе сорок посланцев экипажа лидера «Минск» геройски сражались на суше. В ночь на 19 августа 23-летний комсомолец, торпедный электрик Е.А.Ни­конов в отряде моряков, проводивших раз­ведку на Палдисском шоссе, у хутора Харку, будучи тяжело раненым, попал в плен к бойцам эстонского отряда Кайтселлита. Его пытали, требуя сведений о советских войс­ках в Таллине, но не добившись ничего, за­живо сожгли.

Позже в осажденном Ленинграде 19 ап­реля 1943 года командующий КБФ вице-адмирал В.Ф.Трибуц издал приказ № 11 3:

«Для увековечения памяти Героя-бал­тийца

1. Первому торпедному аппарату ЛД "Минск" присвоить имя Евгения Никонова.

2. На первом торпедном аппарате ус­тановить мемориальную доску с описанием подвига тов. Никонова.

3. Внести навечно в списки экипажа ко­рабля торпедного электрика Никонова».

Указом президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1957 года за героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, Е.А.Никонову было посмертно при­своено звание Героя Советского Союза.

По запросу командования сухопутным фронтом, «Минск» вместе с другими кораб­лями КБФ с 22 по 23 августа подавлял сво­им огнем батареи противника и рассеивал его резервы на участках прорыва. В резуль­тате огня корабельной артиллерии лидеров «Минск» и «Ленинград», израсходовавших только за одну ночь более тысячи 130-мм снарядов, был замедлен темп, либо приос­тановлено наступление противника, уничто­жено много его живой силы и техники.

Однако, с приближением свежих под­креплений и военной техники, германская армия продолжала наступление на столицу Эстонской ССР — к 16 ч 26 августа ее пере­довые части находились уже в 6 км от горо­да. Полевая артиллерия начала постоянно обстреливать корабли на рейде и в порту, а авиация совершала один налет за другим. В тот день «Минск» снялся с якоря и вел огонь по позициям противника, маневрируя на рейде. В 1 6 ч во время пятого налета авиа­ции одна 10-кг бомба попала в кормовую часть лидера и разорвалась на палубе, не пробив ее, а только повредив настил. Ос­колками был ранен один из матросов и раз­бит прицел 45-мм зенитного орудия. Возник пожар, который вскоре был потушен. Не­смотря на повреждения, лидер продолжал маневрировать.

В ночь на 27 августа, стоявший в Мин­ной гавани «Минск» с диверсионной целью был внезапно освещен прожектором со шхуны «Мара», на что мгновенно последо­вало возмездие: лидер открыл по ней огонь из кормовых орудий. Утром корабль про­должал вести огонь по берегу, откуда сле­довали ответные залпы. Снаряд одного из них повредил кормовое орудие главного ка­либра, четверо моряков были ранены ос­колками. Однако в течение нескольких ча­сов повреждения были устранены.

Согласно приказу об эвакуации кораб­лей эскадры из Таллина в Кронштадт, «Минск» был включен во второй отряд — в отряд прикрытия. До 6 ч утра 28 августа корабли этого отряда прикрывали посадку на транспорты войск и эвакуируемых, про­ведение подрывных работ, минирование гавани. Около 7 ч командир отряда прикры­тия начальник штаба КБФ контр-адмирал Ю.А.Пантелеев перешел на катере из Мин­ной гавани на «Минск», находившийся на Тал­линском рейде. На лидере к этому времени уже находился запасной командный пункт Балтийского флота, а также отдел связи фло­та во главе с полковником М.А.Зерновым.

В 7 час 50 мин на корабле прозвучали колокола громкого боя — с севера от финского побережья показались торпедные ка­тера. С «Минска» открыли по ним огонь и заставили повернуть обратно. Как оказа­лось впоследствии, это были катера 1 -и бри­гады КБФ, посланные в разведку в сторону финских шхер... Напряжение все возра­стало, однако погодные условия (сильный встречный ветер, волнение моря) в Финс­ком заливе не позволяли начать движение.

В 8 ч 35 мин с берега прозвучали выст­релы одиночных батарей противника по «Минску». Лидеру пришлось ходить зигза­гами. На рейде скопились корабли и суда, ждущие команды на переход в Кронштадт. Наконец после 1 2 ч ветер стих и отряды на­чали выходить в залив. Но к 14 ч 50 мин противник подтянул в район Виимси поле­вую артиллерию и начал обстрел кораблей отряда прикрытия, стоявших у острова Аэгна. После того как несколько выстрелов дали накрытие, Ю.А.Пантелеев приказал ко­раблям сняться с якоря и выйти из-под огня. Одновременно «Минск» открыл огонь по бе­реговым целям.

Постепенно первая группа кораблей вышла в Финский залив, и взяла курс на Кронштадт. В 1 7 ч 05 мин началось движе­ние 1 2-узловым ходом отряда прикрытия: пяти базовых тральщиков (в голове строя), лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»; корабли шли с поставленными параванами.

Курс отряда проходил несколько север­нее курса главных сил, и здесь, в самом начале пути, сразу же были затралены 23 мины и один минный защитник.

При прохождении отрядом острова Аэгна, открыли огонь находящиеся на нем ба­тареи противника, а в 1 9 ч в небе появились германские самолеты. Одновременно с се­вера, со стороны мыса Юминда, снова по­казалось звено торпедных катеров КБФ с намерением присоединиться к уходящим в Кронштадт кораблям. Однако в царившей на кораблях походной суматохе и нервном напряжении их вновь приняли за противника и, когда дистанция до катеров составила 100 кб, лидер и эсминцы из всех 1 3 130-мм орудий открыли огонь и отогнали их.

Низкая организация управления группа­ми на переходе привела к тому, что пока лидер с эсминцами сражались с собствен­ными торпедными катерами пять базовых тральщиков, не обращая внимания на край­не тяжелую минную обстановку и подрывы кораблей и судов, оставили отряд прикры­тия и ушли вперед. Между тем, с наступле­нием темноты корабли отряда вошли к вос­току от острова Кери в район плотных мин­ных заграждений (по оценкам специалистов, более 2500 мин и минных защитников).

Подсеченные параванами тральщиков и кораблей, сорванные прошедшим штормом с минрепов, мины плавали по волнам, соз­давая дополнительную опасность. От мин тральщики теряли тралы и гибли сами. По­гибли эсминец «Яков Свердлов», тральщики «Краб», Т-56 и другие. Одновременно корабли подвергались обстрелу крупнока­либерных полевых батарей противника с мыса Юминда. В результате этих обстре­лов «Минск» получил тяжелые повреждения от осколков разрывавшихся вблизи снаря­дов. Лидер продолжал движение, а вдоль его бортов проплывали мины... После 19 ч плавающие мины появились с левого борта лидера. В вахтенном журнале появились записи: «Первая мина в 19 часов 34 мину­ты, в 19.53 — 3 мины, через 19 минут — еще 2 мины, спустя 18 минут после этого — пять мин, в 20 часов 41 минуту — одна, в 20 ча­сов 54 минуты — одна...». Всего в течение часа личный состав «Минска» обнаружил 1 2 мин, от которых корабль удачно укло­нялся. И вдруг, в 21 ч 40 мин в точке с коор­динатами 59°5'6" с.ш. и 25°58'в.д. лидер «Минск», шедший со скоростью 14 уз, по­дорвался на мине.

Подтянутая к лидеру параваном, мина взорвалась в 12 м от правого борта кораб­ля, в районе 60—70 шп. На корабль обру­шилась огромная масса воды, ломая его надстройки. От взрыва в корпусе образо­валась пробоина площадью около 2,5 м2, при этом корпус был сильно деформирован. Все три ГТЗА вышли из строя, заклинило руль, замолкли телефоны группы управле­ния, отказало гидравлическое управление рулем, штурманские приборы, погас свет. Путевой магнитный компас сорвался с кар­данного подвеса, вышел из строя и гироком­пас. Через пробоину и разошедшиеся в ре­зультате взрыва клепанные пазы и стыки на­ружной обшивки затопило все помещения ниже жилой палубы: рефрижераторные ма­шины, 2-й и 3-й артпогреба, кингстонную вы­городку, помещение гирокомпаса, кладо­вую сухой провизии и нефтяные цистерны в районе 1 6—95 шп. Через неплотности лю­ков артиллерийских погребов и помещения гирокомпаса вода стала поступать в 1 -и и 2-й кубрики, в 1 -и и 4-й погреба и в 1 -е ко­тельное отделение. Появился крен на пра­вый борт и дифферент на нос.

Командир лидера организовал борьбу за живучесть. С трудом удалось приостано­вить поступление воды в 1 -и и 4-й погреба. С помощью временной антенны с лидера пе­редали радиограмму командующему фло­том на «Киров»: «Подорвался на мине. Принял шестьсот тонн воды. В помощи пока не нуждаюсь».

Вскоре крен прекратился. Лидер немно­го спрямился и перестал садиться носом. Но поврежденные взрывом ГТЗА запустить ни­как не удавалось. Руль с большим трудом удалось установить в нейтральное положе­ние, управление им перенесли с носового мостика на запасной кормовой. Без хода, неуправляемый лидер начал дрейфовать на минное поле. Корабли отряда прикрытия по­пытались стать на якоря, но они держали пло­хо: корабли продолжало сносить на мины.

С вышедшими из строя навигационными приборами, в темноте оставаться на мин­ном поле было опасно. Решили взять лидер на буксир оставшегося рядом эсминца «Ско­рый». Как только завели буксир и эсминец дал ход, он сам подорвался на мине и мгно­венно затонул. С «Минска» спустили шлюп­ки для подъема с воды моряков с эсминца, удалось спасти более ста человек. Чтобы лидер снова не снесло на минное поле, по­пытались стать на якорь.

К 2 ч 29 августа на поврежденном лиде­ре удалось запустить ГТЗА и турбогенера­торы, с помощью которых восстановили электрическое освещение и осушили 2-й и 4-й погреба. Из затопленного 3-го погреба личный состав БЧ-2 выгрузил зенитный бое­запас. С правого борта поставили запас­ной параван взамен перебитого. С прибы­тием лидера «Ленинград» «Минск» снялся с якоря и встал ему в кильватер. Шли со ско­ростью 1 2— 1 5 уз в условиях воздушных на­летов, когда авиабомбы падали в опасной близости от лидеров — в 10—20 м, а маневри­ровать с параванами было трудно. В 10 ч 1 0 мин одна из бомб упала между лидера­ми, что было весьма опасно для повреж­денного «Минска»: на корабле оказалось много пробоин в дымовых трубах, в над­стройках и наружной обшивке бортов. Зе­нитчикам «Минска» удалось отразить нале­ты авиации противника, особенно успешно стреляли расчеты 45-мм батареи (коман­дир главный старшина Чупов).

Ввиду уменьшения минной опасности после прохождения отрядом острова Лавенсари Пантелеев принял решение увеличить скорость до 22 уз. Уклоняясь от бомб лиде­ры прошли остров Сескар, Толбухин маяк и в 17 ч 16 мин 29 августа стали на якоря на Большом Кронштадтском рейде. На следу­ющий день «Минск», требовавший аварий­ного ремонта, встал в сухой док имени «Трех эсминцев» для заделки пробоин.

К сентябрю обстановка вокруг Ленинг­рада серьезно ухудшилась. Противник по­чти окружил город, продолжая наступать. Появились панические настроения, резонанс о которых дошел до Кремля. «Минск» еще находился в ремонте в доке, а, так как согласно распоряжению К.Е.Ворошилова корабли Балтийского флота готовились к взрыву на случай захвата Ленинграда не­мецко-фашистскими войсками, специально выделенные минеры подготовили и его к уничтожению.

В конце августа по решению наркома ВМФ ОЛС КБФ был расформирован, а вхо­дившие в него корабли были включены в со­став эскадры КБФ. Лидер «Минск» вошел во 2-й дивизион эскадренных миноносцев вместе с эсминцами «Стойкий», «Сильный» и «Свирепый». Простояв в доке две недели, лидер перешел к стенке Морского завода для последующего ремонта.

В ночь на 23 сентября 1941 года только что отремонтированный «Минск» вышел сво­им ходом на Большой Кронштадтский рейд, где стал на якорь. День был яркий, солнеч­ный. Волнение моря не превышало 1 балл, видимость хорошая. С раннего утра на ко­рабле шла покраска верхней палубы. Ли­дер имел полный боекомплект, полные за­пасы топлива и воды. В действии находились главный котел № 2 и два ГТЗА, турбогене­ратор № 1. На поддержке стоял котел № 3.

И тут, воспользовавшись летной пого­дой, в 11 ч 15 мин противник начал самый большой за всю войну воздушный налет на Кронштадт, в котором, по сообщениям на­ших наблюдательных постов, участвовало до 270 самолетов, в том числе пикирующие бомбардировщики Ju87. От налета постра­дало много кораблей, скопившихся на рей­дах и в гаванях Главной базы.

Досталось и многострадальному «Мин­ску», маневрировавшему на рейде на ма­лых ходах для уклонения от попаданий авиа­бомб. При атаках отдельных самолетов ли­дер достаточно свободно уклонялся, и бомбы падали далеко от корабля, не причиняя ему вреда. Однако при одновременной атаке группы из шести самолетов Ju87 с раз­ных курсовых углов и высоты 1000— 1500 м две 50-кг бомбы попали в кормовую часть лидера: одна — в кормовую надстройку в районе 198 шп. по правому борту, разор­вавшись на верхней палубе, образовала в ней пробоину размерами 1,2 х 0,8 м, по­вредив часть переборок и оборудования помещений на нижней палубе; вторая — поразила лидер с левого борта в районе 190— 195 шп., разорвалась при ударе о леерную стойку, образовала несколько десят­ков пробоин размерами 0,2—0,6 м2 в вер­хней палубе, котельном кожухе и кормовой дымовой трубе. Третья, 250-кг бомба, уда­рилась о дежурную шлюпку, подвешенную с левого борта, взорвалась у борта в райо­не 3-го котельного отделения (141—161 шп.) и повредила главный котел. Осколками было ранено несколько человек. На корабле воз­ник пожар, часть отсеков стала быстро за­полняться водой, корабль обесточился. «Минск» потерял ход, накренился на 8° на левый борт и стал медленно дрейфовать в направлении Ленинградского маяка.

Из-за  боязни демаскировать корабль, командир «Минска» П.Н.Петунии решил не произво­дить разводку котла № 1, работа которого и сохранение в рабочем состоянии котла № 2 позволили бы обеспечить ход.

Тем временем, дрейфуя на рейде, ко­рабль около 1 3 ч сел кормой на мелково­дье вблизи берега. Был произведен осмотр корабля и предприняты попытки провести меры по обеспечению его живучести.

Отмеченные повреждения позволили сделать выводы о недостаточной прочнос­ти борта, палуб и переборок, о необходи­мости противоосколочного бронирования надстроек. Повреждения нефтеперекачи­вающего насоса исключили возможность выравнивания корабля.

Явно недостаточным оказалось количе­ство водоотливных средств, особенно ав­тономных. Здесь следует отметить, что на лидере имелось три водоструйных эжекто­ра, производительностью 1 00 т/ч, пять по 80 т/ч и пять по 1 0 т/ч. Также имелись три переносных водоструйных эжектора — по 20 т/ч и один ручной насос (3 т/ч). Однопроводная пожарная магистраль в районе машинно-котельных отделений проходила по левому борту и обслуживалась двумя трюмно-пожарными насосами производитель­ностью 45 т/ч каждый. Одна мотопомпа (50 т/ч) была расположена в машинном от­делении № 2. Лидер также оказался недо­статочно укомплектован пожарными шлан­гами, огнетушителями и пеногенераторами, а система пожаротушения — показала себя малоэффективной.

Отсутствие на лидере штатного дизель-генератора № 4, снятого для планового ре­монта еще в 1940 году, лишило корабль ре­зервного источника электроэнергии. Низкая живучесть электрооборудования, недоста­ток ручных фонарей, уязвимость кабельных трасс и телефонной связи сильно затруднили борьбу личного состава за живучесть и непо­топляемость корабля.

Ошибкой командира корабля следует признать то, что под парами был лишь один котел, а остальные даже не были в горячем резерве. И это при хорошо известной об­становке ежедневных непрерывных налетов авиации противника! Вместо того, чтобы привести в рабочее состояние турбовентилятор № 4 и обеспечить работу действую­щего главного котла № 2, личный состав вывел его из действия, чем осложнил борь­бу за живучесть и лишил лидер хода. На ко­рабле отсутствовали специальные устрой­ства для бездымной разводки котлов, что вызвало неправильное решение команди­ра «Минска» не проводить разводку котла № 1. А, между тем, работа котла № 1 и сохранение в рабочем состоянии котла № 2 позволили бы не только сохранить ход, но и успешно вести борьбу с водой.

Борьба за непотопляемость велась при­митивно. Заводился пластырь в район ко­тельного отделения № 3, часть пробоин в борту и изнутри и снаружи корабля заделы­валась деревянными пробками и паклей. Воду сначала откачивали брандспойтами, а затем мотопомпой и эжекторами. Даже при этом часть помещений удалось осушить. Однако не было предпринято никаких попы­ток устранить повреждения трубопроводов. Хаотичная и неорганизованная заделка про­боин привела к увеличению крена на левый борт в период буксировки лидера в базу, так как поврежденный привальный брус ме­шал плотному прилеганию пластыря. Два пластыря в районе 3-го котельного отделе­ния удалось поставить лишь после снятия ко­рабля с мели. Пар в котле № 1 подняли лишь в конце буксировки «Минска» в Военную гавань, но котел действовал только 15 мин, так как поршневой питательный насос ко­тельного отделения № 1 внезапно перестал подавать воду, несмотря на наличие полно­го запаса ее в цистернах. Давление пара упало и лидер вновь остался без электро­энергии и водоотливных средств. Борьба за живучесть фактически прекратилась и по­дошедший буксир снял лидер с мели и через час ввел в Военную гавань к Южной стенке с большим креном на левый борт. Здесь были сделаны попытки откачать воду с помощью спасательных судов и буксиров, по­скольку машины лидера не работали. С боль­шим трудом удалось осушить некоторые отсеки. Однако слабая организация служ­бы живучести на лидере и вялые, малоэф­фективные действия экипажа затянули эту работу до вечера.

В 21 ч 30 мин последовал новый налет пикирующих бомбардировщиков противни­ка на Кронштадт, и вновь 250-кг авиабом­ба разорвалась в воде на расстоянии 40 м от поврежденной кормы «Минска». При под­водном взрыве деформировалась и разру­шилась наружная обшивка борта, в ней об­разовались новые пробоины. От взрыва бомбы корабль сильно раскачало и залило образовавшейся волной. Примерно через полчаса лидер начал погружаться в воду с креном на левый борт. Оборвав заведен­ные концы, «Минск» затонул на глубине 8,5 м. К часу ночи 24 сентября над водой оста­лись только часть надстроек, трубы и мач­ты. При налете погибло семь человек, было ранено 35. Экипаж с лидера был снят и раз­мещен в казармах Кронштадта.

Осмотр водолазами затонувшего ко­рабля выявил большие разрушения в кор­мовой надстройке и котельном кожухе кор­мовой трубы. Лидер получил следующие по­вреждения корпуса: первая авиабомба разрушила кормовую надстройку, образовала пробоину и повредила часть перебо­рок и оборудование нижней палубы. Разрыв второй авиабомбы о леерную стойку доба­вил еще несколько десятков пробоин в верх­ней палубе.

Вследствие сильных ударных сотрясений механического оборудования корабля ока­зались поврежденными главный котел № 3, ГТЗА № 2, были разрушены многие вспомо­гательные механизмы, топливные цистерны. В трубопроводах и гофрированных компен­саторах главного паропровода образова­лись пробоины. Во 2-м котельном отделе­нии пробит диффузор турбовентилятора № 3, сорван с фундамента масляный насос турбовентилятора № 4. В 1 -м машинном от­делении пробит ресивер ГТЗА № 2, тру­бопровод свежего пара, вспомогательная магистраль свежего пара и маслопроводы. В 3-м котельном отделении перебито 80 во­догрейных трубок котла № 3, сорван с фун­дамента и сброшен турбовентилятор № 5, пробита крышка нефтеподогревателя, по­врежден вспомогательный котел № 2, про­биты магистраль свежего и отработанного пара. Перебит паропровод на рулевую машину и трубопроводы соленой и пресной воды в районе 190— 198 шп. Разбита стан­ция парового отопления и повреждено валиковое рулевое управление. Разрушено оборудование поста энергетики и живучес­ти. Оба торпедных аппарата получили мел­кие осколочные повреждения и вышли из строя, но детонации торпед не произошло. Полностью разрушена кормовая радио­рубка и ее оборудование, разбиты магнит­ный компас и репитер гирокомпаса на кор­мовом мостике.

Картер дизель-генератора № 1 оказал­ся разбитым, отчего в помещении возник пожар. Перебиты кабели машинных и ко­тельных телеграфов, разбиты электродвига­тель масляного насоса, аккумуляторные ба­тареи мотопомпы № 2, электродвигатели насосов пресной и забортной воды. Вышли из строя механическая и телефонная группы управления кораблем, перебиты силовые кабели по левому борту в 3-м котельном отделении и 2-м машинном отделении, раз­бито большинство ламп и разрушены кабе­ли освещения с осветительной арматурой. Разбита лампа левого 90-см прожектора и корпус правого прожектора. От потери пара и выхода из строя дизель-генератора № 1 «Минск» остался без хода и электро­энергии.

К счастью, машинные отделения лидера почти не пострадали, ГТЗА и вспомогатель­ные механизмы остались целыми. Оценив состояние корабля, командование КБФ приняло решение поднять лидер до ледоста­ва, восстановить его и вернуть в строй. Для подъема «Минска» необходимо было поста­вить корабль на ровный киль, заделать под водой пробоины и откачать воду из затоп­ленных отсеков.

После осмотра корабля водолазами, его результаты и соображения по подъему и восстановлению корабля были доложены командующему эскадрой вице-адмиралу В.П.Дрозду и командующему Кронштадтс­ким морским оборонительным районом адмиралу Г.И.Левченко. Последний одобрил мероприятия по подъему и дал необходи­мые указания директору Кронштадтского морского завода об оказании помощи и под­готовки дока для доковых работ.

Первый этап подготовительных водолаз­ных работ начался 18 октября под руководст­вом старшего лейтенанта Г.П.Титова. Пред­ложенный специалистами способ подъема затонувшего лидера заключался в поворо­те его на ровный киль с помощью шести пар 70-тонных гиней, двух 80-тонных и одного 40-тонного понтонов с последующей поста­новкой на плав путем заделки повреждений и откачки воды. Подготовительные работы продолжались до ледостава — до 1 декаб­ря 1941 года.

Зимой 1941 /42 года, несмотря на чу­довищные трудности, вызванные блокадой и холодами, начался следующий этап ра­бот по подъему и восстановлению корабля. Уже зимой Морской завод изготовил необ­ходимые приспособления. Весной 1942 года подготовительные работы были продолже­ны, но нехватка специалистов и оборудо­вания в блокадном городе затянули сроки подъема корабля. Лишь 28 июня приступи­ли к проведению работ под водой. Прежде всего, водолазы сняли с лидера все воору­жение и боеприпасы. Затем были приваре­ны к борту корабля кронштейны под остропку корпуса шестью парами гиней.

19 августа, несмотря на авианалеты и артобстрелы противника, начались работы непосредственно по подъему корабля: за­вели на корпус гини, остропили и подвели к корпусу понтоны. Ходовые концы гиней вы­бирались с помощью лебедок на берегу. В понтоны подавался сжатый воздух.

Уже 25 августа лидер был поднят, а затем введен в док имени «Трех эсминцев» Кронш­тадтского морского завода.

Восстанавливать корабль поручили ра­ботникам завода № 1 90 под руководством талантливого инженера Д.А.Чалыка.

Предстоял значительный объем работ. Надо было не только отремонтировать по­врежденный корпус, носовую надстройку и кожухи 1 -го и 2-го котельных отделений, но и заново изготовить кормовую надстройку и кожух 3-го котельного отделения. Капиталь­ного ремонта требовали жилые помещения.

На корабле предстояло установить новое артиллерийское и торпедное вооружение, средства связи, штурманское вооружение, посты управления стрельбой, палубные ус­тройства.

Ремонт начали с корпуса. Небольшие пробоины (размером до 1 000 мм) заделы­вали заплатами на электросварке, а более крупные — стальными заглушками на заклеп­ках. Некоторые листы наружной обшивки заменили частично или полностью. Пока корабль стоял в доке, выполнили центровку линий валопроводов, проверку отсеков на водонепроницаемость, отремонтировали донную и забортную аппаратуру. Вытекшая через пробоины топливных цистерн нефть при нахождении корабля на грунте под во­дой осела на механизмах, трубопроводах, оборудовании, что обеспечило своеобраз­ную консервацию. Однако нефтью были ис­порчены изоляция корпуса, кабелей, обо­рудование помещений.

Для ускорения работ при восстановле­нии вспомогательного котла № 2 решили не перекладывать его топку заново и не менять асбестовую изоляцию, а просушить его дро­вами, что позволило подготовить котел к приему пара в два раза быстрее. Уже 31 ав­густа на корабле был дан первый пар. Затем были восстановлены и смонтированы: система парового отопления, дизель-гене­ратор, силовая и осветительная сеть, элект­роаппаратура.

Осмотр ГТЗА и оборудования машинных и котельных отделений подтвердил, что ме­ханизмы почти не имеют повреждений. На пробоины в трубопроводах и гофрирован­ных компенсаторах главного паропровода наложили заплаты с помощью сварки. Ме­ханизмы очистили и промыли, ввели в дей­ствие котлы № 1 и № 2. Вспомогательные механизмы в машинных и котельных отделе­ниях тоже привели в рабочее состояние. Вся работа по восстановлению лидера была выполнена за 60 рабочих суток.

26 сентября «Минск» вышел из дока, и состоялось вселение на него экипажа. Тогда же начались обширные испытательные ра­боты, которые выявили недостатки ремонта и новые дефекты. В октябре «Минск» (без вооружения) подготовили для перевода сво­им ходом в Ленинград, на Выборгскую сто­рону (где в то время находился филиал за­вода № 1 90), так как буксировать лидер по Морскому каналу на виду у противника не представлялось возможным.

В конце октября после окончания всех восстановительных и доковых работ и определения девиации магнитных компасов, лидер был готов к ходовым испытаниям. Для испытания необходимо было вывести «Минск» в море. Командиром корабля был назначен бывший преподаватель кабинета торпедной стрельбы при Военно-морской академии капитан 2 ранга С.И.Рабинович, вообще не имевший опыта управления кораблем, да еще в такой сложной обстановке и в види­мости противника. Поэтому для обеспече­ния выхода корабля на испытания из Ленин­града прибыл по приказанию командующе­го эскадрой вице-адмирала В.П.Дрозда командир «Ленинграда» капитан 3 ранга Г.М.Горбачев.

Выход «Минска» 3 ноября 1 942 года на ходовые испытания в район Шепелевского маяка прошел в ночное время успешно. С соблюдением светомаскировки корабль со­вершил несколько проходов по фарватеру до Красногорского рейда. Его главная энер­гетическая установка работала бесперебой­но, и корабль признали готовым к переходу.

Но дальше случилось непредвиденное. После возвращения с испытаний Г.М.Горба­чев поставил «Минск» на якорь посредине Средней гавани и, посчитав свою задачу выполненной, сошел с корабля. В это время начал увеличиваться до сильного юго-вос­точный ветер, и корабль стал дрейфовать кормой на Петровскую пристань. Это уви­дел дежурный по рейду капитан 3 ранга М.Г.Иванов, который, опасаясь за целость винтов корабля, вызвал катер и отправился на лидер с задачей поставить его подальше от Петровской пристани. Машины на лиде­ре еще не остыли. Вызвали ходовую вахту в машинное отделение, корабль снялся с яко­ря и самым малым ходом под двумя ГТЗА вышел на нужную позицию, где «застопо­рился». При этом случилось невероятное — третьей машиной дали «малый назад», в ре­зультате чего корабль, вместо торможения, увеличил скорость переднего хода, и на малом ходу врезался в южную гранитную стенку, смяв носовую оконечность до 5 шп.

О происшествии было сразу доложено командиру Кронштадтской ВМБ капитану 1 ранга Г.И.Левченко. Тот приказал отремон­тировать корабль своими силами, для чего необходимо было вновь поставить его в док. К счастью, в разбитых носовых помещениях течи не было и приняли решение поста­вить корабль на клетки, которые еще не ус­пели разобрать после восстановительного ремонта. В доке пришлось отрезать дефор­мированную часть форштевня и за неиме­нием на Морском заводе необходимого оборудования править ее вручную. После установки форштевня листы наружной об­шивки в этом районе присоединили свар­кой, а к форштевню — клепкой.

Через 1 0 суток отремонтированный ко­рабль был выведен из дока. За это время силами личного состава проверили и при­вели в рабочее состояние всю материаль­ную часть.

Расследованием была установлена при­чина аварии — при монтаже во время вос­становительного ремонта кто-то перепутал концы электродатчика тахометра среднего ГТЗА. Если на ходовом мостике машинным телеграфом давали передний ход, то в машине принимали — «ход назад», и наобо­рот. Было ли это случайностью или умышлен­ным вредительством, установить не удалось. Мало того, при выходе на ходовые испыта­ния эта ошибка не была обнаружена.

5 ноября 1942 года после испытатель­ного пробега до Шепелевского маяка и об­ратно на корабле подняли Военно-морской флаг. Спустя четыре дня командующий эскадрой КБФ вице-адмирал В.П.Дрозд прибыл в Кронштадт для руководства под­готовкой и переводом лидера в Ленинград для постановки в ремонт на филиале заво­да № 190.

Переход из Кронштадта в Ленинград представлял тогда довольно серьезную бо­евую операцию, поскольку, следуя по Мор­скому каналу, корабли Балтийского флота находились местами на расстоянии менее 20 кб от батарей противника, установлен­ных на южном берегу Финского залива.

В ночь на 9 ноября лидер «Минск» в со­провождении эсминцев «Славный» и «Грозя­щий» вышел из Кронштадта. Кораблям от­ряда были приданы 11 катеров-дымзавесчиков и подразделение самолетов для прикрытия с воздуха. Переход обеспечива­ли также и 305-мм орудия линкора «Марат», предназначенные для подавления батарей противника в районе Стрельны и Нового Пе­тергофа. По южному берегу Финского залива должны были вести огонь кронштадтс­кие форты, а авиация — подавлять батареи в глубине фронта. Кроме того, мощные про­жекторные установки должны были «бить» из Кронштадта параллельно открытой части Морского канала, чтобы мешать батареям противника вести прицельную стрельбу.

Условия для перевода кораблей сложи­лась неблагоприятные: тихая, ясная погода, залив покрыт льдом толщиной 3—5 см. Льды помешали катерам-дымзавесчикам про­биться в район перехода и поставить дым-завесу и кораблям пришлось идти без ды­мового прикрытия. Эсминцу «Славный», шедшему головным, удалось проскочить не­замеченным. «Минск» же был обнаружен противником. Освещенный лучами прожек­торов лидер был обстрелян батареями про­тивника осветительными и фугасными сна­рядами. Маневрирование было затруднено льдами, но кораблю, маневрировавшему ходами, удалось избежать прямых попада­ний. Глубокой ночью лидер вошел в Неву и стал на якорь в районе Балтийского завода. На следующее утро, пройдя мосты Лейте­нанта Шмидта и Республиканский (ныне — Дворцовый), он направился на Выборгскую сторону. Во время перехода в Ленинград потерь среди личного состава не было, в корпусе корабля были отдельные осколоч­ные пробоины без тяжелых последствий.

При проходе моста Свободы (ныне — Сампсоньевский) оказалось, что крылья хо­дового мостика «Минска» шире разводно­го пролета моста. Тогда на месте автоге­ном их отрезали на 1 м с обоих бортов и лидер смог миновать этот мост (впослед­ствии, когда отремонтированный корабль покинул завод, эти конструкции, вновь уста­новили на ходовом мостике уже после того, как «Минск» прошел через разводной про­лет). Войдя в Большую Невку, лидер встал против завода «Русский дизель» для произ­водства последних ремонтных работ и уст­ранения дефектов, обнаруженных во время испытаний. Между гранитной набережной и кораблем поставили баржу, которая слу­жили плавмастерской. Здесь в основном находились все, занятые ремонтом лидера.

Перед коллективом рабочих завода и экипажем корабля была поставлена общая задача — ввести обновленный лидер «Минск» в состав боевых единиц эскадры к началу компании 1943 года. Работы приходилось выполнять в крайне неблагоприятных усло­виях блокадного города: под бомбами и сна­рядами противника, при острой нехватке нужного оборудования, материалов и ква­лифицированных рабочих рук, поэтому эки­паж лидера, особенно личный состав БЧ-5, активно включился в работу по ремонту.

Изоляция корпуса была полностью за­менена, изготовлено и смонтировано новое оборудование всех корабельных помеще­ний, восстановлено электрооборудование, кабельные сети, заменены все приборы — штурманские, гидроакустические, управле­ния стрельбой, радиоаппаратура. Были ка­питально отремонтированы все механизмы машинных и котельных отделений и судовых устройств. Главный котел № 3 был восста­новлен; большая часть водогрейных трубок, часть конструкций кожуха и изоляции котла были заменены. После проведения швартов­ных испытаний, главная энергетическая ус­тановка и электрооборудование корабля были сданы экипажу.

Постепенно ремонтировавшийся ко­рабль оснащался новой боевой техникой. Началась установка новых орудий главно­го калибра Б-13-IIс, торпедных аппаратов, зенитного вооружения. 18 января 1943 года на корабле, после длительного перерыва, была установлена боевая готовность.

За успешное проведение ремонта и вос­становление корабля 1 мая 1943 года 1 2 членов экипажа были удостоены правитель­ственных наград. В июне на корабле прове­ли обследование бортовых обмоток компен­сации поперечного индуктивного намагни­чивания. Наконец, 22 июня 1943 года лидер «Минск» вновь стал полноценной боевой единицей эскадры КБФ. Приказом коман­дующего эскадрой КБФ вице-адмирала Ю.Ф.Ралля ему была утверждена огневая позиция на Большой Невке.

Лето 1943 года прошло для его экипажа в отработке организации службы и боевой подготовки корабля. Одно за другим следо­вали боевые, авральные, химические уче­ния, тренировки личного состава на боевых постах.

19 июля корабль выполнил первую пос­ле подъема флага артиллерийскую стрельбу по противнику из вновь установленных орудий. Присутствовавший на корабле во время стрельбы вице-адмирал Ю.Ф.Ралль дал высокую оценку боевой готовности ли­дера. После этой стрельбы «Минск» вошел в систему артиллерийской обороны Ленин­града, и уже 30 июля занял огневую пози­цию у Невского лесопарка. С этой позиции корабль вел артиллерийскую стрельбу по противнику в районе Колпино, поддерживая своим огнем боевые действия частей Ленин­градского фронта, подавлял фашистские батареи, отражал налеты авиации.

В сентябре 1943 года мимо лидера по Неве проходил на очередные испытания эс­минец «Славный». Противник стал обстре­ливать его полевой артиллерией. К счастью, прямых попаданий в корабли не было, но командир «Минска» С.И.Рабинович получил при этом осколочное ранение. На его место был назначен капитан 3 ранга Г.Н.Моторов.

В январе 1944 года началась мощная артиллерийская подготовка наступления войск Ленинградского фронта. По заранее намеченным целям стрелял из своих орудий и «Минск». После полного снятия блокады 27 января лидер встал на ремонтные рабо­ты, которые велись до конца февраля.

Летом 1944 года экипаж «Минска» ус­пешно выполнил все задачи по боевой подготовке. Однако сам корабль все еще нуж­дался в ремонте — сказывались недостатки выполнявшегося в блокадных условиях 1942—1943 годов ремонта и последствия артобстрелов. Поэтому в июле и августе ли­дер снова ремонтировался на заводе № 190. И, наконец, 28 августа после окончания вос­становительных работ «Минск» отошел от стенки завода (набережной Большой Невки) и совершил переход в Кронштадт. В связи с исключительно высокой минной опасностью в Финском заливе боевое использование лидера, как и других кораблей эскадры, ис­ключалось. Поэтому все летнее и осеннее время 1944 года их экипажи занимались совершенствованием боевой подготовки, ремонтом кораблей, приведением в поря­док материальной части, оружия и систем.

29 апреля 1945 года по приказу коман­дующего флотом «Минск» вышел из Кронш­тадта в Ленинград для участия в первомай­ском параде кораблей КБФ. Прибыв в Ле­нинград, лидер бросил якорь на Неве между мостами Лейтенанта Шмидта и Двор­цовым. День Победы — 9 мая 1945 года за­стал корабль в Ленинграде.

Командирами корабля были капитан 3 ран­га А.В.Волков (1939-1940), капитан 2 ран­га П.Н.Петунии (1940-7 октября 1941), ка­питан 2 ранга С.И.Рабинович (январь 1942— сентябрь 1944), капитан 3 ранга Г.Н. Моторов (сентябрь 1944-1945).