Глава 8. Послевоенная судьба лидеров

 

К концу Великой Отечественной войны большинство кораблей советского ВМФ оказались в неудовлетворительном состоянии. Многие корабли, в том числе лидеры, имели аварийно-боевые повреждения.

Судоремонт в годы войны производился в сокращенном объеме и не отличался высоким качеством. Фактически на Балтийском, Черноморском и Северном флотах выполнялись только первоочередные работы по устранению повреждений, необходи­мые для ввода кораблей в строй. В несколько лучшем положении по сравнению с другими флотами находился Тихоокеанский флот, крупные корабли которого не при­нимали непосредственного участия в боевых действиях, не имели боевых поврежде­ний и обеспечивались ремонтом более регулярно.

Учитывая недостаточную производственную мощность и техническую оснащен­ность судоремонтных заводов как ВМФ, так и Минсудпрома, руководство ВМФ по­считало целесообразным загрузить их текущим и средним ремонтом, а капитальный ремонт наиболее ценных кораблей, в том числе лидеров проектов 1 и 38, выполнять на судостроительных заводах.

В связи с этим появился проект совместного обращения министра Вооруженных сил СССР маршала Н.А.Булганина и главкома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова на имя И.В.Сталина от 1 7 июля 1 946 года. В нем подчеркивалось: «Без привлечения части существующих судостроительных заводов к производству капитального ремонта боевое ядро наиболее ценных кораблей ВМФ будет постепенно выводиться из строя». В отношении лидеров в этом обращении предлагались следующие меры:

«4. В первую очередь принять в 1946 г. в капитальный ремонт: лидер «Ленинград» — на завод №190...».

Однако руководство Минсудпрома, до­бившись утверждения 27 ноября 1945 года «Десятилетнего плана военного судострое­ния на 1946—1955 гг.», предусматривавше­го крупносерийную постройку кораблей по откорректированным по опыту войны пред­военным проектам, не пожелало загружать судостроительные заводы капитальным ре­монтом, нарушающим специализацию пред­приятий и создающих массу дополнитель­ных проблем.

Первый заместитель министра судострои­тельной промышленности А.М.Редькин пред­ложил «вопрос о судоремонте рассмотреть и решить отдельно от программы военного судостроения». В свою очередь, Минсудпром предлагал «ограничить объем судоре­монта мощностями действующих судоре­монтных заводов, допуская в крайних слу­чаях ограничения режимов эксплуатации».

В результате обсуждений в правитель­стве вопрос о капремонте кораблей (в том числе и лидеров) был решен в пользу МСП. Распоряжением Совета министров СССР был решен вопрос о размещении кораблей на ремонт. Так, «Ленинград» был определен на Кронштадтский Морской завод (КМЗ) ВМС. При этом совершенно не приняли во внимание, что этот завод был вообще не готов к выполнению работ по капремонту.

17 мая 1948 года правительство утвер­дило «План ремонта кораблей ВМС и МВД СССР на 1948-1950 гг.». По этому плану был уменьшен объем работ и перенесен срок сдачи трех лидеров. Лишь «ввиду край­ней необходимости» удалось привлечь к кап­ремонту кораблей ряд судостроительных заводов, например, разместить ремонт ли­дера «Баку» на заводе № 402.

Привлечение судостроительных заводов для выполнения не профильных для них ра­бот по капитальному ремонту кораблей со­здавало для них трудноразрешимые пробле­мы. Так, большинство работ по ремонту сложной техники на КМЗ выполнялось пред­приятиями-контрагентами, так как этот за­вод не имел цехов по ремонту главных и вспомогательных турбомеханизмов. ГТЗА приходилось отправлять на ремонт в Ленин­град и Харьков. Все это привело к неоднок­ратному переносу сроков окончания работ. В результате лидер «Ленинград» за весь его жизненный цикл ремонтировался 7 лет и 9 ме­сяцев (что составило 36% полного срока службы). Вообще, вследствие слабости ремонтной базы ВМФ эффективность исполь­зования корабельного состава оказалась весьма невысокой: лидеры проектов 1 и 38 стояли в ремонте по несколько лет.

 

«Ленинград»

 

С 15 февраля 1946 года по 24 декабря 1955 года лидер входил в состав 8-го ВМФ, затем — Краснознаменного Балтийского флота. В 1946—1947 годах командиром ко­рабля был капитан 3 (затем 2) ранга Г.П.Ва­сильев. 1 2 января 1949 года лидер был от­несен к подклассу эскадренных миноносцев.

С 19 декабря 1951 по 25 ноября 1954 го­да «Ленинград» прошел капитальный ремонт и модернизацию. После короткой службы, 18 апреля 1958 года эсминец был выведен из боевого состава флота и переформиро­ван в корабль-цель ЦЛ-75. Осенью 1959 го­да бывший лидер перевели на Север и

13 октября того же года включили в состав Северного флота.

15 сентября 1960 года ЦЛ-75 разору­жили и переклассифицировали в плавказарму ПКЗ-16, а 10 августа 1962 года — в суд­но-мишень СМ-5. В мае 1963 года судно использовалось при отработке нового ко­рабельного ракетного комплекса крейсера «Грозный» (проект 58) и стояло на якоре в Кандалакшском заливе (район Чупа-губа). Его поразили две крылатые ракеты П-35: одна из них прошила надстройку в районе радиорубки, вторая пробила борт выше ва­терлинии в районе машинного отделения. Когда подошли буксиры, бывший лидер с небольшим креном оставался на плаву. За­вели тросы, поставили понтоны, но дело было к вечеру и буксировать поврежденную мишень из района полигона решили утром. С рассветом же ее на поверхности моря не обнаружили: бывший лидер принял много воды и лег на грунт. Однако, глубины здесь оказались небольшими, и после того как в понтоны накачали воздух, мишень всплыла. Предполагалось буксировать ее в Се­веродвинск, но на переходе выяснилось, что мишень едва держится на воде. Опасались, как бы она не затонула на фарватере узко­го входного канала Северодвинского пор­та, от буксировки отказались, оставив СМ-5 на отмели у одного из Соловецких остро­вов — на малой воде с восточной стороны острова Сенная Луда. То, что осталось от лидера «Ленинград», и сегодня находится на этой отмели.

 

«Минск»

 

С 15 февраля 1946 года лидер входил в состав 8-го ВМФ. 1 2 января 1949 года он был перечислен в класс эскадренных ми­ноносцев.

31 июля 1951 года «Минск» вывели из боевого состава и передали Ленинградско­му Высшему военно-морскому инженерно­му училищу имени Ф.Э. Дзержинского для использования в учебных целях.

8 апреля 1953 года «Минск» был разо­ружен и переформирован в несамоходный учебный корабль, 13 декабря 1 954 года его переименовали в «Чорох», а 27 декабря 1956 года - в УТС-14.

3 апреля 1958 года УТС-14 исключили из списков флота, 22 апреля того же года переоборудовали в плавучую мишень и в том же году при отработке нового оружия ракетные катера ЛенВМБ потопили ее у од­ного из островов в Финском заливе (по дру­гим сведениям, в начале 1980-х годов кор­пус бывшего лидера «Минск» еще находил­ся в Кронштадте).

 

«Ташкент»

 

После освобождения Новороссийска в конце 1943 года от войск противника и раз­минирования акватории порта и прилегаю­щей к нему территории на лидере «Ташкент» начались водолазные работы. Обследова­ние показало, что основные разрушения при­шлись на среднюю часть корпуса (85—122 шп.). Взрывами авиабомб были поврежде­ны надстройка, палуба и ширстрек, в носо­вом машинном отделении нарушена про­дольная прочность корпуса, повреждена верхняя платформа, разрушены и затопле­ны 1 -е, 2-е и 3-е котельные отделения, носо­вое машинное отделение. В кормовой око­нечности корпуса также были обнаружены пробоины в обшивке левого борта (общей площадью 47 м2) и в верхней палубе (пло­щадью 3 м2). Четыре пробоины в наружной обшивке носовой оконечности с правого борта имели общую площадь около 32 м2, а в палубе полубака зияли две пробоины площадью 1,1 м2. Еще одна крупная пробо­ина (площадью 2,25 м2) находилась на сре­зе полубака. Корпус лидера переломился по 78 шп., а на 100 шп. был разорван 2-й пояс наружной обшивки борта. Поврежде­ны поперечные переборки на 61, 75, 89, 123 и 1 57 шп, а также продольные переборки в носовом машинном, во 2-м и 3-м котельных отделениях. Основные пробоины в подвод­ной части корпуса лидера «Ташкент» имели следующие размеры:

45—47 шп. — 3,0х 1,5м (по другим дан­ным: 51 шп. — 3,0 х 0,45 м), правый борт;

49—50 шп. — 1,35 х 0,95 м (по другим данным: 53 шп. —4,0x0,95м), правый борт;

52—56 шп. — 6,0 х 0,5 м (по другим дан­ным: 60 шп — 4,0 х 0,5 м, правый борт;

61—75 шп. —6,0x5,0 м (по другим дан­ным: 68—77 шп. —5,65x5,6 м), правый борт;

211—212 шп. — 4,5 х 3,0 м (по другим данным: — 5,5 х 6,5 м), левый борт.

Часть обнаруженных повреждений ко­рабль получил уже после затопления. За это время корпус «Ташкента» ушел носом в или­стый грунт на 2,1 ми кормой на 1,2м. Плот­ный ил цепко держал корабль.

13 января 1944 года на «Ташкенте» на­чались судоподъемные работы. Для разра­ботки проекта подъема лидера по указанию начальника аварийно-спасательного управления ВМФ инженер-контр-адмирала А.С.Фролова создали специальное бюро из шести репрессированных инженеров во главе с инженер-капитаном 1 ранга Т.И.Бобрицким, которые прибыли в Новороссийск 18 апреля 1944 года. Порядок организации работ этого бюро был утвержден совмест­ным приказом наркоматов ВМФ и внутрен­них дел от 6 марта 1944 года. Проектом предусматривалось повернуть корпус лиде­ра на ровный киль четырьмя 80-тонными пон­тонами и осуществить его подъем тридца­тью понтонами с общей подъемной силой 2000 т. Одновременно должна была произ­водиться откачка 400 т воды из носовой ча­сти корпуса. Выполнение подъемных работ было поручено 68-му спасательному отря­ду (командир капитан-лейтенант П.Д.Ветов).

Работы велись почти непрерывно, в две-три смены. Всего выбрали более 3000 м3 грунта. В подъеме корабля активное учас­тие принимали капитан 1 ранга М.Г.Скипский, инженер-подполковник К.Г.Гурвич, ин­женер-майор И.А.Ворков, инженер-капитан 3 ранга Г.А.Левинсон, инженер-капитан-лей­тенант А.А.Косарев, инженер-лейтенант А.Н.Кузнецов, лейтенант Ф.Ф.Казаков и многие другие специалисты. После прове­дения грунторазмывочных работ под кор­пусом корабля, начались работы по герме­тизации отсеков носовой оконечности (до 61 шп.). Этот процесс занял около трех меся­цев: использовались кессон, пластыри, де­ревянные чопы и цементирование. Повреж­денные палубы и платформы подкрепляли подпорами.

14 апреля 1944 года были закончены во­долазные работы по промывке туннелей для заводки стропов. Установке понтонов край­не мешала близость причальной стенки. Для выравнивания «Ташкента» пришлось приме­нить не четыре, а восемь 80-тонных понто­нов. Для подъема корабля решили исполь­зовать остропленные с кормовой оконечно­сти 1680-тонных, 1240-тонных и два 225-тонных понтона; из помещений кормо­вой оконечности откачать воду. Понтоны пришлось остропливать в два яруса. Перед использованием все понтоны были прове­рены, подготовили все мотоагрегаты. Гер­метизация носовых отсеков была доведена до такой степени, что на пробной откачке достигнутый уровень воды удерживался в за­топленных помещениях при работе всего од­ного мотоагрегата производительностью 400 т/ч. Общая подъемная сила всех понтонов составила 2130 т. Для придания пла­вучести в районе носового машинного от­деления добавочно разместили два понто­на по 40 т.

Чтобы предупредить перелом корпуса корабля в ослабленном сечении по 78 шп., при подъеме корпуса велись контрольные наблюдения за его продольным прогибом с помощью визирных устройств. Все подгото­вительные работы закончили к 29 августа 1944 года, то есть за восемь месяцев.

30 августа 1944 года «Ташкент» был поднят и переведен четырьмя буксирами на ближайшую отмель глубиной около 4,5 м в полутора километрах от места его гибели для заделки пробоин и дальнейшей подготовки к постановке в док. Запас плавучести при всплытии лидера составлял 900 т, крен на левый борт — 7,5°, осадка носом —10 м, кормой — 8,7 м. В подъемных работах при­нимало участие 250 человек; использова­лись: спасательный буксир «Юпитер», водо­лазные боты ВМ-8, ВМ-202, ВРД № 226 и ВРД № 227, два плавкрана грузоподъемно­стью по 40 т, киллекторная баржа КБ-3, гид­ромотор, три грунтонасоса, два компрес­сора, электросварочный агрегат, легководо­лазная станция, четыре мотопомпы (общей производительностью 1040 т/час).

Однако комиссия, изучив представлен­ные результаты обследования, приняла ре­шение корабль не восстанавливать. После буксировки «Ташкента» в Николаев он был там разобран на металл.

 

«Баку»

 

17 апреля 1 946 года после завершения среднего ремонта на судоремонтном заво­де в поселке Роста лидер «Баку» вновь всту­пил в кампанию. В те годы на Севере боевая подготовка шла только летом, а зимой ко­рабли находились в отстое. На лето вся эс­кадра Северного флота уходила в Белое море и там в течение двух месяцев активно занималась боевой подготовкой. Корабли постоянно находились на рейде и успевали за это время выполнить все поставленные задачи. Торпедные стрельбы проводились на небольших глубинах. В августе 1 947 года лидер участвовал в тактическом учении.

Помимо прохождения боевой подготов­ки, в 1 947 году лидер «Баку» принимал уча­стие в съемках кинофильма «Повесть о "Не­истовом"». В этом фильме снимались извест­ные актеры: Борис Бабочкин в роли коман­дира лидера, Иван Переверзев —команди­ра эсминца. Съемки происходили в Поляр­ном. Основной объем съемок проходил на «Баку»; приходилось выполнять разнообраз­ные маневры кораблей, редкие в нормаль­ных условиях — например, только для съем­ки швартовки корабля потребовалось сде­лать несколько дублей, выполнить съемку общим и крупным планами. Иногда, чтобы получить красивый кадр, режиссер застав­лял командиров делать с кораблями что-то неимоверное — «елозить» и «вертеться» на поверхности воды.

29 октября 1948 году лидер «Баку» встал на капитальный ремонт в северный док цеха № 50 завода № 402 в Молотовске. Этот ремонт продолжался очень долго: 5 лет 7 ме­сяцев и 21 день. Объясняется это главным образом тем, что в ходе ремонта кораблю предстояла еще и модернизация по техни­ческому проекту, разработанному силами КБ завода № 402, не имевшего на тот мо­мент опыта подобных работ.

12 января 1 949 года Краснознаменный лидер «Баку» был переклассифицирован в эскадренный миноносец. В период ремонта корабль был включен во вновь созданную 1 78-ю бригаду эсминцев.

По окончании ремонта и проведения ис­пытаний 21 июля 1954 года «Баку», пред­назначавшийся для Балтийского флота, при­няли военпреды Балтийской группы прием­ки. Однако планы уже изменились: еще за пять месяцев до сдачи, 15 февраля 1 954 года, приказом командующего Северным флотом корабль был исключен из состава эскадры и передан в Беломорскую военную флотилию для обеспечения испытаний новых кораблей в Белом и Баренцевом морях. Поэтому ко­мандиру корабля капитану 3 ранга П.М.Ко­чубею пришлось вести его не на Балтику, а на Север, где судьба бывшего лидера сло­жилась прозаически. 1 7 февраля 1 956 года «Баку» был переформирован в опытовое судно, 1 8 апреля 1 958 года его разоружи­ли и переклассифицировали в судно-цель ЦЛ-31,31 мая 1 958 года — в несамоход­ную плавбазу ПБ-32, 2 июня 1959 года — в плавказарму ПКЗ-171,аЗОиюля 1963 года он был исключен из списков флота.

Далее путь бывшего лидера теряется: по данным С.С.Бережного, 14 сентября 1963 года он был расформирован и в 1963—1964 го­дах на Мурманской базе Главвторчермета на мысе Зеленый в Кольском заливе разде­лан на металл. Согласно другой информа­ции, летом 1964 года корабль привели на буксире в Архангельск, вытащили на осуш­ку на отмель у острова Краснофлотский и там за несколько месяцев газорезчики «Глав­вторчермета» разделали его на металл.

По другим данным, в 1977—1979 годах корпус бывшего лидера еще находился на корабельном кладбище в поселке Роста. Нос корабля был вытащен на берег, корма — в воде, средняя часть разворочена взрывом. Позже его разобрали на металл.

После войны лидером «Баку» командо­вали: капитан 2 ранга С.К.Соколов (1 946), Степанов (1946-1 948), с мая 1947 года дублером командира корабля был В.В.Пла­тонов, капитан 3 (затем 2) ранга Г.К.Чернобай (1948-1950), капитан 3 ранга П.М.Ко­чубей (1950—1954), капитан 2 ранга С.П.Семираз (1962-1964).

 

«Тбилиси»

 

Единственный на Тихоокеанском флоте лидер «Тбилиси» с 17 января 1947 по 23 ап­реля 1953 года входил в состав 5-го ВМФ, 1 2 января 1949 года его, как и все остальные корабли этого подкласса, переклассифици­ровали в эсминец. С 1951 года по 24 января 1955 года «Тбилиси» прошел капитальный ремонт и модернизацию на «Дальзаводе» во Владивостоке. 1 8 апреля 1958 года он был выведен из боевого состава, разору­жен и превращен в судно-цель ЦЛ-50, 31 января 1 964 года исключен из списков фло­та и затем разобран на металл на базе «Главвторчермета» во Владивостоке.

 

«Киев»

 

Для достройки кораблей проекта 48 пос­ле войны «Киев» был первоначально пере­веден в Николаев, однако, согласно приня­тому позднее решению, судьба корабля сло­жилась по-другому.

В августе 1946 года во время учений Чер­номорского флота корпус корабля был за­топлен в море в районе Одессы. В 1947 года он был поднят и вновь направлен в Никола­ев. Согласно документам, лидер числился как находящийся на достройке, хотя, по су­ществу, корпус корабля попросту находил­ся на отстое в акватории завода. 8 августа 1952 года «Киев» был снят со строитель­ства и, простояв на заводе еще три года, в 1955 году по Волго-Донскому каналу пере­веден на Каспий и причислен к составу Кас­пийской флотилии, где использовался в экс­периментальных целях в качестве мишени при отработке ракетных стрельб.

В начале 1960-х годов недостроенный корабль, этот «летучий голландец отече­ственных морей», был вновь переведен на Черное море. Здесь он использовался в ка­честве судна-мишени для обеспечения ис­пытаний крылатой ракеты П-6.

В конце 1962 года с опытового судна ОС-15 — переоборудованного в 1959 году сухогруза «Илеть» — было осуществлено не­сколько пусков этой ракеты, в том числе по лидеру «Киев». Одной ракеты с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления быв­шего лидера водоизмещением 2500 т: ракета попала в корпус в районе левой скулы и, вскрыв палубу на длине около 50 м, раз­рушилась, а ее двигатель пробил днище и через три минуты лидер затонул.

 

«Ереван»

 

После войны корпус недостроенного лидера использовался в качестве плавказармы. В 1953 году его перевели по Волго-Донскому каналу на Каспий и включили в состав Каспийской флотилии. Приказом Главкома ВМС от 8 мая 1954 года он был снят со строительства и переклассифициро­ван в судно-мишень для обеспечения отра­ботки боевых упражнений и опытных ракет­ных стрельб.

16 февраля 1957 года в результате вто­рого (удачного) испытательного пуска ра­кеты КСЩ лидер был потоплен, но вскоре поднят Аварийно-спасательной службой Черноморского флота и сдан Главвторчермету для разделки на металл.

Недостроенные лидеры проекта 48 были использованы в качестве мишеней для тор­педных стрельб боевой подготовки кораб­лей Черноморского флота.