Развитие торпедного оружия в русском флоте.

Что представляли из себя торпеды, состоявшие на вооружении отечественного флота? В чем заключались основные тенденции их развития?

Абсолютное большинство образцов, а их с 1876 года по 1917-й приняли на вооружение флота 31, являлись торпедами Уайтхеда — либо приобретенными на Фиумском заводе, либо изготовленными на отечественных заводах*. [*Во время русско-японской войны заводу Шварцкопфа в Берлине в срочном порядке заказали 75 торпед обр. В/50 — калибр 450 мм, длина 3,55 м, вес 390 кг, вес ВВ 50 кг, скорость 24 уз, дальность хода 0.8 км. Укороченные торпеды предназначались для подводных лодок «Сом» и «Осетр» Владивостокского отряда, а также для строившихся лодок типа «Кайман».]

В последнем случае, они как правило, модернизировались с учетом опыта эксплуатации (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тактико-технические характеристики основных образцов торпед, состоявших на вооружении Российского флота.

Год принятия на вооружение

Образец

Калибр, мм

Длина, м

Общий вес, кг

Вес ВВ, кг

Дальность и скорость хода,
км—уз

Примечание

1876

обр. 1876 г.

381

5,73

350

26

0,4 — 20

Проект и производство Фиумского завода — «первый контракт».

1880

обр. 1880 г.

381

4,58

324

33

0,4 — 21

Укороченная торпеда для минных катеров. Проект и производство Кронштадской мастерской. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1886

обр. 1886 г.

381

5,52

391

40

0,6 — 24

Проект Фиумского завода. Производство заводами Обуховским и Лесснера, Николаевской мастерской.

1889

обр. 1889 г. "В"

381

5,52

395

80

0,6 — 22

Проект и производство завода Лесснера.

1889

обр. 1889 г. "О"

381

5,52

420

80

0.6 — 25

Проект и производство Обуховского завода.

1894

обр. 1894 г. "С"

381

5.52

455

80

0,6 — 27

Первый образец с прибором Обри. Проект и производство Обуховского завода. Главный конструктор П. К. Сильверсван.

1897

обр. 1897 г. "С"

381

5.20

426

64

0.4 — 30
0.9 — 25

Проект и производство Обуховского завода, изготовлялась Николаевской мастерской.

1898

обр. 1898 г. "Л"

381

5.18

430

64

0.6 — 30
0,9 — 25

Проект завода Лесснера. производство заводов Лесснера и Обуховского.

1904

обр. 1904 г.

450

5,13

648

70

0.8 — 33
2 — 25

Проект и производство Фиумского завода. Изготовлялась заводами Обуховским и Лесснера.

1907

обр. 1907 г.

450

5,20

641

90

0,6 — 40
1 — 34
2 — 27

Первая торпеда для подводных лодок (ПЛ), стале-бронзовая. Проект Фиумского завода, производство заводов Обуховского и Лесснера.

1908

обр. 1908 г.

450

5,20

650

95

1 — 38
2 — 27
3 — 23

Первая торпеда с «сухим подогревом». Проект и производство Фиумского завода. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1910

обр. 1910 г.

450

5,20

665

100

1 — 38
2 — 34
3 — 29
4 — 25

Сталебронзовая торпеда для ПЛ. Проект и производство Фиумского завода. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1912

45-12

450

5,58

810

100

2 — 43
5 — 30
6 — 28

Первая торпеда с «влажным подогревом». Проект Фиумского завода. Производство заводов Обуховского и Лесснера.

До конца XIX века развитие торпед в отечественном флоте шло, главным образом, по пути совершенствования первого образца, купленного у Р. Уайтхеда. Заключалось оно в улучшении конструкции, в повышении скорости и увеличении заряда взрывчатого вещества, калибр же торпед оставался неизменным. Не возросла практически за эти годы и дальность их хода. Реальная возможность ее увеличения появилась лишь в 1886 году после того, как бывший чертежник Фиумского завода Людвиг Обри изобрел гироскопический прибор. Используя свойства гироскопа сохранять неизменным свое положение в пространстве, он предложил простую, но надежную систему управления торпедой. Она состояла из гироскопа, рулевой машинки и вертикальных рулей. Применение изобретения резко сокращало рассеивание торпед по направлению и давало возможность увеличить дальность стрельбы. Гироскопический прибор незамедлительно внедрили в отечественном флоте. В начале октября 1886 года на миноносце № 119 в Фиум на завод Уайтхеда доставили торпеду обр. 1886 года с броненосца «Император Николай I» для установки на ней прибора Обри. Это было первая торпеда в Российском флоте, снабженная гироскопическим прибором.

Торпеда Уайтхеда образца 1898 г.

Наиболее совершенной к концу XIX века стала торпеда обр. 1898 года «Л». Спроектированная заводом Лесснера на основе фиумских образцов, она в течение ряда лет находилась в серийном производстве на отечественных заводах. Ее скорость составляла 30 уз., нес заряда взрывчатого вещества — 64 кг. Чем отличалась эта торпеда от первого образца? Что обеспечило столь значительное улучшение тактико-технических характеристик? Внешне она прежде всего отличалась меньшей длиной и большей полнотой обводов зарядного и кормового отделений. Это не только улучшало условия эксплуатации на кораблях, особенно при подаче через палубные люки к подводным минным аппаратам, но и обеспечивало более чем двукратное увеличение боевого заряда, а также размещение более мощного двигателя. Последнее, наряду с увеличением объема воздушного резервуара до 0,266 м3, повышением в нем давления до 100 ат, а также в результате применения четырехлопастных винтов, позволило не только существенно повысить скорость, но и несколько увеличить дальность хода торпеды. По сравнению с обр. 1876 года это был уже значительный прогресс. Именно торпеды обр. 1898 года, помимо заказанных в 1904 году Шварцкопфу, явились основным образцом, применявшимся кораблями Российского флота в русско-японской войне. Данные, характеризующие использование торпед кораблями отечественного флота в войну 1904—1905 годов приведены в таблице 2.

Таблица 2. Применение торпед Российским флотом в русско-японской войне

Соединение флота

1-я Тихоокеанская
эскадра (Порт-Артур)

2-я Тихоокеанская
эскадра

Владивостокский
отряд крейсеров

Всего

Выстрелено

16

2

7

25

Попало в цель

5

0

6

11

Процент попадания

31

0

86

44

Применялись торпеды главным образом миноносцами, выполнившими 17 стрельб из 25-ти. Однако стреляли также крейсеры (четыре раза) и столько же минные катера. В основном стрельба производилась ночью — 16 атак. Дистанция не превышала, как правило, нескольких кабельтовых. Стреляли всегда одиночной торпедой. Высокая успешность применения торпед кораблями Владивостокского отряда объясняется тем, что использовались они в основном по транспортам, остановленным для досмотра, после обнаружения военного груза.

В 1904 году Российский флот первым принял торпеду Уайтхеда калибра 450 мм, вследствие чего она получила название «Stlura Russo» — в переводе с итальянского «русская мина». В русско-японской войне торпеда обр. 1904 года практически не использовалась. Фиумский завод поставил ее России 93 штуки. В дальнейшем производство наладили на заводах Обуховском и Лесснера. С началом изготовления торпед в России в них внесли некоторые конструктивные улучшения.

Торпеда образца 1904 г. а — ударник; б — ударник в сборе с запальным стаканом и капсюлем

Торпеда образца 1904 г. Отделение зубчатых шестерен, хвостовая и рулевая часть

Важным этапом в развитии торпедного оружия явилось внедрение в энергосиловые установки «сухого», а затем и «влажного» подогрева сжатого воздуха. Еще в 1899 году лейтенант И. И. Назаров, проводя на Черноморском флоте эксперименты с подогревом сжатого воздуха, докладывал: «Результаты этих опытов... показывают, что погревание сжатого воздуха в самодвижущихся минах является могучим средством для увеличения их скорости и дальности». Первой торпедой Уайтхеда с «сухим» подогревом сжатого воздуха стала торпеда обр. 1908 года. Приобретенная в том же году для Российского флота, она в широких масштабах производилась и на отечественных заводах.

Взаимоотношения русских специалистов с Фиумским заводом были деловыми и достаточно тесными. К началу 1912 года завод закончил разработку новой торпеды, а уже в апреле с фирмой Уайтхед и К° заключили договор на поставку 250 торпед этого типа с правом их изготовления в России и обязательством поставить два первых образца через пять месяцев со дня заключения контракта. В сентябре того же года в Фиум выехала русская комиссия, в состав которой вошли видные торпедисты Е.А.Пастухов, Б. Л. Пшенецкий, А. В. Трофимов и П. Н. Тахибиев. После испытаний, результаты которых убедили членов комиссии в соответствии торпед техническим условиям договора, завод приступил к изготовлению заказанной партии. Торпеда, получившая наименование 45-12, явилась последней и наиболее совершенной, созданной Фиумским заводом до начала первой мировой войны. Ее главная особенность заключалась в «подогревательном аппарате с впрыскиванием и испарением воды». По сравнению со всеми предыдущими образцами благодаря подогревательному аппарату торпеда 45-12 обладала значительным преимуществом в дальности и скорости хода. Однако из 250 заказанных торпед Россия успела получить лишь 24. Началась война, и какие-либо связи с Фиумским заводом прервались. Дальнейшее производство торпед 45-12 осуществлялось лишь на отечественных заводах. Поскольку в процессе изготовления и пристрелки первых их образцов обнаружилось немало недостатков, торпеда подверглась значительной модернизации. Многие изменения и улучшения в ее конструкцию были внесены представителями Минного отдела Главного управления кораблестроения и конструкторами заводов Г. А. Лесснера и Обуховского.

Подводная лодка «Львица» с торпедными аппаратами конструкции С. К. Джевецкого

Надводный торпедный аппарат образца 1910 г.

Именно торпеда 45-12, наряду с образцами 1908-го и 1910 года, в основном использовалась Российским флотом в первую мировую войну. Данные, характеризующие применение торпед в ней, приведены в таблице 3.

Таблица 3. Применение торпед Российским флотом в первой мировой войне

Год

Балтийский флот

Черноморский флот

подводные лодки

миноносцы

подводные лодки

миноносцы

выстрелено

попало в цель

процент попадания

выстрелено

попало в цель

процент попадания

выстрелено

попало в цель

процент попадания

выстрелено

попало в цель

процент попадания

1914

12

0

0

30

4

13

33

1

3

40

5

12

1915

94

11

12

1916

48

5

10

15

7

50

6

2

33

1917

28

1

4

1

1

100

0

0

0

0

0

0

Всего

182

17

10

31

5

16

48

8

17

46

7

15

Всего за время войны по кораблям противника было выпущено более 300 торпед. Использовались они практически только подводными лодками и миноносцами. Успешность применения торпед в среднем составляла 10-12%. Большой процент попаданий на Черноморском флоте (33-50%) объясняется тем, что торпеды здесь применялись в основном для уничтожения транспортов. Дистанция стрельбы с подводных лодок и миноносцев составляла 5-6 кабельтовых. Стрельба по транспортам осуществлялась, как правило, одной торпедой, по боевым кораблям — двумя-тремя. По крейсерам выстреливалось до пяти торпед.

Предпринимались попытки использовать торпеды и на реках. Так, в январе 1915 года из Кронштадта в Сербию направили отряд торпедистов с 10 решетчатыми и двумя однотрубными торпедными аппаратами. Установленные в виде «кинжальных береговых батарей», они применялись не только для поражения кораблей и судов противника, но и для разрушения его гидротехнических сооружений. Правда, использовались для этого старые торпеды обр. 1897-го и 1898 года.

Что же касается торпеды 45-12, то для Российского флота она стала не только основной в годы первой мировой и гражданской войн, но в определенном смысле и переходной к новым образцам торпедного оружия уже в советское время. Состояла она на вооружении отечественного флота вплоть до середины 1920-х годов.

Трехтрубный торпедный аппарат на эсминце «Десна»

Последним образцом торпедного оружия, разработка которого началась еще в дореволюционной России, была торпеда обр. 1917 года. Практика боевых действий во время первой мировой войны показала, что для поражения современного линкора требовался заряд ВВ не менее 160-200 кг. Разместить такой заряд в корпусе калибра 450 мм практически не представлялось возможным, приходилось переходить на более крупный калибр. Во всем мире таким калибром стал 533 мм (21 дюйм). В 1917 году заводу № 1 Русского Акционерного общества быв. Г. А. Лесснера заказали шесть «опытовых 21-дюймовых мин». Три из них предназначались для миноносцев и столько же для подводных лодок. Завод принялся за разработку этих образцов, но успел спроектировать только торпеду для подводных аппаратов и приступить к изготовлению трех опытных единиц. Для второго типа успели изготовить лишь часть чертежей... В начале 1918 года этот заказ аннулировали, а в марте того же года закрылся и сам завод.

Между тем торпеда обр. 1917 года была не только в полном смысле слова отечественным образцом, но и обладала по тем временам высокими тактико-техническими данными. Ее боевой заряд составлял 215 кг, а расчетные скорость и дальность хода достигали 45 уз на 3 км и 30 уз на 10 км. Свою вторую жизнь торпеда получила уже в советском флоте. Именно на основе ее конструктивных решений начались в конце 1920-х годов работы по созданию первой советской торпеды. На вооружение флота ее приняли в 1927 году, и она получила наименование 53-27.