Первая самонаводящаяся торпеда
Начало создания отечественных самонаводящихся торпед относится к 1936 г. Тогда группа специалистов МНИИ-1 под руководством А.А.Розанова приступила к исследованию возможности торпедного самонаведения. В качестве основного варианта аппаратуры рассматривалась акустическая пассивная система самонаведения. Когда ее макет был готов, к работам подключились торпедостроители. В 1939 г. конструкторы ЦКБ-39 приступили к размещению системы самонаведения на торпеде 53-38. Проектирование велось под шифром CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). Для испытаний выделили три торпеды 53-38. Однако как ни бились акустики, приспособить пассивную акустическую систему к парогазовой торпеде не удалось. Главная причина заключалась в высокой шумности поршневого двигателя. Слабый сигнал от цели практически полностью глушился мощной помехой. Даже снижение скорости торпеды до 30 узлов не дало положительных результатов.
Торпеда оставалась глухой. С началом войны все работы по торпедному самонаведению прекратились. Возобновились они лишь в 1944 г. после получения трофейных самонаводящихся торпед T-V. В 1943 г. странные взрывы начали раздаваться в Атлантике. Внезапно без видимого нападения противника гибли английские корабли. Впрочем, предположения английских моряков вскоре подтвердились. Разведка донесла — немцы применяют новые бесследные самонаводящиеся торпеды. Летом 1944 г. таинственные взрывы раздались и в Финском заливе. И вот, 30 июля 1944 г. под Выборгом катер «МО-103» потопил немецкую подводную лодку «U-250». Шесть членов экипажа во главе с командиром спаслись и оказались в плену. Они и рассказали об оставшихся на лодке новых торпедах. Несмотря на активное противодействие противника, лодку удалось поднять. 18 сентября 1944 г. она уже стояла в Кронштадском доке.
При осмотре выяснилось, что помимо уже известных электроторпед Ж-7Е и парогазовых Ж-7А в аппаратах и на стеллажах лежат три самонаводящихся торпеды T-V. Их в первую очередь и требовалось извлечь. Сделать это оказалось не так-то просто. Во-первых, как показал командир «U-250», на торпедах имелись устройства для взрыва, во-вторых, аппараты были сильно перекошены и находившиеся в них торпеды заклинены. При извлечении и разоружении торпед требовалось сохранить их в полной исправности, особенно не повредить аппаратуру самонаведения и НВ. Решить эту сложную задачу было поручено офицерам О.Б.Брону, впоследствии доктору технических наук, профессору, крупному ученому в области неконтактной минно-торпедной техники, В.М.Саульскому и С.Т.Баришпольцу. После того, как удалось без повреждений извлечь и разоружить торпеды, начали их изучение. Естественно, особый интерес представляли система самонаведения и неконтактный взрыватель. Под руководством О.Б.Брона их изучением занимались офицеры НИ-МТИ — старший лейтенант В.М. Шахнович и инженер-майор И.М.Экелов. В результате проведенных исследований было не только составлено полное описание торпеды, но и сняты характеристики всех ее систем. С этими материалами и ознакомили союзников в соответствии с просьбой премьер-министра У.Черчилля, содержащейся в его «личном и строго секретном послании маршалу Сталину»: «Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по... важному делу. Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной... подводной лодке... обнаружены... германские акустические торпеды T-V. Это единственный известный тип торпед, управляемых на основе... акустики, и он является весьма эффективным не только против торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не применяется в широком масштабе, при помощи ее было потоплено или повреждено 24 британских эскортных судов... Мы считаем получение одной торпеды T-V настолько срочным делом, что... готовы направить за торпедой британский самолет в любое удобное место, назначенное Вами». Торпеду союзникам не дали, но вскоре британские моряки смогли не только увидеть в Ленинграде в Петропавловской крепости препарированную T-V, но и познакомиться с ее подробным описанием. Эти материалы по соответствующим каналам и были переданы британскому Адмиралтейству.
Так, получение немецких самонаводящихся торпед по существу и дало толчок к срочному возобновлению работ по самонаведению. В отличие от довоенной торпеды CAT на этот раз в качестве носителей системы самонаведения использовались электроторпеды ЭТ-80 и ЭТ-46. Разрабатываемые на их основе торпеды получили соответственно наименование САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2. Нельзя сказать, что при их проектировании все шло гладко. Одна из трудностей заключалась в том, что торпедостроительная промышленность практически не имела опыта работы с радиоэлектронными системами. Для ускорения работ с успехом использовались не только схемно-конструктивные решения, но и элементы трофейных торпед. При активном участии специалистов НИМТИ и НИИ-400 (преемник ЦКБ-39) в 1945 г. завод «Двигатель» выпустил техническую документацию и изготовил партию торпед САЭТ. В следующем году комиссия под председательством видного ученого доктора военно-морских наук, профессора, вице-адмирала Л.Г.Гончарова провела на Каспии сравнительные испытания двух образцов торпед: отечественной САЭТ и немецкой Т-V. Было сделано 117 выстрелов, в том числе 41 — по движущейся цели. Комиссия пришла к заключению, что отечественная торпеда САЭТ по своим возможностям не уступает немецкой T-V.
Между тем работы над торпедой САЭТ-2 продолжались. В течение 1947—1948 гг. была разработана техническая документация и изготовлена опытная партия торпед. С марта по август 1949 г. на Черном море прошли заводские испытания торпеды САЭТ-2. Было произведено 212 выстрелов, в том числе 81 — с подводной лодки и 107 — по движущейся цели. Результаты стрельб были положительные. Вскоре торпеду предъявили на государственные испытания. Проводились они на Черном море с декабря 1949 г. по апрель 1950 г. В процессе испытаний было произведено 76 выстрелов, в том числе по кораблям 47 и 2 — в боевой комплектации по скале. Таким образом, всего при разработке первой отечественной самонаводящейся торпеды после войны было произведено свыше 400 выстрелов, в том числе почти 200 — по движущейся цели. Проверка точности наведения торпеды САЭТ-2, а также наглядное представление характера ее прохода под кораблем-целью производилось на ночных стрельбах со световым прибором в торпеде. Таких стрельб было проведено 30. На всех выстрелах торпеда уверенно проходила под кораблем-целью, первый раз в районе винтов, повторно — под миделем. Были случаи, когда торпеда совершала до 8 проходов под целью.
В 1950 г. первая отечественная самонаводящаяся торпеда была принята на вооружение. Она получила наименование САЭТ-50. В комплектации с батареей B-6-III торпеда имела скорость хода 23 узла и дальность хода 4,6 км. С батареей B-6-IV ее дальность хода составляла 6 км. Серийное производство торпед САЭТ-50 на заводе «Двигатель» началось в 1951 г, В последующем торпеда прошла модернизацию. В ее конструкцию была введена система обесшумливания, позволившая сохранить чувствительность аппаратуры самонаведения и одновременно увеличить скорость торпеды до 29 узлов. Система состояла из двух колец в корме с отверстиями для выхода воздуха и носового обтекателя на акустическом приемнике. Из отверстий малого кольца воздух подавался в зону гребных винтов и это уменьшало шумообразование кавитационного характера. Воздух, выходивший из большого кольца, создавал завесу, экранирующую акустический приемник от гребных винтов. Носовой обтекатель на приемнике снимал помехи гидродинамического характера. Модернизированная торпеда в 1955 г. получила наименование САЭТ-50М.