Вы можете заказать спецтехнику аренда экскаватора погрузчика чтобы вырыть траншею

"Петр Великий"

Переход американского монитора "Miantonomoh" через Атлантику из Нью-Йорка в Кронштадт произвел огромное впечатление на специалистов. Известный кораблестроитель контр-адмирал А.А.Попов не только посетил "Miantonomoh", но и совершил на нем плавание от Гамбурга до Шербура. Опыт американских кораблестроителей А.А.Попов использовал при разработке проекта башенно-брустверного броненосца "Петр Великий" (с 1873 года - броненосный корабль, с 1892 года - эскадренный броненосец). Однако его башенные установки почти полностью повторяли тип, разработанный для броненосных башенных фрегатов типа "Адмирал Спиридов". Правда, на этот раз Ф.В. Пестич с самого начала предусмотрел две пары гидроцилиндров, с помощью которых осуществлялся накат и откат без выстрела. Каждая пара имела общий поршень. Цилиндры устанавливались по бокам орудийного станка, давление жидкости создавалось паровыми или ручными насосами. Еще один паровой насос использовался для подъема цапф. Эта операция производилась так же, как в башнях фрегатов типа "Адмирал Спиридов", причем надо отметить, что паровые насосы в башенных установках фрегатов были установлены уже после того, как их опробовали на броненосце "Петр Великий". В его башнях подъем одного орудия на высоту 47 см производился за 30 с, а всех четырех орудий вместе - за две минуты.

Выбор калибра орудий для броненосца "Петр Великий" представлял определенные трудности, так как нарезная артиллерия еще только начинала широкое внедрение на флоте и имела как своих сторонников, так и противников. Видимо, именно этим объясняется тот факт, что первоначально для "Петра Великого" предназначались 508-мм гладкоствольные пушки. Изготовленное Пермским заводом по чертежу Ф.В.Пестича, это гигантское орудие, имевшее массу 43,8 т и длину 5,5 м, при заряде 60 кг сообщало снаряду массой 508 кг начальную скорость 340 м/с. Давление пороховых газов в канале ствола составляло при этом 1500 кгс/см2.

В 1870 году завод Круппа начал изготовление опытной нарезной 305-мм пушки. Инженеры Обуховского завода, лишь немного отставая от своих германских коллег, в 1872 году сумели изготовить свое 305-мм орудие, практически ни в чем не уступавшее крупповскому. В 1872 году орудие Обуховского завода побывало на Московской выставке, а в следующем - и на Венской. Поэтому всесторонние испытания новой артиллерийской системы начались только в 1874 году. Однако вскоре их пришлось приостановить из-за того, что новый призматический порох создавал слишком большое давление в канале ствола - 3650-4420 кгс/см2. Начались поиски оптимального состава пороха, а орудие тем временем отправили в Кронштадт и установили на форт "Константин". В феврале 1875 года испытания продолжились. После 82 выстрелов определили боевой вес заряда пороха-60 кг при массе чугунного снаряда со свинцовой оболочкой 321 кг. Давление в канале ствола составляло при этом 2500 кгс/ см2, а начальная скорость снаряда - 440 м/с. После испытаний орудие, наконец, попало на броненосец, но, после его монтажа на станке, выяснилось, что действие привода вертикального наведения крайне затруднено. Причина заключалась в перевесе казенной части орудия на 320 кг. После того, как Ф.В.Пестич ввел в механизмы вертикального наведения подъемные дуги, особое значение приобрела необходимость совпадения центра тяжести орудия с осью цапф. До этого, наоборот, орудия делались с небольшим перевесом казенной части, так как этого требовала конструкция винтового подъемного механизма.

Вторым недостатком новой пушки оказалось неудачное расположение ходового винта клинового затвора, который находился в верхней части клинового отверстия слишком высоко для обычного человеческого роста. МТК предложил Пестичу для устранения вредного влияния перевеса удлинить станок на 152 мм, надеясь, что это облегчит работу привода. По мнению Пестича, в этом не было необходимости, так как Обуховский завод изготовил всего две пушки с перевесом и начал изготовление третьей пушки по новому чертежу - с укороченной казенной частью. В конце июня 1875 года завод изготовил уже пять таких орудий. Ими предполагалось вооружить два броненосца: "Петр Великий" и "Вице-адмирал Попов". При этом следовало учесть, что, если установка орудий с перевесом являлась на "Петре Великом" нежелательной, то на круглом броненосце "Вице-адмирал Попов" - недопустимой из-за особенностей конструкции "скрывающихся" станков.

В конце концов, два орудия нового чертежа с клиновыми затворами, выдвигающимися у одного орудия влево, а у другого - вправо, отправили на Черное море. На "Петр Великий" в каждую башню установили по одному орудию нового чертежа с затвором, выдвигающимся влево. Станки, на которые предполагалось установить орудия с перевесом, требовали некоторой доработки, но минимальной, так как по указанию МТК орудия с перевесом следовало заменить орудиями "нового чертежа", "о скорейшем изготовлении которых необходимо ныне же озаботиться заводу".

Башенные установки броненосца "Петр Великий" все годы службы действовали исправно, но уже в начале 1890-х годов стала очевидной необходимость модернизации артиллерии главного калибра. Однако в 1903 году началось переоборудование "Петра Великого" в учебно-артиллерийский корабль, при этом обе башни были демонтированы.

Созданные в 60-70-х годах XIX века, первые русские башенные установки снабжались в основном ручными механизмами, имели малую скорость наводки и низкую скорострельность. Лишь во второй половине 70-х годов все более широкое применение в морской артиллерии и, в частности, в башенных установках, начали находить гидравлические механизмы, постепенно вытеснявшие ручные приводы, сохранявшихся, однако, в установках крупного калибра в качестве дублирующих. Тем не менее, именно с этих установок начиналась более чем столетняя история башенной артиллерии российского флота.