ШЛЮПКИ

О первоначальном шлюпочном вооружении "Владимира Мономаха" можно судить по отчетным чертежам. По приказу №44 Управляющего Морским министерством от 24.04.1885 г. корабли 1-го ранга должны были нести по два 20-весельных барказа, один 16-весельный и два 14-весельных катера, 2 вельбота, 2 паровых и 2 минных катера (11 шлюпок). Но находившийся в заграничном плавании "Владимир Мономах" смог получить шлюпки и катера по новому штату только во время ремонта 1888-89 гг. На крейсер установили деревянный 14,6-метровый минный катер с аппаратом для торпед длиной 4,6 м, стальной 11,3-м минный катер (3,3-м торпеды калибром 356 мм, весом 136 кг, с зарядом 8 кг, со скоростью хода 6,7 уз. и дальностью 700 м), деревянный 9,75-м катер типа "Птичка" с аппаратом для метательных мин и шестовыми минами и деревянный 10,4-м паровой катер. Два больших катера стояли на мощных заваливающихся шлюпбалках, заменивших ростры по бокам от труб (14,6-метровый катер с левого борта). Остальные паровые и крупные гребные шлюпки поставили на новые ростры соответственно между носовыми и кормовыми спонсонами. Поскольку на крышах спонсонов стояли мелкие пушки, для обслуживания отодвинутых от борта катеров и барказов пришлось установить поворотные шлюпбалки с большим выносом нока. По этим характерным изогнутым "мини-кранам", сохранившимся до конца карьеры "Мономаха", крейсер легко узнавался. Расположение катеров и вельботов в корме осталось без изменений. Шлюпочные выстрелы длиной 19,72 м сначала располагались горизонтально чуть выше уровня полубака. Но с переносом мешавших действию носовых 203-мм орудий запасных становых якорей на палубу выше и размещением на крышах спонсонов мелких пушек шарниры выстрелов переместили вниз. При креплении по-походному они теперь занимали наклонное к горизонтали положение.